Бикмухамметова Р. “Белые пятна” в судьбе “красного поэта” Хади Такташа

Источник: http://etatar.ru/top/39230


Хади Такташ

Кого ни возьми из выдающихся личностей татар, ни один из них до конца не изучен, в биографии полно “белых пятен”. Тукая вроде изучили вдоль и поперек, но и в его жизни не все факты еще раскрыты. Не говоря уже о Хади Такташе. С одной стороны он – жертва советской власти, с другой – “красный” поэт, всю жизнь воспевал советскую власть. Кто он – узник и жертва системы, или борец против этой системы? Как он погиб – своей смертью или его убили? Ясно одно – это противоречивая личность. И творчество его сложное. Нам еще открывать и открывать истину, скрытую в символах его стихов. Многие ученые изучали Такташа, но изучали все так же через советскую идеологию. Конечно, были и новые взгляды за эти 20 лет постсоветского времени. Фаузия Байрамова написала целую драму о Такташе. Но чтобы заполнить пустоты в наших знаниях о жизни поэта понадобятся еще десятки научных работ.
1 января 2011 года исполнилось 110 лет со дня рождения Хади Такташа. В связи с этим мы поговорили с Миляушой Хабутдиновой, у которой за годы изучения личности Такташа сложилось о нем свое, особенное мнение.

— Миляуша, какие неизвестные до этого интересные факты Вам удалось найти в биографии поэта?

— Его детство прошло в обычной татарской среде, родился он в многодетной семье Хайруллы абый и Шамсениса апа в деревне Сыркыды на территории сегодняшней Мордовии. Папа был крестьянином, односельчане знали его как человека справедливого и правдивого. Мама Такташа была одной из самых образованных женщин села. Она и привила будущему поэту любовь к живому слову, поэзии, литературе, музыке. Изначально хотели назвать сына Мухаммаджаном, но потом передумали, назвали его Мухаммадхади, сокращенно Хади, что в переводе с арабского означает “управляющий, предводитель”. Дата рождения будущего поэта – 1 января 1901 года, видимо, неточная, потому что был случай, по которому становится ясно, что Хади сам себе уменьшил года. По рассказам его сына Авана, однажды поэта арестовывают за уклонение от армии. Следователям Хади называет ложную дату рождения. В деревню уходит запрос с требованием подтвердить это, на что односельчане отвечают положительно, вовремя смекнув, что дела у парня плохи.

Отец поэта Хайрулла абый

Бунтарский, непримиримый характер будущего поэта проглядывался уже в детстве. Он бросил учебу в начальной школе, после того, как его отругали перед товарищами за то, что случайно уронил в колодец железную чашу. От обиды мальчик рвет в клочья учебник и перестает ходить к учительнице. В итоге читать и писать его учит мама. Недовольный уровнем сельской школы, отец отдает сына для продолжения обучения в соседнюю деревню в 30 километрах. Вот где Хади получает простор своей любознательности и жажде к учебе! К счастью мальчика, в медресе деревни Нижний Пешлей собрались преподаватели с передовым для своего времени мышлением, которые помогли мальчику расширить его кругозор, формировали взгляд на жизнь. Учителя выписывали “Тарджеман”, Вакыт”, “Йолдыз”, “Ялт-йолт” – самые “продвинутые” татарские издания начала века, через которых Хади узнавал о том, что происходит в татарском мире. Обучаться в вузе поэту не пришлось, но он всю жизнь рабтал над самообразованием. Современники вспоминают, что он читал Гейне в оригинале, общался на немецком со Стефаном Цвейгом.
Желая помочь семье, подростком он уезжает в Бухару на подработку. Там он часто голодал. Как то в мечети во время намаза он заснул. Проснувшись, увидел рядом с собой деньги и еду – своим жалким видом он напоминал нищего. О жизни Такташа в Бухаре говорят упоминания его имени в местной прессе. Хади быстро приобщился к умме, вел активную жизнь. 15-летнему подростку доверили деньги благотворительного фонда, значит, его признали честным и порядочным человеком.

Известно, что писать начал он рано. Но читателю лучше известны его более поздние произведения – “Алсу”, “Мокамай” и другие. Какова судьба его ранней поэзии?

