Карим Тинчурин в Интернет

На сайтах в сети Интернет предлагаются ,в основном , биографические сведения о Кариме Тинчурине.

Сайт “Республика Татарстан“
Публикации на странице http://www.tatarstanresp.ru/about/clause/195/139206/

В Казани отмечают 120-летие со дня рождения Карима Тинчурина
В Национальной библиотеке Татарстана открылась выставка “Выдающийся драматург“, приуроченная к 120-летию со дня рождения классика татарской драматургии, актера и режиссера Карима Тинчурина. Как сообщили корреспонденту “Татар-информ“ в Национальной библиотеке РТ, на выставке представлены книги и журнальные публикации, рассказывающие о жизни Тинчурина, а также произведения писателя, раскрывающие его многостороннее творчество, изданные в разные годы и имеющиеся в фондах библиотеки. Выставка продлится до конца месяца. Карим Тинчурин родился в крестьянской семье в деревне Таракановка (Белоозерка) Пензенской области в семье крестьянина. В 1900 году приехал в Казань и поступил в медресе “Мухаммадия“, которое бросил в 1906 году. В 1910 году он поступил в труппу “Сайяр“. В годы гражданской войны Тинчурин - главный режиссер и руководитель 13-й труппы при политуправлении Красной Армии. В 1920 году - главный режиссер и руководитель татарской театральной студии при первом татарском театре в Самаре. Затем он руководил Оренбургской татарской пролетарской группой (Татарский театр имени Г. Кариева). В 1922 году власти республики предложили создать государственную труппу из татарских артистов и назначили Тинчурина главным режиссером. В ноябре 1922 года он возглавляет Татарский государственный театр. В 1928-1929 годах работает главным режиссером Астраханского театра. В 1926 году Тинчурину присвоено звание “Заслуженный артист ТАССР“. Его драматургия вошла в золотой фонд национального театра (“Казанское полотенце“, “Угасшие цветы“, “Голубая шаль“). В 1937 году в разгар репрессий его арестовывают, а 15 ноября 1938 года расстреливают. В 1956 году Карим Тинчурин был реабилитирован посмертно. ИА “Татар-информ“, 12 сентября 2007 г.

КОНСАЛТИНГОВАЯ ГРУППА “ЛЕКС“ на своем сайте “Многосменка“
http://www.te10.mnogosmenka.ru/te100249/te100251.htm
разместил такую информацию:

Тинчурин,Карим (15. IX. 1887-7. V. 1947) - тат. сов. драматург, актёр, режиссёр. Учился в медресе. Был исключён за участие в демократич. шакирдском (студенческом) движении 1905-07. В 1906 написал первую комедию “Дискуссия“. С 1910 - актёр, затем и режиссёр труппы “Сайяр“ (Казань), написал для этой труппы пьесы на совр. сюжеты: “Опасный шаг“ (1912-14), “Первые цветы“ (1913, там же, 1914), “Капризный жених“, “Голодный влюблённый“ (1915), “Последний привет“, “Ветрогоны“ (1916). Герои этих пьес находят смысл жизни в служении народу. После Октябрьской революции Т. стал одним из создателей тат. сов. т-ра; с 1918-руководитель б. труппы “Сайяр“, в 1922 участвовал в создании Гос. т-ра в Казани (ныне Т-р им. Г. Камала). Т., одному из первых деятелей тат. сцены, присвоено звание засл. арт. Тат. АССР (1926). Т. принадлежат первые сов. комедии на совр. сюжеты: “Юсуф и Зулейха“ (1918), “Попугай“ (1919), высмеивающие приспособленцев. Гибели старого мира посв. комедии “Американец“ (Тат. гос. т-р, 1924) и “Без ветрил“ (там же, 1927). Вместе с композитором С. Сайдашевым Т. способствовал развитию жанра муз. драмы: его муз. пьесы - “Голубая шаль“ (1926), “Рой“ (1929) и др. - пост. в Тат. академич. т-ре и др. т-рах. В пьесах “На реке Кандре“ (соч. 1930), “Жаворонок“ (совм. с Р. Ишмуратом, 1932), “Семья деда Булата“ (совм. с К. Наджи, 1932, Тат. академич. т-р) и “Их было трое“ (1935, там же) созданы образы современников, активных строителей новой жизни. Пьесы Т. отличаются нац. своеобразием, они насыщены юмором, написаны сочным нар. языком. Т. выступал в печати по вопросам театр. иск-ва.
Роли: Тагир (“Тагир и Зюгра“ Бурнаша), Фердинанд, Вурм, Хлестаков; Гали (“Молодая жизнь“ Кулахметова). В своих пьесах он играл роли Магзума (“Потухшие звёзды“), Батырхана (“Без ветрил“), Жантимира (“Рой“), Искандера (“Америк анец“). Булата (“Голубая шаль“), Сафаргали (“Юсуф и Зулейха“).
Пост. спектакли: “Голубая шаль“ (1926), “На дне“ (1932), “На реке Кандре“ (1933), “Ревизор“ (1932);
“Банкрот“ Г. Камала (1932), “Враги“ Сайфи-Казанлы (1934) и т. д. В 1937 Т. был незаконно репрессирован, посмертно реабилитирован. Его произв. приобрели вторую сценич. жизнь.
Соч.: Сайланма эсэрлэр. Казан, 1956.
Лит.: Г и з з а т Б., Предисловие к указанному выше изданию; Ишмурат Р., Талантливый драматург, “Совет эдабияты“, 1957, + 9 (на тат. яз.); Минский Г., Мастер сцены и пера, там же; Ишмуратов Р., Карим Тинчурин, “Советская Татария“, 1957, 15 сентября (на рус. яз.); История татарской советской литературы, М., 1965. ф. Г.

