Наследие булгар

Источник: http://www.naslediebulgar.ru/kompozitory/yarullin_farid_zagidullovich/

Яруллин Фарид Загидуллович (1914-1943) - видный татарский композитор, основоположник национального балета.

Родился в Казани в семье известного музыканта Загидуллы Яруллина. С раннего детства он полюбил музыку, с 1930 г. приступил к занятиям в Казанском техникуме искусств в классе Р.Л. Подякова по виолончели и вскоре начал заниматься параллельно в классе специального фортепьяно М.А. Пятницкой. Оба педагога сыграли значительную роль в развитии Фарида как музыканта, в расширении его музыкального кругозора и общей художественной культуры. Бурная общественная жизнь начала 30-х гг. благотворно воздействовала на юношу. Он становится одним из активных участников созидания музыкальной культуры Татарстана, руководит самодеятельными хоровыми кружками, играет в трио, сопровождавшем спектакль в молодежном театре, работает пианистом - иллюстратором немых кинофильмов.

В 1933 г. Фарида направляют на учебу в Москву. Он поступает на рабфак при Московской консерватории, а на следующий год переводится в Татарскую оперную студию при консерватории. Успешно овладевая профессиональным композиторским мастерством, Яруллин пишет разнообразные вокальные и инструментальные произведения. Наряду с этим он уделяет большое внимание песне. Его песни “Как в 20-й год”, “Лирическая песня”, “Лагерная”, “Дайте дорогу, он идет” до сих пор сохраняют художественную ценность. То же можно сказать о его романсах “Цыгане”, “Не пой, красавица, при мне” на стихи А.С. Пушкина.

В историю музыкального искусства Ф. Яруллин вошел как автор первого татарского балета. Именно как автор “Шурале” Фарид Яруллин стал известен в нашей стране и за рубежом. Идея создания балета по мотивам сказки Габдуллы Тукая возникает у него в 1939 г. Принимаясь за работу, Фарид Яруллин понимал всю ответственность, которая ложилась на его плечи. Но вдохновение, одухотворенность, горячее стремление переложить чудесную поэзию Тукая на язык музыки взяли верх. Балет был поставлен в 1942 г. Татарским государственным театром оперы и балета и сразу же получил признание народа. Первый национальный балет до сегодняшнего дня украшает репертуары многих театров нашей страны и за рубежом.

Но композитору так и не удалось увидеть свое творение на сцене. Началась Великая Отечественная война, и Ф. Яруллин был призван в ряды Красной Армии. В конце 1941 г. Фарид Яруллин окончил Ульяновское пехотное училище и в звании лейтенанта был направлен на фронт.

Фарид Яруллин не дожил до светлого дня Победы, пав смертью храбрых. Он погиб 17 октября 1943 года на территории Дубровинского района Витебской области Белоруссии и был похоронен в деревне Новая Тухиня. На этом месте позже установили мемориальный комплекс "Рыленки".

В конце 1941 г. Фарид Яруллин окончил Ульяновское пехотное училище и в звании лейтенанта был направлен на фронт.

В 1958 г. Ф.З. Яруллин был посмертно удостоен Государственной премии ТАССР им. Г. Тукая.

Фарид Загидуллович Яруллин (тат. Fərit Zahidulla uğlı Yarullin, Фәрит Заһидулла улы Яруллин; 19 декабря 1913 (1 января 1914), д. Малые Суни — 17 октября 1943) — татарский композитор, автор музыки к балету «Шурале». Самому композитору не удалось увидеть первую постановку балета. Командир стрелкового взвода, лейтенант Фарид Яруллин пал смертью храбрых в октябре 1943 года.

В 1958 году Фариду Яруллину за балет «Шурале» посмертно была присуждена Государственная премия Республики Татарстан им. Г. Тукая.

До сих пор Фарид Яруллин остается самым знаменитым татарским композитором. Список стран дальнего и ближнего зарубежья, в которых осуществлена постановка балета "Шурале", внушителен и продолжает пополняться. Это Латвия, Литва, Украина, Казахстан, Монголия, Болгария, Чехословакия, Албания. "Шурале" ставили и в Большом театре СССР, где в партии Сююмбике выступила Майя Плисецкая. Ни одно другое произведение татарской национальной культуры не получило такого широкого признания в мире.

