Сабантуй

Источник: Обычаи, обряды, праздники татарского народа : метод. - биогр. пособие / НБ РТ. - Казань, 2004.- 79 с.

Ведущая: В наше время праздник ледохода утратил былую популярность. Зато вновь становится повсеместным и любимым весенний праздник татар Сабантуй. Это очень красивый, добрый и мудрый праздник. Он включает в себя различные обряды и игры. Вот некоторые из них.
Однажды ранней весной (конкретный день указывали старики — аксакалы) дети отправлялись по домам собирать крупу, масло, яйца. Своими закличками они выражали хозяевам благопожелания и...требовали угощения! Вот одна из таких закличек: Дарь, дарь, надарю.

Через день — сөрән
Кто участвует в сөрән — будет богатым,
Кто курит — будет бедным.
Хай, хай, хай, говорят,
Дедушка Гали богатый, говорят,
Ложку масла дай, говорят.

Из собранных продуктов на улице или в помещении при помощи одной-двух пожилых женщин дети варили в большущем котле кашу. Каждый приносил с собой тарелку и ложку. Каша казалась объеденьем! А после такого пиршества дети играли. В разных местах проживания татар этот обряд назывался по-разному: грачиная каша, каша скворца, вербная каша. Этот весёлый ритуал служил знаком начала подготовки к Сабантую.
Через некоторое время наступал день сбора крашеных яиц. Жителей аула о таком дне предупреждали заранее и хозяйки с вечера красили яйца — чаще всего в отваре луковой шелухи. Яйца получались разноцветными — от золотисто-желтых до темно-коричневых, а в отваре березовых листьев — различных оттенков зеленого цвета. Кроме того, в каждом доме пекли особые тестяные шарики — төш, бавырсак или маленькие булочки — шиилара, крендели, а также покупали конфеты. Особенно ждали этот день дети. Матери для них шили из полотенец мешочки для сбора яиц. Некоторые ребята ложились спать одетыми и обутыми, чтобы утром не тратить время на сборы, под подушку клали полена, чтобы не проспать. Рано-рано утром мальчики и девочки в возрасте от 3-4 до 10-12 лет начинали обход домов.
Шуточные пожелания детей хозяевам высказываются старинные, как во времена прабабушек и прадедушек. Например, такое: «Кыт-кытыйк, кыт-кытыйк, дед с бабкой дома ли? Дадут ли яичко? Пусть будет у вас много кур, пусть топчут их петухи. Если не дадите яичко, перед домом вашим озеро, там утонете! Страшно!». Сбор яиц продолжался два-три часа, проходил он очень весело. А потом дети собирались в одном месте на улице и играли в разные игры с собранными яйцами.
В некоторых аулах после детей очередь доходила до ребят постарше - юношей. Они разъезжали по аулу на украшенных конях пели песни, веселили хозяев прибаутками. Собранные яйца складывали в плетеную корзину. А потом кто-нибудь из парней хватал эту корзину и скакал на окраину села. Если ловкача не догоняли, все яйца доставались ему. Однако так почти никогда не случалось. Собранные яйца сдавали торговцу, на вырученные деньги покупали продукты и у кого-нибудь в доме или прямо в поле устраивали угощение.
Юноши и пожилые мужчины собирали к празднику Сабантуй специально приготовленные подарки — вышитые полотенца, платки, салфетки и т.д. Некоторые дарители говорили: «мой подарок» — победителю скачки или состязания борцов, или наезднику, пришедшему последним. Если кто-нибудь не давал подарок, то односельчане могли осудить его за жадность. А если сборщики по какой-либо причине не заходили в дом за подарками, то хозяева считали, что им нанесли обиду.
Сабантуй — праздник всех татар. В главный день этого праздника все собираются в специально отведенном месте, которое называется майдан – мәйдан. Музыка, песни, шутки и торжествующая каждым листиком, каждой травинкой весна!
Традиционные состязания на празднике Сабантуй — скачки, бега, прыжки и национальная борьба — көрәш. На деревенских скачках наездниками были мальчики восьми-двенадцати лет. Скакали 5-8 километров, награды получали все участники. Лошадей тоже отмечали: им повязывали полотенца, в том числе и пришедшей последней.
Живо и весело проходили состязания бегунов, особенно забеги стариков. А главное соревнование на Сабантуе — борьба на кушаках — көрәш. В качестве кушака используется полотенце. Каждый борец охватывает своим полотенцем соперника и ведет борьбу, стараясь положить его на лопатки. Начинают борьбу мальчики пяти-шести лет, а иногда старики. Затем поочередно борются ребята постарше, юноши, мужчины среднего возраста. Победителям — подарки. Потом победители борются с победителями и наконец выявляется самый главный победитель — батыр, обычно его награждают живым бараном.
Сабантуй прекрасен ещё и тем, что на этом празднике все поют, танцуют, показывают ловкость в играх. А вечером на майдане проводятся молодежные игрища с хороводами, плясками, играми в догонялки, катанием на подводах.
Ещё один замечательный праздник татар — җыен, проводимый — после окончания весенних полевых работ и перед началом сенокоса. В этот праздник жители одних деревень становились гостями других. Отправляющие в гости шили наряды, пекли пироги, везли с собой тушки вяленых гусей. Приезжали на украшенных подводах, въезжали в деревню с музыкой и песнями, дети открывали гостям украшенные полевые ворота. Для каждых вновь прибывших гостей хозяева заново накрывали стол, под вечер организовывали общий ужин. Во все дни гостевания топили бани: кунакның хөрмәте мунча — баня высшая почесть для гостя. Так принято считать у татар. Праздник җыен укреплял родственные и дружеские отношения, сплачивал аул и прилегающую округу: люди чувствовали себя в дни этого праздника одной семьей. А это счастье, когда люди считают себя одной семьей.
Праздник «Сабантуй» традиционно организуется в июне. Он проходит всегда очень красиво, ярко, красочно. Примерно так, как описано в стихотворении. В его основе впечатления многих участников Сабантуя. Символично, что этот общенародный праздник всегда проводится за счет народных средств.