На сайте “Медиатека“
http://mediateka.km.ru/bes_2002/Encyclop.asp?Topic=topic_teh165 

ТИНЧУРИН Карим Галиевич (1887-1947), татарский драматург. Пьеса “Без ветрил“, мелодрама “Голубая шаль“ (обе 1926); в музыкальной драме “На реке Кандре“ (1932) - образ сельского коммуниста. Репрессирован; реабилитирован посмертно. mediateka.km.ru Универсальная энциклопедия

Сайт Oval.Ru
Информационные и финансовые услуги online Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) online. (Большая Советская Энциклопедия (цитаты) на странице
http://www.oval.ru/enc/72163.html

Тинчурин Карим Галиевич
Тинчурин Карим Галиевич (3(15).9.1887, - 7.5.1947), татарский советский драматург и театральный деятель, заслуженный артист Татарской АССР (1926). Родился в деревне Аккуль, ныне Беднодемьяновского района. Учился в медресе в Казани (1900-05). Первую пьесу “Дискуссия“ написал в 1906. С 1910 актер театральной труппы “Сайяр“; с 1918 ее руководитель и режиссер. В первые годы работы татарского советского театра Т. создавал для него репертуар: комедии “Юсуф и Зулейха“ и “Попугай“ (обе 1918). “Американец“ (1925) и др. В сатирической комедии “Без ветрил“ (1926), значительном явлении татарской советской драматургии, показан крах отщепенцев, выступивших в годы революции против родного народа. Популярностью пользуется мелодрама “Голубая шаль“ (1926). В 30-е гг. в драматургии Т. появляется образ положительного героя-современника: музыкальная драма “На реке Кандре“ (1932), пьесы “Семья деда Булата“ (совместно с К. Наджми, 1933), “Их было трое“ (1935).
Соч.: Сайланма драмалар hэm комедиялар, т. 1-2, Казан, 1969-71; в рус. пер. - Их было трое, М., 1937.
Лит.: История татарской советской литературы, М., 1967.

Визуальный словарь
на странице- http://search.vslovar.org.ru/55823.html

ТИНЧУРИН КАРИМ ГАЛИЕВИЧ
ТИНЧУРИН Карим Галиевич (1887-1947) - татарский драматург. Пьеса “Без ветрил“, мелодрама “Голубая шаль“ (обе 1926); в музыкальной драме “На реке Кандре“ (1932) - образ сельского коммуниста. Репрессирован; реабилитирован посмертно.

Сайт “Тысячелетие Казани“
Лента тысячелетия Казани http://1000kzn.ru
На странице Известные \ казанцы \ деятели искусства \
http://www.1000kzn.ru/article/ru/662/400/

Карим ТИНЧУРИН

Карим ТИНЧУРИН ТИНЧУРИН Карим Галеевич (1887-1938). Драматург и режиссер, основоположник татарской музыкальной драмы.
Карим Галеевич родился в крестьянской семье 15 сентября 1887 года в деревне Таракановка (Белоозерка) Пензенской области в семье крестьянина.
В 1900 г. приезжает в Казань и поступает в медресе “Мухаммадия“, которое из протеста бросает в 1906 г. В 1910(1911) г. он поступает в труппу “Сайяр“, становится актером и посвящает свою жизнь театру. В годы гражданской войны Тинчурин - главный режиссер и руководитель 13-й труппы при политуправлении Красной Армии. В 1920 г. главный режиссер и руководитель татарской театральной студии при 1-м татарском театре в Самаре (Самарской актерской студии). В 1921 г. - руководитель Оренбургской татарской пролетарской группы (татарский театр имени Г. Кариева). В 1922 г. после возвращения в Казань правительство Татарстана предложило создать государственную труппу из татарских артистов и назначило Тинчурина главным режиссером. В ноябре 1922 г. он возглавляет Татарский государственный театр. В 1928-1929гг. - главный режиссер Астраханского театра. В 1926 г. Тинчурину присвоено звание “Заслуженный артист ТАССР“, в 1936 г. широкая общественность отмечает двадцатипятилетие его трудовой деятельности. Его драматургия вошла в золотой фонд национального театра (“Казанское полотенце“, “Угасшие цветы“, “Голубая шаль“ и другие. В 1937 г. его арестовывают, 15 ноября 1938 г. расстреливают. В 1956 г. реабилитирован.

Большой Энциклопедический словарь (БЭС)
на странице http://slovari.299.ru/word.php?id=62958&sl=enc

ТИНЧУРИН Карим Галиевич |

(1887-1947) - татарский драматург. Пьеса “Без ветрил“, мелодрама “Голубая шаль“ (обе 1926); в музыкальной драме “На реке Кандре“ (1932) - образ сельского коммуниста. Репрессирован; реабилитирован посмертно.

На сайте “Архивная служба РТ“
на странице http://www.archive.gov.tatarstan.ru/_go/anonymous/main/?path=/pages/ru/3ipd/931vyst/74Tinchurin помещена информация:

120-летию Карима Тинчурина посвящается
15 сентября исполнилось 120 лет со дня рождения татарского драматурга, актера и режиссера, заслуженного артиста ТАССР Карима Тинчурина (1887-1938 гг.).
К. Тинчурин сыграл значительную роль в становлении татарского театра. Им поставлено свыше 20 спектаклей, сыгран ряд значительных ролей, его перу принадлежат 27 пьес.
Карим Тинчурин в своих произведениях представлял яркие образы разных социальных слоев татарского общества, обнажал болевые точки своего времени. Однако и сегодня его пьесы идут на подмостках татарских театров с большим успехом.
В ЦГА ИПД РТ открыта выставка к юбилею К.Тинчурина. Особый интерес представляют следующие документы: постановление парткома Татарского государственного академического театра от 21 октября 1932 года о выдвижении Карима Тинчурина на звание народного артиста ТАССР, выступление К.Тинчурина на заседании парткома ТГАТ 4 ноября 1933 года о положении татарского театра до и после Октябрьской революции, а также выступление К.Тинчурина на заседании парткома ТГАТ 22 января 1936 года по поводу пьесы М.Гафури “Черноликие“, фотография Тинчурина и другие документы. К.Тинчурин с актерами Г.Кариевым, З.Султановым, Г.Мангушевым Текст выступления Карима Тинчурина на заседании парткома Татарского государственного академического театра 4 ноября 1933 года о положении татарского театра до и после Октябрьской революции. Текст выступления Карима Тинчурина на заседании парткома Татарского государственного академического театра 22 января 1936 года по поводу пьесы М.Гафури “Черноликие“.


Ряд сайтов посвящен истории татарского театра.

Это Татарский государственный академический театр им. Г.Камала, где начал свою творческую деятельность Карим Тинчурин.

