О себе и своей родословной (отрывок из сборника Риза Ишмурат: воспоминания)

Источник: Риза Ишмурат: воспоминания.- Казань.- Казань, 2005.- С.7-9

Я—Риза Ишмурат—Ризаэтдин Фахретдинович Ишмуратов родился в деревне Бадряш Янаульского района. Сейчас она относится к территории Республики Башкортстан. По национальности—татарин, родной язык— тоже татарский. До революции, вернее до объявления Татарстана республикой (1920), мы были записаны башкирами. Это так и в официальных документах. Я себя считаю в равной мере сыном обеих наций. Я рад, что являюсь татарским писателем. Но и татар, и башкир одинаково люблю. И татарская, и башкирская мелодии мне одинаково близки. «Зиляйлюк» и «Зольхижа», «Аллюки» и «Прекрасны берега Агидели», «Сакмар», и «Ашказар» - меня одинаково волнуют, услаждают душу. Иными словами, я — башкирский татарин и татарский башкир. С научной точки зрения, это, быть может, не очень верно, но, пусть меня простят, это то, как я себя ощущаю.
Родился я 1 ноября 1903 года. И так, с того времени прошло свыше семидесяти лет (сейчас на дворе 1974 год). В общем, прожита большая жизнь. Если не брать во внимание отдельные тяжелые дни и годы (1937 год, вторую половину 1941 года), я прожил неплохо. А у тяжелых годин тоже бывают свои светлые дни. Да и на благополучные годы выпадали свои тягостные дни. Но, оборачиваясь на прожитые годы, я не жалуюсь и жизнью своей доволен. Пусть я не оставлю столь заметный след, как иные большие таланты, известные государственные, общественные деятели, но даже если мой вклад в татарский театр, драматургию сравним лишь с каплей в море, то я и тогда доволен, что внес свой вклад в рост культуры моего народа. Я очень этому рад.
Я очень простой человек. Простой талант. Робок, несмел. А после 1937 года еще более оробел. В первые годы революции, когда в 1919 году вступил в комсомол, а в 1920-х сражался в составе коммунистических отрядов, да и позднее, я был намного смелее. И в годы Великой Отечественной войны был не из трусливого десятка. Все, что поручалось, исполнял на совесть. Говорить, что не боялся, когда приходилось прорываться сквозь огонь, было бы не совсем верно. Но, как мог, старался преодолевать страх, и даже, когда было страшно, не подавать вида. Случалось, что смерть кружила рядом. Удивительно, но именно в эти минуты мне было совсем не страшно. Нет, я не робкий человек. Но то, что порой вовремя не давал отпора тем, кто меня несправедливо обижал, что считаю мягкотелостью. Меня это самого часто раздражает. Но иногда, наоборот, я бываю доволен тем, что не опустился до их уровня и остался самим собой.
Случается, но порой сожалею, что избрал для себя родом деятельности театр и драматургию. Начинаю думать, что если бы избрал другую стезю, то, глядишь, и для себя, и для общества куда большую пользу принес. Но все же чаще думаю, что избранная профессия правильная и заслуженная. Да, именно правильная и заслуженная. Потому что нет другого такого искусства, которое по степени воздействия на человеческую душу, сознание, могло бы сравниться с театром. Театр потрясает душу, заставляет смеяться и плакать, пробуждает мысль. Ни одно другое искусство не может за короткий отрезок времени рассказать о человеческой судьбе с такой полнотой и силой эмоционального воздействия.
Вот пример из моей жизни.
2 ноября 1942 года. Страшные дни войны. Республиканский передвижной театр дает в деревне Большие Ширданы премьеру спектакля «Возращение». В зале собрались женщины, подростки, старики и старушки. В первом ряду расположились раненные солдаты, приехавшие на поправку здоровья домой. Зал принимает спектакль с удивительным волнением. Это волнение с необычайной силой передалось и артистам, и сидящему в зале автору, то есть мне.
