Камал (Камалетдинев) Г.Г.

Источник: Татарская энциклопедия: в 5 томах – Казань: ИЯЛИ, 2006
Т.3.- 664 с.
КАМАЛ (Камалетдинев) Галиасгар Галиакберович (25.12.1879, Казань - 16.6.1933, там же), драматург, публицист, театральный и общественный деятель, Герой Труда (1924), народный драматург ТАССР (1926).
Один из основателей национальной журналистики и организаторов татарского профессионального театра. В 1880-е гг. учился в медресе «Усмания» и «Халидия», в 1890-е гг. — «Мухаммадия», одновременно получил начальное образование в трёхклассной русской школе. Вопреки воле отца, желавшего видеть сына муллой, Камал избрал путь служения просвещению своего народа.
В 1901 он организовал общество по изданию и распространению книг «Мәгариф котебханәсе» («Библиотека просвещения») и до 1905 руководил им. В 1905 работал в первой татарской газете «Казан мөхбире», в 1906 — в газете «Азат», являясь её фактическим руководителем, в том же году стал издателем и редактором этой газеты под новым названием «Азат халык». После выхода 15 номеров за публикацию материалов революционного содержания газета была закрыта, Камал оштрафован. В 1908—09 он издавал и редактировал сатирический журнал «Яшен», до 1917 работал в газете «Йолдыз» (во время Балканской войны 1912-13 был собственным корреспондентом в Турции), после 1917 — в газетах «Эш», «Эшче», «Кызыл Армия».
К первым литературным опытам Камала относятся пьесы «Бәхетсез егет» («Несчастный юноша», 1900; 2-й вариант 1908), «Өч бәдбәхет» («Три злодея», 1900; другое название «Уйнаш» — «Распутство», 1910) и перевод пьесы «Кызганыч бала» («Жалкое дитя», 1900) Н.Кемаля.
Камал - драматург выступал в общем русле художественных традиций литературы просветительского реализма. Лейтмотив этих произведений — критика патриархального семейного уклада татар. В последующие годы раскрылся талант Камала как комедиографа. Он обогатил национальную драматургию и театральное искусство комедиями «Беренче театр» («Первое представление», 1908), «Буләк өчен» («Ради подарка», 1909), «Банкрот» (1911), «Безнең шәһәрнең серләре» («Тайны нашего города», 1911). В них с сатирических позиций Камал воссоздал картины жизни татарского общества начала 20 в., затронул проблемы отцов и детей, супружеских и семейно-бытовых отношений, создал яркие образы представителей национальной купеческо-мещанской среды, воспитанных в духе патриархальной старины. Общее направление тематики творчества — распад патриархальной жизни, зарождение новых отношений, взглядов, противоречия и борьба между старым и новым.
Персонажи пьес Камала заняты «общественными» и «культурными» делами (Фатих, Насыр, Тариф, Карим — «Тайны нашего города»), выступают против всего нового (Хамза-бай — «Первое представление»), ставя превыше всего собственные корыстные интересы (Хамида — «Ради подарка»), нарушают элементарные правила делового партнёрства и человеческой порядочности (Сиразетдин — «Банкрот»). Почти все слои татарского городского населения (интеллигенция, духовенство, чиновники, приказчики, слуги и т. д.) представлены в пьесе «Тайны нашего города», которую высоко оценил Г.Тукай. Комедии Камала отличаются остротой конфликтов, динамичностью действия, насыщенностью событий, в них мастерски отображён внутренний мир героев, ярко высвечены национальные обряды, нравы, детали быта (обстановка и убранство дома, национальная кухня и др.). Автор проявил себя как мастер диалога, язык его комедий насыщен народным юмором.
Поэтическое творчество Камала отражает господствовавшие в татарском обществе идеи и настроения в период Революции 1905-07.
Он пишет о нуждах нации, надеждах на получение свободы, развитие национального просвещения, культуры и науки («Азатлык» — «Свобода», 1905; «Өндәү» — «Воззвание», 1905; «Безгә ни кирәк» — «Что нам нужно», 1906; «И, мөселман, йокламагыл!» — «Эй, мусульманин, не спи!», 1906 и др.). Разнообразна тематика публицистики Камала: отношение к Государственной думе и манифесту 1905 («3 нче ноябрь манифесты ни бирә?» — «Что даёт манифест 3-го ноября?», 1906; «Дума, дума, дума», 1906; «Депутатлар озату» — «Проводы депутатов», 1907 и др.), проблемы татарской общественной жизни («Кем гаепле?» — «Кто виноват?», 1905; «Искелек сакчыларына ачык хат» — «Открытое письмо сторонникам старого», 1906; «Ачларга ярдәм эшләре» — «Работа в помощь голодающим», 1907; «Иван Николаевич Харитонов», 1909; «Кыз сату» — «Продажа девушки», 1912 и др.). В своих рассказах Камал, отрицая бессмысленное, пустое времяпрепровождение, призывал направлять свои силы на полезные обществу и народу дела («Сабир хәзрәт яки гыйбрәт» — «Сабир-хазрет, или Поучительный пример», 1903; «Күгәргән алтыннар» — «Потускневшее золото», 1909). Камал пристально следил за развитием татарской литературы и театра, опубликовал множество литературно - критических статей и рецензий («Татарча театр» — «Театр на татарском», 1907; «Габдулла Тукаев шигырьләре» — «Стихи Габдуллы Тукаева», 1907; «Ачлык кушты» — «Голод заставил», 1908; «Яңа әсәрләр» — «Новые произведения», 1909; «Саран» пьесасы хакында» — «О пьесе «Скупой», 1915 и др.). В годы Гражданской войны он освещал события, происходившие в стране и республике, облекая революционное содержание в традиционные поэтические формы («Декламацияләр» — «Декламации», 1921).
Творчество Камала после 1917 в художественном плане значительно уступает творчеству дооктябрьского периода. В поздней драматургии пропагандируются идеи социалистического переустройства общества. Работники советских органов, их сторонники становятся положительными героями, противники перемен подвергаются осмеянию (комедия «Хафизәләм иркәм» — «Милая Хафиза», 1922; драма «Өч тормыш» — «Три жизни», 1930 и др.). Камал — автор переводов на татарский язык многих произведений русской и зарубежной драматургии: «Женитьба» и «Ревизор» Н.В.Гоголя, «Гроза» А.Н.Островского, «Скупой» и «Лекарь поневоле» Ж.Б.Мольера, «Индианка» Г.Хамида и др.
Камал обладал самобытным талантом художника. Он автор первых иллюстраций к произведениям Г.Тукая, сатирических рисунков на актуальные общественные и политические темы в журналах «Яшен» (1907—08), «Ялт-Йолт» (1908-10). Как художник - график внёс значительный вклад в развитие культуры издательского дела в Татарстане; создал новые рисунки татарских шрифтов для Казанской типографии И.Н.Харитонова, первые театральные афиши. Им выполнено художественное оформление ряда спектаклей в татарском театре. В 1920-е гг. Камал усовершенствовал татарскую каллиграфию, разработал шрифты для журнала «Чаян», газеты «Кызыл байрак».

А.Х Ахмадуллин.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс цитирования