О наркомании сегодня говорят во всем мире. Эта проблема беспокоит политиков, медиков, социологов, юристов, педагогов. По приблизительным данным, в мире насчитывается более одного миллиарда наркоманов. Это - социальная трагедия.
По данным Европейского бюро ВОЗ в регионе насчитывается 16 млн. наркоманов. Украина занимает 6-е место по скорости наркотизации населения с 50 европейских стран. Человек приобщается к наркотикам, начиная с курения обычных сигарет (в Украине курят 12 миллионов, в Киеве - 800 тыс. человек), затем к табаку добавляется "травка" (анаша, план, марихуана), после этого в ход идут медицинские препараты, а в дальнейшем уже применяются и иньективни наркотики. Необходимо срочно и активно включиться в борьбу с наркоманией, используя для этого весь арсенал доступных средств и кричать: "Тревога - наркомания!"
В целях антинаркомацийнои пропаганды советуем библиотекам совместно с областным и районными центрами здоровья организовать досуг молодежи и юношества в клубах по интересам, литературных объединениях, шоу-клубах по названиям "Современник", "Добрая надежда", "Юность", "Мы "," Диалог "," Компас "," Источник "," Живица ", направленных на просветительскую и воспитательную работу. Формы работы - лектории, диспуты, выставки-размышления, выставки-дискуссии, вечера вопросов и ответов, встреча за "круглым столом", вечера обмена мнениями, брейн-ринги, бенефисы читателей, беседы, обзоры литературы, уроки нравственности, уроки здоровья , уроки этики при непосредственном участии специалистов-психологов, наркологов, правоохранительных органов.
Борьба с этим злом требует энергичных комплексных мер - медицинских, правовых, воспитательных. Следует более распространено показать гнусную сущность наркотического притона, раскрыть позорное лицо сбытчиков зелья, уродство его потребителя, страшные последствия страсти - моральное и физическое самоуничтожение.
Беседы с юношами и девушками, связанные с проблемой наркомании, должны быть построены так, чтобы заострить внимание на опасность психологической деградации человека, принимающего наркотики. Необходимо доказать юным, что параллельно с привычкой к наркотику, происходит резкое сужение интересов личности, ее потребностей, мотивов поведения. Необходимо убедить юношу или девушку в том, что успех лечения наркомании зависит прежде всего от стадии развития болезни, желание излечиться. Вся информация в организованных массовых мероприятиях для юношества и молодежи необходима для того, чтобы вовремя предотвратить намерениям попробовать наркотик, и представление о том, что однократный прием наркотика безопасный - ошибочное, ведь с этого и начинается, в основном, безвозвратное заболевания.
Поэтому для старшеклассников, студентов, учащихся лицеев, техникумов, колледжей советуем провести комплекс массовых мероприятий "Наркомания, проституция, СПИД - реальная угроза человечеству", куда можно включить:
Книжную выставку-дискуссию "Наркомания - не просто пагубная привычка" по разделам:
- Наркотики: мифы и реальность.
- Что такое наркомания?
- Наркомания и преступность.
- Правовые меры борьбы против наркомании.
Вечер вопросов и ответов "Чтобы не попасть на тропинку беды" советуем провести совместно с психологом, юристом, врачом, рассмотрев вопрос:
- Наркотики, история их возникновения.
- Социальное корни пагубного явления.
- Почему наркоманы пытаются привлечь к наркотикам других?
- Как предотвратить первой встрече со страшным, разрушающим человека зельем?
- Конкретные меры государства, направленные на борьбу с наркоманией.
Злоупотребление наркотическими веществами и психотропными средствами, их незаконной продаже - социальная проблема мирового масштаба, что требует решения. В Украине она приобрела угрожающий характер и имеет все черты эпидемического процесса. Всего 1-5 процентов наркоманов излечивается от своего недуга. Учитывая недостаточную эффективность лечения наркомании, основное внимание следует уделять, на наш взгляд, профилактическим мероприятиям и раннему выявлению наркопотребителей с целью комплексного их лечения. На эти вопросы подростки и молодежь найдут ответы на час интересных сообщений "Белая смерть: зло необходимо уничтожать" с корнями ", которую советуем подготовить библиотекарю с участием ведущих специалистов.
Примерные вопросы для информации:
- Каковы причины распространения наркомании?
- Какой вред приносят наркотики организма?
- Наркомания. Токсикомания. Алкоголизм. Есть ли разница между ними?
- Знаете ли вы, насколько губительно действует употребление наркотиков на потомство?
- Наркотические препараты: ответственность за незаконное использование и воровство. Знаете ли вы эти законы?
Профилактические меры можно условно разделить на две группы. Это, во-первых, формирование здорового образа жизни, и, во-вторых, антинаркотическая пропаганда. Эта пропаганда должна быть комплексной, обращенной к разным возрастным группам и неформальных молодежных группировок с учетом их ценностных ориентаций и психологических особенностей. Следует как широко информировать молодежь обо всех негативных последствиях употребления веществ, вызывающих психологическую и физическую зависимость. Целью этих мероприятий должно быть негативное отношение к наркомании со стороны общества и формирование негативного интоксикационной установки у подростков и молодежи.