Бесспорно влияние музыки Ф.Яруллина и на балетное творчество других татарских композиторов. Это проявилось в выборе сюжетов, в основном из произведений Тукая ("Заколдованный мальчик" З.Хабибуллина, "Водяная" А.Бакирова, "Кисекбаш" Р.Губайдуллина), в преобладании сказочной тематики, апелляции к некоторым музыкальным особенностям яруллинского балета. Его музыка по-прежнему чарует не только простых слушателей, но и профессионалов, вдохновляя их на создание концертных обработок, фантазий...

Несмотря на то что балет "Шурале" - самое известное произведение татарской музыки, а со дня его премьеры прошло 60 лет, до сих пор остаются белые пятна и в биографии композитора, и в судьбе его главного творения. Пролить на них дополнительный свет позволяют архивные документы, с которыми недавно мне удалось ознакомиться. Часть их касается времени учебы Ф.Яруллина в Татарской оперной студии при Московской консерватории и опровергает некоторые факты, общепринятые в нашей музыковедческой литературе.

Вплоть до сороковых годов прошлого века в Казани не было высшего учебного музыкального заведения, не считая попытки в 1921 - 1922 гг. создать Восточную консерваторию, которая просуществовала совсем недолго. Талантливая молодежь, особенно обнаружившая склонность к композиторскому творчеству, уезжала учиться в столичные города. И дальнейшая судьба этих людей, как правило, мало кого волновала. Но вот, в мае 1933 года двое преподавателей музыкального отделения Казанского техникума искусств (ныне Казанское музыкальное училище) М.Пятницкая и И.Аухадеев были командированы в Москву с одной-единственной целью - выявить там среди учащихся по творческим специальностям выходцев из Татарстана. По возвращении оттуда они пишут докладную записку, где сообщают, что в Москве учится ряд "весьма ценных и способных студентов", среди которых упоминаются будущие композиторы Назиб Жиганов и Загид Хабибуллин, певица Марьям Рахманкулова, кларнетист Фазлуллин, виолончелист Абубакиров и другие. (Фарида Яруллина среди них нет, так как он поступил на рабфак МГК немного позже). Вместе с тем М.Пятницкая и И.Аухадеев в своей докладной записке обращают внимание на такой тревожный факт. Руководство уже созданного в ту пору Башкирского отделения при Московской консерватории, заметив определенную "заброшенность" этих студентов, официально обратилось с заявлением о том, что берет их на свое обеспечение с последующим устройством на работу по специальности в своей республике. А потому авторы записки предлагают "немедленно организовать связь с упомянутыми кадрами, обеспечить их материально и всячески оказывать им моральную поддержку, чего до сих пор, к сожалению, в достаточной мере не было со стороны Татнаркомпроса".

Надо полагать, эта докладная записка подстегнула открытие Татарской оперной студии в Москве, которая начала свою работу в 1934 году с целью подготовки исполнителей для будущего оперного театра в Казани.

Наши музыковеды в своих публикациях утверждают, что с первых дней в оперной студии, помимо вокалистов, учились и начинающие композиторы, и в том числе Ф.Яруллин. Однако из объяснительных записок и финансовых отчетов директора оперной студии Тятова вырисовывается совсем другая картина. В частности, он пишет: "Никто не занимался организацией и руководством композиторского коллектива... Поэтому студия сама вынуждена создать и организовать этот коллектив путем привлечения кадров из Татарии и других областей". Судя по этим документам, большинство студийцев-композиторов, а в их числе были С.Сайдашев, Дж.Файзи, З.Хабибуллин, Л.Хамиди, Ф.Яруллин, М.Латыпов и Х.Абдульменев - официально начали свое обучение в студии в 1936-1937 годах, то есть позднее многих исполнителей. Руководителем класса композиции был назначен А.Сливаковский. Он регулярно составлял отчеты о работе своих подопечных, давая каждому небольшую характеристику. Фарид Яруллин неизменно получал хорошие отзывы: "Усердно работает над повышением своих знаний... Есть творческая одаренность. Работает хорошо. Большой уклон в творчество", и в то же время - "...чувствуется слабость знаний и техники".