— Во-первых, много из того, что сочинил в начале творчества, уничтожил сам поэт, посчитав, что они не имеют никакой ценности. Оставил только несколько произведений. Во-вторых, всегда считалось, что Такташ – пламенный поэт советской страны, так как самый расцвет его творчества совпал с разгулом советской власти. Власти позаботились, чтобы начальную поэзию Такташа не знали и не изучали, тем более, образы и символы в его стихах были чужды и непонятны советским детям.
Дореволюционный Такташ – неоромантик, поэт-бунтарь, продолжающий традиции Ахмета Ясави. Персонажи его поэм – герои религиозных сюжетов, естественно, в стоявшей на пути к атеизму советской стране такой поэзии, мягко говоря, места не было. Поэту иногда приходилось идти на хитрости, лишь бы печатали. Под стихотворением “Газраили” он пишет дату – 1918 год, и посвящение – “Против Первой мировой войны”. В самом деле в Средней Азии, где в 18-ом году жил Такташ, о войне знали только понаслышке, и очень сомнительно, что эта война могла так глубоко тронуть душу юного поэта, родив там такие сложные метафоры.
В Бухаре Такташ тесно общался с джадидистами, видел, чувствовал, что в мире происходят глобальные изменения. Эмир Бухары поддержал джадидистов, признал необходимость реформ. Народ ликовал, вышел на улицы, все это переросло в народные волнения. Такташ – в центре этих событий. Так рождаются его стихи “Газраили”, “В пустынях Туркистана”. Он, как и все, надеется, что мир изменится, наступит век просвещения. Но надежды поэта не оправдываются.
Разочарованный, он возвращается в Сыркыды, но на родине задерживается недолго, едет в Оренбург и начинает карьеру журналиста. Едет не в Казань или Москву, а в граничащий со Средней Азией Оренбург, потому что именно там жили его единомышленники-джадидисты. Тогда центр татарской передовой мысли переместился в Оренбург, до которого еще не дошли руки советской власти. Такташ, вначале с восторгом поддержавший идеи равенства, провозглашенные большевиками, приходит в отчаяние, видя, что творится в стране на самом деле. Ему больно видеть, как простого человека обманывает, грабит и унижает советская власть. Тогда он пишет своего “Царя голода” (“Ачлык патша”). Романтик и максималист в душе, он становится бунтарем, востает против несправедливости. Так рождается его знаменитая поэма “Сыны земли” (“Җир уллары”). Есть версии, что он начал сочинять ее еще в Бухаре, что доказывает гениальность поэта. Михаилу Лермонтову понадобилось написать объемную поэму “Демон”, чтобы изложить подобные мысли, а Такташ эту же тему смог раскрыть в одной балладе.

— Обычно Такташа сравнивают с Маяковским, за похожий стиль стиха, эмоциональность, экспрессию. Как сам Хади Такташ относился к русскому поэту?

— В Москве он начинает посещать литературные кружки разных поэтов. Его интересует все, это время его поиска самого себя. И с Владимиром Маяковским он встречается в его кружке и по-настоящему влюбляется в него. Вначале он с удовольствием ходит на его кружки, но через некоторое время разочаровывается, перестает принимать общественную позицию Маяковского.
Конечно, Маяковский повлиял на стиль Такташа, они оба – поэты-трибуны. Они могли владеть большими аудиториями, оба стали кумирами молодежи. По словам второй жены Такташа Гульчиры, стоило ему появиться в дверях университета, его тут же окружали студенты. Его стихи знали наизусть уже на следующий день, как были написаны поэтом, произведения переписывались и передавались из рук в руки. Многие поэты не умеют читать свои произведения, а Такташу природа дала этот талант без ограничения, даже именитые мастера слова не смели выступать перед поэтом. Даже его друг легендарный Мухтар Мутин не осмеливался выступать со сцены, если в зале сидел Такташ.
По силе воздействия его поэзии на людей Такташ может и похож на Маяковского, но их идеалы, взгляд на жизнь очень разные. Маяковский жертва системы, а Такташ борется против этой системы. Да, он пытается понять, подстроиться под нее, но его душа романтика не позволяет сделать это, система душит его. Большевики не дают ему писать то, что он хочет, его не печатают, а это для поэта равносильно смерти.

—Все же хоть одна его книга была издана… И среди стихов Такташа есть такие, где он восхваляет Советскую власть. Значит, бунтарь все таки был сломлен? Его можно назвать жертвой совесткого режима?

