Абрар Гибадуллович Каримуллин

Жизнь посвященная книге

Его труды впервые воссоздали подлинную историю татарской книги.

Жизнь и творчество

Абрар Гибадуллович Каримуллин (1925-2000) - известный татарский ученый, книговед-библиограф, доктор филологических наук(1978), действительный член Академии наук Татарстана (1992), заслуженный деятель науки ТАССР (1987), лауреат Государственной премии РТ им. Г.Тукая (1991), лауреат Международной премии им. Кул Гали (1995).

Участвовал в Великой Отечественной войне. Награжден орденом "Отечественная война" 1 степени, многими медалями, в том числе двумя медалями "За отвагу".

В 1953-1964 годах был заместителем директора по научной части Научной библиотеки Казанского государственного университета, с 1964 года работал в Институте языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова АНТ.

Список научных и публицистических трудов А.Каримуллина включает в себя около 700 работ. Область его научных исследований: история национальной книги и книжного дела края, происхождение татарского народа, татарская литература и ее связи с литературой народов Востока, Европы, вопросы истории языка, археографии, этнографии, топономики.

Он - автор ряда монографических научных работ по историиТатарстана, татарскому языкознанию, литературоведению, истории татарской литературы, татарской сцены, персональной библиографии писателей и ученых края, автор научного описания восточных рукописей. Благодаря его трудам впервые воссоздана история татарского печатного слова, открыты новые направления в истории татарской филологии, существенно обогащена история татарской общественной мысли.

Труды А.Г. Каримуллина известны далеко за пределами Татарстана, России, СНГ. Они получили широкую известность среди тюркологов США, Англии, Франции, Германии, Турции, Египта, Японии, Канады, Венгрии, Польши и других стран. Как видный ученый А.Г.Каримуллин приглашался зарубежными научными организациями для участия в Международных научных конференциях в США, Канаде, Англии, Турции, на которых он выступал с докладами по вопросам истории, культуры и литературы татарского народа.

Сведения о жизни и творчестве ученого вошли в энциклопедии США и Англии "Кто есть кто?" в номинациях:

  • Интеллектуал мира;
  • Человек мира 1991 года;
  • Человек мира 1992 года;
  • Один из 500 выдающихся личностей мира;
  • Человек мира XX века - видные ученые.

 

Будучи почетным членом различных Советов, обществ и организаций, А.Г.Каримуллин принимал активное участие в работе:

  • Географического общества СССР, (куда был принят за историко-географические исследования по рекомендации Л.Н.Гумилева);
  • Ученого Совета ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова АНТ;
  • Совета гуманитарных наук АНТ;
  • Совета по защите кандидатских и докторских диссертаций при ИЯЛИ АНТ;
  • Совета по защите кандидатских и докторских диссертаций КГУКИ;
  • Главной редколлегии Татарской энциклопедии;
  • Научного Совета Книжной палаты РТ;
  • Редакционной коллегии Татарского книжного издательства;
  • Редакционной коллегии журналов "Мирас", "Аргамак", газеты "Шэхри Казан";
  • Ученого Совета Национальной библиотеки РТ;
  • Правления Международного биографического центра (Англия, Кембридж);
  • Правления Американского биографического института (США, Северная Каролина);
  • Международной Библиографической Ассоциации;
  • Совета Международной конфедерации рыцарей (Сидней, Австралия);

 

Последним ему присвоено почетное звание "Маркиз оф Туран".

За литературно - критические работы А.Г.Каримуллин был принят в 1974 году в члены Союза писателей СССР.

Путь в науку будущего ученого не был легким и простым. Жизненное и творческое становление его было наполнено немалыми трудностями, о чем наглядно свидетельствуют страницы богатой биографии.

Родился А.Г.Каримуллин 29 мая 1925 года в деревне Чабья-Чурчи Сабинского района Татарской АССР. Отец, Каримуллин Гибадулла Каримуллович - крестьянин, затем агроном - умер в 1947 году от ран, полученных на фронте. Мать Ихсанова (Каримуллина) Сафия Гатовна - сельская учительница,погибла в 1930 году во время коллективизации, когда маленькому Абрару было всего лишь 5 лет.

