Одним из важнейших явлений в истории советского театра явилась постановка драмы Тази Гиззата «Потоки», определившая собой новую ступень развития социалистического реализма на татарской сцене.
В основе драмы «Потоки» лежит история татарского патриархального крестьянства, силой обстоятельств вставшего на путь борьбы против деспотизма и эксплуатации. В этом произведении драматург отобразил эпоху империалистической войны, показал крах царизма и рождение новой, социалистической эры. Через всю пьесу проходит образ крестьянина Биктимира, в сознании которого под влиянием социальных потрясений происходит величайший перелом — из слабого, забитого крестьянина он становится борцом за новую жизнь.
Режиссер Исмагилов акцентировал в спектакле «Потоки» те события, которые с наибольшей полнотой раскрывали характер Биктимира...
Драматург Тази Гиззат приходил почти на каждую репетицию. Его тянуло не просто любопытство, он работал: вместе с режиссером выверял текст, уточнял предлагаемые обстоятельства. Он интересовался всем — игрой актеров, работой художника; часто заходил в костюмерный цех, считал необходимым самому участвовать в подборе костюмов. Подолгу Тази Гиззат беседовал с композитором Джаудатом Файзи. Но больше всего он любил наблюдать за ходом репетиций... Иногда драматург вмешивался в работу режиссера и доказывал, что в данной сцене нельзя делать то-то, иначе останавливалось логическое развитие действия. Особенно он добивался непрерывности действия в финальных сценах каждого акта.
Советы драматурга, который к тому же был еще и профессиональным артистом, помогали совершенствовать спектакль. 5 ноября 1937 года впервые была показана драма «Потоки», в которой актерское и режиссерское искусство театра достигли подлинно сценического реализма.
(Истәлек X. Кумысниковның «Халил Абжалилов» исемле китабын-нан. Китапның авторы «Ташкыннар» драмасын беренче тапкыр сәхнәдә куючы, 30 нчы елларда Г. Камал театрының режиссеры Г. Исмәгый-ловның истәлекләрен китерә. Казан, 1984. — К. Г.).
Последнее обновление: 27 апреля 2016 г., 10:46