— Сбоник издан не большевиками, а издательством “Корылтай” в 1923 году. В его истоках стояли лидеры Всероссийского союза мусульманских учителей Газиз Губайдуллин, Габдульбари Баттал, Джамал Валиди.
Вернувшись из Москвы в Казань, Такташ не верит своим глазам: вчерашние джадидисты разбрелись по пивнушкам, потеряли веру в будущее, отказалсь от жизненных целей, боятся рот раскрыть. Такташ не может с этим смириться. Читая его дневники, письма, стихи, можно понять, как терзалась его душа. В это время появляется его стихотворение “Такташ умер” (“Такташ үлде”). Конечно, он понимает, что один не может бороться против системы. Национальные и творческие идеалы Такташа растоптаны, вдобавок к этому он переживает трагедию в личных отношениях.
Поддавшись влиянию феминизма, его первая жена Гульчира уезжает в Москву учиться на юриста, оставив на руках мужа их месячного младенца. Такташу приходится обеспечивать жену, ребенка, еще и девушку, которую они взяли на содержание. Говорят, она страдала от синдрома Дауна. Такташ не просто кормит-одевает ее, еще оплачивает для нее учителя игры на пианино. Вдобавок ко всему поэту приходится заботиться о пожилых родителях, братьях и сестрах в родной деревне. Такташ делал это безропотно, так как имел доброе сердце, помогал всем. Очень любил кошек. И кошки его любили, окружали его как только появлялся на улице. Еще одна история доказывает щедрость души поэта: однажды он возвращался от портного с новым костюмом, только что сшитым для себя, и встретил знакомого поэта. Тот пожаловался, что дела у него идут плохо. Такташ его искренне жалеет и нисколько не колеблясь дарит ему свои новые брюки.
В 1926 году его отца клеймят кулаком и лишают права голоса на выборах. Сестру исключают из вуза. Такташ защищает родных, но на защиту себя сил уже у него не остается. Его не печатают. В то время он пишет друзьям, что готов продать душу дьяволу – настолько его мучает безденежье. Выход один – войти в систему, писать подходяще стихи, такие, как “Пионерский марш”, например. Он сам и голодать бы мог, а куда девать большую семью, которую он был обязан содержать. Конечно, нам сейчас легко о нем судить как о “воспевающем красную власть” поэте, но представить трудно, что бы мы сами делали, окажись на его месте. В своих письмах друзьям, учителям он пишет: “…Написанные по заказу стихи не имеют никакой литературной ценности. Пишу от безденежья”. Не каждый поэт может откровенно признаться в таких вещах.
Два раза Такташ был вынужден вынести личные вещи на аукцион. Разве “красный поэт” , восхваляющий власть, дошел бы до такой нищеты? Его преследуют, но Такташ не становится “придворным соловьем”. Когда все восхваляют женщин-трактористок, он пишет о женском счастье быть матерью. Когда остальные с ума сходят по коллективизации, индустриализации, он рассказывает в своих стихах об истории любви обычной девушки. Все пишут о величии большевизма, а Такташ – о деревенских гусях. Конечно, это властям не нравится.

—Миляуша, об отношениях Такташа с Аделем Кутуем ходят много версий. Говорят даже, что Кутуя не пустили на похороны Такташа, хотя они были близкими друзьями. Насколько это соответсвует правде?

—Такташ настолько был любим народом, такой популярности не имел в то время никто. Понятно, что завидующих Такташу в литературной среде было много. Отношения Такташа и Аделя Кутуя до сих пор до конца не ясны. Сначала они очень дружили, обы были молодые, красивые, подающие надежды талантливые творческие люди. Но как и почему, после какого события они стали врагами, не известно.
У Аделя Кутуя остались единственые “Неотосланные письма” (“Тапшырылмаган хатлар”), а стихи Такташа знали наизусть и при его жизни, и после смерти. Поэтому можно наверное понять чувства Аделя Кутуя. Ничего не могу сказать о том, пустили его к могиле поэта на похоронах или нет. Известно, что в Такташа стреляли. Он чудом остался в живых. Да, кто-то говорит, что стреляли по заказу Кутуя. Но нет ни документов, ни свидетелей, подтверждающих это. Зато известна гражданская позиция Такташа в связи с этим случаем. Пулю он оставляет у себя, не сдает милиции. Считаю, что этот его шаг может быть примером для многих. Он считает себя выше этой грязи.
Говорили, что Такташ покончил собой, но поэт был богобоязненным человеком, религиозным. В своем дневнике он пишет с сожалением о самоубийстве Маяковского, Есенина. В своих стихах пишет, что решил не умирать, что ему интересно стать дедушкой и наблюдать за работой сыновей. Но долго жить ему не было суждено. В 1931 году сильная простуда уносит его из жизни. В то время не было сильных антибиотиков. Доктор, который его лечил, в 60-е годы признался: если бы я имел современные препараты, поэта смог бы спасти. Но Такташ был истощен и физически, и морально. Поэтому болезнь его одолела. Такташ умер 8 декабря.
После его смерти совесткая власть вовсю использует имя поэта в своей пропаганде. Но биографию “красного поэта” портила одна вещь – то, что он дважды был женат. Его супруге Гульчире предлагают отказаться от мужа. Ей даже не разрешают похоронить мужа в татарском кладбище. Долгие годы она молчала о Такташе, ради будущего их сына. В последние годы Гульчира написала дневник, где рассказала о Такташе как о человеке, но о творчестве, деятельности мужа там нет ни слова. Говорят, незадолго до смерти она дала интервью, где рассказала, кто и как преследовал поэта, но кто брал это интервью, и где оно сейчас, неизвестно…