Первые шаги на пути к знаниям будущего татарского академика были сделаны в начальной школе своей родной деревни.

Среднее образование он завершает в 1941 году в Сабинской средней школе. А.Г.Каримуллин мечтал поступить в педагогический институт, стать преподавателем географии. Война внесла свои коррективы в его планы. Будущий ученый сначала работал в колхозе, затем его пригласили в Ныртинскую больницу бухгалтером. Вскоре его направили учителем начальной школы села Олы - Арташ Сабинского района.

7 января 1943 года он был призван в ряды Советской Армии. После окончания шестимесячных курсов военного училища в Житомире был направлен на фронт в качестве наводчика миномета. Участвовал в боях на Курской дуге, сражался за освобождение Украины, Венгрии, Чехословакии, Румынии. Затем был направлен на Дальний Восток на борьбу с японскими милитаристами. Пройдя долины смерти Китая, Монголии, через горы Хинган, трижды раненный и контуженный, он только в 1947 году возвращается в родную деревню.

После 7 летнего перерыва жажда знаний приводит А.Г.Каримуллина в Казанский государственный университет. Так в 1948 году он становится студентом татарского отделения историко-филологического факультета КГУ.

Учился А.Г.Каримуллин усердно. Первую же сессию он сдал на "отлично" и начал получать повышенную стипендию, а на четвертом курсе - именную.

Учеба сопровождалась работой грузчиком на железнодорожных тупиках, на грузовых причалах порта, уборкой улиц, распиливанием дров у частных лиц, а летом - работой на лесозаготовках, стройках.

В 1953 году А.Г.Каримуллин окончил университет по специальности - "филология" и был направлен на работу в Научную библиотеку Казанского университета, где проработал до 15 декабря 1964 года: сначала старшим библиотекарем, затем - заведующим сектором, последние десять лет - заместителем директора библиотеки по научной части.

Первые годы работы в Научной библиотеке были посвящены освоению новой профессии - библиотекаря-библиографа, знакомству с основами библиотечного дела.

Чем больше он приобщался к книжным богатствам, наследию мировой и татарской культуры, запечатленному в печатном слове, тем больше поражался преподносимой в то время в университетских курсах смеси лжи и полуправды в оценках истории, литературы, культуры, печати татарского народа, его места в истории России и мировой культуры. В то время процветало утверждение, что татары до революции были сплошь неграмотными, не имели своей печатной книги, а если таковая и была, то эти были лишь издания религиозного содержания. Работая в библиотеке, знакомясь с её фондами, А.Г.Каримуллин был поражен богатством старопечатной татарской книги. Оказалось, что в Научной библиотеке университета хранятся сотни тысяч татарских книг, неизвестных общественности, студентам университета, которые изучали курсы татарской литературы, истории и культуры.

Татарский фонд книг, журналов и газет университетской библиотеки практически был малодоступен даже ученым и преподавателям. Периодические издания за отдельные годы, а также ряд татарских книг студент мог получить лишь по письменному разрешению директора библиотеки после ходатайства преподавателя. Раскрытию фондов старопечатной татарской книги мешало и отсутствие каталогов.

В 1954 году А.Г.Каримуллин добился разрешения на рекаталогизацию на основе кириллицы татарских книг на арабском шрифте и сам же возглавил эту работу.В 1954- 1960 годах старопечатные татарские книги были уже представлены читателю на основе нового описания, что открыло для читателей все богатство татарской книжной продукции, содействовало активизации научного изучения и использования духовного наследия, созданного в течение многих веков.

В этих же целях А.Г.Каримуллин приступил к созданию научных отраслевых библиографических указателей по татарскому языку и языкознанию, по татарской литературе, истории литературы, литературоведению, фольклору, из них ряд указателей были изданы отдельными книгами. В их числе:

  • Библиография литературы по татарскому языкознанию (1787-1956)/ КГУ. Науч.б-ка.- Казань, 1957. - 39с.
  • Татар тел белеме библиографиясе / КДУ. ФК. - Казан, 1958. - 115б.
  • Муса Джалиль: Библиография: (1919-1961). - 1961.-77с.
  • Татар эдэбияты: Фольклор, эдэбият белеме хэм эдэбият тарихы: Библиография: 1917-1959. - Казан: Татар. кит. нэшр., 1961. -216 б.
  • Татарская литература в переводах на русский язык: Библиография: 1917-1960. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1962.-92с.
  • СССР хэм чит ил халыклары эдэбияты, фольклоры хэм сэнгате: Татар теленэ тэржемэлэр: Библиография: 1917-1962. - Казан: КДУ нэшр., 1963. - 337б.
  • Татар матур эдэбият библиографиясе: 1917-1960/ Фэнни ред.: И.Нуруллин; КДУ, ФК - Казан: КДУ нэшр., 1961. - 156 б.