На сайте Татарского государственного академического театра им. Г.Камала -
http://kamaltat.ru/oteatre.php

Татарский государственный академический театр им. Г.Камала

СТРАНИЦЫ ИЗ ИСТОРИИ ТЕАТРА.
1898 г.
- Классик татарской драматургии Г.Камал (1879-1933) написал первую драму “Несчастный юноша“.
1906 г., 22 декабря.
- В Казани состоялся первый публичный спектакль на татарском языке “Беда из-за любви“ и “Жалкое дитя“. Эта дата считается днем рождения татарского театра.
1907 г., 3 апреля.
- В Оренбурге первая татарская профессио-нальная труппа И.Кудашева-Ашказарского показала спектакль “В чужом пиру похмелье“ А.Островского. Во время гастролей в Нижнем Новгороде в труппу приняты Габдулла Кариев и Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская - первая татарская актриса.
1908 г.
- Г.Кариев становится руководителем труппы “Сайяр“ (“Передвижник“), так назвал труппу Габдулла Тукай.
1911 г.
- В труппу “Сайяр“ принят К.Тинчурин, в будущем ведущий драматург, художественный руководитель театра,режиссер, артист
1912 г.
-С.Гиззатуллина-Волжская организует в Уфе татарскую театральную труппу “Нур“ (“Луч“).
1915 г.
- В Оренбурге организована профессио-нальная театральная труппа “Ширкат“ (Товарищество)
1915 г.
-Г.Кариев пригласил в труппу Фатыйму Ильскую, будущую звезду татарского театра.
1916 - 1917 г.г.
-Основу репертуара “Сайяр“ составляют произведения Г.Исхаки, Г.Камала, Ш.Камала, К.Тинчурина, Ф.Бурнаша, А.Островского, Н.Гоголя, Ж.Мольера, Ф.Шиллера.
1917 г.
- 19 марта - в г. Казани, 4 мая - в г. Москве на съезде мусульман с большим успехом сыграна трагедия Г.Исхаки “Зулейха“. В роли Зулейхи - Г.Болгарская.
-В годы гражданской войны артисты работают в различных фронтовых театральных труппах.
1920 г., 20 января
- Скончался Габдулла Кариев, еще при жизни признанный “отцом татарского театра“.
1920 г., октябрь
- Организована “Первая татарская образцовая государственная труппа.
1922 г.
- Труппа переименовывается в “Первый государственный Показательный драматический татарский театр“.
1922 г., 8 ноября
- Татарскому театру предоставляется специально оборудованное здание на улице Островского, руководителем назначен К.Тинчурин. По его инициативе в театр приглашен С.Сайдашев. Совместное творчество основоположника татарской профессиональной музыки композитора С.Сайдашева и драматурга К.Тинчурина породило новый жанр - музыкальная драма ( спектакли “Голубая шаль“, “Казанское полотенце“, “Угасшие звезды“ и т.д.)
1923 г., январь
- В Казани открылся Татарский театральный техникум. 1926 г.
- Театру присвоено звание “Академический“. С.Гиззатуллина-Волжская, К.Тинчурин, К.Шамиль, З.Солтанов, М.Мутин, Б.Тарханов первыми удостоены почетного звания “Заслуженный артист Татарстана“. В труппе работают известные артисты Г.Болгарская, Ф.Ильская, Г.Камская, Ф.Камалова, М.Сульва, Н.Арапова, Н.Таждарова, Ш.Шамильский, С.Айдаров, Камал III и др. После окончания театрального техникума в труппу приняты Х.Салимжанов, Г.Нигматуллина, Г.Кайбицкая, Г.Булатова др.
1926 г., декабрь
- Премьера музыкальной драмы “Голубая шаль“ К.Тинчурина. Композитор С.Сайдашев, в главных ролях Р.Кушловская, К.Тинчурин
1930 г., июль
- Участие Татарского государственного Академического театра на Олимпиаде театров народов СССР в Москве.
1939 г.
- В связи с 60 - летием классика татарской драматургии Галиасгара Камала театру присвоено его имя.
1941 - 1945 г.г.
- В годы Великой Отечественной войны театр осуществил около 30 новых постановок, среди них “Ходжа Насретдин“, “Король Лир“, “Марьям“, “Минникамал“, “Парень из нашего города“, “Юность отцов“, “Банкрот“ и др. Концертные бригады артистов выступали в госпиталях, сельских клубах, на фронте.
1956 г., июнь
- Возвращение на сцену музыкальной драмы “Голубая шаль“, запрещенной после репрессии К.Тинчурина в 1937 году. Режиссер Ш.Сарымсаков.
1957 г., июнь
- Декада татарской литературы и искусства в г.Москве. Награждение театра высшей наградой - Орденом Ленина. Х.Абжалилову присвоено звание “Народный артист СССР“
1958 г., апрель
- Присуждение Государственной премии ТАССР им. Г.Тукая за спектакль “Без ветрил“ по пьесе К.Тинчурина.
1966 г.
- Главным режиссером театра назначен М.Салимжанов.
1973 г.
-За спектакль “Свои люди сочтемся!“, поставленный к 150-летию драматурга А.Островского, театр награждается дипломом I степени Всероссийского смотра спектаклей в Костроме.
1975 г., ноябрь
- Ф.Халитову присвоено звание “Народный артист СССР“
1976 г., 26 октября
- Премьера спектакля “Старик из деревни Альдермеш“ Т.Миннуллина.
1977 г., сентябрь
- Ш.Биктемирову присвоено звание “Народный артист СССР“.
1979 г.
-М.Х.Салимжанову присуждена Государственная премия РСФСР им. К.Станиславского за постановку спектакля “Старик из деревни Альдермеш“
1980 г.
- Г.Шамукову присвоено звание “Народный артист СССР“.
1981 г.
- Спектакль “У совести вариантов нет“ по пьесе Т.Миннуллина награжден дипломом на Всесоюзном смотре спектаклей.
1982 г. - Спектакль “Здесь родились, здесь возмужали“ Т.Миннулина, награжден дипломом Всероссийского театрального фестиваля в Свердловске.
1983 г., июль
- Творческий отчет театра в Москве.
1984 г.
- Спектакль “Как звезды в небе“ П.Исанбета по произведениям М.Горького удостоен диплома во Всероссийском фестивале горьковской драматургии.
1984 г., август
- Творческий отчет театра в Ленинграде.
1984 г.
- Главному режиссеру М.Салимжанову присвоено звание “Народный артист СССР“.
1985 г.
- Участие во Всероссийском фестивале, посвященном 40-летию Победы. Спектакль “Минникамал“ М.Амира награжден дипломом.
1985 г.
- Народному артисту РФ и РТ Р.Тазетдинову присуждена Государственная премия СССР.
1986 г.
- Гастроли в Казахстане, Средней Азии.
1987 г., январь
- Открытие нового здания театра. 1987 г.
- Участие во Всероссийском театральном фестивале в г. Ленинграде. Спектакль “Три аршина земли“ А.Гилязова.
1988 г.
- Участие во Всероссийском показе спектаклей А.Островского. (Спектакль “Бесприданница“).
1989 г.
- Первый спектакль студии “Балачак“
1990 г.
- Участие в смотре национальных театров “Федерация-90“ в Москве. (Спектакль “Ходжа Насретдин“ Н.Исанбета).
1990 г.
- Гастроли в Прибалтике.
1991 г.
- Участие в фестивале “Туганлык“ в Уфе (Спектакли “Бичура“ М.Гилязова, “Слуга двух господ“ К.Гольдони).
1991 г.
- Организована труппа “Инсаният“, объеденившая ветеранов сцены. Руководитель Рашида Зиганшина.
1992 г.
- Участие в фестивале “Федерация-92“ в Чебоксарах. (Спектакль “Ильгизар+Вера“ Т.Миннуллина.)
1993 г.
- Участие в международном театральном фестивале “Навруз-93“ в Ашхабаде. (Спектакль “Бичура“, “Слуга двух господ“.)
1993 г.
- Участие в международном фестивале “Театр Восток-Запад“ в Ташкенте.(Спектакль “Светит да не греет“ А.Островского.)
1994 г.
- Бенефис н.а. СССР М.Салимжанова в Москве.
1995 г. - Творческий вечер н.а. РФ А.Гайнуллиной в Москве в Доме актера.
1995 г.
- Участие в Днях культуры Татарстана в Москве.
1996 г., март
- Участие в международном театральном фестивале в Аугсбурге (Германия). (Спектакли “Душечка“ Т.Миннуллина, “Чайка“ А.Чехова.)
1996 г, май
- Гастроли в Финляндии. (Спектакль Старик из деревни Альдермеш“ Т.Миннуллина.)
1996 г.
- Участие в театральном фестивале тюркских народов “Туганлык“ в Уфе. (Спектакль “Зятья Гэргэри“ Т.Миннуллина.)
1997 г., май
- Премьера комедии Т.Миннуллина “Душа моя“ в г. Хельсинки.
1998 г.
- Впервые в Казани проводится Международный театральный фестиваль тюркских народов “Науруз“.М.Салимжанову присужден приз “Гран-при“ за постановку спектакля “Ясновидец“ З.Хакима
1999 г.
- Театр стал лауреатом Всероссийского театрального конкурса “Окно в Россию“. Спектакль “Старик из деревни Альдермеш“ признан лучшим на Всемирном фестивале театров Тюркского мира в Турции. М.Салимжанов получил платиновый планшет “За самую лучшую постановку“ ежегодно присуждаемый мэрией Истамбула и Лионским театральным клубом.
2001 г.
- М.Салимжанов удостоен высшей российской награды - национальной театральной Премии “Золотая маска“ в номинации “За честь и достоинство“
2002 г., 16 февраля
- Премьера спектакля “Баскетболист“ М.Гилязова, последней постановки М.Салимжанова.
2002 г., 26 марта
- В Москве в больнице им. Боткина скончался М.Х.Салимжанов.
2002 г., 16 мая
- Главным режиссером назначен Фарид Рифкатович Бикчантаев
2002 г., 20-26 мая
- Международный театральный фестиваль тюркских народов “Науруз - 2002“. Ф.Бикчантаев признан победителем в номинации “Лучшая режиссерская работа“ за спектакль “Рыжий насмешник и его черноволосая красавица Н.Исанбета.
2003 г., апрель
- Участие на Международном фестивале “Сабанчи“ государственных театров в Турции со спектаклем “Рыжий насмешник и его черноволосая красавица“ Н.Исанбета.
2003 г., июнь
- Участие на театральном фестивале “Гостинный двор“ в г. Оренбурге со спектаклем “Черная бурка“ по пьесе Г.Хугаева в постановке Ф.Бикчантаева.
2003 г., август
- Открытие актерского Дома Творчества им. М.Х.Салимжанова на территории санатория Васильево.
2003 г., октябрь
- Открыт официальный сайт театра в сети Интернет.

