Хабибуллин М. Свет неугасимой звезды

Источник: Научный Татарстан.- 1999.- N3-4.-С.165-170.

Одна из улиц столицы Татарстана носит имя Карима Тинчурина - классика татарской драматургии, выдающегося деятеля национальной культуры. Его имя носит и театр драмы и комедии - один из ведущих театров республики, где в свое время Тинчурин играл на сцене, ставил спектакли как режиссер, ставились его пьесы.

Жизненный и творческий путь этого крупного деятеля в области театрального искусства имеет свои взлеты и падения, он сам достоин быть героем большого произведения, примером для творческой молодежи как образец верного и честного служения искусству родного народа. Известный ученый нашего времени, президент АНТ академик М.Х.Хасанов писал о нем: “Страницы биографии К.Тинчурина сами по себе могли бы составить увлекательнейший роман или яркую социальную драму“. (В книге: Традиции и новаторство в творчестве Карима Тинчурина. Казань, 1990, с.5). И это действительно так. Его творчество как и вся жизнь - одна из самых богатых и ярких страниц в истории татарского театрального искусства и литературы. Вот что пишет доктор искусствоведения М.Г.Арсланов: “Реалистическую линию в развитии татарского театра настойчиво отстаивал друг и соратник Г. Кариева, драматург, актер и режиссер К. Тинчурин. Именно благодаря ему татарское сценическое искусство сохранило верность традициям школы Г. Кариева“. (“Научный Татарстан“, 1997, N1, с.81)

...1936 год. 28 мая общественность республики торжественно отмечает 25-летие творческой деятельности К.Тинчурина. По этому поводу ему присылают поздравления многие организации, известные писатели, деятели культуры, друзья и товарищи, многочисленные его шакирды и ученики.

О большом творчестве К.Тинчурина, о его значении отозвался крупный татарский писатель, ученый и общественный деятель Галимджан Ибрагимов. Он писал из Ялты, где лечился в то время:
“Дорогой друг Карим!
Я знал, что в 1936 году будет праздник твоего 25-летнего труда. Недавно сообщили о дне торжества. Все твои произведения знаю, и прочитав, и увидев на сцене. С прошлых тяжелых времен движения татарской культуры до нынешних счастливых дней весь твой труд за татарский театр, который ты героически продолжил, перед моими глазами. Поэтому за должный тебе этот трудовой праздник один из самых крепко радовавшихся от всего сердца друзей буду я!“

Другой не менее известный татарский писатель Шариф Камал писал в своем поздравлении:
“Дорогой товарищ Карим Тинчурин!
Чистосердечно поздравляю Вас с 25-летием творческой деятельности в области драматургии и театрального искусства. В радостной социалистической стране, где цветет с каждым днем сад прекрасного искусства, хочу увидеть ваших все более новых и новых творческих цветов и, пожелая Вам долгой жизни, с настоящей дружбой жму вашу руку“.

Путь К.Тинчурина в большое театральное искусство был очень сложным. К признанию крупным деятелем в этой области он шел долго и упорно, не переставая неустанно трудиться и дерзать.

Карим Галеевич Тинчурин родился в 1887 году в деревне Белоозерка нынешней Пензенской области, в крестьянской семье. Проучившись немного в медресе соседней деревни Татарский Шелдаис, тринадцатилетний мальчик отправился искать счастья в Казань, где с трудом устроился посудомойщиком в харчевню. Накопив немного денег, поступил в медресе “Мухаммадия“.

Волны первой российской революции докатились и сюда. Питомцы медресе начинают открыто выражать свои протесты. В числе 87 учеников-шакирдов Карим исключается из “Мухаммадии“. Позже ему удается получить место учителя. Занимаясь с детьми, он одновременно учится сам, знакомится с революционной литературой, пробует писать.