 

Для многих студентов и научных работников эти указатели стали настольными книгами. Кроме того А.Г.Каримуллиным было предпринято создание библиографических трудов по истории университета, в подготовке которых он участвовал и как составитель, и как редактор. Среди них сводный указатель статей, напечатанных в периодических и продолжающихся изданиях с первых лет существования КГУ, и указатель диссертаций, защищенных в университете. Он является автором и редактором ряда работ из серии "Описание рукописных фондов Научной библиотеки КГУ".

Таким образом, благодаря стараниям А.Г.Каримуллина начата большая научно-исследовательская и издательская работа в Научной библиотеке Казанского университета. Именно его труды положили начало становлению научной библиографии Татарстана.

В то же время была налажена работа по пополнению фондов библиотеки КГУ древними восточными рукописями. По инициативе А.Г.Каримуллина и при его личном участии было положено начало организации археографических экспедиций, благодаря которым, (а также его обращению к общественности через печать) в Научную библиотеку поступили тысячи татарских восточных рукописей, собранные у татарского населения из разных республик и областей.

Возобновляется и книгообмен с зарубежными научными учреждениями, который был прерван в годы войны. Благодаря инициативе А.Г.Каримуллина библиотека установила связь с более 200 научными учреждениями, вузовами стран Европы, Азии, Америки, Австралии, откуда в библиотеку поступали сотни и тысячи книг, журналов, газет в порядке книгообмена на издания КГУ.

Таким образом, за 11 лет работы в университетской библиотеке А.Г.Каримуллин проявил себя и как руководитель, и как организатор научно-исследовательской деятельности, и как археограф, библиограф и библиотековед. Он начал выступать с научными статьями по этим вопросам на страницах центральной и местной печати. Из под его пера появляются десятки научных статей по истории татарской филологии, о взаимосвязи татарской литературы с литературой народов СССР и мира, литературно-критические статьи, рецензии, книговедческие работы. (См. Библиография).

Ученый выступает как активный пропагандист библиотечно-библиографических знаний среди студентов. В течение этих лет он постоянно читал лекции, проводил экскурсии по библиотеке, знакомил с фондами, каталогами, правилами пользования библиотекой, основами оформления библиографии в курсовых, дипломных и диссертационных работах.

А.Г.Каримуллин занимался подготовкой новых библиографических указателей, начал работу по созданию библиографии "Татарики", по плановому описанию фонда рукописей.

Но в 1963 году ученый обвиняется в том, что он в книгу "Эдэби жыентык хэм альманахлар библиографиясе:1917-1960" включил аналитическое описание всех литературных сборников и альманахов на татарском языке, в том числе и сборники стихов "О Ленине-Сталине". Данный факт был инкриминирован автору как восхваление Сталина. Было созвано специальное внеочередное бюро обкома КПСС по рассмотрению "дела" А.Г.Каримуллина, где ему был вынесен строгий выговор с занесением в личное дело. Он также был освобожден от занимаемой должности как "политически незрелый" сотрудник.

Над А.Г.Каримуллиным тучи сгущались давно. Его много раз обвиняли в том, что он в свои библиографические издания включает труды репрессированных ученых и писателей. Поступали клеветнические письма, в которых он обвинялся в панисламизме, в восхвалении дореволюционной татарской книги.

