Православие

Источник: Татарская энциклопедия / гл.ред.М.Х.Хасанов. Т.4: М-П .— Казань : Ин-т татар. энциклопедии АН РТ, 2008. – C.702-703

ПРАВОСЛАВИЕ, одно из основных направлений в христианстве. Главные положения православия содержатся в Никео-Константинопольском «Символе веры», принятом на церковных Вселенских соборах в 325 (г.Никея) и 381 (г.Константинополь). Православные исповедуют единого Бога, выступающего в трёх ипостасях: Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Святого Духа. Бог-Отец — творец мира. Бог-Сын — Иисус Христос, обладающий божественной и человеческой природой, рождённый Богом-Отцом до сотворения мира, но воплотившийся в земной жизни от Девы Марии. Он принял мученическую смерть на кресте ради спасения человечества, но воскрес, указав тем самым на возможность вечной жизни. Бог-Святой Дух, согласно православному учению, — основа духовной жизни людей; исходит от Бога-Отца (в этом отличие православия от католицизма, признающего исхождение Святого Духа и от Бога-Сына); нисходил на пророков, праведников, апостолов, одаряя их божественной силой для чудотворений; его дары обретают верующие во время таинств. Источниками вероучения являются Священное писание — Библия и Священное предание, в которое входят постановления первых 7 Вселенских соборов, состоявшихся до разделения христианства на восточную и западную ветви (последний — 2-й Никейский, 787), последующих поместных соборов, а также учения Отцов Церкви (христианских мыслителей) 2-8 вв. Православие признаёт 7 таинств: крещение, миропомазание, причащение, исповедь (покаяние), священство, брак, елеосвящение (совершается как духовное врачевание от телесных недугов и оставление неисповеданных грехов). Особое значение имеют таинства крещения и причащения как связанные с жизнью Иисуса Христа. Крещение совершается троекратным погружением окрещаемого в воду, во время которого окрещаемый очищается от первородного греха. Причастие, по убеждениям христиан, — это буквально приобщение к Телу и Крови Иисуса Христа, в которые превращаются подаваемые хлеб и вино. В православии особое почитание воздаётся Богородице Деве Марии, Крестителю Иоанну Предтече, святым (апостолам, ветхозаветным пророкам, христианским подвижникам) и их мощам. Общение с Богом и святыми совершается перед иконами. Православное учение подразумевает веру в ангелов, посмертное воздаяние, рай и ад. В православии нет централизации, крупные церковные организации автокефальны (самоуправляющиеся). Их 15, из них 4 (Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская) носят титул Вселенских; другие поместные — Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греч.), Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии, Американская. Существуют также автокефальные православные церкви (Японская, Украинская и др.). Высшими органами управления Русской православной церкви являются Поместный собор, Архиерейский собор, Священный синод во главе с патриархом, обладающие законодательными, исполнительными и судебными полномочиями. Церковно-административной единицей является епархия во главе с епископом, архиепископом или митрополитом.
В Поволжье представители христианства стали появляться в 7 в. После принятия православия в Киевской Руси (988) князь Владимир I отправил в 990 в Волжскую Булгарию миссионеров под руководством Марка Македонянина, но крещение приняли только 4 булгарских князя с семьями. Вследствие расширения политических, торговых, культурных связей между булгарами и русскими в 1006 был заключён договор о свободном передвижении купцов по территории обоих государств. Это привело к появлению на территории Булгарского государства православных общин. Во 2-й пол. 12 — 1-й четв. 13 вв. происходит проникновение православия в Поволжье: в г.