Юбилейные даты по искусству в феврале 2019 года

10 февраля 2019 г., воскресенье

80 лет со дня рождения Екатерины Сергеевны Максимовой (1.02.1939–28.04.2009) – артистки балета, народной артистки СССР.

Свою первую высокую награду, золотую медаль Всесоюзного конкурса артистов балета в Москве, Е. Максимова получила в 1957 году, будучи студенткой Московского хореографического училища. Эта награда – лишь начало длинного списка, в котором четыре государственные премии. За годы своей деятельности Е. Максимова побывала во многих странах мира. «Не важно, где танцевать, – важно танцевать», – говорила прима-балерина. Она блистала на сценах «Метрополитен Опера» в Нью-Йорке, «Ковент-Гарден» в Лондоне, «Гранд-Опера» в Париже, «Ла Скала» в Милане, «Колон» в Буэнос-Айресе и др.

Екатерина Максимова была одной из самых ярких и известных советских балерин академического направления, наследницей принципов императорского балета с его сложной техникой. За её виртуозностью, недостижимостью и тайной невозможно было не тянуться. И даже сегодня Е.Максимова по-прежнему остаётся объектом восхищения поклонников искусства и эталоном мастерства для юных артистов.

Балету она посвятила полвека творческой деятельности, будучи выдающейся артисткой, а потом – талантливым педагогом. Е. Максимова внесла огромный вклад в развитие балетного искусства, и её творческий дуэт с супругом – замечательным танцором Владимиром Васильевым, был одним из самых знаменитых на мировой сцене. Брак Е. Максимовой и В. Васильева стал легендой: они прожили в семейном и творческом союзе почти 50 лет, и для многих были символом вечной любви и преданности. В создании фильмов-балетов «Галатея», «Анюта», «Старое танго», «Травиата» Ф. Дзеффирелли и других, запечатлевших мастерство Е. Максимовой, В. Васильев принимал самое активное участие как режиссёр, хореограф и танцор. О Екатерине Максимовой сняты документальные фильмы «Катя» (1998) и «Фуэте длиною в жизнь...» (2009).

210 лет со дня рождения Якоба Людвига Феликса Мендельсона-Бартольди (3.02.1809–4.11.1847) –немецкого композитора, пианиста, дирижёра, вокалиста, педагога.

Будущий композитор получил прекрасное и весьма разностороннее образование. Он с детства имел возможность общаться с представителями художественной и научной интеллигенции, в числе которых были Гегель, Гейне и Яков Гримм, Паганини и Вебер. Все они с удовольствием посещали салон родителей Мендельсона в Берлине. И эта широта кругозора, воспитанная общением с умнейшими и талантливейшими людьми той эпохи, разумеется, положительно отразилось на всей будущей деятельности Феликса. В этой атмосфере родился его первый шедевр: увертюра к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» (1826).  Частью произведения был небезызвестный свадебный марш. На момент создания композиции Мендельсону было 17 лет. Автор «Свадебного марша» даже не догадывался, какой успех ждёт его сочинение. Своё современное значение Марш приобрёл уже после смерти композитора. В качестве свадебной музыки его избрали будущий король Пруссии Фридрих III и его невеста, английская принцесса Виктория.

Ф. Мендельсон – один из крупнейших представителей романтизма в музыке. Он писал симфонии, концерты, оратории, фортепианную и камерную музыку. Композитор стал основателем Лейпцигской школы музыки, отличавшейся ориентацией на классические образцы.Слушатели, присутствовавшие на его музыкальных вечерах, впервые знакомились с концертами и сонатами Баха и Бетховена. Пиком его просветительской деятельности явилось учреждение первой немецкой консерватории в Лейпциге. В число педагогов консерватории были приглашены самые мощные и выдающиеся композиторские и исполнительские силы, в частности Шуман.

Феликс Мендельсон умер в возрасте 38 лет.

Мендельсона называли Моцартом девятнадцатого столетия, высоко оценив его композиторские способности. С этим трудно не согласиться. Автор знаменитых «Шотландской» и «Итальянской» симфоний, «Песен без слов» и многих других ярких произведений известен всему миру, и ежегодно круг почитателей его таланта только возрастает.

145 лет со дня рождения Всеволода Эмильевича Мейерхольда (9.02.1874–2.02.1940) – русского театрального режиссёра, реформатора театральной сцены, актёра и педагога, народного артиста РСФСР.