В декабре 1964 года Казанский институт языка, литературы и истории им.Г.Ибрагимова АН СССР пригласил А.Г.Каримуллина на должность младшего научного сотрудника в сектор искусства и фольклора для составления библиографического указателя по истории татарского театра. В 1968 году была завершена монографическая работа "Татарская сцена: 1917-1967 гг". В работе представлено более 8.000 названий документов на русском и татарском языках. В нее вошли сведения о всех татарских театрах, государственных, передвижных, колхозно-совхозных, народных, работавших как в Татарстане, так и за его пределами. Это своего рода энциклопедия татарского театра, которая не имеет аналогов в отечественной библиографии.

В мае 1968 года А.Г.Каримуллин успешно защитил на Ученом Совете КГУ кандидатскую диссертацию по филологическим наукам по теме "Возникновение татарского книгопечатания и новые источники по татарской филологии: XVII - 1 пол. XIX в." Это первое исследование в истории татарской национальной книги, изучение которой практически было под запретом. Работа была выполнена вне плана ИЯЛИ АН СССР, без научного руководителя, вне аспирантуры, вне рабочего времени.

В 1971 году диссертация была издана отдельной книгой. Под названием "У истоков татарской книги: от начала возникновения до 60-х годов XIX века", в которой история книжного дела у татар прослеживается с 1722 года, когда в Астрахани в походной типографии в количестве 1000 экземпляров был отпечатан татарский текст "Манифеста Петра Первого", (первая книга на татарском языке была отпечатана в Лейпциге в 1612 году), в середине 19 века.

 

А.Г.Каримуллиным впервые изучен трудный и сложный путь развития национальной книги, определены этапы ее становления, систематизировано содержание книжной продукции.

Но история книжного дела - это не только история создания книги, ее изготовления, распространения, использования, репертуара. Это есть одновременно реконструкция и анализ всего определяющего ее социокультурного контекста. Такая работа позволила ученому открыть новые страницы в летописи татарской культуры, осветив историю татарской рукописной книги - предшественницы печатного слова, распространение в Поволжье арабской письменности, литературные связи татар с другими народами мира, уровень их грамотности.

Татарская книга, являющаяся одной из самых ранних среди всех тюркских народов мира (что впервые установлено А.Г.Каримуллиным) возникла на богатом литературном и рукописном наследии татарского народа, ведущую свою историю со времен Волжской Булгарии.

В работе "У истоков татарской книги" освещены первые шаги становления татарской рукописной книги. Дан анализ развития татарской литературы с XIII века до 60х годов XIX столетия на основе изучения рукописных и печатных книг. В книге многосторонне освещена связь развития татарской литературы и книжного дела, их теснейшая взаимосвязь, что сделано впервые в истории татарской литературы. Автором введены в научный оборот многие памятники татарской литературы, оставшиеся вне внимания исследоватилей, запрещенные цензурой.

Книговед вносит весомый вклад и в развитие теории национальной книги. Им впервые разработана концепция "национальной книги", принятая ныне в отечественном книговедении. Путем анализа истории русской и татарской книги он показал, что язык книги, национальность автора сочинений, место издания данного сочинения в виде книги, оригинальность или перевод произведения должны рассматриваться в связи с функциональным назначением и службой книги, культуре, просвещению определенного народа. Исходя из этих факторов им разработана теория национальной книги и возможность превращения национальной книги одного народа в национальную книгу двух или более народов, особенно родственных по происхождению, близких по языку и культуре. Эти положения А.Г.Каримуллина стали теоретической основой в изучении национальной книги и вошли в практику изучения истории других национальных книг.

Труд А.Г.Каримуллина "У истоков татарской книги" получил признательность не только в родном Татарстане, но и во всех уголках нашей страны и далеко за ее рубежами.

Некоторые высказывания читателей, писателей, ученых об этой работе.

"Это небольшой труд, в котором описывается история татарской книги - первая попытка исследований, посвященных этой теме. Действительно, до сих пор в Европе не знали не только какую-либо солидную историю татарской книги, но и не знали о существовании книг на татарском языке. Здесь автор прослеживает историю татарской книги, начиная с рукописной, кончая печатными книгами на татарском языке до середины XIX века... Эта монография представляет интерес не только для специалистов по истории книги, она отражает также политическую и колониальную историю Империи".
Профессор М. Авриель,
(Париж) Журнал "Бюллетень библиотековедения"
1971,т.19,ч.4. (На франц.яз.)

