Композиторы и музыковеды Советского Татарстана

Источник: Сайдашева З. Латыпов Масгут // Композиторы и музыковеды Советского Татарстана – Казань, 1986. – С. 86-87

Масгут Галеевич Латыпов родился 23 июля 1913 г. в городе Сергиополе (Казахская ССР). С самого раннего детства у него проявляется огромная любовь к музыке, но учиться музыке не было возможности. Лишь в 1925 году, когда семья Латыповых переезжает в Казань, Масгут берет уроки игры на духовых инструментах, выступает в самодеятельности. Постепенно музыка начинает занимать главное место в его жизни. И в 1931 г. он едет в Москву и поступает на рабфак при консерватории в класс тромбона проф. Блажезича.
30-е гг.— период бурного подъема татарского музыкального искусства, когда в столицу за приобретением знаний устремилась большая группа татарской творческой молодежи. К этой плеяде зачинателей татарского профессионального искусства откосится и М. Г. Латыпов, который занимается композицией под руководством Е. О. Месснера и Г. И. Литинского. Одновременно с учебой он играет в оркестре НКВД Московской области, с которым связано начало его творческой деятельности. Именно для этого коллектива он создает свои первые произведения:- «Татарская сюита», марш «Красная Татария», удостоенный премии конкурса маршей для духового оркестра и опубликованный в Москве в 1937 г.
"В эти же годы М. Г. Латыпов пробует свои силы в различных жанрах вокальной музыки, создав романсы («Радостная весть» на стихи М. Джалиля, «Любовь моя» на стихи Н. Валеевой, «Я здесь, Инезилья» на стихи А. Пушкина в переводе М. Джалиля), массовые песни и песни для детей, обработки татарских народных песен и т. д. Творческая деятельность протекала в эти годы настолько активно и плодотворно, что в 1939 г.— в год организации Союза композиторов ТАССР — М. Латыпов становится одним из первых ее членов. Буквально накануне Великой Отечественной войны в одном из клубов Москвы состоялся авторский концерт композитора, на котором он представил слушателям уже два акта своей оперы «Сафа» на либретто А. Файзи.
С первых же дней войны М. Латыпов — в рядах 360-й дивизии. Будучи руководителем полковым, а затем дивизионным оркестром духовой музыки, он и здесь, на передовой линии фронта, продолжал свою творческую деятельность. Его песни, марши, созданные в эти суровые годы, служили духовной и моральной поддержке солдат в боевых условиях.
После долгожданной победы не сразу демобилизуется офицер-композитор М. Латыпов. Буквально в первые дни мирной жизни он организует по собственной инициативе оркестр из детей-сирот, родители которых погибли в годы воины. Об этом мы узнаем из заметки армейской газеты «Врага— на штык» от 4 июля 1945 г. Возвратившись в Казань (1946), М. Латыпов некоторое время руководит ансамблем песни и пляски Казанского военного округа, а затем ансамблями песни и пляски Приволжского и Восточно-Сибирского военных округов. И все эти годы он работает не только как руководитель и дирижер, но и как композитор. Основная область его творчества этих лет — романсы, массовые песни, обработки русских и татарских народных песен.
С 1954 г. М. Латыпов — снова в Казани и вместе со всеми деятелями музыкального искусства принимает активное участие в подготовке Декады татарской литературы и искусства. Большой успех выпал во время Декады на долю хора нефтяников, руководимого М. Латыповым. И в дальнейшем композитор продолжает свою миссию организатора и дирижера различных коллективов художественной самодеятельности, внося огромную лепту в дело музыкального воспитания, повышения духовной культуры сельской молодежи. Всей республике становятся известны коллективы художественной самодеятельности, созданные и руководимые М. Латыповым. Это инструментально-хореографический ансамбль девушек с поэтичным названием «Сармановскне розы» и Кукморский, а затем Лениногорский молодежные духовые оркестры... А сколько сил и энергии отдано методической работе на музыкальных курсах различных колхозов Апрызского, Мензелянского, Сармановского, Мамадышекого районов, а также занятиям с самодеятельными композиторами! И в этом нелегком творческом процессе общения с людьми он всегда находил время для сочинения все новых и новых произведений. Многие песни композитора опубликованы в сборниках, вошли в репертуар татарских исполнителей и получили признание. Среди них особое место занимает песня «Кырда» (В поле) на слова Г. Латыпа, ставшая поистине народной.
Вся творческая деятельность М. Г. Латыпова — композитора, организатора, дирижера, просветителя — по достоинству была оценена общественностью: в 1957 г. ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств ТАССР.
Основные сочинения: опера «Сафа» (либретто А. Файзи, 1939— 1941); кантаты: «О героях 4-й Ударной армии» (стихи С. Баттала и Я. Меркурьева, 1946), «О приволжцах» (стихи Пуленкова и Б. Зернита, 1948), «Кантата о Родине» (стихи М. Хусаина, русский текст Б. Зернита, 1954), «Столице нашей отчизны — Москве» (стихи Н. Исанбета, 1957); хоровые циклы; Сюиты и марши для духового оркестра; песни и романсы и камерно-инструментальные произведения.




Последнее обновление: 29 мая 2013 г., 11:04

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International