Я рад, что не обманул ожиданий

Источник: Республика Татарстан. - 2006. - 14 июня

Леонид Зиновьевич, ваши первые ощущения?

Не поверите, я совершенно спокоен. Все так неожиданно... И потом, для художника есть
вещи поважнее – сделал ли он то, что хотел, выполнил ли свою миссию... А почести, награды - это уже вторично.
Наш балет идет пять лет и всегда с аншлагами. А это что-нибудь да значит. Нынче им открылся Нуриевский фестиваль, и когда в финале спектакля я вдруг увидел, что весь зал встал... ну, вы понимаете, о большем автору просто трудно мечтать. Вот и Госпремия для меня - это еще одно подтверждение тому, что я не обманул ожиданий зрителей.


Ну и материально, наверное, станет полегче, ведь в отличие от звезд шоу-бизнеса, композиторы -симфонисты пока не замечены в списках самых богатых людей...

Конечно, это важно, чтобы художник был материально независим, чтобы мог обеспечить достойную жизнь своей семье. А кроме того, я рад, что теперь у меня будет возможность помочь так, как мне этого хотелось бы, семье моего брата, потерявшего здоровье в Чернобыле...

Изменилось ли ваше собственное отношение к балету за прошедшие пять лет?

Нет. Дело в том, что в искусстве существуют некие трудно выразимые законы, которые делают произведение искусства если не вечным, то обеспечивают ему жизнь на многие-многие годы. Разве можно сказать, что Шестая симфония Чайковского или "Дон Жуан" Моцарта устарели? Нельзя. Потому что они появились в свое время. Конечно, есть авторы, которые заведомо пишут конъюнктурные произведения, в чем, кстати сказать, и меня поначалу пытались заподозрить.
Дескать, если в основе либретто лежит книга о Йусуфе, то, значит, я решил написать татарский национальный балет. Но это не совсем так. В моем балете достаточно и татарского, и европейского, ибо для меня было одинаково важно по-новому прочесть и Библию, и Коран. Это гораздо более сложная задача, ибо я не имел права сфальшивить интонационно ни там, ни здесь.
Огромна заслуга и театра, и в первую очередь его директора Рауфаля Сабировича Мухаметзянова, который буквально ухватился за нашу идею и очень много сделал для того, чтобы этот замысел воплотился. К тому же, за дело взялись очень крупные хореографы. Георгий Ковтун - человек не только талантливый, но и глубоко верующий в то, что он делает. Ведь первые репетиции давались ему кровью и проходили в атмосфере, о которой страшно вспоминать. Полтруппы отказывались работать, поскольку многие просто не понимали, чего от них хочет балетмейстер, не понимали и моей музыки, моего отношения... Это сейчас артисты с нетерпением ждут каждый спектакль и готовы несколько вечеров подряд танцевать "Сказание о Йусуфе", а тогда ...

Я знаю, что работа над балетом, в общей сложности, тоже заняла почти пять лет.

Ну если учесть, что мне пришлось заново переписать практически готовый третий акт, то, наверное, так оно и есть.
Хотя мысль написать балет у меня была всегда, еще со студенческих лет. И долгое время я вынашивал идею балета на сюжет шварцевской "Тени". И как-то, будучи в Ленинграде, я рассказал об этом Николаю Боярчикову, а он, в свою очередь, поделился со мной своей мечтой - поставить балет об Иосифе Прекрасном. И честно скажу, сначала это ничуть меня не заинтересовало. А либретто мне просто не понравилось. Там практически не было сюжета - сплошные философские аллюзии. (Предполагалось, что музыку напишет Альфред Шнитке, но сотрудничество с ним не сложилось.) В общем, это предназначалось для экспериментального театра, а я приверженец музыкальных традиций, Чайковского...
А потом так совпало, что я прочитал произведение Кул Гали и вдруг воочию представил классический балет, где было все: и сюжет, и философия, и перекличка с современностью. И вот тогда я снова встретился с Боярчиковым. Выслушав меня, он сказал: "Я подумаю", - и дал мне двух либреттистов. И они даже приступили к работе, но я почти сразу почувствовал: это не то... И предложил написать либретто Ренату Харису, которого считаю не только замечательным поэтом, но и философом. Не скажу, что у нас все шло гладко, но мы все-таки нашли взаимопонимание и с ним, и с постановщиками. И это естественно, ведь и сам балет о том же - о необходимости понимать не только себя, но и других тоже, об отношениях человека с обществом, с Богом...

Последнее обновление: 9 февраля 2021 г., 20:37

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International