Болгар постоянно проживали русские купцы и свободные ремесленники-христиане. Православные верующие появляются и среди булгар (одним из первых святых Русской православной церкви стал мученик Авраамий Болгарский; ум. в 1229). Известно также о существовании в Болгаре христианской Армянской колонии, в Казани — Армянской слободы (14—15 вв.). Широкое распространение православия па территории Казанского края началось с завоевания Казанского ханства (1552) и в ходе колонизации его земель православным населением. В 1555 была образована Казанская епархия, которая развернула активную работу по христианизации татар и других нерусских народов Поволжья. С Казанской епархией связана деятельность святителей Гурия, Германа и Варсонофия, патриарха Гермогена, в Казани была обретена Казанская икона Божией Матери (1579). Важную роль в распространении православия в регионе играла Казанская духовная академия (1842-1921), которая практически сразу после открытия стала крупным богословским и востоковедческим научным центром. К 1917 в епархии функционировали 794 церкви, 27 монастырей. После Октябрьской революции 1917 в соответствии с декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (1918) началась широкая кампания по закрытию монастырей, храмов, духовных учебных заведений. Православное духовенство, оказавшее сопротивление разрушению святынь, в 1918-38 подвергалось репрессиям: в 1918 были расстреляны монахи и послушники Зилантова монастыря, в 1930 — Богородицкой Раифской пустыни. В годы Великой Отечественной войны в отношениях государственной власти и религиозных организаций произошли изменения в сторону либерализации. В 1941-44 было опубликовано 30 обращений митрополита Сергия (Страгородского; с 1943 — Патриарх Московский и всея Руси) с призывом к сплочению в борьбе за Родину. Религиозные общины проводили сбор средств на нужды армии. Однако практически сразу после окончания войны возобновилось административное давление на верующих и духовенство, усилилась атеистическая пропаганда среди населения. Архиепископы Сергий (Королёв), Михаил (Воскресенский) в условиях гонений на религию старались сохранить от закрытия действующие храмы в ТАССР. Поворотным пунктом в нормализации отношений государства и православных организаций стало празднование 1000-летия крещения Руси (1988). К этому времени в ТАССР насчитывалось 15 православных общин, 3 из которых действовали в Казани (в городе было открыто 3 храма; по республике — 9). С 1988 Казанскую епархию возглавляет епископ (с 1996 архиепископ) Анастасий (Меткин). К 2007 количество православных общин выросло до 270, действующих храмов — до 198; вновь открытых монастырей — до 10. Знаменательным событием в жизни Казанской епархии стали обретение в 1995 мощей святителя Ефрема Казанского и преподобных Ионы и Нектария (при раскопках на территории Казанского кремля). Большое внимание к деятельности Казанской епархии проявлял патриарх Алексий II; он дважды посещал республику: с визитом в 1997, в ходе которого было открыто Казанское духовное училище (с 1998 — семинария), передан верующим Успенский монастырь в Свияжске; в 2005 — по случаю празднования 450-летия основания Казанской епархии, во время которого православным верующим республики был передан чудотворный список Казанской иконы Божией Матери, открыт Благовещенский собор в Казанском кремле, Крестовоздвиженский собор Казанского Богородицкого монастыря. Православные организации РТ стремятся к сохранению атмосферы доверия и взаимного уважения между приверженцами различных религий в условиях многоконфессионального мира республики; усилилось их внимание к вопросам благовоспитания людей и благотворительной деятельности. Кроме общин Русской православной церкви, в РТ имеются 5 старообрядческих общин (белокриницкого согласия и старопоморского толка).
Лит.: Платон (Любарский). Сборник древностей Казанской епархии и других приснопамятных обстоятельств. К., 1868; Богословский Г.К. Краткий очерк Казанской епархии с приложением биографических сведений о казанских архипастырях. К., 1892; Макарий (Булгаков Михаил Петрович). История Русской церкви: в 7 кн. М., 1994-1996; Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в 20 веке. М., 1995; Журавский А. Жизнеописания новых мучеников Казанских. Год 1918-й. М., 1996; Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви: В 2 т. М., 1997; Тальберг Н. История Русской церкви. М., 1997; Елдашев А.М. Монастыри Казанского края: Очерки истории. К., 2004; Липаков Е.В. Архипастыри Казанские. 1555-2007. К., 2007.
Л.В.Климин.

Последнее обновление: 13 мая 2014 г., 13:05

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International