"Происхождение татарской печатной книги говорит о наличии у татар широких и глубоких интеллектуальных возможностей. Об этом говорит только что изданная в Казани книга А.Г.Каримуллина "У истоков татарской книги". Печатное слово у татар России свидетельствует о широком распространении школ и большом спросе к знаниям. Об этом говорит и глава, где описана борьба за открытие газет и журналов. Зарубежный читатель через книгу автора в состоянии представить и историю самого народа, его литературы, просвещения".
Профессор Н.Зимова, (Прага)
"Архив Ориентали",1977,#45. (На англ.яз.)

"Фактически Каримуллин первым исследовал весь комплекс вопросов, возникновения татарской печатной книги и развития татарского книгопечатания в первой половине минувшего века. Сколько страниц культурной жизни целого народа прочитаны впервые или перечитаны заново. Сколько эпизодов, людских и книжных судеб проходит перед нами- Вообще, очень ценной особенностью монографии А.Г.Каримуллина является пристальное внимание к людским судьбам. Обилие фактического материала сочетается с волнующим рассказом о тех, кто собственными руками творил историю татарской книги, татарской культуры..."
А.Аристов,
краевед, заслуженный деятель культуры Татарстана (Казань)
Сов.Татария, 1971, 5 окт.

"Печатание татарской книги было сопряжено со многими трудностями. Царское самодержавие всячески старалось задержать татарское книжное дело- В отдельных главах рассмотрены история борьбы за создание татарской периодической печати в течение целого столетия и теоретические вопросы определения национальной книги. В свете истории книги освещены и судьба татарской рукописной книги, а также роль татарской книги в развитии образования среди татар...
Базирующаяся на богатейшем фактическом материале, работа А.Каримуллина об истории татарской книги рассматривает это явление в тесной связи с теоретическими вопросами культуры, в чем одна из ценностей исследования".

С.Алишев, доктор исторических наук (Казань)
Совет мэктэбе, 1973, #4.

После защиты кандидатской диссертации А.Г.Каримуллин по плану ИЯЛИ пишет работу "Татарский фольклор и фольклористика: 1612-1980гг." - аннотированную библиографию литературы на татарском, русском, западно-европейских языках, появившейся в печати более чем за три века. Этот труд вышел из печати в 1993 году. В 1970 году А.Г.Каримуллин завершает докторскую диссертацию по истории татарской книги начала XX века. Она, как и кандидатская, была выполнена вне плана работы ИЯЛИ АН СССР, вне рабочего времени, без докторантуры.

В 1974 году диссертация вышла в виде отдельного издания "Татарская книга начала XX века". Она получила высокую оценку и в местной печати, и в печати других регионов, получила признание и за рубежом - в Англии, Америке, Германии, Франции, в других странах.

После защиты докторской диссертации А.Г.Каримуллина на Ученом Совете ГБЛ в 1978 году, в ИЯЛИ включили в план его научной работы изучение истории татарской книги. В итоге появилась новая монография под названием "Татарская книга пореформенной России" (Казань, 1983). С выходом этой монографии было завершено воссоздание истории татарской книги дореволюционного периода.

В этих трех монографиях впервые в истории исследована история татарского печатного слова от времен его возникновения по 1917 год. Трилогия является новым словом в истории краеведения и книговедения, в которой нашло многостороннее освещение духовного наследия татарского народа в аспекте изучения книги в связи с развитием татарской литературы, общественной мысли, культуры и просвещения народа.

По утверждению А.Г.Каримуллина, татары были первыми среди тюркских народов мира, приступивших к наборному книгопечатанию. Татарский народ имел древнюю письменность и богатую рукописную книгу, литературные традиции, работали мектебы и медресе; были ученые, писатели, читатели; имелось все необходимое для организации национального книгопечатания.

Татарская дореволюционная книга по количеству названий уступает, кроме русских изданий, только латышской книге, а по тиражу занимает второе место после русской книги. Трилогия А.Г.Каримуллина положила конец мифам о низкой грамотности татарского народа до революции, т.к. время появления печатной книги, количество и содержание книжной продукции - это документальные свидетельства степени грамотности и уровня образованности нации.

