Татарская энциклопедия

Источник: Татарская энциклопедия. Т3.- Казань: Ин-т татар. энц., 2006.-663 с.



ЛЮБОВСКИЙ Леонид Зиновьевич (р. 24.2.1937, г.Каменка, Украинская ССР), композитор, педагог, заслуженный деятель искусств ТАССР, РФ (1983, 1996). По окончании в 1967 Казанской консерватории по классу композиции у А.Лемана преподаёт там же на кафедре композиции. Любовский успешно и плодотворно работает во многих жанрах композиторского творчества. Особенно привлекают его масштабные циклические композиции (симфонии, оратории, инструментальные, вокальные и хоровые циклы, театральная музыка). Композитор остро и напряжённо чувствует современность, её живой динамичный пульс, стремительное течение жизни. Особенно ярко эти черты творчества проявились в неожиданных по своим композиционным и идейно-художественным решениям Симфонии-оратории на стихи И.Франко, 3-й, 4-й и 5-й симфониях, трагический пафос которых наполнен философскими раздумьями о прошлом, настоящем и будущем. Среди произведений Любовского выделяется своей гражданской значимостью Лакримоза памяти А.Сахарова (для большого симфонического оркестра и органа). В концертах с оркестром для виолончели, скрипки, фортепиано проявляются неоклассические и неоромантические тенденции. Особое место в творчестве композитора занимают вокально-симфонические произведения «Из моабитских тетрадей» на стихи М.Джалиля, кантата «Немую боль в слова облечь...» по поэме «По праву памяти» А.Твардовского, основной темой которых является осмысление трагических событий прошлого. Разнообразны по тематике и миру образов вокальные циклы Любовского для голоса и фортепиано на стихи российских и зарубежных поэтов («Новый век», «Военные ветры», «Страна журавлиная», «Из корейской классической поэзии», «Радость»). В своём творчестве Любовский обращается к нетрадиционным инструментальным составам: Brass Quintet для двух труб, валторны, тромбона и тубы (первое исполнение состоялось в США); «Триптих Босха» для четырёх тромбонов, фортепиано и ударных (впервые исполнен на 1-м международном фестивале духовой музыки в г.Саратов); Passionmusik — воплощение канонической циклической формы средствами инструментальной музыки (премьера в Большом зале Ленинградской филармонии, 1990), Четыре классические фуги для четырёх ударников (первое исполнение — на международном фестивале «Европа-Азия» в Казани, 2000). Большим творческим достижением Любовского является балет «Сказание о Йусуфе»; поставлен в 2001 на сцене Татарского театра оперы и балета (либретто Р.Хариса, хореографическое воплощение Г.Ковтуна). Обратившись к сюжету, занимающему особое место в мировом духовном наследии, средствами современной музыкальной техники, применяя не только классический, но и экзотический инструментарий, автор сумел высветить общечеловеческие этические проблемы через
противостояние возвышенных и низменных проявлений человеческой природы.
Балет получил высокую оценку музыкальной критики и публики; удостоен Государственной премии РФ (2005). Произведения композитора прочно вошли в концертный и педагогический репертуар, часто исполняются известными музыкантами в Казани, Москве, других городах России, странах ближнего и дальнего зарубежья (Литва, Эстония, Молдова, Польша, Болгария, Германия, США, Япония и др.). Среди авторских концертных программ Любовского — Концерт концертов (1995), 7 инструментальных сонат (1998), Концерт памяти А.Сахарова (1989), Вечер полифонической музыки (2000), Симфонический концерт (2002) и др. — при участии М.Тарасовой, Р.Абязова, Л.Леонтьевой, Ф.Хасановой, И.Коциныша, И.Гирфанова, Р.Скуратова и т. д. Любовский известен также как дирижёр собственных сочинений, автор книг и статей, пианист-ансамблист. Член правления Союза композиторов РТ, орг. комитета международного фестиваля «Европа-Азия». Соч. Любовского неоднократно издавались в Казани и Москве (партитуры 3-й и 4-й симфоний, клавир балета «Сказание о Йусуфе», вокальные циклы и др.).

Осн. соч.: оп. «Праздник святого Йоргена» по одноименной повести Бергстеда (1967); балет «Сказание о Йусуфе» («Иосиф Прекрасный») на либретта Р.Хариса (2001); для симфонического оркестра: 6 симф. (1965,1976,1979, 1983,1990, 2004), Lacrimosa (1990), маленькие классические вариации (1970), «Салонная музыка» (1997), Симфониетта (1964), Litania (2000); концерты с симфоническим оркестром — для фортепиано, виолончели, скрипки (1968, 1972, 1985); для хора и симфонического оркестра: Симф.-оратория на стихи И.Франко (1970), кантата «Немую боль в слова облечь...» по поэме «По праву памяти» А. Твардовского (1987); вокально-симфонические сюиты «Из моабитских тетрадей» на стихи М.Джалиля (1969); для хора: «Мир природы» на стихи Ф.Тютчева (1971), «Мысли» на стихи Р.Хариса (1980); камерно-инструментальные соч.: струнные квартеты №1,2 (1963,2003), дивертисмент (Маленький концерт) для кларнета, фагота, фортепиано и ударных (1967), Brass Quintet для двух труб, валторны, тромбона и тубы (1985), «Триптих Босха» для четырёх тромбонов, фортепиано и ударных (1979), Passionmusik для трубы, тромбона, органа и ударных (1988), четыре классические фуги для четырёх ударников (1995); сонаты с фортепиано: для флейты, гобоя, трубы, тромбона, скрипки, баяна, виброфона, литавр; сонаты, вариации, сюиты, пьесы для различных инструментов; вокальные циклы для голоса и фортепиано; песни; музыка к драматическим спектаклям, для детей и др.
Соч.: Что есть музыка. К., 1993; Маленькая книжечка о Бахе (техника и философия И.С.Баха). К., 1994; Смысл фуги в западноевропейском музыкальном мышлении. К., 1996: Вспоминая Бориса Лукича // Профессор Борис Лукич Лаптев. К.. 1992; Гармония и доброта // Казань. 1995. № 7/8.
Лит.: Гурарий С. Диалоги о татарской музыке. К., 1984; Композиторы и музыковеды Советского Татарстана. К., 1986; Кантор Г.М. Музыковеды Казани: Биобиблиогр. словарь. К.. 2000. Ф.Ш.Сплитова.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс цитирования