Интервью Московскому клубу "Творческие встречи"

Источник: http://www.mjcc.ru/news/3257

Леонид Любовский - композитор, дирижер, педагог. После окончания Львовского музыкального училища получил образование в Казанской государственной консерватории. Автор балета «Сказание о Йусуфе» (2002, Государственная премия РФ, 2005), опер, симфоний, инструментальных и вокальных произведений, музыки к спектаклям. Сочинения Леонида Любовского исполняются в крупнейших городах России и за рубежом - в Польше, Болгарии, Германии, Италии, Испании, Словакии, США, Японии. Профессор Казанской государственной консерватории имени Назиба Жиганова. Лауреат Государственной премии Российской Федерации (2005). Заслуженный деятель искусств Татарстана (1983), заслуженный деятель искусств России (1996).
В людях ценит порядочность. В искусстве предпочитает классику. Любимый досуг - чтение.

"Мне все время хочется посмотреть на мир откуда-то с облаков. Тогда все, что вокруг, все наши человеческие насущные проблемы кажутся не столь значительными". (Л.Любовский)

Говорит Леонид Любовский:

О музыке и времени
Я могу назвать десяток достаточно хороших для своего времени композиторов XIX века, но сегодня мы не знаем ни одного их сочинения. Мало кто может назвать имя учителей Чайковского Иогансона или Зарембы. Ну что мы знаем об этих композиторах? Да ничего. Разумеется, в музыке происходит естественный отбор. Но и тут бывают непопадания. К примеру, великую ораториально-хоровую музыку Баха не знали уже через 50 лет после его смерти. До того времени, пока Мендельсон не продирижировал его Пассионами. И тут имя Баха как будто открылось заново. Произведения Вивальди переживали период полного забвения, а сегодня это один из самых исполняемых композиторов в мире. Сегодня мы можем преклоняться перед сочинением, а завтра о нем все забудут. Иногда нужно время, чтобы увидеть величие произведения.

О даре композитора
Композиторский дар - это данность, это от Бога. Это действительно понимание, слышание мира. Композитор пересказывает глубинные, недоступные разуму явления. Интонируя, мы делаем наши сочинения нашу музыку доступной слушателю. Интонационный багаж композитора должен соответствовать времени, это важно. Поэтому, слушая одну музыку, мы говорим, что композитор современный, А о другом скажем, что он вторичен и говорит на языке прошлого века. Композитору можно дать сумму знаний, и он будет прекрасным теоретиком. Но выучить композитора нельзя. Потому что это творчество. Такая высокая болезнь. Один бывает болен, а другой – нет. Сегодня эта болезнь есть, а завтра ее уже может и не быть. Исчезает как дым, уходит неизвестно куда. На самом деле это очень серьезный вопрос.

О студентах
Разные есть студенты. Для меня как преподавателя важно, чтобы сохранилась индивидуальность. Остаться самим собой – это самое ценное. Я всегда шучу, что если есть два одинаковых композитора, то один из них должен застрелиться. У одного моего ученика уже две оперы поставлено в Петербурге и в Германии. А был студент, лауреат международного конкурса, я очень любил его творчество, так в него верил, рассчитывал на него. А он перестал писать. Такие случаи тоже бывают.

Леонид Любовский - композитор, остро и напряженно чувствующий современность, ее живой, динамический пульс, стремительное течение жизни. Какой бы темы или жанра он ни касался - это всегда музыка, преломленная через сегодняшнее восприятие.

По материалам из Интернета
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International