Это был прекрасный образец, показывающий, как в результате воздействия игры артистов на зрителя, возникает волшебное действо, демонстрирующее силу воздействия искусства театра. Сразу же после спектакля начался митинг. Выступающие гневно высказывались в адрес гитлеровских захватчиков и выражали твердую веру в их разгром Советской Армией. Я тоже выступил. Много теплых слов в этот вечер было сказано в адрес артистов и автора.
Искусство театра дарит немало счастливых волнительных минут и часов и артистам, и режиссеру, и автору. Это большое счастье, когда на протяжении спектакля ты видишь, как зритель то улыбается, то смеется, то плачет, и все это передается и тебе, и ты вместе с ним все заново переживаешь. Я пережил немало таких счастливых мгновений. Такое переживание меня охватывало, когда на сцене шли мои пьесы «Гульзада», «Бессмертная песнь» «Волны шумят», «Буре навстречу». Счастье меня охватывало и тогда, когда я, будучи режиссером, ставил «Первые цветы», «Их было четверо», «Чудесный сплав», «Хлеб», «Чужой ребенок» и др. И все же я сделал правильные выбор—театр!..
Всего я написал свыше 30 пьес. Среди них «Бессмертная песнь», «Буре навстречу», «Ах, мой саз, священный и печальный», «Побежденный океан», «Возвращение», «Наследие», «Волны жизни», «Гульзада», которые особо достойны внимания и, надеюсь, останутся на страницах истории.
Хочется верить, что эти пьесы, отражающие дух времени, идеалы, за которые мы боролись, будут интересны и будущему молодому поколению.
И если к написанному удастся добавить еще пьесу или две, которые бы пробудили в душе зрителя и читателя светлые чувства, я бы счел себя счастливым. Благодаря театру и драматургии мне посчастливилось встретиться, близко познакомиться и подружиться со многими великими талантами. Это — Карим Тинчурин, Шариф Камал, Фатах Амирхан, Тази Гиззат, Зайни Султанов, Мухтар Мутин, Шакир Шамильский, Бари Тарханов, Гульсум Болгарская, Нагима Таждарова, Фатима Ильская, Галия Булатова, Галия Нигматуллина, Галия Кайбицкая, Хаким Салимджанов, Гиляз Казанский, Ситдик Айдаров и многие другие, с которыми я работал долгие годы и которые своим талантом и честным трудом внесли большой вклад в развитие театрального искусства.
Среди моих близких друзей или тех, с которыми я близко общался, есть немало больших талантов: Салих Сайдашев, Джаудат Файзи, Назип Жиганов, Мансур Музаффаров, Анвар Бакиров, Александр Ключарев, Адель Кутуй, Хасан Туфан, Хади Такташ, Ахмет Файзи, Муса Джалиль, Фатхи Бурнаш, Гумер Гали, Афзал Шамов, Шамиль Усманов, Наки Исанбет, Габдрахман Минский, Абдрахман Абсалямов, Газиз Иделле, Гумер Баширов, Усман Бакиров, Фатих Хусни; Сибгат Хаким, Гали Хузи, Мухаммат Садри, Хатип Усман и др. Что я хотел сказать: общение с ними, воздействие их искусства обогатили мой жизненный путъ и наполнили меня новым содержанием.
И в Башкорстане у меня немало друзей среди театральных талантов, поэтов, писателей... Амин Зубаиров, Вали Галимов, Рафкат Файзи, Арслан Мубараков, Вали Муртазин, Булат Имашев, Зайтуна Бикбулатова, Рагида Янбулатова, Сагит Агиш, Мустай Карим, Гилемдар Рамазанов, Назар Наджми, СайфиКудаш и др. Если бы они мне не встретились, в жизни я чего-то недополучил бы.
Театр дал мне возможность близко познакомиться с великим режиссером русского театра Всеволодом Эмильевичем Мейерхольдом. В 1936 году я в течение двух месяцев проходил практику под руководством Вс. Мейерхольда. Когда ставили спектакль «Свадьба Кречинского», начиная с первых репетиций идо самой премьеры, я был рядом с Мейерхольдом. Это позволило мне ближе познакомиться с Зинаидой Райx, Игорем Ильинским и другими знаменитыми артистами. Мне хочется вспомнить встретившихся мне в жизни талантливых людей, которые внесли большой вклад в развитие советской литературы, советского театра.

Последнее обновление: 3 июня 2013 г., 10:09

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International