Защита тишины и покоя граждан: юрисконсульт советует

В настоящее время более 60% жителей городов развитых государств, в том числе и в Российской Федерации, страдают от повышенных шумовых воздействий, особенно в ночное время, которые вызывают серьезные заболевания. Около 80% населения постоянно испытывают чувство дискомфорта от действия повышенного шума. В крупных городах Российской Федерации в зонах повышенного акустического загрязнения проживает свыше 60% населения этих городов. В целом по Российской Федерации в различных регионах под действием сверхнормативного акустического загрязнения находится от 60 до 80% населения, что значительно влияет на продолжительность жизни граждан.

В федеральном законодательстве отсутствует административная ответственность за создание вредных шумовых воздействий в общественных и жилых зданиях, а также на придомовых территориях в ночное время. Ответственность за нарушение тишины и покоя граждан в большинстве случаев решается на уровне регионального законодательства. В ряде регионов Российской Федерации уже появились законы прямого действия, ограничивающие вредное шумовое воздействие их владельцами на здоровье граждан, нарушающее покой граждан и тишину, особенно на граждан, находящихся в жилых домах, больницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, домах-интернатах.
Конституция РФ предусматривает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17).
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в ред. от 25.11.2013), а также различные санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы, требования технических регламентов содержат нормы, определяющие постоянные источники или, во всяком случае, источники длительного шумового воздействия, оказывающие вредное влияние на здоровье граждан, в том числе и в дневное время, тогда как в ночное время неблагоприятная обстановка для граждан возникает в основном вследствие кратковременных или длящихся непродолжительное время вредных шумовых воздействий (сигналы, рев мотоциклов, автомобилей, включение на полную громкость автомагнитол и т.д.).
Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ предусматривает, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 17). Согласно ч. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать его в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями.
Действовавшие до 2006 г. Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 г. N 415, обязывали нанимателей "не допускать действий, создающих повышенный шум или вибрацию, нарушающие нормальные условия проживания граждан в других жилых помещениях. Пользование телевизорами, радиоприемниками, магнитофонами и другими громкоговорящими устройствами допускается лишь при условии уменьшения слышимости до степени, не нарушающей покоя жильцов дома. С 23.00 до 07.00 должна соблюдаться полная тишина" (пп. "е" п. 9).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. N 25 утверждены новые Правила пользования жилыми помещениями, которые аналогичной нормы не содержат. Однако, п. 6 Правил гласит, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан и соседей.
Приведенные нормы свидетельствуют о том, что пользование жилым помещением, осуществляемое гражданином, не должно нарушать прав и законных интересов других граждан, в частности соседей.

Закон РТ "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время" от 12.01.2010 N 3-ЗРТ

"Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях" от 19.12.2006 N 80-ЗРТ

Статья 3.8. Нарушение покоя граждан и тишины в ночное время
1. Нарушение покоя граждан и тишины в ночное время - (в ред. Закона РТ от 18.06.2013 N 47-ЗРТ)
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей, на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
2. Те же действия, совершенные повторно в течение года, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от полутора тысяч до двух тысяч рублей, на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

