Композиторы и музыковеды Советского Татарстана

Источник: Композиторы и музыковеды Советского Татарстана.- Казань,1986.- С.97-98



Леонид Зиновьевич Любовский родился 24 февраля 1937 г. в городе Каменка Черкасской области, на Украине. Профессиональное музыкальное образование получил во Львовском музыкальном училище и Казанской консерватории, которую окончил по классу композиции профессора А. С. Лемана. С тех пор он преподает там музыкально-теоретические предметы, являясь старшим преподавателем кафедры композиции. В 1983 г. ему присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств ТАССР.
Композитор успешно и плодотворно работает во всех жанрах, кроме балета. Особенно привлекают его масштабные, циклические композиции (симфонии, оратории, кантаты).
Любовский — композитор, остро и напряженно чувствующий современность, ее живой, динамичный пульс, стремительное течение жизни. Какой бы темы или жанра он ни касался — это всегда музыка, преломленная через сегодняшнее восприятие. Таковы его Симфония - оратория на стихи И. Франко, в трех частях которой воплощены революционные настроения поэта; таковы его симфонии, особенно Четвертая, пронизанная тревогой напряженного мира, мыслями о минувших переживаниях, убедительно воплотившая гуманистический пафос современности.
Близок симфонии по своей концепции Виолончельный концерт Любовского — произведение зрелое, подкупающее сдержанной лирикой, музыка которого навеяна воспоминаниями об отце, умершем от фронтовых ран. Композитор хорошо знает и умело пользуется выразительными свойствами солирующих инструментов. Поэтому так охотно исполняются его .концерты и для духовых, и для фортепьяно, и для камерного ансамбля.
Важное место в творчестве Любовского заняли вокально-симфонические произведения. Сюита «Из Моабитской тетради», кантата «Предчувствие весны» часто звучат в концертах, а последняя прочно вошла в хоровой репертуар.
Значительны достижения Л. Любовского в камерно-вокальном жанре. Он тяготеет к циклам, используя в основном современную поэзию. Некоторые циклы, как и кантата «Предчувствие весны», вызвали интерес исполнителей, прозвучав в Казани, Москве, Ленинграде, Горьком и др. городах. Вокальное творчество Любовского весьма разнопланово, диапазон воплощаемых настроений широк.
Это и война («Военные ветры»), раздумье о нынешнем и победное покорение космоса («Новый век»), а также нестареющий мир любовного чувства и наслаждения природой («Мир природы», «Из классической корейской поэзии»).
Со студенческих лет композитор глубоко интересуется музыкальным театром. Им созданы оперы, музыкальные комедии, музыка к театральным постановкам. .Интересной представляется опера из шести картин «Праздник святого Иоргена» (по одноименной повести Бергстедта), решенная в духе социального памфлета. Она ярка, динамична, насыщена хорами, музыкальный язык ее своеобразен, представляя развитие на современном этапе художественных традиций Мусоргского и Орфа. Опера еще ждет своего сценического воплощения.
Много внимания уделяет Любовский детской музыке. Он хорошо знает психологию детского возраста, не упрощая, добивается максимума выразительности при учете возможностей юных исполнителей. Многие детские произведения изданы и вошли в педагогический репертуар.
Леонид Любовский — серьезный, постоянно находящийся в творческом поиске композитор, высокий профессионал. Он прекрасно владеет искусством построения как сложных симфонических и хоровых произведений, так и камерных композиций, вокальных миниатюр. В его музыке очевидна лирико-философская устремленность и созвучная времени гражданская позиция. Свое мироощущение композитор развивает в лучших традициях современной музыкальной культуры, свободно владея богатым арсеналом разнообразных выразительных средств. Нельзя не отметить высокой творческой активности Леонида Любовского, его энергичной позиции в жизни Союза композиторов, постоянное участие в различного рода конкурсах, смотрах. Он выступает в печати со статьями о музыкальном искусстве, увлекательно рассказывает о нем в различных аудиториях.

Основные сочинения:

Для музыкального театра. Оперы: «Праздник святого Иоргена» (1967), «Плащ командора» (1972); музыкальная комедия для детей «Незнайка в солнечном городе» (1972); Для симфонического оркестра: 4 симфонии (1965, 1976, 1979, 1983); «Башня Сююмбеки», легенда (1978); Концерты: для фортепьяно (1968), для виолончели (1969), для кларнета, фагота, фортепьяно и ударных (1967); Для хора и оркестра: Симфония-оратория на cл. И. Франко (1970), сюита «Из Моабитской тетради» (1969), кантата «Предчувствие весны» (1981); Для хора: цикл «Мир Природы» на сл. Тютчева (1970), цикл «Мысли» на сл. Р. Хариса (1982); Камерно - вокальная музыка: вокальные циклы для голоса с фортепьяно «Новый век» (1962), «Военные ветры» (1970), «Страна журавлиная» (1969), «Из корейской классической поэзии» (1974) и др.; Камерно-инструментальные сочинения: Струнный квартет (1964); Сонаты для трубы, тромбона, скрипки, фортепьяно; Сюита для гобоя и фортепьяно «В Карпатах», пьесы для баяна и др.; Музыка к театральным постановкам, песни, обработки и др.

Последнее обновление: 9 февраля 2021 г., 20:35

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International