Один из первых театральных режиссёров-авангардистов Советского Союза, рискнувший использовать в сценическом искусстве метод гротеска и создавший новаторскую актёрскую систему, именуемую «биомеханика». 

Настоящее имя режиссёра – Карл Казимир Теодор Мейергольд. В 1895 году он отказался от прусского подданства, принял православие и получил русский паспорт.

Мейерхольд окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества в классе В.И. Немировича-Данченко и влился в труппу МХТ. Он играл в Московском Художественном театре с 1898 по 1902 годы. На подмостках театра ставились произведения Шекспира и Чехова. Вчерашний студент поначалу увлечённо играл, блестяще вживаясь в образы разноплановых героев, но запала хватило лишь на 4 сезона. Уход из МХТ актёр объяснил иссякшим вдохновением.

В 1902 году Мейерхольд основал свой театр – Товарищество новой драмы.  Труппа гастролировала в Херсоне, Тифлисе, Севастополе, Николаеве и других провинциальных городах. Будучи одновременно режиссёром, актёром и антрепренёром, он сыграл около 100 разноплановых ролей за три сезона. В 1902–1905 годах поставил около 200 спектаклей. В своих спектаклях Мейерхольд поставил акцент на пластику и зрелищность.

Революцию 1917 года 43-летний Всеволод Мейерхольд принял восторженно. «Отец нового театра», как его называли, охотно сотрудничал с новой властью и без промедления стал членом ВКПб.

В 1920 году в Москве был создан Государственный театр имени Вс. Мейерхольда (ГосТиМ). На его подмостках шли спектакли по произведениям Ю. Олеши, И. Эренбурга, Н. Эрдмана, В. Маяковского. Мейерхольд отличался крутым и деспотичным нравом, пресекал на сцене любую свободу и не терпел чужого мнения.

Всеволод Эмильевич попробовал силы и в кинематографе. На его счету 3 фильма, в которых он проявил себя как режиссёр и актёр. В ленте «Портрет Дориана Грея» он сыграл Лорда Генри.

Лояльность к Советской власти не стала защитой Мейерхольду, и в середине 1930-х над его головой сгустились тучи. Сначала в январе 1938-го закрыли ГосТиМ. От опального и безработного режиссёра отвернулись все, кто раньше хвалил его и гордился личным знакомством. Затем, в июне 1939-го, арестовали самого Мейерхольда. За всю свою жизнь он был в тюрьме дважды: в 1919 году в Крыму в плену у белогвардейцев и через 20 лет в застенках НКВД уже как «японский шпион». Из этих застенков Мейерхольд живым не вышел. 2 февраля 1940 года его расстреляли в одном из подвалов Лубянки. Реабилитировали Мейерхольда через 15 лет.

Спектакли: «Сестра Беатриса» (1906), «Балаганчик» (1906), «Дон Жуан» (1910), «Маскарад» (1917), «Мистерия-буфф» (1918, 1921), «Великодушный рогоносец» (1922), «Лес» (1924), «Ревизор» (1926), «Клоп» (1929), «Дама с камелиями» (1934) и др.

120 лет со дня рождения Жоржа Орика (15.02.1899–23.07.1983) – французского композитора, музыкального критика, самого молодого участника французской «Шестёрки».

Жорж Орик начал сочинять музыку в 10 лет, а в 15 лет дебютировал как композитор. Молодой композитор увлекался театром, мюзик-холлом. В 20-е годы ХХ века он сочиняет музыку ко многим драматическим спектаклям. В эти годы сотрудничает с С.П. Дягилевым и его труппой «Русский балет».

С появлением звукового кино Ж. Орик увлёкся этим массовым искусством. Композитор пишет музыку к фильмам.

Ж. Орик участвовал в антифашистском движении. Он создал ряд массовых песен. В том числе «Споёмте, девушки», которая была своего рода гимном французской молодёжи в годы перед Второй мировой войной.

В 50–60-е годы ХХ века Ж. Орик был президентом Общества по охране авторских прав композиторов и музыкальных издателей и генеральным директором Национальных оперных театров («Гранд-Опера» и «Опера комик»).

Композитор является автором комических опер («Под маской», «Царица сердца»), балетов, среди которых наибольшую известность получили «Докучливые» (1924), «Матросы» (1925), «Пастораль» (1926), «Художник и его модель» (1949), «Федра» (1950). Ж. Орик – автор оркестровых произведений, камерно-инструментальных ансамблей, фортепианных пьес, романсов, песен.