В 2006 году Татарский государственный академический театр им. Г.Камала отметит 100-летие со дня образования.
22 декабря 1906 года в Казани был сыгран первый публичный спектакль на татарском языке. Эта дата и считается днем рождения театра имени Г.Камала. Хотя, пока он обретет свой хорошо знакомый поколениям зрителей современный облик и свою славу одного из самых популярных в России национальных театров, пройдет немало времени, насыщенного борьбой за выживание и становление.

Татарский профессиональный театр начала XIX в. насчитывал несколько трупп. Самой известной была труппа “Сайяр“ (“Путешественник“). В 1918 году “Сайяр“ преобразовывается в Первую советскую татарскую драматическую труппу. В 1920 году труппа получает название “Первый татарский показательный Государственный театр“; в 1926 году ему присваивается звание “Академический“, а в 1939-ом - имя классика татарской драматургии Галиасгара Камала.

В годы Великой Отечественной войны театр осуществил около 30 новых постановок, среди них “Ходжа Насретдин“, “Король Лир“, “Марьям“, “Минникамал“, “Парень из нашего города“, “Юность отцов“, “Банкрот“ и др. Концертные бригады артистов выступали в госпиталях, сельских клубах, на фронте.

История бережно хранит имена зачинателей татарского профессионального театра, первых режиссеров и актеров - И.Кудашева-Ашказарского, Г.Кариева, С.Гиззатуллину-Волжскую, Г.Болгарскую, М.Мутина, Ш.Шамильского, Ф.Ильскую, Н.Таждарову, А.Синяеву, З.Султанова, К.Шамиля и др.

Искусство артистов театра росло и крепло в лучших спектаклях по пьесам драматургов Г.Камала, Г.Исхаки, Ф.Амирхана, К.Тинчурина, Ф.Бурнаша, М.Файзи, Ш.Камала, Т.Гиззата, Н.Исанбета, Т.Рахманкулова, М.Амира, А.Гилязова, Ш.Хусаинова, Т.Миннуллина, И.Юзеева.
С первых же лет своего существования татарский театр, кроме национальной драматургии, стал обращаться к произведениям русских и зарубежных классиков. Актеры обогащали и оттачивали свое мастерство, воплощая на сцене образы из произведений А.Островского и А.Чехова, Ж.Б.Мольера и Н.Гоголя, М.Горького и Ф.Шиллера, У.Шекспира и Лопе де Вега, К.Гольдони и К.Гоцци.

В творческой истории Татарского театра имени Г.Камала значительное место занимают музыкальные спектакли. В их создании велика заслуга основоположника татарской музыки, композитора Салиха Сайдашева. Жанр музыкальной драмы, получивший развитие в этом театре, явился благодатной почвой для рождения Татарского Академического театра оперы и балета имени М.Джалиля. Первые профессиональные певцы и артисты балета вышли из творческого коллектива драматического театра. Татарские актеры и режиссеры помогли в создании национальных театров Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Туркмении, Башкортостана и других тюркских народов.

Художественными руководителями театра в разные годы были Г.Кариев, К.Тинчурин, Г.Девишев, Р.Ишмурат, Х.Уразиков, Г.Юсупов, Ш.Сарымсаков.