В какое время можно делать ремонт в квартире в Москве и Подмосковье?[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.attractif.ru/biblio.php?id=30
Содержание:
1. Санитарные нормы о шуме
2. Понятие дневного и ночного времени
3. Административная ответственность
4. Разрешенное время ремонта квартиры в Москве
5. Шум в результате работ на строительных площадках
6. Порядок фиксации шума
7. Закон Московской области о тишине — 2013 г.
8. Заключительные положения
В какое время можно делать ремонт в квартире так, чтобы не нарушать действующие нормы и сохранять наилучшие отношения с соседями? Что такое время ремонта в квартире? Постараемся найти ответы на эти вопросы.
Шум в дневное время подпадает под действие санитарного законодательства, требующего проведение специальных замеров и составления на их основе заключений. Шум ночью в большинстве регионов России отнесен к нарушению общественного порядка и квалифицируется как посягательство на тишину и покой граждан в установленный местным законодательством период времени. Это позволяет отойти от требования его фиксации с последующим соотнесением с допустимыми уровнями, предусмотренными санитарными правилами, и отнести данное правонарушение к компетенции органов внутренних дел. В ряде регионов ограничения, связанные с обеспечением тишины и покоя, распространяются также и на дневное время (или отдельные его часы).
В 2010 году на рассмотрение Государственной Думы был внесен законопроект № 424965-5, авторы которого предлагали дополнить ст. 6.3. КоАП РФ ч. 2 и 3, которые устанавливали бы на федеральном уровне (в целом для всей территории России) ответственность за нарушение тишины и покоя в ночное время. Данное предложение было отклонено, т.к. указанный вопрос в большинстве случаев уже решен на уровне регионального законодательства. 01.03.2013 в Госдуму внесен очередной проект (№ 232405-6), призванный увеличить продолжительность времени, в течение которого действуют ограничения по шуму. В частности, предлагается ввести понятие «утреннего времени». 06.08.2013 в нижнюю палату парламента внесен очередной законопроект, посвященный «шуму». Речь идет о законопроекте № 327908-6.
Законопроекты можно найти на сайте Государственной Думы: http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf
…………
Итак, в настоящий момент имеется несколько нормативных актов, которые в той или иной степени регулируют проведение, в том числе, ремонтных работ в жилых помещениях, когда такие работы соотнесены с повышенным уровнем шума. В первую очередь следует упомянуть ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который устанавливает обязанность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц содержать жилые помещения в соответствии с требованиями санитарных норм (ст. 23 п. 3, ст. 39 п 3). Несоблюдение таких требований является основанием для привлечения нарушителя к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
В соответствии с СанПиН 2.1.2.2645-10 дневное время приходится на период с 7.00 до 23.00, а ночное — соответственно на период с 23.00 и до 7.00. При этом нормируемыми параметрами непостоянного шума являются эквивалентные (по энергии) уровни звука LАэкв., дБА, и максимальные уровни звука L(Амакс.), дБА (см. п. 6.2. СН 2.1.8.562-96). Превышение хотя бы одного из указанных параметров следует считать нарушением санитарных правил.

Статьи из СПС Консультант Плюс

Эти статьи полностью и другие интересные материалы по теме, вы можете прочитать в справочно-правовой системе  "КонсультантПлюс", доступ к которой предоставляется в Информационно-библиографическом отделе библиотеки

Забелина М.В. Вопрос-ответ // СПС КонсультантПлюс. 2011.
Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Собственник квартиры систематически нарушает общественный порядок: шумит после 23.00, мусорит на лестничной площадке и др. Соседи собираются его выселить, ссылаясь при этом на ст. 293 ГК РФ. Куда они должны обратиться, чтобы нарушитель был привлечен к административной ответственности и ему было вынесено официальное предупреждение? Как доказать нарушение соседом тишины в ночное время?
Ответ: Соседям следует обратиться в орган местного самоуправления, ведающий соблюдением общественного порядка в жилом фонде. Если в муниципальном образовании нет такого органа, можно обратиться к главе соответствующего муниципального образования. Доказательствами нарушения прав и интересов соседей могут служить заявления, направленные в орган местного самоуправления, показания свидетелей, протоколы об административных правонарушениях, протоколы измерения уровня шума, письменные акты, составленные с привлечением третьих лиц, и др. Для привлечения нарушителя тишины к административной ответственности следует обратиться в орган внутренних дел или иной орган, установленный региональным законодательством.
Обоснование: В соответствии со ст. 293 ГК РФ, если собственник жилого помещения систематически нарушает права и интересы соседей, орган местного самоуправления может предупредить его о необходимости устранить данные нарушения. Если эти указания не будут выполнены, орган местного самоуправления может обратиться в суд с требованием о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику полученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.