75 лет со дня рождения Олега Ивановича Янковского (23.02.1944–20.09.2009) – советского и российского актёра театра, кино и телевидения, кинорежиссёра, народного артиста СССР.

В 1965 году О. Янковский окончил Саратовское театральное училище и стал актёром местного драмтеатра. Одной из самых ярких его работ в театре стала роль князя Мышкина в спектакле «Идиот». Эту работу и увидел художественный руководитель знаменитого московского Ленкома Марк Захаров, который пригласил актёра работать в свой театр. В Ленкоме Олег Янковский быстро стал ведущим актёром. Здесь он сыграл множество ролей. Ленкому Олег Иванович посвятил всю свою жизнь, выступая на его подмостках до последних своих дней. Ему удавалось совмещать работу в театре со съёмками в кино.

Большую популярность О. Янковскому принёс кинематограф. О. Янковский играл и в телефильмах Марка Захарова «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Убить Дракона», снимался у Андрея Тарковского в «Зеркале» и «Ностальгии». 

Наибольшую известность актёру принесла работа в фильмах «Щит и меч», «Служили два товарища», «Полёты во сне и наяву», «Мой ласковый и нежный зверь», «Храни меня, мой талисман», «Цареубийца», «Влюблён по собственному желанию». Всего на счету актёра около 80 художественных лент. В 2000 году Олег Янковский снял свой первый фильм «Приходи на меня посмотреть». 

В последние годы жизни актёр продолжал активно сниматься, участвуя в самых интересных фильмах своего времени: «Стиляги», «Любовник», «Прокрустово ложе», «Бедный, бедный Павел», «Доктор Живаго», «Анна Каренина». Олег Иванович работал в киноиндустрии до самой смерти. Последний фильм с его участием – «Царь» – вышел уже после смерти актёра, в 2009 году. 

Олег Янковский до последнего дня трепетно относился к своей работе и никогда не соглашался на участие в съёмках откровенно халтурных картин, сериалов, рекламных роликов. О. Янковский является обладателем множества государственных наград, а также кинематографических и театральных премий. Помимо творческой деятельности, Олег Иванович был президентом благотворительного фонда им. Е. Леонова.

110 лет со дня рождения Бориса Андреевича Мокроусова (27.02.1909–27.03.1968) – советского композитора, заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР (1962).

Борис Мокроусов окончил Горьковский музыкальный техникум, а в 1936 году – Московскую консерваторию. В Великую Отечественную войну Б. Мокроусов служил на Черноморском флоте.

Он пробовал себя в разных жанрах. Является автором оперы «Чапаев», оперетты «Роза ветров», музыки к спектаклю «Свадьба с приданным». В области инструментальной музыки Б. Мокроусов написал концерт для тромбона с оркестром, «Антифашистскую симфонию», пьесы для фортепиано и др. Композитор сочинил музыку ко многим известным кинофильмам: «Весна на Заречной улице», «Стряпуха», «Дело Румянцева», «Неуловимые мстители» и др.

Но главной его любовью была песня. Первой из них, принесшей успех композитору, стала «Милый мой живёт в Казани». Лучшие песни Бориса Мокроусова родились в годы войны и первое послевоенное время. У него есть песни гражданской тематики («Зацветает степь лесами», «Когда весна придёт, не знаю», «Это вам, романтики», «Ярославна»), о моряках («Море шумит», «Прогулка», «Скрылись чайки»), солдатах («Дорожка фронтовая», «Жди солдата», «Возраст призывной», «Песенка фронтовых шоферов», «Песня защитников Москвы»). Но больше всего у Б. Мокроусова песен о любви («Назначай поскорее свидание», «Костры горят далёкие», «Ясной ночкою», «Вечерком на реке», «Ты рядом», «Буду ждать тебя», «Всегда ты хороша», «Вьётся в даль тропа лесная», «Одинокая гармонь», «Хороши весной в саду цветочки», «Сормовская лирическая», «Осенние листья», «Где ты»). И даже знаменитая «Вологда» из репертуара группы «Песняры», обретшая всенародную славу в 70-е годы XX века.

Песни Б. Мокроусова исполнялись лучшими коллективами и солистами, обрели массовую аудиторию, навсегда войдя в быт народа.

 

 

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс цитирования