Неоценимый вклад в татарскую сценографию внесли художники П.Сперанский, М.Сутюшев, А.Тумашев, Э.Гельмс, А.Кноблок, Р.Газиев, А.Закиров, С.Скоморохов и другие.

С 1966 года главным режиссером театра был народный артист СССР, лауреат Государственных премий Татарстана и России, профессор Марсель Салимжанов. В 1979 году М.Салимжанову была присуждена Государственная премия РСФСР им. К.Станиславского за постановку спектакля “Старик из деревни Альдермеш“ по пьесе Т.Миннуллина, в 1998 году - на Международном театральном фестивале тюркских народов “Науруз“., который впервые прошел в Казани - приз “Гран-при“ за постановку спектакля “Ясновидец“ З.Хакима, а в 2001 г оду главный режиссер театра удостоен высшей российской награды - национальной театральной Премии “Золотая маска“ в номинации “За честь и достоинство“.

Труппа театра принимала участие во Всероссийском театральном фестивале в г. Ленинграде (1987), в смотре национальных театров “Федерация-90“ в Москве (1990), фестивале “Туганлык“ в Уфе (1991, 1996), Международном театральном фестивале “Навруз-93“ в Ашхабаде (1993), Международном фестивале “Театр Восток-Запад“ в Ташкенте (1993), в Днях культуры Татарстана в Москве (1995), Международном театральном фестивале в Аугсбурге (Германия) (1996), с успехом прошли гастроли в Финляндии (1996).

В 1957 году театр участвует в Декаде татарской литературы и искусства в Москве, где награждается высшей наградой - Орденом Ленина.
В январе 1987 года состоялось о ткрытие нового здания театра.

В 1999 году театр становится лауреатом Всероссийского театрального конкурса “Окно в Россию“. Спектакль “Старик из деревни Альдермеш“ признан лучшим на Всемирном фестивале театров Тюркского мира в Турции.
16 мая 2002 года главным режиссером театра им. Г.Камала назначен заслуженный деятель искусств РТ, лауреат Государственной премии РТ им. Г.Тукая. Фарид Бикчантаев.

В настоящее время в труппе театра более 50 артистов. Из них более 40 имеют почетные звания Республики Татарстан, Российской Федерации. Это корифеи татарской сцены Шаукат Биктимеров, Ринат Тазетдинов, Наиля Гараева, Назиба Ихсанова, Равиль Шарафеев, Вера Минкина, Рауза Хайрутдинова, Наиль Аюпов, Алсу Гайнуллина, Николай Дунаев, Рузия Мотыгуллина, Азгар Шакиров и др.

Театр продолжает традиции, начатые почти век назад - на сцене ставится национальная драматургия, произведения русских и зарубежных классиков: “Голубая шаль“, “Казанское полотенце“ К.Тинчурина, “Свет моих очей“, “Зятья Григория“, “Вот так случилось-“, “Искал тебя, любимая“ Т.Миннуллина, “Приехала мама“ Ш.Хусаинова, “Черная бурка“ Г.Хугаева, “Суббота, воскресенье, понедельник“ Эдуардо де Филиппо и др.

В 1991 году при театре им. Г.Камала была создана труппа “Инсаният“. Инициатором и первым ее руководителем стала старейшая актриса, народная артистка России и Татарстана Рашида Зиганшина. Основными задачами труппы является оказание благотворительной помощи ветеранам сцены, нуждающимся в финансовой поддержке, увеличение социальной защищенности работников театра пенсионного возраста в условиях перехода экономики к рыночным отношениям, морально-психологическая поддержка артистов старшего поколения в период ухода со сцены, продление их активной творческой жизни.

В афише труппы такие постановки как “Выходили бабки замуж“ Ф.Булякова, “Любовный талисман““ “Сыновья“, “Нежданный гость“, “Свахи“ Р.Зиганшиной, “Ретро“ А.Галина, “Сплетни у подъезда“ Ш.Хусаинова и др. В спектаклях заняты выдающиеся артисты - корифеи татарской сцены Ш.Х.Биктимеров, В.Е.Минкина, Х.А.Султанов, Р.К.Хайрутдинова, А.Г.Губайдуллин, А.А.Галеева, Р.Д.Ахмерова и др.

На сайте Казанского Государственного университета -
http://www.kcn.ru/tat_ru/culture/kamal_th/home.ru.htm тоже представлен этот театр:

Татарский государственный академический театр им. Г.Камала

Девяностолетний путь театра имени Галиасгара Камала, по существу, является сконцентрированным отражением всей татарской театральной культуры. За эти годы произошла смена нескольких поколений. В театре переплелись десятки, сотни писательских, режиссерских и актерских судеб.
Рождение татарского театра было вызвано жгучей потребностью времени. Еще в конце прошлого - начале нынешнего веков, будто родники из-под земли, на свет общественной жизни стали пробиваться ростки театра, одновременно - в разных местах крупных поселений татар. Театры появлялись в форме театральной самодеятельности при медресе; в качестве домашних, школьных, клубных спектаклей в Казани и Уфе, Астрахани и Оренбурге, Челябинске и Троицке, во многих других городах. Мощный революционный под'ем 1905-1906 годов ускорил формирование профессионального театра у татар. 22 декабря 1906 года в Казани был сыгран первый публичный спектакль на татарском языке. Эта дата и считается днем рождения театра имени Г.Камала. Хотя, пока он обретет свой хорошо знакомый поколениям зрителей современный облик и свою славу одного из самых популярных в России национальных театров, пройдет немало времени, насыщенного борьбой за выживание и становление, будет проделана огромная, трудная и кропотливая созидательная работа.
История бережно хранит имена зачинателей татарского профессионального театра, первых режиссеров и актеров - И.Кудашева-Ашказарского, Г.Кариева, С.Гиззатуллиной-Волжской, Г.Болгарской, М.Мутина, Ш.Шамильского, Ф.Ильской, Н.Таждаровой, А.Синяевой, З.Султанова, К.Шамиля и многих других.
Татарский профессиональный театр начала века насчитывал несколько трупп. Самой известной была труппа “Сайяр“ (“Путешественник“). В 1918 году “Сайяр“ преобразовывается в Первую советскую татарскую драматическую труппу. В 1920 году труппа получает название “Первый татарский показательный Государственный театр“; в 1926 году ему присваивается звание “Академический“, а в 1939 году - имя классика татарской драматургии Галиасгара Камала.
Самобытное искусство артистов театра росло и крепло в лучших спектаклях по пьесам драматургов Г.Камала, Г.Исхаки, Ф.Амирхана, К.Тинчурина, Ф.Бурнаша, М.Файзи, Ш.Камала, Т.Гиззата, Н.Исанбета, Т.Рахманкулова, М.Амира, А.Гилязова, Ш.Хусаинова, Т.Миннуллина, И.Юзеева.
С первых же лет своего существования татарский театр, кроме национальной драматургии, стал обращаться к произведениям русских и зарубежных классиков. Актеры обогащали и оттачивали свое мастерство, воплощая на сцене образы из произведений А.Островского и А.Чехова, Ж.Б.Мольера и Н.Гоголя, М.Горького и Ф.Шиллера, У.Шекспира и Лопе де Вега, К.Гольдони и К.Гоцци.
В творческой истории Татарского театра имени Г.Камала значительное место занимают музыкальные спектакли. В их создании велика заслуга основоположника татарской музыки, композитора Салиха Сайдашева. Жанр музыкальной драмы, получивший развитие в этом театре, явился благодатной почвой для рождения Татарского Академического театра оперы и балета имени М.Джалиля. Первые профессиональные певцы и артисты балета вышли из творческого коллектива драматического театра. Татарские актеры и режиссеры помогли в создании национальных театров Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Туркмении, Башкортостана и других тюркских народов.
Художественными руководителями театра в разные годы были Г.Кариев, К.Тинчурин, Г.Девишев, Р.Ишмурат, Х.Уразиков, Г.Юсупов, Ш.Сарымсаков. С 1966 года главным режиссером театра является народный артист СССР, лауреат Государственных премий Татарстана и России, профессор М.Салимжанов. Неоценимый вклад в татарскую сценографию внесли художники П.Сперанский, М.Сутюшев, А.Тумашев, Э.Гельмс, А.Кноблок, Р.Газиев, А.Закиров, С.Скоморохов и другие.