Вторая жена Такташа Гульчира Мансурова

—Правда, что Такташ был несчастлив в личной жизни? Он женился два раза, обоих жен звали Гульчира, у него было два сына, оба, к сожалению, уже умерли. Кто сегодня отвечает за наследие Такташа?

— Несчастным его назвать нельзя. Он сильно переживал, когда распалась его первая семья. Когда жена от него ушла с сыном Рафаэлем, в письмах он слезно умоляет дать его письма сыну в руки. “Пусть порвет, если хочет, но русть подержит в руках. Я бы успокоился, если бы знал об этом”, – пишет Такташ.
Но в 1929 году судьба дает ему вторую Гульчиру. Они познакомились во время подготовки к празднованию 125-летия Казанского университета. Гульчира – из рода мурз, в то время была первокурсницей. Они сразу полюбили друг-друга. Уставший от одиночества Такташ находит в молодой возлюбленной душевное, семейное тепло, она оказалась способной дать поэту такое счастье. В поэзии Такташа в это время много лирики. Рождается их сын Аван. Но их счастье не оказалось долгим, вскоре Такташ умирает.
Сын поэта от первого брака Рафаэль абый был искусствоведом, Аван абый тоже был человеком с тонким вкусом, поэтом в душе.
О библиотеке Такташа ходят легенды. Известно, что у него была личная печать, была привычка записывать в каждой книге свое мнение, подписывать свои книги. Где сейчас его книги, у кого хранятся? Если бы они нашлись… Часть личных вещей поэта была передана в Национальный музей, часть осталась в семье.
В этом году 110 лет со дня рождения Такташа. В 2010 году издан его трехтомник, очень качественно, с разъяснениями, дополнениями. Но многое еще предстоит сделать. Хотелось бы, чтобы в Казани появился памятник Такташу, ведь он в своих стихах возвышет наш город. Не смогли сохранить дом, в котором он жил. Понимаю, создать музей сложно, но в век компьютера, Интернета кто нам мешает сделать интерактивный музей Такташа? Думаю, что есть специалисты, способные сделать это, и деньги найдутся. Хотелось бы, чтобы появились талантливые переводчики, способные достойно первести его стихи.

Дом-музей поэта в родной деревне в Мордовии

 Хочется верить, что будут приложены усилия для более глубокого изучения биографии поэта, потому что там еще много “белых пятен”.
Говорят, Такташ был единственным поэтом, который не писал “доносы” на других. Сотрудник НКВД, прибывший в дом поэта сразу после его смерти, якобы, сказал его жене: “На твоем месте я бы радовался, а не плакал. Умер в своей постели, своем доме. Мы уже на него завели дело”. В архивах ФСБ документов по этому поводу не нашлось. Создается ощущение, что данные по Такташу до сих пор сильно засекречены, и не потому ли, что в случае их обнародования раскроются “черные” дела многих татарских литературных деятелей. А еще говорят, что сыновья Такташа всю жизнь не общались между собой. Наследников поэта настигла участь многих потомков татарской интеллигенции тех времен – они обрусели. Желающие больше узнать о личности Хади Такташа могут почитать его письма, стихи в трехтомнике, изданном Татарским книжным издательством. Интересные факты из жизни поэта так же можно узнать в книге Рабита Батуллы “Урыннары җәннәттә булсын”.
Фото с сайта Сургодьской средней школы.

Римма Бикмухамметова, газета “Ирек мәйданы”,
Перевод Алии Рамазановой
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс цитирования