Время, отведенное на изучение специальных дисциплин, оказалось все же недостаточным, и руководство студии предложило оставить группу композиторов для продолжения их обучения в Москве уже после отъезда в Казань вокалистов. Но осуществить это не удалось, хотя Ф.Яруллин и З.Хабибуллин некоторое время еще находились в Москве в связи с так называемой творческой учебной консультацией у профессора Литинского. Выпускникам оперной студии выдавали свидетельство, а не диплом, так как "полученное образование к высшему не приравнивалось".

К слову, недостаточность своего музыкального образования ощущали и вокалисты, особенно влившиеся в Татарскую оперную студию позднее других, как, например, Мунира Булатова. В конце сороковых годов она вернулась в Московскую консерваторию для продолжения своего образования (замечу, что в это время вместе с ней училась Ирина Архипова, в ее книге "Музыка жизни" есть фотография их выпуска, на которой запечатлена и Мунира Закировна).

Еще в годы учебы в Татарской оперной студии Ф.Яруллин начал сочинять свой балет "Шурале". Многим история создания балета и его первых постановок представляется весьма благополучной. Однако и это не совсем так.

В сентябре 1939 года состоялось прослушивание и обсуждение самого первого авторского варианта балета в фортепианном изложении. Хотя в акте его приемки и указано на необходимость некоторой доработки, балет все же включили в репертуарный план. Однако "Шурале" так и не был поставлен в театральном сезоне 1939/40 гг. Более того, комиссия, отбиравшая произведения для показа на готовящейся декаде татарского искусства и литературы в Москве, обсуждала предполагаемую постановку совсем другого балета - на сюжет восточной легенды о Тагире и Зухре. Точных сведений об этом произведении и его авторах пока не найдено. Возможно, его создание только планировалось.

Но все же работа над постановкой балета "Шурале" продолжилась. Яруллину в сжатые сроки пришлось выполнить титанический труд. Как известно, на постановку "Шурале" в Казань был приглашен известный ленинградский хореограф Леонид Якобсон. Ему сразу не понравилось либретто, принадлежавшее перу А.Файзи, и балетмейстер взялся сам его переделать. Фактически он разработал совершенно другой сюжет, и сегодня балет "Шурале" известен именно в его версии. В результате Ф.Яруллину пришлось заниматься не только переработкой имевшегося материала, но и сочинять много новой музыки. Сохранились рассказы о том, что его буквально запирали в комнате гостиницы "Совет", дабы ничто не отвлекало композитора от работы. Порой он сбегал оттуда, спустившись по водосточной трубе.

О других проблемах, с которыми столкнулся в этот период автор балета "Шурале", мы узнаем из протокола одного из заседаний оргбюро Союза композиторов Татарстана, где, в частности, говорится: "Ввиду того что Татарский государственный оперный театр допустил организационную небрежность в отношении субсидирования работы тов. Яруллина, в результате чего последний в течение более 3-х месяцев и впредь лишен всяких материальных средств ... оргбюро ССК Татарии постановляет: просить правление музыкального фонда СССР оказать помощь тов. Яруллину выдачей единовременного безвозвратного пособия в размере 1500 рублей, принимая во внимание высокую ценность работы тов. Яруллина".

Знаменательно, что именно Союз советских композиторов республики ходатайствует о денежном пособии Яруллину. В ту пору это была совсем молодая творческая организация, и при всем желании здесь не могли оказать материальную поддержку своим членам. В театре же, по-видимому, попросту злоупотребили присущими композитору скромностью и молчаливостью...

Премьера балета "Шурале" состоялась в победном сорок пятом, незадолго до окончания войны, но, к сожалению, уже после гибели композитора. В рецензиях, конечно же, особое внимание обращалось на красоту и яркость музыки Ф.Яруллина. Было также отмечено участие в постановке талантливого балетмейстера Гая Тагирова, которому принадлежало хореографическое оформление второго действия балета: дескать и свои, местные кадры ничем не хуже приглашенных специалистов. Наконец, высказывалось предположение, что балет, несмотря на национальный колорит музыки и сюжета, найдет отклик у самых разных слушателей, и оно оказалось пророческим.