Татарская книга по своему содержанию была универсальной. Она внесла огромный вклад в дело просвещения татарского и многих тюркских, мусульманских народов России. Она отражала достижения татарской литературы, культуры, исторической и общественной мысли и включала также переводы лучших произведений восточной, европейской, русской литературы. Достаточно сказать, что до 1917 года на страницах татарской печати были опубликованы произведения около 200 русских писателей и просветителей. Через татарскую книгу читатели знакомились с произведениям Шекспира, Фараби, Авиценны, Жюль Верна, Аль-Канди, М.Твена, Газали и др.

Труды А.Г.Каримуллина положены в основу учебных курсов по истории татарской книги.

Следующая плановая работа ученого была посвящена истории татарской книги послеоктябрьского периода, опубликованная Татарским книжным издательством в 1989 году ("Становление и развитие татарской книги: 1917-1932. Очерки о ведомственных, специальных и кооперативных издательствах Татарской АССР").

Ученый продолжал также вести исследования по указанным выше направлениям: истории, литературе, культуре, по археографии, источниковедению, по топономике, вопросам усовершенствования графики письма, библиографии; научные исследования о книжных и книгоиздательских связях татарского, башкирского, узбекского, казахского народов.

А.Г.Каримуллин проявлял большой интерес к вопросу происхождения татарского народа и истории его имени. В результате им написан труд под названием "Татары: этнос и этноним",опубликованный трижды, в 1988,1989,1991 годах на татарском и русском языках. Он также переведен на японский, турецкий, арабский языки, издан в Японии, Турции, Египте, вызвал большой интерес среди широких кругов читателей.

Впервые в истории мировой науки А.Г.Каримуллиным было предпринято исследование о возможном генетическом родстве индейских языков Америки с тюркскими языками. (Прототюрки и индейцы Америки. По следам одной гипотезы. - М.: Инсан, 1995. - 80 с.) Ученым исследована гипотеза происхождения народов майя, инк, ацтек, сиу-хока, аймара от древних тюркских племен по данным лингвистики и получены доказательства правомерности этой, невероятной на первый взгляд, гипотезы. Выводы, вытекающие из этих исследований, носят глобальный характер и привлекли внимание других исследователей в нашей стране и за рубежом, в первую очередь, ученых США.

В 1997 году была издана книга А.Г.Каримуллина "Тел миллэтнен сакчысы" ("На страже языка"). Книга, как видно из названия, ставит проблему сохранения и развития татарского языка, и здесь же раскрыты пути практического решения указанных проблем.

В 1996, 2000 годах вышли из печати две книги А.Г.Каримуллина, полностью посвященные истории татарского народа. Первая "Язмыш, язмыш..." ("Судьба моего народа") включает в себя научно-публицистические статьи о судьбе татарского народа. Здесь рассказывается о татарах, живущих в Китае, Корее, Японии, Америке, Турции, Канаде, Польше.

Представители татарского народа и за пределами родины не потеряли свой язык, религию, обычаи. Благодаря трудолюбию, честности, порядочности, они добились уважения и признания со стороны коренных жителей страны, где они живут, работают, строят мечети, открывают школы, издают газеты, журналы, среди них имеются немало государственных деятелей и знаменитых ученых.В книге также освещаются национально-культурные прблемы татар, живущих в Татарстане, России, СНГ.

Вторая книга "Без тарихта эзлебез" ("Мы не пыль на ветру") посвящена истории, культуре татарского народа, написана также в научно-публицистическом стиле.

Академик А.Г.Каримуллин в своей деятельности не ограничивался рамками академических исследований. Он принимал самое активное участие в общественно-политической жизни республики. Его содержательные статьи на страницах республиканских газет и журналов, выступления на радио, ТВ, перед студентами, учеными, трудящимися о проблемах графики татарского письма, судьбе татарской книги, по вопросам татарского языка, культурного наследия, в защиту суверенитета Республики Татарстан,неизменно вызывали широкий общественный резонанс. Многое из его публицистического наследия и сегодня не потеряло своей актуальности.

Выдающийся ученый, уникальная личность, неповторимый сын татарского народа Абрар Гибадуллович Каримуллин ушел из жизни 18 сентября 2000 года в возрасте 75 лет.