Представлен в Интернет и Татарский театр драмы и комедии, которому присвоено имя Карима Тинчурина.

На сайте “Казань 1000 лет“ - http://www.kazan1000.ru/rus/
на странице http://www.kazan1000.ru/rus/theatre4.htm представлена информация о театре:
Татарский государственный театр драмы и комедии им. К. Тинчурина“

Биография театра ярка и своеобразна. Возникнув по призыву Первого Всесоюзного съезда колхозников-ударников в 1933 году и по личной инициативе Карима Тинчурина как филиал Татарского государственного академического театра, коллектив прошел большой и трудный путь становления от колхозно-совхозного до республиканского передвижного и, наконец, Татарского государственного театра драмы и комедии им.К.Тинчурина.
Первый спектакль - это была пьеса Карима Тинчурина и Кави Наджми “Семья дедушки Булата“ - был поставлен 6 ноября 1933 года в деревне Шали Пестречинского района Татарской АССР. Основу труппы в то время составляли известные артисты академического театра, такие как Гульсум Болгарская, Зариф Закиров, Ибрагим Шагдалеев, Мазит Ильдар, а также Азаль Ягудин, Гульсум Камская, Бибинур Галиуллина, Газиз Гиматов, Марьям Рахматуллина, Хан Исмагилов и другие. В дальнейшем много лет работали в театре артисты Касим Шамиль, Вера Минкина, Габдулла Фатхуллин, Зайнап Камалова, Зайтуна Халиуллина, Рокыя Кушловская, Сает Шакуров, Сафия Хуснутдинова, Гани Валеев и другие.
Руководителями и режиссерами театра в первые годы со дня его основания стали ныне известный драматург Риза Ишмуратов, Гали Ильясов и, позже, Асгат Мазитов. Отдельные спектакли были поставлены известными ныне режиссерами: Ш.Сарымсаковым, Х.Салимзяновым, Г.Уральским.
После окончания Великой Отечественной войны труппа театра пополнилась артистами, возвратившимися с фронта и пришедшими из других коллективов. Среди них были Фаридун Юнусов, Магинур Шарипова, Мухаммед Хамзин, Мунира Шагидуллина, Закия Туишева.
Руководство театром поручается режиссерам Габдулле Юсупову, Сулейману Валееву-Сульве и его директору - Мухаммеду Хамзину. С 1956 года на должность главного режиссера назначается Кашифа Тумашева - режиссер с высшим театральным образованием и большим стажем театральной и педагогической работы в академическом театре и Татарском театральном училище. В 1988 г. театр получил собственное помещение на ул. Горького. Этот коллектив, пережив спады и подъемы, наиболее веско заявил о себе в последнее десятилетие. В 1993 г. в театр на должность главного режиссера пришел выпускник училища им. Щукина Р. Загидуллин. Он обновил репертуар, омолодил актерский состав за счет выпускников театрального училища и Академии культуры и искусств, чьи работы отличаются яркой зрелищностью, открытым темпераментом и вместе с тем глубоко психологичным и многоплановым. В выборе репертуара Р. Загидуллин не ограничивается национальной драматургией. Театр предлагает зрителю также пьесы Бомарше, Мольера, Гарсия Лорки.


Сайт “Моя Казань“ на странице http://www.kazan.ws/cgi-bin/culture представляет:
Театр Драмы и Комедии им. К. Тинчурина