Итак, советуем организовать и провести устный журнал "За линией где тьма". Страницы устного журнала могут быть такими:
- Наркотики в глубокой древности - выступление медицинского работника.
- Наркомания и закон - выступление юриста.
- Утверждать здоровый образ жизни - обзор книг и статей в прессе.
С целью выяснения наличия знаний о наркотиках и их роль в жизни человека можно провести "Анкетирование".
АНКЕТА
1. Наркотик - полезный?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить;
г) не знаю.
2. Что такое наркотик?
а) вещество, которое дает удовлетворение;
б) приятное времяпрепровождение;
в) вещество, которое является условием неизлечимой болезни;
г) лекарства, которые в небольших дозах облегчают страдания больных.
3. Почему люди начинают употреблять наркотики?
а) ради интереса;
б) по просьбе товарищей;
в) чтобы облегчить свое горе - решить проблему;
г) чтобы облегчить протекание болезни.
4. Что происходит с наркоманом?
а) продолжает радоваться жизни;
б) постоянно ищет, где бы достать наркотик;
в) подавлен;
г) жизнь - мучение.
5. Есть ли среди ваших знакомых наркоманы?
а) да;
б) нет;
в) не знаю
6. Если бы вам предложили попробовать наркотик, вы бы сделали это?
а) да;
б) нет;
в) один раз можно попробовать;
г) не знаю;
д) в зависимости от окружающих.
Спасибо за откровенность. Какими бы ни были твои ответы, поступки постоянно будут говорить, какой ты есть!
"Здоровье - это модно!"
Молодежная данс-акция (для учащихся 10-х - 11-х классов)
Перед началом данс-акции участникам предлагается принять участие в "живом анкете", выбрав один из трех вариантов ответа (показать соответствующие буквы). Интерактивная анкета участников акции:
Вопрос "живой анкеты"
1. Человек, который ведет здоровый образ жизни:
а) придурок;
б) человек, который не находит более интересного занятия;
в) "продвинутый" тип с нормальными взглядами на жизнь;
2. Если у вас возникло желание узнать о здоровом образе жизни, вы:
а) прочитаете в журнале "Здоровье";
б) проконсультируетесь у врача;
в) станете участниками нашей акции.
3. Если вы пришли на нашу акцию, то вы:
а) будете скромно стоять в стороне;
б) будете "смеяться" по поводу и без повода;
в) принимать участие во всех конкурсах.
4. Готовы ли вы избавиться от вредных привычек и сделать свой образ жизни более здоровым?
а) нет, мне это ни к чему;
б) если мои друзья согласятся, то я также присоединюсь к ним;
в) именно этим я и занимаюсь.
Советы для учителя (ведущего). Молодежная данс-акция проходит как последовательная смена эпизодов (этапов) игровой программы. Между всеми эпизодами, а также по окончании программы - дискотека.
Содержание игровой программы
Эпизод 1. "Профилактика курения".
Учащиеся делятся на группы:
а) те, кто курят;
б) те, кто не курят.
Игры:
1) танец на сигаретах и сигаретных пачках;
2) надувание на скорость воздушного шарика (определение производительности работы легких того человека, который курит, и тех, что не курит).
Эпизод 2. "Профилактика употребления алкоголя".
Учащиеся делятся на группы:
а) те, кто употребляет алкоголь;
б) те, кто не употребляет алкоголь.
Игры:
1) аукцион безалкогольных напитков;
2) игра на знание органов, которые поражаются алкоголем.
Эпизод 3. "Профилактика наркомании".
Учащиеся делятся на группы:
а) те, кто негативно относится к употреблению наркотиков;
б) те, кто положительно относится к употреблению наркотиков.
Игры:
1) съемка рекламного ролика анти-наркотического направления;
2) игра "Как в толпе распознать наркомана?"
Эпизод 4. "Пропаганда безопасного секса".
Учащиеся делятся на группы:
а) те, кто за использование презервативов;
б) те, кто против использования презервативов.
Игры:
1) ролевая игра, мать убеждает сына (бабушка - внучка, подруга - приятеля) в том, что надо пользоваться презервативами;
2) игра-предупреждение "Распространение ВИЧ / СПИДа".
Етизод 5. "Пропаганда занятий спортом".
Учащиеся делятся на группы:
а) те, кто занимается физкультурой и спортом;
б) те, кто вообще не занимается физкультурой и спортом.
Игры:
1) разработать комплекс упражнений для обеих групп;
2) игра "игро-тренажер".
Эпизод 6. "Пропаганда здорового питания".
Учащиеся делятся на группы:
а) те, кто считает, что питается правильно;
б) те, кто считает, что питается неправильно
Игры:
1) составить меню здорового питания;
2) игра "Накорми меня".
Эпизод 7. "Пропаганда профилактического медицинского осмотра"
Учащиеся делятся на группы:
а) те, кто регулярно посещают врача с профилактической целью;
б) те, кто обращается к врачу только в случае крайней необходимости.
Игры: 1) игра "Мне нравится, что вы больны не мной ..."
Подведение итогов:
1. Подсчет жетонов (за активное участие в конкурсах, правильные ответы, победу в играх): определение тех, кто получил наибольшее количество жетонов.