Культура Удмуртии

Культура Удмуртии - https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F3%EB%FC%F2%F3%F0%E0_%D3%E4%EC%F3%F0%F2%E8%E8  (Википедия)

Удмуртия — республика в составе Российской Федерации, является её неотъемлемым субъектом, входит в состав Приволжского федерального округа, расположена в западном Предуралье, в междуречье Камы и её правого притока Вятки. Страна заселена преимущественно удмуртами, русскими, которые издавна заселили Вятскую землю, и татарами, которые в исторические времена владели землями южных удмуртов, и некоторыми другими национальностями. Поэтому и становление культурных аспектов проходило при коллективном участии многих народов, населяющих Удмуртию. Все они, кроме поддержания своих традиций, наполняли и обогащали также и культуру всей Удмуртии.
Фольклор
Удмуртский фольклор представляет собой нераздельную часть культуры удмуртов, который имеет как в широкое значение (калык öнер, калык тодон-валан, калык визь — народное знание, народная мудрость), так и более узкое (калык кылос, калык кылбурет — народная поэзия, устно-поэтическое творчество). В быту фольклор не разделяется на жанры, воспринимается в единстве с материальной культурой, с религиозными, правовыми и этическими аспектами. Народные термины-определения вобрали в себя обрядовое действо (сям, нерге, йылол, кисьтон, куяськон, сюан, мадиськон), символически образное и магически образующее слова (мадькыл, выжыкыл, тункыл, кылбур), музыкально — хореографическое поведение (крезь, гур, шудон-серекъян, тэтчан, эктон)[4].
Место, роль и формы фольклора в жизни удмуртов наиболее ярко выражены в этимологии однокоренных терминах мадь, мадькыл, мадиськон, что означают соответственно «сказывать, рассказывать, славить, петь, загадывать, передавать тайное». Корень mo имеется почти во всех финно-угорских языках и имеет исконное значение «учить, советовать, передавать опыт, познавать мир». Магический смысл имеют различные заклинания, или тункыл: обращения к природе, зверям и птицам; клятвы, поздравления, проклятия, а также бытовые прибаутки, произносимые при выполнении обрядового действа или вне него (сбор первых плодов и ягод, переправа через реку, лечение, набор воды из источника, окончание жатвы и т. д.)[5]
Бытовые заклинания по обрядовой сущности близки к заговорам (куриськон), гадалкам (туно), знахарям (пелляськись). Лекарственные заговоры называются пеллян кыл — нашептанное слово, кыжкыл — слово заклинания и эмкыл — лечебное слово. Есть особые заговоры от болезней — например, виркыл — заговор от кровотечения, сын усем кыл — от сглаза, булык кыл — от лихорадки. Существуют также любовные заговоры. Но особенно выделяются хозяйственные заговоры — они выполняются на частных и общих молениях главой семьи или жрецами. В традиционных обращениях центральное место занимает тройка верховных богов — Инмар, Килдисин и Куазь; заступница семейно-родового счастья — Воршуд и др[6].
Обрядовая поэзия удмуртов отличается разнообразием песенных жанров. Северные удмурты различают два вида музыкального творчества: крезь[7] — мелодия, песня без слов — и мадь — песня со словами, чаще сюжетная. Обрядовое пение служит своеобразным знаком, символом ритуального празднества; оно сохранилось у южных удмуртов и называется гур (напев, мелодия, мотив), который относится к понятию «плакать, рыдать, звать, заклинать». Многие части тематического цикла переходят из одного обряда в другой, соответственно изменяя только музыкальное оформление. Наблюдается полижанровость текстов[8].
Набор календарных обрядовых мелодий свой для каждой местности. Например, напев обряда проводов льда — йö келян крезь — характерен только для северных удмуртов. Обряды сохранились до наших дней, хотя на смену многим пришли зимние и летние циклы русских хороводов и сохранившиеся у южных удмуртов бытовые песенные акашка гур (в честь первого весеннего праздника, в день ухода на поле) и вöсь гур, вöсь нерге гур (мелодия гостевания в честь календарного праздника). В некоторых центральных и северных районах распространены ритуальные гостевые и танцевальные песни, объединенные обрядом пöртмаськон, который устраивается по окончании полевых работ. Лучше всего сохранились музыкальные жанры семейно-бытовых обрядов: свадебные сюан крезь или гур (напев семьи жениха), бöрысь или ярашон гур (напев семьи невесты), ныл бöрдытон крезь (мелодия проводов невесты); похоронно-поминальные шайвыл или кöт куректон крезь (грустная мелодия, напев, который исполняется на кладбище), поминальный напев йыр-пыд сётон гур (напев обряда жертвоприношения перед умершими предками); рекрут гур (напев обряда проводов в солдаты).