В 1906 году, в год рождения татарского театра, К.Тинчурин создает свою первую пьесу - комедию “Дискуссия“. С тех пор всю свою жизнь, все творческие способности он посвящает театру. В 1910 году Тинчурин начинает работать актером в труппе “Сайяр“ и одну за другой пишет новые пьесы. Вскоре молодой автор становится популярным драматургом. Здесь необходимо отметить, что в 1917 году К.Тинчурин работает в Москве в редакции газеты “Ил“ (“Родина“), которую редактировал известный писатель Гаяз Исхаки. На эту работу его рекомендовал Г.Кариев. К.Тинчурин первый раз встречается с Г.Исхаки в 1914 году в Нижнем Новгороде во время традиционной ярмарки, где труппа “Сайяр“ ставила спектакль “Мегаллимэ“ (“Учительница“) по пьесе Г.Исхаки. Известный писатель и драматург заходит к артистам, поздравляет их с успехом. Среди артистов был и К. Тинчурин. Вот опять встреча и совместная работа в газете. Правда, здесь К.Тинчурин работал недолго, всего четыре месяца. До Октябрьской революции в газете он успевает напечатать всего лишь несколько выступлений и рассказов. После революции он возвращается в Казань и больше с Г.Исхаки никогда не встречается. Но эти страницы его жизни становятся для него роковыми. Но об этом попозже...

Октябрьскую революцию К.Тинчурин встречает с радостью. Он активно участвует в организации национального театра, одновременно сотрудничает в газете “Эш“ (“Работа“). В статье, опубликованной вскоре после революции, он писал: “... Поднимайте священное, лучезарное знамя театра. Современный этап общественного развития - самый благотворный для творчества. Революция приведет театр к значительным достижениям. Надо только не жалея сил работать, работать и работать“. К.Тинчурин неоднократно беседует с М.Вахитовым, который принимал непосредственное участие в судьбе национального сценического искусства. Вахитов не смог осуществить свои замыслы, но они глубоко вошли в сознание и сердце К.Тинчурина, стали делом всей его жизни. И после изгнания белочехов из Казани К.Тинчурин начал осуществлять на практике создание нового театра.

Весной 1919 года создаются театральные труппы для работы среди красноармейцев. Главным режиссером и руководителем одной из трупп при политуправлении Красной Армии назначается К. Тинчурин. В 1920 году он становится преподавателем и главным режиссером первой татарской драматической студии, организованной в Самаре при политотделе Заволжского военного округа. В 1921 году переводится художественным руководителем “Пролетарской труппы“ в Оренбург, затем заведует театральным отделом Научного совета в Ташкенте, где некоторое время на трехмесячных курсах читает лекции, ставший потом профессором и известным литературоведом, работавший редактором газеты “Кызыл Татарстан“ и главным редактором Госиздата Галимджан Нигмати, который также сыграл немалую роль в судьбе К.Тинчурина.

После окончания гражданской войны было решено объединить отдельные театральные труппы в Татарский государственный театр. Это ответственное задание Правительство ТАССР поручает Тинчурину. 8 ноября 1922 года в здании нынешнего театра юного зрителя открывается Первый образцовый театр имени Красного Октября.
Творческие способности Тинчурина находят самое широкое применение. Наряду с активной работой в области театрального искусства он уделяет большое внимание литературному творчеству, пишет пьесы “Американец“, “Без ветрил“, “Голубая шаль“, “Родина“, “На Кандре“, “Их было трое“, которые вошли в золотой фонд татарской советской драматургии. В своих произведениях он отразил процесс развития самосознания татарского народа, его борьбу за новую жизнь. В мелодрамах “Голубая шаль“ и “Родина“ много положительных черт от героев первых историко-революционных пьес. Своей целеустремленностью, направленностью против социальной несправедливости, гуманистическим содержанием образ Булата очень напоминает Батырхана. Хотя эти герои действуют в различных исторических ситуациях, неодинаков их идейно-политический и культурный уровень, но в их характере много общего.

В 1928 году организуется Татарский государственный театр в Астрахани. Его художественным руководителем и главным режиссером назначается Карим Тинчурин. Именно на этой сцене впервые ставится и с огромным успехом идет одна из лучших его пьес - мелодрама “Родина“. Через год, когда астраханский театр “встал на ноги“, Тинчурин снова возвращается в Казань.

