Ключевые вопросы. Накопленный вред окружающей среде: основные понятия. Выявление, оценка, учет и категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде. Ликвидация накопленного вреда окружающей среде.
Указом Президента РФ от 05.01.2016 N 7 "О проведении в Российской Федерации Года экологии" "в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности" 2017 г. объявлен Годом экологии.
Через полгода распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 N 1082-р утвержден план основных мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года экологии (далее - Распоряжение N 1082-р, План). Полагаем, что перечисленные в Плане мероприятия (всего - 234) являются первоочередными по отношению ко всем другим, запланированным на 2017 г. при осуществлении государственной экологической политики.
Бабич М.Е., консультант отдела оценок в сфере транспорта, связи и экологии Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России, магистр юриспруденции Научно-исследовательского университета "Высшая школа экономики".
В статье представлены результаты анализа места экологической безопасности в российской системе стратегического целеполагания и степени скоординированности документов стратегического планирования различных уровней управления по приоритетам, целям и задачам. Особое внимание уделено документам стратегического планирования регионов и муниципальных образований, имеющих развитый туристский сектор экономики.
Мишулина Светлана Ивановна, заведующая лабораторией экономики природопользования и экологии Института природно-технических систем, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник.
На современном этапе развития международного сообщества важной программой для государств было и остается обеспечение населения и санитарии безопасной питьевой водой. Разработанная в рамках Организации Объединенных Наций программа "Вода для жизни" охватывает широкий диапазон стратегических направлений, рекомендованных для реализации государствами. В статье подробно рассматриваются международные стандарты, закрепленные в международных соглашениях по охране и рациональному использованию водных ресурсов, вопросы расширения международного сотрудничества государств по проблемам, связанным с водными ресурсами на всех уровнях. В связи с созданием в системе ООН Механизма "ООН - водные ресурсы", а также двух Десятилетий "Вода для жизни" (1981 - 1990, 2005 - 2015), анализируется выполнение намеченных мероприятий, принятие на Саммите тысячелетия новой программы по устойчивому развитию до 2030 года, в том числе в отношении водных ресурсов.
В статье подвергнуты исследованию международные соглашения по трансграничным водным ресурсам, в том числе новая разработка Комиссии международного права по трансграничным водным горизонтам.
В связи с участием Российской Федерации во многих международных соглашениях по водным ресурсам автором рассмотрены Водная стратегия России 2009 года, Водный кодекс, ее целевая программа "Чистая вода", рассчитанная на 2 этапа: 2009 - 2012 и 2013 - 2017 гг.
Валеев Револь Миргалимович, доктор юридических наук, профессор Казанского (Приволжского) федерального университета, заслуженный юрист РФ.
Автор считает, что административно-правовым механизмом обеспечения законности в экологической сфере является система административно-правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативная охрана экологии. Структурно он состоит из административно-правовых норм, административных правоотношений и актов применения административного права.
В рамках общей характеристики состояния экологии рассматриваются вопросы, характеризующие эффективность функционирования складывающихся регулятивных и охранительных правоотношений. Анализируется функционирование государственно-правового механизма Российской Федерации в сфере экологии с учетом федеративного устройства государства. Дается юридическая характеристика действующего законодательства на уровне государственного управления (федеральном и региональном), а также на уровне органов местного самоуправления.
Показываются проблемные вопросы и предлагаются пути их решения. В частности, по мнению автора, одной из проблем, оказывающих существенное влияние на состояние уровня законности в экологической сфере, является общий недостаток российского законодательства в целом - это осуществление правоприменительного процесса на основе широкого круга подзаконных нормативных актов, нередко не обладающих необходимым системным характером и логической завершенностью. Выводы и предложения основываются на конкретных примерах и анализе статистических данных.
Делается аргументированный вывод о том, что стабильность и качество законодательного закрепления регулируемых общественных отношений непосредственным образом влияют на состояние законности в сфере экологии. Кроме того, частое изменение современного российского законодательства и вытекающая из него правовая неопределенность в регламентации общественных отношений приводит к неоправданно частым изменениям содержания и границ должного поведения субъектов складывающихся правоотношений.