В северной Удмуртии распространены песни напевными словами без содержания — междометиями э, ялэ, я, яй, дон или отдельными словосочетаниями типа ох, шуисько но, иеглом-а (ой, говорю, да, всегда); э, гинэ меда но (только так). В центральных районах заметна тенденция к выделению отдельных словосочетаний или предложений для комментирования событий. В южной Удмуртии обрядовые мелодии объединяют циклы двострочних строф, композиционная особенность которых — ритмико-синтаксические, психологические параллелизмы. Поэзии удмуртов, как финно-угорскому народу, присуща традиция свободной импровизации, что нашло свое выражение в следующих особенностях песенного стиха: свободная вариация срок или целых строф, отсутствие постоянных текстов, отбор специфических выразительных средств (вопросно-ответная форма, вариационный параллелизм, тавтология, тирадность), которые определяют повествовательность стиля обрядовых песен, определяется традицией свободной импровизации.
Традиции необрядовой импровизации нашли своё выражение в повествовательном строе обрядовых песен например, промышленных — ритмизированных напевом рассказах о деятельности охотника, бортника и т. д.. Но необрядовые песни часто не имели устоявшихся текстов, исполнялись без слов или междометиями, перемежающимися отдельными словами и предложениями по принципу «пою то, что вижу». Драматические ситуации в жизни отдельного коллектива (отъезд девушки из родного дома, смерть близкого человека, проводы в солдаты) сформировали особый жанр песен-причитаний — келян гур. Наблюдаются различные уровни создания таких текстов — от напевов междометиями и слогами до сюжетных и осмысленных. Они легко выделяются из обряда и воспринимаются в новом качестве — лирических песен кузь гур, огшоры кырзан. На лирическую традицию в удмуртской песне свое влияние оказали русский фольклор и профессиональная поэзия[9].
Особую группу составляют хороводные, игровые и танцевальные песни. Необрядовая часть фольклора удмуртов представлена произведениями, которые, в зависимости от отношения к рассказчику, можно отнести к несказочной или сказочной прозе. К первой группе относятся различные пересказы, былины, быль; ко второй — все виды сказок (о животных, волшебные и новеллы). Пересказы первой группы почти принимали на веру. Пересказы второй группы воспринимались как небылицы, рассказывались для забавы, развлечения. К необрядовому фольклору относятся также жанры, в которых слово имеет поучительную функцию — приметы, обучающие поверки и табу, поговорки и пословицы, афоризмы, различные виды словесных игр.
Литература
Первые письменные памятники, записи устного народного творчества и перевод произведений русской классики стали фундаментом удмуртской литературы. Григорий Верещагин, Иван Михеев, Иван Яковлев, Кедра Митрей, Кузебай Герд и другие первые удмуртские писатели писали в основном на русском языке. Считается, что удмуртская художественная литература относится к молодым и прошла ускоренный путь развития.
Первыми попытками авторского стихосложения удмуртском языке были выполненные под руководством Вениамина Пуцека поздравления Екатерине II в честь её посещения Казани в 1767 году и при открытии Казанского наместничества в 1778 году. Они были переведены из готового русского текста. Этот опыт был продолжен Николаем Блиновым в переводе отрывке пушкинской поэмы «Цыганы» (1867). В 1878 году было написано произведение «Василий Александровлэн книшкаез» («Книга Василия Александрова») по просьбе финского ученого Торстера Аминоффа во время его экспедиции в Удмуртию. В рукописи содержатся тексты народной словесности. С 1880 года многие удмуртские поэты — Борис Гаврилов, Бернат Мункачи, Николай Первухин, Юрьё Вихманн, Григорий Верещагин — периодически публиковали записи произведений устной народной поэзии. Первыми опубликованным поэтическим произведением на удмуртском языке была баллада Михаила Можгина «Беглой» («Беглец», 1910).
Поэтический эпос был представлен балладами «Улон дун» («Цена жизни») Аркадия Клабукова, «Сирота нылпиос» («Сиротски дети») И. Еремеева, сказками Григория Верещагина и Максима Прокопьева. В советское время расцвел жанр поэмы в различных его проявлениях — социально-лирическая («Чагыр чын» — «Голубой дым», «Завод» Кузебая Герда), агитационно-политическая («Дас ар» — «Десять лет» Кузебая Герда), героическая («Осотовецъёс» — «Осотовци» Афанасия Лужанина, «Ольгалэн быремез» — «Гибель Ольги» Игнатия Гаврилова, «Кырзан улоз» — «Песня не умрет» Михаила Петрова), фольклорно-эпическая (поэмы о батырах, беглецов), социально-философская («Солдатъёс ке Кошки» — «Когда уходят солдаты» Николая Байтерякова), историко-революционная («Визыл» — «Стержень» Петра Поздеева). В 1980-е годы вышел роман в стихах «Ошмес сын» — «Источник» Федора Пукрокова. В удмуртской поэзии 1970—1990 годов выделяются такие направления, как «женская лирика» (Татьяна Чернова, Людмила Кутянова, Галина Романова, Алла Кузнецова), интеллектуально-культурологическая (Василий Ванюшев), натурально-философская (Анатолий Леонтьев), мифологическая (Михаил Федотов, Р. Миннекузин, Виктор Шибанов) поэзия. Классические темы и жанры в своем творчестве развили Анатолий Перевозчиков, Вениамин Ившин, Сергей Матвеев и другие…..