В творческой деятельности писателя есть и еще одна важная сторона. Он был в большой дружбе с известным татарским композитором Салихом Сайдашевым. На слова Тинчурина композитор написал свои лучшие песни, которые и поныне живут в народе. Их совместное творчество сыграло большую роль в зарождении и развитии нового в татарском искусстве жанра - музыкальной драмы и комедии. Большинство произведений К.Тинчурина - это комедии. Да, он прославился большим комедиографом своего времени. Хотя комедия была наиболее развитым жанром дореволюционной татарской драматургии, но в этом жанре К.Тинчурин в 20-30-е годы сказал свое свежее и очень весомое слово. В пьесах “Юсуф и Зулейха“, “Американец“, “Без ветрил“ и других он, обратившись к “болевым“ общественно-идейным и нравственным проблемам своего времени, требующим беспощадного развенчания и осмеяния, обновил комедийный жанр и в содержательном плане, и в плане формы. От бытовой комедии предреволюционных лет К.Тинчурин пришел к действенной сатире с доминирующим в ней гротескным началом.

Сатирическая комедия становится одним из ведущих жанров, определяющих лицо татарской драматургии И театра в 20-30-е годы, их развитие на путях реализма.
Музыкальная драма первых послереволюционных десятилетий в результате эффективных поисков и решений нашла также наиболее полное воплощение в пьесах К. Тинчурина, она обрела вторую жизнь и в наше время. Но все же нужно подчеркнуть, что сатирические пьесы составляют главное направление искусства Тинчурина. В них прослеживаются традиции народности и реализма, унаследованные у Г.Тукая, Г.Камала, в них можно обнаружить влияние и классиков сатирической комедии русской драматургии XIX века. Будучи художественным руководителем театра, К.Тинчурин наравне с произведениями татарских драматургов ставит русскую классику, произведения других братских народов, пьесы прогрессивных драматургов зарубежных стран, утверждает на татарской сцене лучшие традиции русского театра, принципы реализма.

Тинчурин много работает и как педагог. Под его руководством начинали путь в творчество такие молодые драматурги, как Т.Гиззат, А.Кутуй, Р.Ишмурат, М.Аблеев, Г.Минский. На его драматургии и режиссуре воспитывалось целое поколение известных татарских артистов. Народный артист Татарстана Х.Салимжанов, народная артистка Татарстана и России Ф.Ильская. и многие другие считали и считают его своим учителем и наставником. Заслуженный деятель искусств Татарстана Риза Ишмурат говорил: “Зрители и читатели с благодарностью и любовью вспоминают Карима Тинчурина за то, что он подарил народу такое чудесное творение, как “Голубая шаль“. Спектакль по этой пьесе пользуется неизменным успехом у зрителей“. Народный артист СССР Габдулла Шамуков писал: “Имя Карима Тинчурина для меня близко и очень дорого. Мне пришлось играть на сцене роли многих героев его произведений. Надо отметить, что созданные писателем-драматургом характеры точны и своеобразны. Они развиваются в процессе интересных и волнующих событий“. “Стать артисткой помог мне К.Тинчурин, - вспоминала Фатыма Ильская. - Заметив во мне страстную любовь к театральному искусству, он принял меня, тогда шестнадцатилетнюю девушку, в труппу театра. Радости моей не было предела! Карим Тинчурин верил в бесконечные возможности актеров, любил их, всячески помогал и по-настоящему заботился о них. А авторитет его тогда был очень высок“.

Нельзя не сказать еще об одной грани творчества К.Тинчурина: он был мастером рассказа и ярким публицистом. Его рассказы “Мэрж,эннэр“ (“Кораллы“) стоят в одном ряду с лучшими произведениями татарской прозы. Здесь он особенно выделяется как сатирик-рассказчик. В статьях и фельетонах он поднимал большие проблемы общественной жизни, развития татарского театра.