Спустя пять лет после казанской премьеры "Шурале" был поставлен на сцене Ленинградского (ныне Мариинского) театра оперы и балета в хореографии Л.Якобсона, после чего началось триумфальное шествие балета по стране. В свою очередь это побудило редакторов ленинградской постановки В.Власова и В.Фере (напомню, что композитор не успел оркестровать балет) обратиться в комиссию по авторским правам с заявлением, в котором они просили признать их наравне с Ф.Яруллиным авторами этого произведения, а сам балет переименовать в "Али-батыр". Несколько лет продолжалась тяжба, узаконившая в итоге единоличное авторство Ф.Яруллина и первоначальное название балета "Шурале".

Вместе с тем отсутствие канонического варианта балета вызвало и его различные хореографические трактовки. В разные годы они создавались Л.Жуковым и Г.Тагировым, Л.Якобсоном и Я.Брунак (мать артиста Н.Караченцова), Л.Бордзиловской и Ш.Байдавлетовым. А недавно "Шурале" поставили в Мексике (там живет и работает чета наших танцоров Ибатуллиных). Кроме того, в Германии планируют издать партитуру "Шурале". А на осень намечено проведение в Казани международной конференции, посвященной 60-летию со дня премьеры балета. Так что жизнь под знаком "Шурале" продолжается.

По материалу Гузель ЮНУСОВОЙ, "РТ"


Яруллин Фарид Загидуллович (тат. Fərit Zahidulla uğlı Yarullin, Фәрит Заһидулла улы Яруллин; 19 декабря 1913 (1 января 1914), д. Малые Суни - 17 октября 1943) - талантливый татарский композитор, автор музыки к балету «Шурале».

Родился в Казани в 1914 г. в семье известного татарского народного музыканта Загидуллы Яруллина. В 1930 г. Ф. Яруллин поступил учиться в музыкальный техникум, где обучался игре на виолончели и на фортепиано, затем поступает в татарскую оперную студии при консерватории в класс профессора Г.И. Литинского. За годы учебы в студии (1934-1939) Ф. Яруллин, обладая профессональным композиторским мастерством, постигает особенности музыкального языка композиторов разных эпох и аправлений. В эти годы Фарид Яруллин написал балет «Шурале» по мотивам сказки Габдуллы Тукая, который был поставлен Татарским Государственным театром оперы и балета и сразу же получил признание народа. В 1941 г. композитор ушел в ряды Советской Армии, где был зачислен в военную пехотную школу.

Имя этого музыканта и мужественного воина, павшего в бою с фашистами, когда ему не было и тридцати лет, навсегда вошло в историю музыкальной культуры Татарстана и России. Им было написано немало инструментальных и вокальных сочинений, обоготавших национальную музыкальную палитру. Но прежде всего Фарид Яруллин известен как автор балета «Шурале», который положил начало становлению татарского хореографического искусства и, оставаясь и поныне его вершиной, вошел в золотой фонд отечественной классики. Балет «Шурале» давно перешагнул границы Татарстана. Им восхищались в Москве и Ленинграде, Одессе и Киеве, Софии и Бухаресте. А музыка его настолько интонационно богата и выразительна, что трогает сердца слушателей даже в концертном исполнении. Именно так она звучала в Канаде, Германии, Голландии, Турции, Японии. Немецкая фирма «Амквист» решила издать партитуру «Шурале» и записать его музыку в исполнении одного из лучших оркестров Европы. Короткая жизнь Фарида Яруллина, его творчество составляют одну из самых ярких страниц национальной музыки Татарстана. Самому композитору не удалось увидеть первую постановку балета «Шурале». Командир стрелкового взвода, лейтенант, он пал смертью храбрых в боях за освобождение Беларуси. В 1958 году Фариду Яруллину посмертно была присуждена Государственная премия Республики Татарстан им. Г. Тукая. В Казани в честь Фарида Яруллина названа одна из городских улиц.

Похоронен в деревне Новая Тухиня Дубровенского района Витебской области, на мемориальном комплексе «Рыленки».

Источники:
Материал из Википедии – свободной энциклопедии.
Фарид Яруллин (1914-1943) // Сайт Национальной библиотеки Республики Татарстан.
Баллада о Фариде //Республика Татарстан. – 2004, 13 ноября. - №230 (25306).
Габаши А. Шурале //Татарский мир. – 2005. - №3.
http://www.rt-online.ru/articles/230_25306/59157/
http://www.kzn.ru/page2472.htm
Книга Памяти Республики Татарстан.

Последнее обновление: 7 ноября 2013 г., 11:54

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International