Илялова И. Театр имени Камала

Источник: Илялова И. Театр имени Камала. - Казань : Татарское книжное издательство, 1986. – С. 23

…В творчестве татарских артистов с первого же десятилетия существования театра наличествует и приподнятая, романтическая направленность. Оба направления имели талантливых представителей.
Если Кариев утверждал «натуру», все идущее от «земли», то Сахибджамал Гиззатуллина-Волжская никогда не была бытовой актрисой, она всегда стремилась к возвышенному, поэтическому искусству и учила этому своих актеров в труппе «Нур» — Шакира Шамильского, Гиляза Казанского, Фахернису Самитову, Зулейху Богданову и др. Не случайно Г. Тукай сравнивал ее с солнцем:
Лишь вышло солнце — мир лучистый засверкал.
Так Гиззатуллина: лишь вышла — счастлив зал.
Всевышний подарил им равный блеск лучей:
Ему играть средь туч, играть на сцене — ей.

Героини, сыгранные Гиззатуллиной, — Гайни («Несчастный юноша» Камала), Сагадат («Горе Фахретдпна» Везирова), Катерина («Гроза» Островского), Луиза («Коварство и любовь» Шиллера), Сарби («Распутство» Г. Камала) и др. — были натурами мечтательными, пылко эмоциональными в выражении своих чувств. Ее возвышенная манера игры была замечена и московской прессой. «Госпожа Гиззатуллина одна отделялась несколько иными моментами, когда, казалось, обвевала ее лицо печаль и слышалась какая-то грусть, страстная дрожь в голосе и своеобразная грациозность в движениях, поступи...» [1].
Однако возвышенная стилистика не убивала реалистическую основу исполнительской манеры. Романтический пафос татарской актрисы отличался простотой внешнего выражения, драматический подъем был искренен и правдив. Поэтому не кажутся странными ее слова о необходимости правды на сцене. «В роли надо быть не артистом, а самим образом. Мне дают роль, я знакомлюсь с ней — кто она, что за человек, какая у нее была жизнь, почему оказалась в таком положении, как понять ее самое? Когда, наконец, вырисовывается вся биография образа, его участие в событиях, тогда я начинаю думать о воплощении этого образа. Необходимо, чтобы зритель воспринял его как настоящего человека и забыл, что его играет актер»[2].
1. Заря, 1907, 12 ноября.
2. Кашшаф Г. Первая артистка. Казань, 1958, с. 32

Последнее обновление: 19 октября 2015, 11:39

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс цитирования