Хади Такташ: Краткая литературная энциклопедия

Источник: Краткая литературная энциклопедия. Т.7.- М.: Изд-во «Советская энциклопедия»,1972.

ТАКТАШ, Хади [псевд.; наст, имя — Хади Хайруллович Т а к т а ш е в; 20. XII. 1900 (1. I. 1901), с. Сыркыды Спасского у. Тамбовской губ., ныне Торбеевский район Мордовской АССР, — 8. XII. 1931, Казань] — татарский сов. поэт. Один из зачинателей татарской сов. поэзии. Род. в крест, семье. Октябрьскую революцию встретил в Бухаре, куда уехал в поисках заработка. В нач. 20-х гг. рабо тал в Оренбургской газ. «Слово трудящихся» («Юксыллар сүзе»). В 1922 переехал в Казань, где раскрылся его талант лирика и поэта-трибуна социалистич. революции. Печататься начал в 1918. Первые стихи, связанные гл. обр. с тра дицией вост. романтич. поэ зии, страдали абстрактностью образов (стих. «Газраилы», 1916; «Убитый пророк», 1918; «Забытая клятва», 1921). Стихотв. трагедия «Сыны земли» («Җир уллары», 1921) направлена против реак ционной идеологии ислама, против канонов бурж.-феод. общества. В нач. 20-х гг. Т. опубликовал отрыв ки из поэмы об Октябре («Октябрьская ночь», «Про лог», «Вулканы»). От абстрактно-романтич. образов поэт приходит в 1923—24 к гражд. реалистич. поэ зии (стих. «Нота», «Ответ Чемберлену», «Провокатор», «Пионерский марш», «Мы вышиваем знамя»).
Новаторская поэма «Века и минуты» («Гасырлар һәм минутлар», 1924) отразила глубокую скорбь народа о смерти вождя. Темы революции, борьбы двух миров, формирования нового человека — в центре поэм «Де ревня Сыркыды» («Сыркыды авылы», 1924), «После бури» («Давылдан соң», 1924), драмы «Зарытое оружие» («Күмелгән кораллар», 1927), незаконч. романа «Ветер зари» («Таң җиле», 1928—29), лирич. поэмы «Мукамай» (1929) и др. Поэт разоблачал врагов сов. строя, бурж. националистов («Клевета», «Ты — враг мой», «Траге дия халифата» и др.). Поэмы «Исповедь любви» («Мәхәббәт тәүбәсе», 1927), «Алсу» (1929), драма «Утерянная красота» («Югалган матурлык», 1928) ставят проблемы воспитания молодежи. В лиро-эпич. поэме «Письма в грядущее» («Киләчәккә хатлар», 1930—31) Т. воссоздал поэтич. образы героев — строителей коммунистич. буду щего. В истории тат. сов. драматургии видное место занимает социальная драма Т. «Камиль» (1930), рисую щая острую классовую борьбу в Татарии в годы кол лективизации. Творчеству Т. присуще разнообразие жанров, смелые поиски. Он открыл новые возможности тат. силлабич. поэзии, обогатив ее интонационным сти хом, разнообразием ритмики, рифмы. Он придал стиху ораторский пафос, гражд. звучание на основе нар. речи. В борьбе за народность лит-ры и демократизацию лит. языка Т. сыграл важную роль. В своих программных статьях «О сегодняшней красоте и ее певцах» (1929), «О партийных и „беспартийных" стихах» (1931) поэт выступал против чуждых влияний, нац. ограниченно сти, за расцвет тат. сов. лит-ры. Произв. Т. переведены на рус. и др. языки народов СССР.
С о ч.: Сайланма әсәрләр, Казан, 1940; Әсәрләр, Казан, 1942; Әсәрләр, т. 1, Казан, 1950; Пьесалар. Хикәяләр, Мәкаләләр, Казан, 1953; Сайланма әсәрләр, Казан, 1963; в рус. пер.— Стихи, М., 1948; Стихотворения и поэмы. [Предисл. X. Хайри], М., 1955.
Лит.: Хайри X., Хади Такташ, в кн.: История татарской советской лит-ры, М., 1965; его же, Һади Такташ. (Иҗаты һәм тормыш юлы), Казан, 1949; Мамин М., Һади Такташ поэзиясе, Казан, 1941; Г о с м а н X., Такташ поэзиясе, Казан, 1953; Халит Г., Шагыйрь. Чор. Герой, Казан, 1971.
Хасан Хайри.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International