Музыка
До XX века
Музыка в Удмуртии складывалась как устное народное творчество и имела 2 направления (песенный и инструментальный) и 3 типа — обрядовая песенная (вашкала кырзан), необрядовая (огшоры кырзан) и ритуальная. Песни были календарными, охотничьими, бортническими, свадебными, поминальными, земледельческими, хороводно-игровыми. Позже появились батрацкие, рекрутские, сиротские, каторжные. Танцевальные наигрыши, ритуальные мелодии и песенный аккомпанемент составляли богатство удмуртской инструментальной музыки.
Удмуртская музыка на протяжение своей истории находилась влиянием иностранного искусства — скифского (VIII—III века до н. э), индоиранского (II век до н. э. — V века н. э) и хазарско — византийского (V—IX века). На рубеже X—XI веков в народной песне появились понятия марзан, йырпинь, возникли общие музыкальные инструменты — так на музыку повлияло господство Волжской Булгарии. В начале XI века прослеживается связь с Западной Европой, в XII—XIII веках — с российскими и финскими землями, с Пермским и Архангельским краями, что привело к взаимопроникновению музыкальных инструментов[17].
В XVI веке освоение русскими вятского края привело к проникновению туда русской культуры. Начиная с XVIII века получила развитие музыка смешанного типа. Стали проходить ярмарки в крупных селах с театром Петрушки, медвежьими потехи, народные гуляния на Масленицу и Пасху. В городах проходят храмовые перезвоны, крестные ходы, в школах дети учили церковному пению, выполнять канты и оды. В XIX веке музыкальные культуры двух народов продолжают взаимодействовать. В учебных заведениях обучали музыкальным навыкам, нотной грамоте, пению в хоре, проводили благотворительные концерты, балы. Музыка приобрела светский характер. В 1860-х годах начали стали вечера чтения произведений Александра Пушкина, Николая Гоголя, выполнение романсов и песен…..
Театральное искусство
Древнее, связанное с религиозными культами синкретическое искусство, стоит у истоков театра удмуртов. Подобное фольклорно-игровое искусство не было театром в привычном понимании слова и носило обрядовый характер в целях сохранения домашнего скота, увеличения урожаев и продолжения рода. «Сценой» служили поле, поляна, дом. Однако вместе с ритуальными сценами присутствовал и драматический момент, что создавало единое эстетически направленное действо со всеми признаками современного театра. Постепенно уходил патриархально-родовой строй, и вместе с ним исчезали магические элементы, уступая место игре и лицедейству.
В 1860-е годы в Сарапуле появляются первые русские любительские драматические коллективы европейского образца, а с середины 1870-х годов город стал принимать гастроли профессиональных театральных трупп. 2 августа 1918 года в селе Ягошур Глазовского района учительница А. Н. Урасинова поставила один из первых спектаклей на удмуртском — комедию Льва Толстого «От неё все качества». В 1920-е годы появляются первые удмуртские драматурги, режиссёры, актеры, театральные организаторы — М. А. Абрамов, П. А. Батуев, Кузебай Герд. С 1924 по 1930 во главе с Александром Сугатовым работал драматический коллектив при Центральном Удмуртской клубе, который осуществлял художественное руководство сетью любительских кружков. В разные годы в этом кружке работали будущие мастера профессионального театра Кузьма Ложкин, Васса Виноградова, Клавдия Гаврилова, В. Г. Волков, Я. Н. Перевощиков, Григорий Овечкин и другие[19]…..
Художественная самодеятельность
Декоративно-прикладное, музыкальное и танцевальное искусства составляют богатство художественной самодеятельности удмуртов. Ещё издавна охотничьи, календарно-обрядовые песни, инструментальные мелодии, народные танцы определяли своеобразный линейный ритм и мотивы орнамента, особенности быта, природных условий, истории народа. После принятия в 1917 году «Декларации прав народов России» образуются первые культурно-просветительские кружки, сеть клубов, которые со временем превращаются в народные дома. По состоянию на 1919 год в Глазовском уезде насчитывалось 70 кружков и 38 народных домов. При отделениях народного образования создавались подотделы искусств. В начале июня 1920 года был открыт подотдел при Ижевском отделении народного образования, который состоял из 3 секций — театральной, музыкальной, изобразительной. В театральной было создано 2 драматических трупы и 2 музыкальные школы. В музыкальных школах были специальные классы скрипки, рояля, виолончели, хорового и сольного пения. Секция изобразительного искусства организовала студию на 80 человек. Первым профессиональным художником в Удмуртии стал Николай Косолапов. В 14 волостях при народных домах существовали драматические кружки….