Осенью 1934 года состоялся первый Всесоюзный съезд писателей. По рекомендации М.Горького был сделан специальный доклад по татарской литературе, с которым выступил К. Наджми. Кроме того, состоялось выступление по татарской драматургии К.Тинчурина, который отметил успехи татарских драматургов, а также остановился на нерешенных проблемах и отдельных недостатках. Как справедливо отмечает известный литературовед А.Ахмадуллин, этот факт говорит о том, что у татарской советской драматургии, за короткий исторический срок добившейся значительных успехов, было о чем докладывать высокому форуму советских писателей.- (А.Г.Ахмадуллин. Татарская драматургия. Москва: Наука, 1983, с.263). В этом успехе, конечно, была большая доля самого К.Тинчурина.

...Вернемся к 1936 году. В театре с успехом идут пьесы Тинчурина. Их автор любим народом и широко известен. Приближалось 50-летие со дня рождения. Каким счастливым мог бы стать этот юбилей! Мастер пера и творец сцены имел полное право подвести некоторые итоги творческой жизни. Главный режиссер академического театра, автор тридцати с лишним пьес, член правления Союза писателей Татарстана, заслуженный артист республики (это звание ему было присвоено еще в 1926 году) К.Тинчурин находился в полном расцвете творческих сил. Только что общественность республики отметила 25-летие его деятельности. Сколько пришло телеграмм и писем! Все ждут новых пьес. Правительство республики дарит ему пишущую машинку, - дескать, твори товарищ Тинчурин, не останавливайся! А Казанский военный гарнизон преподнес в подарок охотничье ружье - не забывай и об отдыхе!

На рабочем столе - последняя пьеса. Называется она “Иомгак“ (“Итог“). Кстати, она была написана по заданию правительства, обкома партии. Собираются ставить ее к юбилею Великого Октября. Идут обсуждения, планируются репетиции. Как и в пьесе “На Кандре“, здесь показана жизнь колхозной деревни: герои пьесы - парторг, агроном, трактористы, комбайнеры, русские и татары, все вместе строят новую жизнь. Под руководством парторга они разоблачают пробравшегося в их среду контрреволюционера и троцкиста. Они одобряют новую Конституцию.

Думал ли К.Тинчурин, когда писал свою последнюю пьесу, что и его самого скоро обвинят в национализме, приклеют ярлык “врага народа“? Предполагал ли, что скоро в его жизнь бесцеремонно вмешаются и будут подводить другие итоги творческой деятельности?

...Шел 1937 год. Ряды писателей Татарстана уже заметно поредели. Как и многие другие, он не спал ночами. За ним пришли 17 сентября Следствие шло долго, со скрипом, - затянулось на год с лишним. За это время следователь Гатин от сержанта вырос до младшего лейтенанта. Желая выслужиться, он ведет следствие с особым усердием.
Большинство обвинений К.Тинчурину связано с именем Гаяза Исхаки. На каждом допросе этот вопрос звучит снова и снова: “В какой связи находились с Г.Исхаковым, какие от него получили задания?“ До революции Г.Исхаки был одним из ведущих драматургов, его пьесы ставились почти во всех татарских театрах и труппах. После того как Г.Исхаки оказался в эмиграции, его имя предали забвению, а лиц, с которыми он общался, преследовали. Как уже отмечалось выше, К.Тинчурин сотрудничал с Г.Исхаки в 1917 году в газете “Ил“ (“Родина“). В конце следствия К.Тинчурину предъявили обвинения. Личное знакомство с Исхаки, работа над его пьесой, ответ на полученные из Берлина письмо и журнал “Милли юл“ (“Национальный путь“) - все это инкриминировалось ему как преступление. Из семи пунктов обвинения четыре прямо связаны с именем Г.Исхаки. Вот какую роковую роль в судьбе К.Тинчурина сыграли давно минувшие, 20 лет тому назад состоявшиеся встречи с Г.Исхаки. Тут надо сказать, что известный татарский литературовед Галимджан Нигмати тоже сыграл злополучную роль в судьбе К.Тинчурина. Он был вынужден дать показания против К.Тинчурина, обвинив его в том, что он - старый националист, что его произведения до революции были насыщены религиозным фанатизмом, а после революции носят явно антисоветский характер, а будучи режиссером Татарского драмтеатра, ставил идеологически вредные пьесы и проводил линию буржуазного националиста Кариева. Потом Г. Нигмати от своих показаний отказался, но это уже ничего не могло изменить: К.Тинчурина не было в живых. В 1941 году Нигмати и сам умирает от голода и истощений в концлагере около города Усть-Илимск, куда его сослали с лишением свободы на 5 лет .