*****

А.Г.Каримуллин с 1991 года был научным консультантом Национальной библиотеки Татарстана. Под его руководством в отделе рукописей и редких книг НБ начата работа по созданию "Сводного каталога татарской старопечатной книги: 1722-1917 гг.", научную и практическую ценность которого трудно переоценить. Составление и издание этого "свода" - своего рода инвентаризация татарской старопечатной книги, сохранившейся в библиотеках Татарстана, крупнейших библиотеках России, тюркоязычных государств, а также Европы и Америки. Эта работа продолжается сотрудниками отдела рукописей и редких книг Национальной библиотеки по методике и плану, составленному А.Г.Каримуллиным.

В фондах Национальной библиотеки бережно хранится и коллекция личной библиотеки А.Г.Каримуллина. В ней собраны около 4-х тысяч книг и журналов на татарском, русском, башкирском, английском, турецкам языках, по вопросам книговедения, языкознания, литературоведения, истории, библиографии, библиотековедения и др.

В коллекции имеются труды знаменитых татарских просветителей, Ш.Марджани, К.Насыри, книги видных ученых В.Бартольда, И.Крачковского, В.Ключевского, Н.Гумилева, О.Сулейманова, издания татарских ученых современников академика - М.Закиева, Ф.Гариповой, М.Усманова и др.

Здесь представлены произведения восточной поэзии сборниками стихов Омара Хайяма, Низами, Навои и жемчужины татарской литературы - произведения Кул Гали, Мухаммадьяра, Утыз Имяни, Г.Кандалый, Г.Тукая, Г.Исхаки, Н.Исанбета и многих других авторов.

Самое ценное в данной коллекции - это труды самого академика А.Г.Каримуллина. Среди них монографии, библиографические указатели, научно-публицистические, научные труды, посвященные вопросам истории печатной татарской книги, истории, литературы и культуры татарского народа, этнографии, библиографии, топономике, лексикографии. Этот бесценный клад был принесен в дар Национальной библиотеке самим академиком. После его кончины супругой ученого - уважаемой Кинтой Гилимжановной - коллекция была дополнена рукописями, дневниками, письмами, фотодокументами, аудио-видео материалами и личными вещами Абрара Гибадулловича.

Все документы, материалы и личные вещи бережно хранятся в мемориальной комнате академика А.Г.Каримуллина, ведется кропотливая работа по их учету, изучению и описанию. Данные документы имеют огромное значение для исследователей жизни и творчества выдающегося деятеля науки и культуры в определении его роли и места в истории татарского народа. Эти книги он читал, изучал, пользовался ими, дополнял рецензиями, комментариями, примечаниями, тем самым выражая свое отношение к книге и автору. В книжной коллекции имеются много книг с дарственными надписями их авторов.

3 мая 2003 года в Национальной библиотеке Республики Татарстан были проведены "Первые мемориальные Каримуллинские чтения", посвященные памяти выдающегося деятеля науки академика А.Г.Каримуллина. Чтения были организованы Министерством культуры РТ, Национальной библиотекой РТ, Институтом языка, литературы и искусства им.Г.Ибрагимова АНТ. Здесь были прослушаны доклады и выступления по проблемам национального книжного дела, воспоминания друзей, учеников и сотрудников, близко знавших Абрара Гибадулловича. Национальной библиотекой РТ также учреждена стипендия имени академика А.Г.Каримуллина для студентов дневного отделения информационно-библиотечного факультета Казанского государственного университета культуры и искусств.

Вторые Каримуллинские мемориальные чтения, посвященные памяти А.Г.Каримуллина в связи с 85 - летием со дня рождения были проведены на родине академика - в Сабинском районе РТ 9 июля 2010 года. В программе чтений: доклады и выступления о научной, литературной, культурной и общественной деятельности академика; учеников, защитивших кандидатские диссертации под его руководством; земляков об увековечении памяти академика на Сабинской земле; посещение Центральной библиотеки Сабинского района и села Чабья-Чурчи, где родился и похоронен Абрар Гибадуллович Каримуллин.

Хранилище духовных ценностей

 

 

 

 

Последнее обновление: 10 февраля 2017, 14:30
Copyright © 2003-2017
Обнаружили ошибку? Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER
Яндекс цитирования