Источники
Бадер О. Н. О древнейших финно-уграх на Урале и древних финнах между Уралом и Балтикой / О. Н. Бадер // Проблемы археологии и древней истории угров. — М., 1972.
• Варцев И. А. Строительство Советов в ВАО / И. А. Варцев // Удмуртское хозяйство к десятилетию Октябрьской революции. — Ижевск, 1927.
• Васильев-Буглай Д. С. Удмуртские песни / Д. С. Васильев-Буглай // Труды / Удмурт. науч.-исслед. ин-т истории яз. и лит. УрО РАН. — Ижевск, 1935.
• Верещагин Г. Е. Вотяки Сосновского края / Г. Е. Верещагин. — СПб., 1886.
• Владыкин В. Е. Истоки удмуртского этногенеза / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова // Этнография удмуртов : учеб. пособие / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ижевск, 1997.
• Владыкин В. Е. Музыкальные инструменты / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова // Этнография удмуртов : учеб. пособие / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ижевск, 1997.
• Владыкин В. Е. Проблема этнонимов / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова // Этнография удмуртов : учеб. пособие / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ижевск, 1997.
• Владыкин В. Е. Этнография удмуртов / В. Е. Владыкин // Удмуртская Республика : энцикл. — Ижевск, 2008.
• Владыкина Т. Г. Ингур : удмурт фольклоръя лыдӟетысь люкетъёс / Т. Г. Владыкина // Вордскем кыл. — 2000. — № 4.
• Вятская речь. — 1917. — № 158, 162.
• Гаврилов Б. Г. Поверья, обряды и обычаи вотяков Мамадышского уезда Урясь-Учинского прихода / Б. Г. Гаврилов // Труды 4-го археологического съезда в России. — Казань, 1891.
• Голубкова А. Н. «Италмас». Ижевск, 1985
• Голубкова А. Н. Музыкальная культура Советской Удмуртии. Ижевск, 1978
• Голубкова А. Н. Удмуртская народная песня в календарном обрядовом цикле / А. Н. Голубкова // Вопросы искусства Удмуртии : сб. ст. — Ижевск, 1976.
• Голубкова А. Н. Удмуртские народные музыкальные инструменты / А. Н. Голубкова // Музыкальная культура Удмуртии : учеб. пособие / А. Н. Голубкова, Р. А. Чуракова. — Ижевск, 2004.
• Горбачев М. С. Об агарной политике КПСС в современных условиях / М. С. Горбачев // Правда. — 1989. — 16 марта.
• Гришкина М. В. Историческое значение вхождения Удмуртии в состав Русского государства / М. В. Гришкина // 425 лет добровольного присоединения Удмуртии к России (1558—1983). — Ижевск, 1983.
• Гришкина М. В. Присоединение Удмуртии к Российскому государству / М. В. Гришкина // История Удмуртии : конец XV — начало XX века / под ред. К. И. Куликова. — Ижевск, 2004.
• Долганова Л. Н. Игры и развлечения удмуртов: история и современность / Л. Н. Долганова, Н. А. Морозов, Е. Н. Минасенко. — М., 1995.
• Долганова Л. Н. Игры-хороводы южных удмуртов / Л. Н. Долганова // Фольклор и этнография удмуртов: обряды, обычаи и поверья. — Ижевск, 1989.
• Долганова Л. Н. Удмуртский детский фольклор : автореф. дис. … канд. филол. наук. / Л. Н. Долганова. — Таллинн, 1990.
• Егоров В. Г. Ликвидация кулачества как класса / В. Г. Егоров. — Ижевск, 1930.
• Емельянов Н. Удмуртия к XVII годовщине Октября / Н. Емельянов. — Ижевск, 1934.
• Епишин П. Р. Сельскохозяйственные коллективы Вотской области / П. Р. Епишин // Удмуртское хозяйство. — 1927. — № 1.
• Журналы Сарапульского уездного земского собрания 47-й очередной сессии 1913 года с приложениями к ним. — Вятка, 1914.
• Иванова М. Г. Истоки удмуртского этногенеза / М. Г. Иванова // Удмурты : ист.-этногр. очерки. — Ижевск, 1993.
• Игровые и хороводные песни Удмуртии / Удмурт. ин-т истории, яз. и лит. УрО РАН ; сост. Л. Н. Долганова. — Ижевск, 1999.
• Ильин М. И. Игры и хороводы вотской молодежи весной / М. И. Ильин // Вестник Оренбургского учебного округа за 1915 г. — 1915. — № 3.
• Куликов К. И. Некоторые особенности гражданской войны в Удмуртии и тактика большевиков в борьбе за массы / К. И. Куликов // Гражданская война в Удмуртии 1918—1919 гг. — Ижевск, 1988.
• Маленькая энциклопедия. Цирк. М., 1973.
• Мусина Н. Д. Ранние формы традиционной хореографии удмуртского народа//Истоки искусства Удмуртии. Ижевск, 1989.
• Наговицын Л. А. О хозяйстве населения Вятского края в эпоху энеолита / Л. А. Наговицын // Проблемы изучения древней истории удмуртов. — Ижевск, 1987.
• Народное искусство // Удмурты : ист.-этногр. очерки. — Ижевск, 1993.
• Нуриева И. М. Удмуртская традиционная музыка и мифология / И. М. Нуриева // Удмуртская мифология. — Ижевск, 2003.
• Павлов Н. П. Образование и развитие государственности удмуртского народа / Н. П. Павлов // В союзе братских народов. — Ижевск, 1972.
