Ладога или Новгород?

Источник: Рыжов К. Энциклопедия Российской государственности. От язычества к империи. – М. : Вече, 2008. – 400с.

Нам осталось разобрать последний вопрос, напрямую связанный с темой «призвания» куда же на самом деле, в Новгород или в Ладогу приехал княжить Рюрик? В летописях в связи с этим царит любопытный разнобой. Новгородская первая летопись, сохранившая древнейшую версию «варяжской легенды», сообщает, что Рюрик сел в Новгороде. В списке Лаврентьевской летописи после слова «Рюрик» оставлено незаполненное место, видимо, переписчик, имея на этот счет разноречивые источники, не знал, какой город ему выбрать. В Московско-академическом списке говорится, что Рюрик сел в Новгороде, но Ипатьевская летопись однозначно утверждает, что местом его первоначального княжения была Ладога.
Внимательное исследование текстов показало, что вплоть до начала XII века местом призвания варягов неизменно считался Новгород. В этом не сомневался и Нестор, который, по-видимому, сам на севере не бывал. Но второй редактор его труда, условно именуемый Ладожанином, в Ладоге, несомненно, побывал. Он первым и принес на юг несколько ладожских преданий. Оказалось, что не только Рюрик поначалу правил в Ладоге, но и следующий варяжский князь Олег имел с этим городом какую-то тесную связь и даже был тут похоронен. Редакцию несторовского труда, осуществленную Ладожанином, как раз и донесла до нас Ипатьевская летопись.


Лишь немногие, впрочем, соглашались ей верить. Громадное влияние, какое имел со второй половины X века Новгород и то ничтожное значение, которым пользовалась в дальнейшем Ладога, как будто не оставляли места для сомнений — Рюрик мог быть призван только в Новгород! 0 важном его значении говорили и попавшие в летописи предания, относившие основание Новгорода к седой старине. Так, рассказывая о расселении словен, Нестор замечает: «Словени же сидоша около озера Илмеря, и прозвашася своим именем, и сделаша град и нарекоша Новъгород...» В некоторых позднейших новгородских летописях и в Никоновской после этого следует добавление; «и посадиша старейшину Гостомысла». А в Воскресенской летописи эта статья изложена еще более подробно; «И пришедшее словене с Дуная и седше у озера Ладожьскаго, и оттоле прииде и седоша около озера Ильменя, и прозвашася иным именем, и нарекошася русь реки ради Руссы, иже впадоша во озеро Илмень; и умножився им, и соделаша град и нарекоша Новград, и посадиша старейшину Гостомысла…»
Сомнения появились после начала крупномасштабных археологических работ в обоих городах. Как известно, новгородская почва имеет благодатное для археологов свойство: в ней хорошо сохраняются остатки дерева. Изучая уникальный рисунок годовых колец на бревнах, археологи могут с необычайной точностью определить, в каком году было срублено то или иное дерево, использованное потом при ремонте городских мостовых. Результаты исследований оказались до некоторой степени обескураживающими: древнейшие из обнаруженных построек относятся к первой трети X века! Фактически же территория Новгорода начала интенсивно заселяться только в середине столетия. Первоначально возникли отдельные поселки — будущие Наревский, Словенский и Людин концы. Объединение поселков в единый город завершилось во второй половине X века со строительством Детинца (крепости).

Выходит, что Новгорода в эпоху призвания варягов просто не существовало? Если судить строго фактически, то да. Но в 2 км от Новгорода, вверх по течению Волхова, на острове, образованном прибрежьем Ильменя, правым берегом Волхова и Волховцем было обнаружено Городище, основанное в последних десятилетиях IX века. Позже, в XII—XV веках именно тут находилась резиденция новгородских князей. Большинство современных историков считают, что все летописные упоминания Новгорода в IX веке относятся как раз к этому месту, хотя, скорее всего, называлось оно тогда иначе. Лишь после того, когда в X веке появился Детинец, он и стал именоваться Новгородом, причем «новым» его считали как раз по отношению к «старому» Городищу. Позже это название распространилось на все концы.



Рюриково Городище

Зато древности Ладоги оказались безупречными. В известном смысле реальность даже превзошла ожидания. Поселение на берегах реки Ладожки было основано уже в середине VIII века и, по-видимому, действительно являлось племенным центром ильменьских словен. Уже с очень ранних времен, едва ли не с самого основания, здесь хорошо прослеживается присутствие скандинавского элемента. Скандинавы и впрямь хорошо знали Ладогу, которая не раз упоминается в их сагах под именем Альдейгью (считают, что этот ойконим, как и русское «Ладога», происходит от финского названия протекавшей через город реки Alode-jogi («Нижняя река»)). 0 том, что Ладога изначально играла важную роль в торговле с Востоком, говорит найденный здесь клад арабских дирхемов, один из самых древних на территории Древнерусского государства (его датируют 786 г.). Сейчас едва ли можно сомневаться в том, что и в политическом отношении роль Ладоги долгое время была уникальной. Она считалась чем-то вроде личного владения великого князя и вплоть до середины XI века оставалась независимой от новгородских властей. Возможно, что такое положение сложилось уже при первых варяжских князьях Рюрике и Олеге и связано оно как раз с тем, что Ладога была как бы «изначальным» владением верховного правителя Руси.

Может ли служить все сказанное основанием для заключения, что Рюрик действительно был призван в Ладогу, а не в Новгород? И да и нет. Многовековая, очень устойчивая традиция считать Новгород «стольным» городом Рюрика едва ли могла появиться из ничего, на пустом месте. Она, очевидно, имела под собой какие-то основания. Рюрик вполне мог сначала обосноваться в Ладоге, а потом по какой-то причине перенести свой стол в Городище. Подобные вещи происходили потом неоднократно. Князья не любили старых племенных центров, где сильна была родовая знать и вече. В этом смысле более «молодой» Новгород, наверно, выгодно отличался от «старой» Ладоги. Некоторые историки вообще считают, что Новгород был основан пришлыми варягами. Действительно, установленное археологами время возникновения Городища — последние десятилетия IX века — очень близко к дате «призвания».

Последнее обновление: 3 сентября 2012, 13:49

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс цитирования