Исмагилова Л.Н. Неиссякаемый источник

Источник: Казань.- 2000.- №12. - С. 40.

Салих Сайдашев — это живое лицо татарского народа. Его жизнь и творчество — как народная песня, которую он любил и лелеял бескорыстно и страстно, как любил все живое на свете. Обаяние, мягкость, лучезарность, задумчивость — в этом его музыкальная мудрость, современность. Я как профессиональный музыкант-исполнитель ощущаю могучую силу таланта этого уникального композитора уже с первого прикосновения, смычка к виолончели, инструменту, который как человеческий голос может петь красиво и благородно, плакать, страдать и любить. У меня такое ощущение, что смычок как бы сам идет по струне, а музыка сама легко и просто льется, льется и льется, как чистая родниковая живая вода, так необходимая всему живому на свете.

Концерты из произведений Салиха Сайдашева — всегда ярчайшие события в культурной жизни Казани. Духовное пиршество — иначе трудно дать определение наслаждению, дарованному нам величайшим композитором XX столетия.

Ощущение такое, что смычок ведется по струнам твоей души без посредничества инструмента. Музыка Сайдашева всегда вызывает у меня огромное, невероятное потрясение.
Я счастлива и очень горжусь тем, что дружу с семьей самого ближайшего потомка Салиха Сайдашева, его любимого сына Альфреда Салиховича. В детстве мы учились вместе с его дочерьми Светланой и Альфией в специальной музыкальной школе при Казанской консерватории, а затем и в самой консерватории. Вера Петровна, жена Альфреда Сайдашева, работала в нашей школе. Сейчас правнук композитора Вячеслав Сайдашев учится по классу виолончели в моем классе в детской музыкальной школе № 1 имени П.И. Чайковского.

С Альфредом Салиховичем мы много выступаем в самых разных концертах. Это юбилейные концерты в городе Зеленодольске, много концертов в школах, университетах Казани и республики.

В моей памяти оставил неизгладимый след совместный концерт в декабре 1994 года в Татарском драматическом театре имени Карима Тинчурина, на старейшей сцене, где
прошла почти вся артистическая жизнь великого маэстро Сайдашева. Именно отсюда, с этой сцены народ отправлял великого маэстро в последний путь.

До сих пор помню волнение Альфреда Салиховича Сайдашева, смятение его голубых, как у отца, глаз. Мне казалось тогда, что перед его глазами вдруг всплыло много моментов его жизни: и как он часто общался на этой сцене с великими татарскими драматургами, и как красиво всегда выступал здесь его отец...

Но все это было за кулисами, до сцены. На самой же сцене свершилось чудо. Волнения как не бывало. За роялем сидел Альфред Сайдашев и играл «Дремучий лес». Мне казалось, что он вложил тогда в музыку всю свою душу. Это был не просто концерт. Это был юбилейный вечер, посвященный 90-летию со дня основания одного из старейших учебных заведений Поволжья — Казанского музыкального училища имени И.В. Аухадеева, где сидел за партой сам Салих Сайдашев. И, как мне кажется, что через призму души сына композитора я смогла лучше понять, почувствовать глубину души удивительно скромного человека и величайшего композитора татарского народа.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс цитирования