• Перевозчикова Т. Г. Свадебная песня как основа воссоздания поэтических форм эпоса пермских народов / Т. Г. Перевозчикова // Проблемы эпической традиции удмуртского фольклора и литературы. — Ижевск, 1986.
• Перевозчикова Т. Г. Своеобразие жанра причитаний в удмуртском фольклоре / Т. Г. Перевозчикова // Проблемы творческих связей удмуртской литературы и фольклора. — Ижевск, 1986.
• Поздеев П. К. Жингырты, удмурт кырӟан! / П. К. Поздеев. — Ижевск, 1960.
• Поздеев П. К. Мылкыдэз лӧпкыто, сюлэмез вырӟыто / П. К. Поздеев. — Ижевск, 1967.
• Поздеев П. К. Удмуртские песни проводов осени и встречи зимы / П. К. Поздеев // Тезисы международного финно-угорского конгресса. — Таллин, 1970.
• Попов В. К. Деятельность партийных и советских органов Удмуртии по преодолении стихийных бедствий в 1921—1923 гг. / В. К. Попов // Вопросы истории Удмуртии. — Ижевск, 1975. — Вып. 3.
• Попова Е. В. Праздничное общение молодежи: игры и развлечения (по календарным обрядам бесермян) / Е. В. Попова // Традиционное поведение и общение удмуртов. — Ижевск, 1992.
• Савостьянов И. И. Народное хозяйство Вотской автономной области за 10 лет / И. И. Савостьянов // Удмуртское хозяйство к десятилетию Октябрьской революции. — Ижевск, 1927.
• Ситдикова Л. А. Коренизация государственного аппарата в Удмуртии — один и путей решения национального вопроса / Л. А. Ситдикова // Удмурты : материалы к сер. «Народы Советского Союза». Вып. IV. — М., 1990.
• Слесарева М. Т. Метафорическая образность свадебной поэзии восточных финно-угров / М. Т. Слесарева // Вопросы истории и поэтики удмуртской литературы и фольклора. — Ижевск, 1984.
• Слесарева М. Т. Ритмические основы и звуковая организация стиха свадебных песен восточных финно-угров / М. Т. Слесарева // Вопросы своеобразия жанров удмуртской литературы и фольклора. — Ижевск, 1983.
• Смаева Р. В. К вопросу о создании национальной государственности удмуртского народа / Р. В. Смаева // Удмурты : материалы к сер. «Народы Советского Союза». Вып. IV. — М., 1990.
• Стариков В. Е. Удмуртские народные танцы. Ижевск, 1981
• Стародубцева С. В. О стиле русских хороводных песен Удмуртии / С. В. Стародубцева // Духовная культура финно-угорских народов : материалы междунар. науч. конф. — Глазов, 1997.
• Суханов А. И. Из истории борьбы за ликвидацию безработицы в Удмуртии (1918—1930 гг.) / А. И. Суханов // Вопросы истории Удмуртии. — Ижевск, 1975. — Вып. 3.
• Суханов А. И. Индустриальные рубежи Удмуртии / А. И. Суханов // В союзе братских народов. — Ижевск, 1972.
• Удмуртия в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. — Ижевск, 1974.
• Хайду П. Удмуртский язык / П. Хайду // Уральские языки и народы / П. Хайду. — М., 1985.
• Ходырева М. Г. Обрядовые напевы северных удмуртов (на примере Глазовского района) / М. Г. Ходырева // Фольклор и этнография удмуртов: обряды, обычаи, поверья. — Ижевск, 1989.
• Христолюбова Л. С. Изменения в похоронной обрядности удмуртов в советский период / Л. С. Христолюбова // Семейные обряды удмуртов / Л. С. Христолюбова. — Ижевск, 1984.
• Чуракова Р. А. Удмуртский музыкальный фольклор // Музыкальная культура Удмуртии / А. Н. Голубкова, Р. А. Чуракова. — Ижевск, 2004.
• Шибанов К. И. Колхозное крестьянство Удмуртии в борьбе за обеспечение фронта продовольствием / К. И. Шибанов // Советская Удмуртия в годы Великой Отечественной войны. — Устинов, 1985.
• Шумилов Е. Ф. Архитектура Ижевска. Ижевск, 1978.
• Шушакова Г. Н. Поэтика удмуртской сиротской песни / Г. Н. Шушакова // История, современное состояние, перспективы развития языков и культур финно-угорских народов : материалы III Всерос. науч. конф. финно-угроведов. — Сыктывкар, 2005.
• Эпоха бронзы лесной полосы СССР. — М., 1987.
Ссылки
↑ Показывать компактно
• Удмуртская викиэнциклопедия «Воршуд»
• Культура удмуртов
• Удмуртский фольклор на http://istphil.udmedu.ru/
• Удмуртский фольклор на http://www.udmrbdu.ru/
• Работа про удмуртский фольклор на Республиканском Интернет-конкурсе
• Удмуртский фольклор на Удмуртского института истории, языка и литературы
• Беркутов А. П. на Энциклопедии Сарапула
• Беркутов А. П. в словаре Кондакова
• Картина «Портрет девочки» Беркутова А. П.
• Удмуртский научно-культурный информационный портал
• Научно-практический журнал «Иднакар»
• Книги на удмуртском языке
• Удмуртский культурный портал (рус.)
• Удмуртський культурний портал (удм.)
• Министерство культуры, печати и информации Удмуртии
• Министерство национальной политики
• Народы Удмуртии
• История и культура Удмуртии
• История культуры Удмуртии
• Газета «Известия Удмуртской Республики»
• Фольклорный архив
• Культура и быт удмуртов
• Культурные ресурсы Удмуртии