Составляя обвинительное заключение, следователь сослался и на показания против Тинчурина, выбитые в ходе допросов у К.Нежметдинова, Г.Мухаметзянова, Л. Гильманова, Р.Алмаева, М.Галяутдинова, Н.Мухтарова. Почти все они были расстреляны, а оставшийся в живых К.Наджми, вызванный следователем на допрос 13 апреля 1955 года, заявил, что от вынужденных показаний давно отказался, а сам он всегда видел в Тинчурине талантливого писателя.

К.Тинчурин обвинялся также в том, что якобы являлся активным участником националистической организации, вел активную борьбу за вооруженное свержение Советской власти и реставрацию капитализма в СССР, в Союзе писателей Татарии занимался подрывной вредительской деятельностью на культурно-идеологическом фронте, а в 1910 году, будучи арестованным, получал от охранки ее задание по провокаторской работе среди татарской интеллигенции и т.д.

Все эти обвинения были, конечно, абсурдны, они строились на наветах и лживых доносах. 2 ноября 1938 года следователь вызвал Тинчурина на последний допрос. Вопрос все тот же: “Дайте показания о вашей контрреволюционной деятельности!“ Измученный изнурительным следствием, перенесший душевные и физические страдания, драматург все же твердо стоит на своем: “За мной нет вины перед народом и родиной“.

Следствие приближается к неотвратимой развязке - уголовное дело К. Тинчурина направляется на рассмотрение особой “тройки“ НКВД ТАССР. 14 ноября она выносит свой вердикт - расстрел с конфискацией имущества... По законам того времени приговоры подлежали немедленному исполнению. Согласно подшитому к делу акту, приговор по отношению К. Тинчурину был приведен в исполнение глубокой ночью - в 1 час 50 минут. Словно желая скрыть следы своего злодеяния, палачи действовали под покровом ночи. Драматург ушел из жизни - на сцене погас свет.

Однако жизнь все расставила по своим местам. В 1955 году по протесту прокурора республики уголовное дело по обвинению Карима Тинчурина было пересмотрено. Он полностью реабилитирован. Нигмати также реабилитирован. Восстановлено доброе имя и Гаяза Исхаки. Лучшие, талантливые сыновья как будто вернулись на Родину. Их произведения печатают, показывают на сцене. Татарский академический театр им. Г.Камала почти каждый свой новый сезон начинает постановкой бессмертной пьесы К.Тинчурина “Голубая шаль“ на музыку С.Сайдашева.

Есть такие драматурги: у англичан - Шекспир и Бернард Шоу, у русских - Островский и Чехов, у азербайджан - Нариманов и М.Ахундов, творения которых, пережив преграды времен, живут в народе как духовное понятие о мире и бытие. Их не касаются тлень и забвение. Так и образы выдающегося татарского драматурга К.Тинчурина вечно живы, любимы народом, остаются ярким воплощением его национального характера, зовут к свободе и счастью. Они стоят наряду с классическими героями мировой литературы, вдохновляют зрителей своим духом и оптимизмом.

Жизнь К.Тинчурина оборвалась трагически. Но его художественное и духовное наследие, как свет неугасимой звезды, теплит и обнадеживает наши души.

Магсум Хабибуллин
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс цитирования