История .Татарский Государственный Театр Драмы и Комедии имени К. Тинчурина

1933 год - Состоялся первый спектакль колхозного филиала Татарского государственного академического театра им. Г. Камала. Начало самостоятельной работы нынешнего Татарского государственного театра драмы и комедии им. К. Тинчурина.
1939 год - Театр перебазируется в Балтасинский райцентр Татарской АССР и переименовывается в “Балтасинский государственный колхозно-совхозный театр N6“
1944 год - Театр возвращается в г. Казань и переименовывается в “Татарский государственный республиканский передвижной театр“.
1979 год - Постановлением Совета Министров Татарской АССР театр переименовывается в “Татарский государственный театр драмы и комедии“.
1988 год - Постановлением Совета Министров Татарской АССР театру присвоено имя великого татарского драматурга, актера и режиссера Карима Тинчурина. С этого времени театр называется: “Татарский государственный театр драмы и комедии им. К. Тинчурина“. В этом же году театр меняет свой статус. Из передвижного он становится вторым национальным стационарным театром в г. Казани. После переезда академического театра им. Г. Камала в новое здание театр им. К. Тинчурина получает свое здание. Начинается новый этап в творческой жизни театра.
Первый спектакль
был поставлен 6 ноября 1933 года в деревне Шали Пестречинского района Татарской АССР. Это была пьеса Карима Тинчурина и Кави Наджми “Булат бабай семьясы“ (Семья дедушки Булата).
Руководителями и режиссерами театра в первые годы со дня его основания были ныне известный драматург Риза Ишмуратов, Гали Ильясов и позже Асгат Мазитов. Отдельные спектакли были поставлены известными ныне режиссерами Ш. Сарымсаковым, Х. Салимзяновым, Г. Уральским.
С окончанием Великой Отечественной Войны труппа театра пополнилась артистами, возвратившимися с фронта и пришедшими из других коллективов, среди которых были Фаридун Юнусов, Магинур Шарипова, Муххамет Хамзин, Мунира Шагидуллина, Закия Туишева.
Руководство театром поручается Режиссерам Габдулле Юсупову, Сулейману Валееву-Сульве и директору Муххамеду Хамзину. С 1956 года главным режиссером назначается Кашифа Тумашева - режиссер с высшим театральным образованием и большим стажем театральной и педагогической работы в академическам театре и в Татарском театральном училище.
В послевоенные годы репертуар театра обогащается постановками зарубежной, русской, татарской классики.
В 50-е годы труппа пополняется выпускниками Казанского театрального училища, которые ныне старшее поколение актеров. Среди них народные артисты ТАССР Люция Фарсина, Сания Исмагилова, Гата Нуруллин, заслуженные артисты ТАССР Фердинанд Фарсин, Карима Нуруллина, Назлыгуль Латыйпова.
С 1963 года главным режиссером театра работает заслуженный деятель искусств ТАССР, лауреат Государственной премии ТАССР им. Г. Тукая Равиль Тумашев.
В 70-х годах проявилось необычайное яркое дарование актера и режиссера, лауреата Государственной премии им. Г. Тукая Рифката Бикчантаева. Вместе с театром росло мастерство и главного художника театра, заслуженного деятеля искусств ТАССР Петра Баландина.
В 60-70-е годы поколение артистов воспитывалось на драматургии нового поколения драматургов - Ю. Аминова, З. Шагимуратова, Т. Минуллина, И. Юзеева, А. Гилязова. В спектаклях, поставленных по пьесам этих авторов выросло целая плеяда замечательных актеров.
1988 год стал в истории театра переломным. В этом году театру присваивают имя одного из основателей театра, великого татарского артиста, режиссера и драматурга Карима Тинчурина. С этого времени начинается новьй этап в жизни театра, пересматривается репертуар, идет активный поиск новых форм, стилей и жанров.
За последние 10 лет
в деле становления театра им. К. Тинчурина свою лепту внесли такие талантливые артисты как: заслуженные артисты Республики Татарстан Зуфар Харисов, Таслима Файзуллина, Зулейха Хакимзянова, Ильгизар Хасанов, Гульчира Закирова, Роза Хабибрахманова.
Эстафету старшего поколения подхватила талантливая молодежь: Ильдус Фаизов, Джамиля Асфандиярова, Ирек Ахметханов, Лилия Махмутова, Шамиль Фархетдинов, Ренат Шамсетдинов и др.
Последние 15 лет театр возглавляет Заслуженный работник культуры Республики Татарстан Абульмамбетов Роберт Шарифзянович. Благодаря личной инициативе, целеустремленности и работоспособности Абульмамбетов Роберт Шарифзянович внес огромный вклад в дело развития и становления театра им. К. Тинчурина.
С 1993 года главным режиссером театра им. К. Тинчурина становится Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан Загидуллин Рашид Муллагалиевич. Новый главный режиссер за довольно короткий срок практически полностью обновил репертуар театра. Сегодня на сцене театра им. К. Тинчурина с большим успехом идут спектакли как зарубежных авторов так и современных татарских драматургов. Некоторые из спектаклей на различных фестивалях национальных театров были названы в числе призеров, имеют дипломы и награды.
Но театр не останавливается на достигнутом. Думая о будущем в 1993 году впервые был набран целевой актерский курс в Казанской Государственной Академии культуры и искусств при театре им. К. Тинчурина. Руководитель курса Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан Файзуллина Т.Х. Подрастающая театральная молодежь уже успела заявить о себе, как талантливое молодое пополнение, заняв место в числе победителей на Молодежном студенческом фестивале театральных школ “Подиум“ в г. Москва, со спектаклем “Кровавая свадьба“ по пьесе Ф.Г. Лорки.
Органично влившись в основной состав труппы молодое поколение артистов значительно обогатило творческий потенциал труппы. Что дало возможность в сезоне 1998 - 99 гг. поставить на сцене театра такие новые совершенно разножанровые спектакли как: музыкальная драма К. Тинчурина на музыку С. Сайдашева “Угасшие звезды“, оперетту Т. Гиззата на музыку Д. Файзи “Башмачки“ и буффонадную комедию по пьесе Ж.Б. Мольера “Господин де Пурсоньяк“. А спектакль по пьесе К. Тинчурина “Угасшие звезды“ на V Республиканском театральном фестивале им. К. Тинчурина был удостоен сразу трех главных премий: “За лучшую женскую роль“ (Сарвар) - актриса З. Валеева, “За лучшую мужскую роль“ (Надир-махдум) - актер Ш. Фархутдинов, “За лучшую режиссуру“ - З. Загидуллин. Этот же спектакль на всемирном театральном фестивале тюрко-язычных народов “Туганлык“, который прошел в г. Уфе с 26 мая по 2 июля 2000 года, завоевал главный приз среди 4 наминаций. Приз “За лучшую мужскую роль“ был удостоин актер Шамиль Фархутдинов.
В 67 сезоне театр порадовал своих зрителей еще одной грандиозной премьерой, по всемирноизвестной пьесе немецкого драматурга Бертольда Брехта “Мамаша Кураж и ее дети“ (перевод И. Махмутовой). Пьеса Б. Брехта была впервые поставлена в Республике Татарстан. Данная постановка полностью подтвердила право театра им. К. Тинчуртна называться стационарным. Период передвижного театра закончился большим успехом. Это было признано, как простым зрителем, так и ведущими театральными критиками. На основании решения Кабинета Министров Республики Татарстан спектакль по пьесе Б. Брехта “Мамаша Кураж и ее дети“ был снят в Госфильмфонд РТ.
Вот уже на протяжении многих лет театр радует своим творчеством как сельского, так и городского зрителя. Благодаря своей мобильности и высокому творческому потенциалу театр широко известен как в самой Республике Татарстан, так и далеко за ее пределами по всей территории СНГ.