Духовная культура удмуртов - http://lib7.com/cccp/624-kyltyra-ydmyrtu.html

Этнография - Народы Европейской части СССР

В дореволюционной России основная масса сельского населения Удмуртии была неграмотна.
….
За годы Советской власти в республике создана широкая сеть культурно-просветительных учреждений. Теперь в Удмуртии нет такого населенного пункта, где не работала бы библиотека, клуб или изба-читальня; везде слушают радиопередачи, смотрят кино. В 1957 г. в Ижевске был создан телецентр. В республике работает много домов культуры.

Важным средством воспитания трудящихся являются университеты культуры различных профилей, которых в городах и селах республики в 1963 г. было около 100. Значительную работу ведет Удмуртское отделение Всесоюзного общества «Знание», насчитывающее 10 тыс. членов.

Работает научно-исследовательский центр — Институт истории, экономики, литературы и языка при Совете Министров Удмуртской АССР. Крупным научно-исследовательским центром является также Ижевский медицинский институт, где работают 15 докторов и более 40 кандидатов наук. Удмуртский народ выдвинул много талантливых деятелей медицины. Среди них почетное место занимает А. И. Перевощикова, первая удмуртка, получившая ученую степень доктора медицинских наук. Большую научную работу ведут и другие высшие учебные заведения Удмуртии, заводские лаборатории, опытные станции. В республике есть краеведческий музей с богатыми коллекциями; он проводит массово-просветительную и научную работу, устраивает передвижные выставки, обслуживая ими все районы республики.

Изобразительное искусство

В народном прикладном искусстве удмуртов большое место занимают тканый орнамент и вышивка. Тканым и вышитым орнаментом украшают детали одежды, постельные принадлежности и разные другие бытовые предметы. Существовали специализированные артели, выполнявшие различные тканые художественные изделия. Широкой известностью пользовалась Шарканская артель. В настоящее время артели преобразованы в предприятия местной промышленности и промкомбинаты.

Старинная удмуртская вышивка выполнялась шелком и шерстью, без канвы, по счету ниток холста. Теперь вышивают разноцветными мулине, шелком, красными и черными хлопчатобумажными нитками, также без канвы. Наиболее распространенные швы — косой стежок, гладь, набор и роспись. Чаще всего встречаются геометрические узоры: ромбы, квадраты, косые кресты, иногда растительный орнамент. Тематическая вышивка появилась только в советское время.

Наряду с вышивкой применяется аппликация из кусочков разноцветной ткани или тесьмы. Широкое распространение получило ковроткачество. В Ижевске работает фабрика художественных изделий ткачества и ковроделия, которая выпускает хлопчатобумажные и шерстяные дорожки, паласы, махровые, ворсовые и высоковорсовые ковры с удмуртским и русским орнаментом. Большую помощь фабрике оказывает Институт художественной промышленности в Москве. Выполняют на фабрике и художественную строчку, роспись тканей и платков.

Издавна среди удмуртов бытует искусство вязания и плетения. Удмуртские женщины большие мастерицы в вязании узорных варежек, чулок, носков, плетении кружев, бахромы и т. д. Материалом служат шерсть, льняная и хлопчатобумажная пряжа.

Широко распространена художественная обработка дерева: резьба, выпиливание, обточка и роспись. Росписью и резьбой украшают мебель — скамьи, столы, шкафы, стулья, а также оконные наличники, ворота и т. д. Орнамент большей частью геометрический, реже встречаются изображения животных. В наше время резчики по дереву исполняют довольно сложные по замыслу и композиции произведения.