Сабантуй

Рождаются традиции у каждого народа,
Согласно мудрости, что дарят им века,
Они, как праздники, вживаются в сердца
И с детских лет в желаниях живут.
И каждый год их с нетерпеньем ждут.
Хотят, чтоб в эти дни была прекрасная погода.
Хлеб — голова всему — так говорили в старину.
И чтоб его посеять,
Немало было нужно сделать.
И каждую весну все от зари и до зари пахали.
Тогда в своей постели мало спали.
Плуг из земли не вылезал,
Пластами землю нарезал.
Потом зерно в нее бросали
И урожай с надеждой ждали
После тяжелого труда.
Когда пот заливал глаза,
Со лба его крестьяне вытирали
И к небу свой взор поднимали:
Просили у Всевышнего дождя,
Чтоб влагою была наполнена земля.
И если просьба выполнялась,
Во всех селеньях радость зарождалась.
Хотелось праздника тогда,
Отметить всем заслуги плуга
И встретить там хотелось каждого, как друга.
И вместе все готовились к нему.
И где-то рядом у окраины села,
Где местность ровная была,
Площадку там сооружали
И все, что нужно, выполняли,
Перед началом
Вход полотенцем украшали,
А место то Майданом называли.
Садилися с гармошкою на тройку лошадей.
Звенели колокольчики и детвора на ней,
На эти звуки все выходили со двора
Свои подарки отдавать,
Чтоб можно было праздник начинать.
Платки, полотенца, сбруи, вожжи,
Все принадлежности села,
Кому в товарах не везло,
Там отдавали и яйцо.
Когда всё это собирали,
С праздником друг друга поздравляли,
Удачи на майдане всем желали.
А к этому готовились заранее
И каждый двор там проявлял своё старание.
Невесты платки и полотенца вышивали
И лучшие батырам отдавали,
Фамилии и имена невест тех называли,
Потом гордилися они,
Что вышить лучше всех смогли.
А те, кто это собирали,
Старейшинам для победителей
В подарки отдавали.
А парни тоже не зевали,
Готовились, чтоб победить,
Подарки лучше получить.
Отцы и братья в этом помогали,
Свой опыт им передавали,
Как держаться на бревне,
Когда по ним мешками били.
Учили скачкам на коне,
Чтоб первым быть.
И как бороться на траве,
Чтоб победить,
А потом хватило сил
Целый круг барана протащить,
Как покорить высокий шест
И вместе с ним сердца невест.
Как быстро пробежать с яйцом,
Не захлебнуться катыком.
И как суметь разбить горшок,
Пусть даже ростом ты ещё с вершок.
И много-много всему,
Чтоб нужно было показать ему,
Чтоб мог он ловкость, силу доказать,
Чтоб все могли в селе его мужчиною считать,
И у него учиться,
А сыном чтоб могли родители гордиться,
С тех пор проходит праздник после посевной.
И где-бы кто сейчас не жил,
Родные, близкие, друзья
Стараются прибыть на свой Майдан
Заранее, вокруг его
Садятся на траву,
На гармошках весело играют,
Красиво пляшут и поют.
А затем продукты достают,
Не спеша едят и пьют
И, когда объявят праздник, ждут.
Готовятся участвовать, смотреть,
За своих знакомых и родных болеть.
И как бы ни сложилася погода,
Стал он общим праздником
Многонационального народа.
В честь плуга Сабантуй его зовут,
И каждый год от мала до велика
Его с большим волненьем ждут.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс цитирования