Дерюга А.Н. Квалификация действий лица, нарушающего спокойствие и тишину граждан в квартирах и других помещениях, не подпадающих под общественное место // Российский следователь. 2010. N 3. С. 28 - 31.

Оздоровление социальной среды и предупреждение правонарушений является одной из главных задач политики государства. В связи с этим серьезную озабоченность вызывают административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, к числу которых можно отнести многочисленные нарушения спокойствия и тишины граждан, находящихся в жилых домах или общежитиях.
Нарушение спокойствия граждан, выражающееся громкой музыкой, пением, использованием пиротехники, шумом, связанным с ремонтными работами и другими действиями, повсеместно распространено и имеет многообразные формы проявления. Несомненно, делинквенты, совершающие эти противоправные деяния, снижают качество жизни законопослушных граждан, отрицательно влияют на нравственные отношения, создавая нервозную обстановку и вызывая чувство незащищенности.
Главной проблемой, с которой сталкиваются правоприменители, является невозможность квалификации указанных деяний как мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ), распитие спиртных напитков в общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ), те же действия, совершенные несовершеннолетними, не достигшими 16 лет (ст. 20.22 КоАП РФ). Причиной этого является признак общественного места, объединяющий указанные правонарушения. В антиобщественных деяниях, похожих на мелкое хулиганство или распитие спиртных напитков, совершенных в квартирах и других местах на праве частной собственности, признак общественного места отсутствует. Более того, такие распространенные действия, как крики, свист, игра на музыкальных инструментах, использование технических средств (телевизоры, радиоприемники, магнитофоны) на повышенной громкости, федеральным законодательством не учитываются вовсе.
Частично положение спасает возможность самостоятельного регулирования и охраны отдельных общественных отношений силами регионального законодательства. Основаниями являются п. "б" ст. 72 Конституции РФ, согласно которому к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится защита прав и свобод человека и гражданина, правопорядка, а также ст. 1.1 КоАП РФ, делегирующая субъектам РФ право принимать собственные законодательные акты об административных правонарушениях.

Старостин Б.А. Об административной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и о техническом регулировании // Административное право и процесс. 2011. N 8. С. 26 - 27.

В статье приводятся результаты исследования предлагаемых к внесению в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменений, устанавливающих административную ответственность за нарушение тишины в ночное время, а также законодательства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.


Мун О. Как на законных основаниях выселить соседей с асоциальным поведением? // Жилищное право. 2013. N 10. С. 45 - 66.

Приобретая новую квартиру, вы можете получить "в довесок" самых непредсказуемых людей - от тихих пенсионеров до шумных любителей ночных домашних вечеринок. Конечно, выселение жильцов-дебоширов - исключительная мера, применяемая только тогда, когда все остальные мероприятия не принесли результата. Но полезно знать, куда можно обратиться при возникновении конфликтных ситуаций с соседями и какие решения в таких случаях чаще всего принимает суд.
В настоящее время российским законодательством предусмотрен ряд мер для защиты прав жителей многоквартирного дома от недобросовестных соседей.
Такими мерами могут быть как административное предупреждение или штраф (например, за предусмотренные ст. 6.4 КоАП РФ нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений, ст. 7.21 КоАП РФ порчу жилых помещений), так и в соответствии со ст. 91 ЖК РФ выселение из жилого помещения, занимаемого на основании договора социального найма, либо согласно ст. 293 ГК РФ лишение права собственности на жилое помещение. Важно отметить, что выселение жильцов с аморальным поведением из жилого помещения является исключительной мерой, применяемой в случае, когда иные способы воздействия оказались безрезультатными.
…..
Итак, если сосед систематически шумит, устраивает в своей квартире притон или другими противоправными действиями нарушает общественный порядок, в первую очередь необходимо собрать доказательства, подтверждающие факты нарушения прав и законных интересов соседей (письменно собрать показания других жильцов дома и прочих свидетелей противоправного поведения).
Необходимо вызывать полицию при каждом нарушении правопорядка со стороны неблагополучного соседа. Чем чаще будут фиксироваться вызовы, тем больше вероятность, что требования о выселении будут удовлетворены. При каждом вызове необходимо просить на руки копию протоколов, составляемых полицейскими.
Следует обратиться в санитарно-эпидемиологическую станцию (получить у сотрудника СЭС копию акта осмотра помещения) и коммунальные службы - ДЭЗ, ЖЭК (получить документ, подтверждающий задолженность за коммунальные платежи), собрать иные письменные доказательства нарушения общественного правопорядка.
Важно отметить, что ни собственники, ни наниматели квартир не вправе сами по собственной инициативе обращаться в суд с заявлением о выселении неблагополучных соседей. Для этого необходимо обратиться в правоохранительные органы, а затем в местную администрацию.
Следует помнить, что согласно ГПК, если жилье у собственника является единственным, то он не может быть выселен из него ни при каких обстоятельствах.
Несмотря на то, что процесс по выселению судом ведется очень щепетильно, т.к. законодательство РФ очень специфично и защищает интересы "пострадавших", гарантировать успех сложно, но, даже если выселить беспокойных соседей не получится, судебный процесс может оказать благотворное влияние на их поведение.
В завершение хотелось бы отметить следующее: способы борьбы с соседями существуют, но стоит помнить, что отстаивать свои права не так просто. Сбор доказательств и судебные тяжбы могут отнять значительную часть времени и нервов, а также потребовать существенных затрат. Таким образом, следует попробовать уладить конфликт мирным путем.