Большое развитие получило и граверное искусство. В Ижевске работает школа граверов, в которой преподают народные мастера.

Начало развиваться и профессиональное искусство — живопись, графика, скульптура. Первые профессионалы-художники Удмуртии — портретист М. Балагушин и пейзажист Н. Косолапов. Пользуются известностью произведения, созданные в военные годы: «Партизаны» М. Балагушина, «Герой среди детей» Н. Косолапова, «Важное сообщение» Д. Ходырева, «Закрытие дзота» и «Поединок» Ф. Иванова. Талантливый художник Д. Ходырев добился значительных успехов в области жанровой живописи, его картина «Провинилась» получила высокую оценку на Всесоюзной художественной выставке.

Как пейзажист известен В. Жарский. Его лучшие работы — «Истоки реки Камы», «Дом Чайковского в Воткинске», «Лесные массивы в верховьях Камы». Не менее интересны и пейзажи Ф. Иванова «Лес» и А. Си- нилова «Сентябрь», «Приуралье». Из скульпторов Удмуртии известны С. Чирков, М. Тутынин.

Кадры учителей рисования и художников готовит художественнографический факультет Удмуртского государственного педагогического института, открытый в 1959 г.

Растет число самодеятельных художников, в 20 кружках изобразительного искусства около 500 человек. Художники Удмуртии постоянно совершенствуют свое мастерство, основные темы их произведений — показ жизни народа, его борьбы за построение коммунизма. В 1960 г. 30 произведений художников Удмуртии были отобраны на Всероссийскую художественную выставку.

Фольклор и литература

Богат и разнообразен фольклор удмуртов. Преобладающее место в нем занимает песенное творчество, но широко представлены также эпические сказания, сказки, пословицы, загадки.

Большое место в дореволюционном удмуртском фольклоре занимали рекрутские песни. У удмуртов был обычай, согласно которому каждый рекрут, а также девушка, выходившая замуж за парня из другой деревни, должны были оставлять на память в своей деревне сочиненные ими песни. Для удмуртского фольклора характерны разнообразные импровизации. Удмуртский крестьянин слагал свои песни за работой, в пути, на праздниках и т. д. К семейным торжествам хозяйка сочиняла песни для гостей, а гости должны были отвечать импровизацией. Молодежь устрав- вала также специальные вечера загадок. Песни в большинстве случаев исполнялись без аккомпанемента. В южных районах республики наиболее отчетливо выделяется любовная лирика, песни, воспевающие красоту любимой девушки, которые по характеру близки к татарским и башкирским. Для северных районов более характерны эпические повествования, напоминающие русские сказы. Распространены частушки, молодежь часто распевает их на улицах. Популярна также массовая советская песня.

Удмурты очень любят сказки. Они бытуют и в наши дни. В республике ведется большая работа по сбору и изучению удмуртской сказки. Научно- исследовательским институтом Удмуртии издано несколько сборников удмуртских сказок и песен. Единственным художественным произведением на удмуртском языке до Октябрьской революции была поэма поэта-просветителя Михаила Можгина «Беглой», вышедшая в 1910 г. Ныне удмурты имеют свою национальную художественную литературу.

Первые поэты и прозаики Удмуртии писали на темы революции, гражданской войны. Это прозаики Д. Пинь (Д. Баженов), К. Митрей (Д. Ко- репанов) и поэты М. Прокопьев, Д. Майоров. М. Прокопьев — поэт-большевик, первый переводчик на удмуртский язык произведений А. С. Пушкина, начал писать в окопах, на фронтах гражданской войны. В 1918 г. в г. Осе вышел сборник его стихотворений. Молодой поэт погиб в борьбе с врагами революции, а его сборник был уничтожен белогвардейцами.

Д. Майоров лучшие строки своих произведений посвятил защите революции, партии большевиков, советскому народу. Литературная деятельность Д. Майорова подвергалась яростным нападкам со стороны буржуазных националистов. В 1923 г. его убили кулаки.

Старейший удмуртский писатель И. Т. Дядюков — автор многих рассказов, поэм и стихотворений. Лучший его рассказ «Пашка Педор» («Федор Павлович») был написан в 1925 г.

Крупный писатель, поэт и драматург М. Петров впервые в удмуртской литературе разработал тему о Мултанском процессе и посвятил ей пьесу и роман «Вуж Мултан» («Старый Мултан»). М. Петров великолепный знаток удмуртского языка. Многие его песни положены на музыку, он известен также как талантливый переводчик. Ему принадлежат переводы таких произведений, как «Слово о полку Игореве», армянский эпос «Давид Сасунский», «Поднятая целина» М. Шолохова и др.

