Культура Башкортостана

Источник: Большая Российская энциклопедия : в 30 т. Т.3: "Банкетная кампания" 1904 - Большой Иргиз / председатель науч.- ред. совета Ю. С. Осипов; отв. ред. С. Л. Кравец .— Москва : Большая Российская энциклопедия, 2005 .— С. 137-139.

БАШКИРЫ, башкорт (самоназвание), народ в России, коренное население Башкирии (Башкортостана).
Традиционная культура Б. типична для Приуралья. Осн. традиц. занятие в степях Юж. Башкирии и Зауралья - полукочевое скотоводство (лошади, овцы и др.), дополняемое в горно-лесных районах бортничеством и охотой; в лесных районах Сев. Башкирии - земледелие, охота и рыболовство. Земледелие к кон. 19 в. стало преобладающим занятием. Традиц. пахотные орудия - колёсный плуг (сабан), позднее - рус. соха (хука). Ремёсла - выплавка железа и меди, изготовление войлока, ковров, резьба и роспись по дереву (ковши ижау с фигурной ручкой, долблёные сосуды тэпэн для кумыса; с 19 в. - архитектурная резьба); в узорном вязании, ткачестве и вышивке распространены геометрические, зоо- и антропоморфные мотивы, близкие к чувашскому, удмуртскому и марийскому искусству; в тиснении по коже (колчаны, охотничьи сумки, сосуды для кумыса и др.), узорном войлоке, чеканке по металлу, ювелирном орнаменте - криволинейные мотивы (растительный, «бегущая волна», «рога барана», 5-образные фигуры), имеющие тюркские корни.
Осн. жилище кочевников - войлочная юрта (тирме) тюркского (с полусферич. верхом), или монгольского (с конич. верхом) типа. При переходе к оседлости на месте зимников (кышлау) возникали постоянные поселения-аулы. Были известны землянки, дерновые, глинобитные, саманные постройки, в лесной зоне - полуземлянки, срубные дома. Характерны летние кухни (аласык). В основе мужской одежды - рубаха и штаны с широким шагом, женской - длинное отрезное в талии платье с оборками (кульдак); мужчины и женщины носили безрукавку (камзул), тканевый халат (елян), суконный чекмень. Женская одежда украшалась позументом, вышивкой, монетами. Молодые женщины носили нагрудные украшения из кораллов и монет (сельтер, хакал, яга). Головной убор женщин (кашмау) - чепец с нашитой коралловой сеткой, серебряными подвесками и монетами, длинной спускающейся по спине лопастью, расшитой бисером и раковинами каури; девичий (такыя) - шлемовидная шапочка, покрытая монетами, сверху повязанная платком. Молодые женщины носили яркие головные покрывала (кушъяулык). Мужские головные уборы - тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи, закрывающие уши и шею, шляпы. Традиц. блюда – мелко нарезанная конина или баранина с бульоном (биш- бармак, куллама), вяленая колбаса из конского мяса и жира (казы), разл. виды творога (эремсек, ежекей), сыр (корот), каши из пшена, ячменной, полбяной и пшеничной крупы и муки, лапша на мясном или молочном бульоне (халма), крупяные супы (ойре), пресные лепёшки (кёльсе, щёсе, икмек); напитки - разбавленное кислое молоко (айран), кумыс, пиво (буза), мёд (бал).
Сохраняется деление на племена (бурзян, усерган, тамьян, юрматы, табын, кыпчак катай и др. - всего более 50); племенные территории после присоединения к России преобразованы в волости (в осн. совпадают с совр. районным делением Башкирии). Волости возглавлялись наследственными (после 1736 - выборными) старшинами (бий); крупные волости делились на родств. объединения (аймак, тюба, ара). Ведущую роль играли тарханы (сословие, освобождённое от податей), батыры, духовенство. Были распространены родовая взаимопомощь и экзогамия, до настоящего времени бытуют родословные, племенная символика {тамга, боевой клич - оран). Осн. праздники приходятся на весенне-летний период: Каргатуй («Грачиный праздник» - день прилёта грачей), Сабантуй («Праздник плуга» - начало пахоты), Йыйын - праздник завершения сева.
Устное творчество включает обрядово приуроченные (заклички, хороводы, трудовые песни свадебного и похоронного обрядов) и не приуроченные жанры. Различаются 3 осн. стиля пения: озон-кюй («протяжная песня»), кыска- кюй («короткая песня») и хамак (речитативный стиль), в котором исполняются шаманские речитации (харнау), плачи по умершим (хыктау), календарные и семейные обрядовые заклички, приговоры, эпич. кубаиры («Урал-батыр», «Акбузат» и др.; исполнялись певцами- импровизаторами - сэсенами в сопровождении струнного щипкового инструмента - думбыра), эпич. байты светского содержания, мусульм. речитации - религиозно-дидактические (мунажат), молитвенные, коранические. Особый вид пения - сольное двухголосое (узляу, или тамак-курай, букв. - горло-курай), близкое горловому пению тувинцев и некоторых др. тюрк, народов. Вокальная культура преим. монодийная, ансамблевое пение даёт простейшие формы гетеро- фонии. Наиболее популярные инструменты - продольная флейта курай, метал лич. или дерев, варган кубыз, гармоника. Инструментальная музыка включает звукоподражания, программные наигрыши («Звенящий журавль», «Глубокое озеро с кувшинками» и т.п.), танцевальные мелодии (бюю-кюи), марши.
Нар. танцы Б. по тематике подразделяются на обрядовые («Чёртово игрище», «Изгнание албасты», «Отливание души», «Свадебные сласти») и игровые («Охотник», «Пастух», «Валяние сукна»). Им свойственна фигурная организация движений, строящихся по принципу многократной повторяемости. Мужские танцы воспроизводят движения охотников (стрельба из лука, выслеживание добычи), взмахи крыльев ловчих птиц и др. Движения в женских танцах связаны с разл. трудовыми процессами: прядение, сбивание масла, вышивание и т. п. Наиболее развитыми формами в башк. хореографии обладают сольные танцы.
Лит. и изд.: Рыбаков С. Г. Музыка и иесии уральских мусульман с очерком их быта. СПб., 1897; Руденко С. Я. Башкиры: историко-этнографические очерки. М.; Л., 1955; Лебединский Л. Н. Башкирские народные песни и наигрыши. М., 1965; Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974; Ахметжанова Н. В. Башкирская инструментальная музыка. Уфа, 1996; Имамутдино- ваЗ.А. Культура башкир. Устная музыкальная традиция: «Чтение» Корана, фольклор. М., 2000; Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа, 2002; Башкиры / Сост. Ф. Г. Хисамитдинова. М., 2003.
Р. М. Юсупов; Н. И. Жуланова (устное творчество).

Дополнительные источники:

 

 

 

 

 

Последнее обновление: 9 июня 2018 г., 09:49

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International