Кратенко М.В. "Гостиницы" в квартирах: к вопросу о пределах осуществления права собственности на жилое помещение // Туризм: право и экономика. 2010. N 1. С. 2 - 7.

Содержание:
Об актуальности вопроса
1. Понятие и признаки гостиничных услуг
2. Правовая природа отношений по использованию жилого помещения в качестве "гостиничного номера"
3. Пределы использования жилого помещения. Обеспечение законных интересов собственников соседних жилых помещений
4. Гостиничный "бизнес" и состав незаконного предпринимательства
5. Налогообложение доходов от использования квартиры в качестве "гостиничного номера

Использование жилых помещений в качестве гостиничных номеров приобрело в современной России угрожающие масштабы. Практически в каждом жилом доме, расположенном в центральной части более-менее крупного города, существует несколько квартир, которые используются для кратковременного размещения граждан. …круглосуточный режим функционирования "квартиры-гостиницы" и ее использование для проведения различных увеселительных мероприятий создает дискомфорт для собственников соседних жилых помещений. К негативным аспектам подобной деятельности также следует отнести: отсутствие регистрационного учета граждан (в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства) по месту пребывания в "квартирах-гостиницах"; неполное декларирование (или его отсутствие) собственниками доходов, получаемых от использования принадлежащих им квартир в качестве гостиничных номеров.
Функционирование "квартиры-гостиницы" в составе многоквартирного жилого дома может повлечь дополнительные расходы для собственников других помещений, связанные с оплатой потребленных коммунальных ресурсов. При отсутствии у собственников индивидуальных приборов учета размер платы за некоторые коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, вывоз твердых бытовых отходов и пр.) рассчитывается с учетом нормативов потребления данных ресурсов на одного гражданина. В "квартире-гостинице", как правило, зарегистрирован лишь один гражданин (собственник или кто-либо из членов его семьи). Фактически же подобные квартиры могут заселяться большим количеством граждан. В результате искажается принцип пропорциональной оплаты собственниками помещений в многоквартирном доме потребленных ими коммунальных услуг.

Отсутствие в законодательстве прямого запрета на использование жилых помещений для оказания гостиничных услуг обусловливает достаточно пассивное отношение правоохранительных органов к подобной деятельности.

Закон о тишине: анализ законодательства

Что делать, если шумят соседи?

Полезные ссылки

 

 

 

Последнее обновление: 01 марта 2017, 16:26
Copyright © 2003-2017
Обнаружили ошибку? Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER
Яндекс цитирования