В 1930-е годы вышло несколько романов. Перу Г. Медведева принадлежит трилогия «Лбзя бесмен» («Лозинское поле»), в которой отражено колхозное строительство в Удмуртии. Жизнь деревни изображается и в повести «Катя» Ф. Кедрова. В те же годы было опубликовано лучшее произведение М. Коновалова «Вурысо бам» («Лицо со шрамом»), посвященное изображению жизни и труда заводских рабочих.

Перед Великой Отечественной войной молодой писатель Петр Блинов издал роман «Улэм потэ» («Жить хочется»). В романе показано становление советского человека, героической путь советской молодежи. В эти годы стали печататься Т. Шмаков, А. Лужанин и др. В годы Великой Отечественной войны писатели и поэты Удмуртии сражались в рядах Советской Армии. В боях погибли П. Блинов, Ф. Кедров, детский поэт Ф. Александров. В годы войны в литературе стали известны имена поэта С. Широбокова, М. Лямина, В. Широбокова, И. Гаврилова, И. Зорина и других, писавших о своих мужественных земляках, славных сынах и дочерях удмуртского народа, боровшихся на фронте и в тылу за победу над врагом. В послевоенные годы, после II съезда писателей, писатели Удмуртии усилили внимание к современности. Т. Архипов написал роман «Лудзи щур дурын» («У реки Лудзинки») о жизни колхозного села во время Отечественной войны и после нее. В последние годы стало широко известно имя прозаика Г. Красильникова, также посвятившего свою повесть «Вуж юрт» («Старый дом») жизни колхозников. Другое его произведение «Тонэн кылисько» («Остаюсь с тобой») затрагивает вопросы сближения школы с жизнью. Несколько рассказов написал он о взаимоотношениях молодежи: «Дусым» («Невеста»), «Куинетиез лултэм» {«Третий лишний»), «Вож весь» («Зеленые бусы») и др. Успешно выступают поэты А. Писарев, Н. Байтеряков, Н. Васильев, Ф. Васильев, Г. Ходырев, С. Перевощиков, П. Позднеев, А. Белоногов, и др.

Развивается и драматургия. И. Гаврилов написал пьесу об основоположнике удмуртской поэзии Д. Майорове. По мотивам романа Т. Архипова «У реки Лудзинки» автор и В. Садовников йаписали пьесу ч<Чук лысвуос» («Утренние росы»). В. Садовникову принадлежит либретто музыкальной комедии «Сюан» («Свадьба»). Бесправному положению дореволюционной крестьянки посвящена пьеса И. Гаврилова «Аннушка».

Театр и музыка

Зарождение национального театра в Удмуртии относится к 1918 г. В августе этого года удмуртский национальный самодеятельный коллектив поставил первую пьесу на удмуртском языке. Вначале ставились пьесы, переведенные с русского, а затем и удмуртские. В 1920-х годах удмуртская драматургия была представлена одноактными пьесами, к 1930-м годам она достигла значительного развития — появились комедии, трагедии, драмы.

В 1931 г. в Ижевске был открыт Удмуртский государственный театр, преобразованный в 1958 г. в Музыкально-драматический. Со времен гражданской войны действует театр в г. Сарапуле, с 1935 г. работает Ижевский русский драматический театр. Большую популярность у юного зрителя завоевал Ижевский театр кукол, созданный в апреле 1935 г. В 1936 г. была организована Удмуртская государственная филармония.

Широкой известностью пользуются в Удмуртии и за ее пределами Удмуртский ансамбль песни и танца, а также хор удмуртского радио. Коллективу Можгинского дома культуры первому в Удмуртии было присвоено звание народного театра. Очень популярны удмуртский и русский народные театры дворца культуры Ижевского машиностроительного завода.

Из народных музыкальных инструментов бытовали крезъ (гусли), чип- чирган (труба из полого стебля растения), быз (волынка); теперь распространены балалайка, скрипка и двурядная гармонь.

В советские годы возникло профессиональное музыкальное искусство. Первыми собирателями удмуртской песни были русские композиторы Д. С. Васильев-Буглай, И. Я. Галкин и Н. М. Греховодов. Из удмуртских композиторов известны Герман Корепанов, Геннадий Корепанов- Камский, Н. Я. Шкляев, из исполнителей — народный артист Удмуртской АССР Г. И. Титов и др.

Большое значение для роста музыкальной культуры имеет развитие музыкального образования. В республике работают Ижевское музыкальное училище и несколько музыкальных школ.

Огромный размах получило в республике самодеятельное искусство. Проводятся смотры, фестивали, праздники песни. Большой популярностью пользуется самодеятельный хор колхоза «Южная Пурга» (Ижевский район).

Успехи в коренном преобразовании жизни удмуртского народа являются результатом практического осуществления Коммунистической партией и Советским правительством ленинской национальной политики, направленной на развитие экономики и повышение культурного уровня народов нашей страны.





 

Последнее обновление: 9 июня 2018 г., 09:52

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International