Татарская энциклопедия

Источник: Татарская энциклопедия. Т.3.- Казань : ИЯЛИ, 2006. - С. 240

Кариев Габдулла (настоящие фамилия и имя Хайруллин Миннибай Хайруллович) (8.5.1886, сельцо Кульбаева Мураса Чистопольского уезда Казанской губернии, ныне д. Кульбаево-Мараса — 28.1.1920, Казань), драмматический актер, режиссер; основатель профессионального татарского театра. Вначале учился в медресе с. Такталы, затем — г.Уральск, где познакомился с Г.Тукаем. Сценическую деятельность начал в августе 1907 в «Первой в России передвижной труппе мусулъманских драматических артистов» под руководством И.Кудашева-Ашказарского (г.Нижний Новгород). С 1908 руководил собственной труппой «Мосафир артистлар жэмгыйяте» («Общество странствующих артистов»), получившей впоследствии название «Сайяр». Опираясь на опыт русского театра, привлекая русских режиссёров к постановочной и педагогической работе в коллективе, Кариев создал школу реалистического актёрского искусства. Значительное влияние на формирование его взглядов оказали многолетнее общение и сотрудничество с прогрессивными деятелями татар, литературы и просвещения Г.Тукаем, Г.Камалом, Г.Исхаки, Г.Кулахметовым, Г.Терегуловым, совместные выступления с азербайджанской труппой Г.Араблинского, встречи с К.С.Станиславским и актёрами Моск. Худож. театра. Огромное внимание Кариев уделял репертуару. Прилагая немалые усилия для преодоления цензурных запретов и сопротивления религиозных фанатиков, первым поставил пьесы «Бәхетсез егет» («Несчастный юноша»), «Банкрот», «Безнең шәһәрнең серләре» («Тайны нашего города»), «Беренче театр» («Первое представление») Г.Камала, пьесы Г.Исхаки, Г.Кулахметова, Ф.Амирхана, Ш.Камала, К.Тинчурина, познакомил татарского зрителя с азерб. драматургией, русской и мировой классикой (сначала в переделках, затем в переводах). Благодаря деятельности Кариева в репертуаре татарского театра появились пьесы Н.В.Гоголя, А.Н.Островского, М.Горького, Ф.Шиллера, Н.Нариманова. Как актер Кариев создал ряд значительных образов, ставших своего рода классическим эталоном их исполнения на татарской сцене, среди которых — Карим-бай, Хамза-бай, Сиражетдин, Хафиз («Несчастный юноша», «Первое представление», «Банкрот», «Тайны нашего города» Г.Камала), Бадри («Галиябану» М.Файзи), Юнус-хаджи («Хаджи эфенди женится» Ш.Камала), Городничий («Ревизор» Н.В.Гоголя), Юсов («Доходное место» А.Н.Островского), Бессеменов («Мещане» М.Горького). Основанное на принципе перевоплощения, его исполнение отличалось точным и скрупулёзным отбором выразительных деталей, психологическим обоснованием каждого поступка действующего лица, острой социальной направленностью, близостью к народному пониманию типа того или иного характера. Выступления Кариева всегда находили живой отклик зрительного зала и вызывали ожесточённые нападки реакционной прессы. Как режиссер Кариев в своих постановках следовал законам жизненной правды, добивался воссоздания на сцене подлинных реалий жизни. Вместе с тем стремился передать основную мысль драматурга, донести до зрителя идейный смысл произведения, требовал от актёров ансамблевости исполнения, настаивал на коллективном характере творчества. Много внимания уделял работе с актёрами, в т.ч. сценической речи, был не только профессиональным, но и духовным наставником первых татарских актёров. По определению К.Тинчурина, Г.Кариев, открывший новую страницу в истории татарской культуры, по праву является единственным руководителем театра в его начальном периоде, «он впервые придал татарскому театру форму, впервые начал верно трактовать и исполнять татарские типы, духовно приблизил татарский театр к народу». В 1988 в д. Кульбаево-Мараса Октябрьского района открыт мемориальный музей Г.Кариева.
Лит.: Сарымсаков Ш. А. Кариев. К., 1957; Габдулла Кариев турында истәлекләр. К., 1967; ГКариев: Мәкаләләр, истәлекләр, документлар. К., 1976; Октябрьгә кадәрге татар театры. К., 1988.
И.И.Илялова.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс цитирования