Мелехин Александр Владимирович, доктор юридических наук, профессор Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
В статье рассматриваются правовые проблемы обеспечения прав собственности и суверенитета Российской Федерации на ее минеральные и иные природные ресурсы в интересах реализации законных интересов населения, нынешнего и будущих поколений для их благополучия, процветания, обеспечения достойной жизни, провозглашенных в Конституции Российской Федерации, конституциях и законодательстве большинства стран.
По мнению автора, обострение энергетической ситуации на Земле обусловливает обсуждение правовых проблем обеспечения прав собственности и суверенитета Российской Федерации на ее минеральные и иные природные ресурсы, законных интересов населения, нынешнего и будущих поколений для их благополучия, процветания, обеспечения достойной жизни, формирования социальных, правовых государств, провозглашенных в Конституции РФ, конституциях и законодательстве большинства стран.
Формирование государственного суверенитета на природные ресурсы начинается с провозглашения, формулирования и закрепления в национальном праве основных принципов охраны окружающей среды, отражающих устойчивое развитие (баланс экономики и улучшения состояния окружающей природной среды), сочетание рационального использования и охраны природного ресурса и его части в границах территорий (например, сочетание бассейнового и административно-территориального принципов) и всей страны в целом, с разграничения функций управления в области использования и охраны природных ресурсов и функций их хозяйственного использования, что может способствовать предупреждению деградации окружающей среды.
Автор считает, что экологизация, в ходе которой определяются и регулируются экономические и экологические отношения, происходит не без конфликтов, поскольку экономический интерес и эксплуатация природных ресурсов часто превалируют в сознании многих граждан; отношения общества и природы обусловливают восприятие экономики не как цели развития, а как средства поддержания жизни настоящего и будущего поколений. Экологизированное законодательство призвано уравновешивать современные экономические и экологические приоритеты.
Показано, что перспективы дальнейшего укрепления суверенитета и развития России не могут не предполагать совершенствования законодательства о прогнозировании, стратегическом планировании, об увеличении масштабности предварительной оценки важнейших проектов - узловых, реперных и отправных точек модернизации экономики и всей социальной жизни.
Боголюбов Сергей Александрович, доктор юридических наук, профессор, заведующий отделом аграрного, экологического и природоресурсного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, заслуженный деятель науки РФ.
Важнейшим условием успешной реализации задач, обозначенных в Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, является соответствующее правовое обеспечение, выражающееся в создании необходимого эколого-правового механизма. В отличие от разработанных ранее политико-правовых документов, определяющих содержание государственной экологической политики (например, Экологическая доктрина Российской Федерации), положения которых оставались нереализованными ввиду отсутствия законотворческих решений, направленных на совершенствование законодательства об охране окружающей среды, ситуация с реализацией Основ государственной политики в области экологического развития выгодно отличается. Это проявляется в утверждении Правительством России Плана действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, в принятии в соответствии с ним федеральных законов, предусматривающих изменения в природоохранном блоке экологического законодательства. Эти изменения направлены на совершенствование правового механизма охраны окружающей среды (введение новых эколого-правовых инструментов, например категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, наилучшие доступные технологии; развитие применявшихся ранее, например плата за негативное воздействие на окружающую среду, производственный экологический контроль и др.) и повышение его эффективности.
Гиззатуллин Равиль Хасанович, доцент кафедры финансового и экологического права ФГБОУ ВО "Башкирский государственный университет", доктор юридических наук, доцент.
Для продолжения формирования и подлинной реализации экологической политики России полезно понимание взаимосвязи и взаимодействия политик в сфере природопользования и охраны окружающей среды различных стран, федеративных и межгосударственных объединений. Состояние сотрудничества в сфере обеспечения устойчивого развития, сочетания публичных и частных интересов, трансформации принципов и норм экологического международного права и международных договоров в национальные правовые системы находится в зависимости от общности и различий экономических, социальных, демографических, информационных, военных и иных аспектов национальных политик. Представляет интерес выявление и анализ общего и особенного в экологических политиках России и стран ЕС, БРИКС, США, Беларуси, Казахстана.
В статье рассмотрены вопросы соотношения государственной экологической политики и стратегического планирования. Обоснована необходимость корреляции государственной экологической политики с документами целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования, разрабатываемых на всех уровнях стратегического планирования.
Выпханова Галина Викторовна, профессор кафедры экологического и природоресурсного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук.
Жаворонкова Наталья Григорьевна, заведующая кафедрой экологического и природоресурсного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.
Последнее обновление: 5 июня 2017 г., 16:08