Сайт Министерства культуры РТ на странице http://mincult.tatar.ru/rus/podved/podved1.htm?department_id=2625 информирует:

Татарский государственный театр драмы и комедии им. К.Тинчурина
Адрес: 420110, г.Казань, ул.Горького, д.13
Возникнув по призыву Первого всесоюзного съезда колхозников-ударников в 1933 году и по личной инициативе К.Тинчурина как филиал Татарского государственного академического театра, коллектив театра Тинчурина прошел большой и трудный путь становления от колхозно-совхозного до республиканского передвижного и, наконец, Татарского государственного театра драмы и комедии им. К.Тинчурина. Первый спектакль был поставлен 6 ноября 1933 года в деревне Шали Пестречинского района Татарской АССР. Это была пьеса К.Тинчурина и К.Наджми “Булат бабай семьясы“ (“Семья дедушки Булата“). Основу труппы в то время составляли известные артисты академического театра, такие как Гульсум Болгарская, Зариф Закиров, Ибрагим Шагдалеев, Мазит Ильдар, а также Азаль Ягудин, Гульсум Камская, Бибинур Галиуллина, Газиз Гиматов, Марьям Рахматуллина, Хан Исмагилов и др. В дальнейшем много лет работали в нашем театре артисты Касим Шамиль, Вера Минкина, Габдулла Фатхуллин, Зайнап Камалова, Зайтуна Халиуллина, Рокыя Кушловская, Сает Шакуров, Гани Валеев и др. Руководителями и режиссерами театра в первые годы после его основания были ныне известный драматург Риза Ишмуратов, Гали Ильясов и позже Асгат Мазитов. Отдельные спектакли были поставлены известными ныне режиссерами Ш.Сарымсаковым, Х.Салимзяновым, Г.Уральским. 1988 год стал переломным в истории театра. В этом году присваивают имя одного из основателей театра, великого татарского артиста, режиссера и драматурга Карима Тинчурина. Также в этом году театр становится стационарным. В феврале 1989 года театру было передано здание по адресу ул. Горького, 13. С 1993 г. главным режиссером театра им. К.Тинчурина становится заслуженный деятель искусств Республики Татарстан Загидуллин P.M. Новый режиссер за довольно короткий срок практически полностью обновил репертуар театра. Сегодня на сцене театра с большим успехом идут спектакли как зарубежных авторов, так и современных татарских драматургов. Некоторые из них на различных фестивалях национальных театров были названы в числе призеров, имеют дипломы и награды. В 1993 году впервые был набран целевой актерский курс в Казанской государственной академии культуры и искусств при театре им. К.Тинчурина. Руководитель курса - заслуженный деятель искусств Республики Татарстан Р.М.Загидуллин, педагог - заслуженная артистка Республики Татарстан Т.Х.Файзуллина. Подрастающая театральная молодежь уже успела заявить о себе, как талантливое молодое поколение, заняв место в числе победителей на Международном студенческом фестивале театральных школ “Подиум-97“ в Москве со спектаклем “Кровавая свадьба“ по пьесе Ф.Г.Лорки. Молодое поколение артистов органично вошло в основной состав труппы театра. Это дало возможность в сезонах 1998-2000 поставить на сцене театра такие новые, разножанровые спектакли как музыкальная драма К.Тинчурина, муз. С.Сайдашева “Угасшие звезды“, оперетта Т.Гиззата, муз. Д.Файзи “Башмачки“ и буффонадная комедия по пьесе Ж.Б.Мольера “Господин де Пурсоньяк“, трагедия Б.Брехта “Мамаша Кураж и ее дети“. А спектакль по пьесе К.Тинчурина “Угасшие звезды“ на V Республиканском театральном фестивале им. К.Тинчурина был удостоен сразу трех главных премий: за лучшую женскую, мужскую роль и за лучшую режиссуру. В 67 сезоне театр порадовал своих зрителей еще одной грандиозной премьерой, по всемирно известной пьесе немецкого драматурга Б.Брехта “Мамаша Кураж и её дети“ (перевод И.Махмутовой). Пьеса Б.Брехта была впервые поставлена в Республике Татарстан. Данная постановка полностью подтвердила право театра им. К.Тинчурина называться стационарным. Период передвижного театра закончился большим успехом. Это было признано, как простым зрителем, так и ведущими театральными критиками. На основании решения Кабинета Министров Республики Татарстан спектакль по пьесе Б.Брехта “Мамаша Кураж и её дети“ был снят в Госфильмфонд РТ. 30 мая 2001 года на сцене театра состоялась премьера мелодрамы по пьесе башкирского драматурга Ф.Булякова "Почему девчонки плачут?". Спектакль о женщине, о ее счастье. Каждая героиня спектакля индивидуальна, но все они триедины. Истив чашу страданий до дна, они приходят к пониманию мира таким, каким он есть в действительности.
Затем Р.М.Загидуллин ставит социальную драму известного татарского драматурга Т.Миннуллина "Заблуждение" (премьера состоялась - 6 октября 2001 г.). Тем самым, возвращая зрителя к проблемам и казусам повседневной жизни. Спектакль заставляет зрителя самому найти ответ на те вопросы, которые задаются авторами пьесы.
В театре становится замечательной традицией, где рядом с лирическими и спорно-философическими спектаклями ставить - бесшабашные, легкие и веселые постановки.
Комедия "Ходжа Насретдин" (премьера состоялась - 14 декабря 2001 г.) - зрелищный, яркий, уморительно смешной спектакль решенный в жанре комедии положений. Постановка порадила большой интерес в театральных кругах Татарстана. Интересна она не только неординарным и смелым решением, но и молодостью, жизнерадостностью, энергичностью актерского состава, в первую очередь самого Ходжи Насретдина (Алмаз Фатхуллин). За эту роль на VII-ом Международном театральном фестивале тюркских народов "Навруз" (г.Казань, 2002 г.) Алмаз Фатхуллин в номинации "За удачную актерскую работу " был награжден дипломом и премией.
После удачного прочтения пьесы Накыя Исанбета "Ходжа Насретдин" в репертуаре театра появилась новая постановка Уильяма Гибсона "После чуда" (режиссер Рудольф Саркисов). Исполнительница главной роли Хелен Келлер (Заслуженная артистка РТ Джамиля Асфандьярова) за великолепное, тонкое, трепетное и чувственное воплощение роли, была высоко оценена членами жюри за, что и была награждена "Специальной премией и дипломом коллегии критиков" на VII-м Международном театральном фестивале тюркских народов "Навруз" (г.Казань, 2002 г.).

За последние несколько лет театр активно обновляет репертуар. Произведения классиков татарской и зарубежной литературы с большим успехом идут на сцене театра. В афише театра появились названия таких известных драматургов, как Назым Хикмет “Легенда о любви“, Максим Горький “На дне“, Мирсай Амир “Гульшаян“, Карим Тинчурин “Американец“ и другие произведения современных драматургов.
Вот уже на протяжении многих лет театр радует своим творчеством как сельского, так и городского зрителя. Благодаря своей мобильности и высокому творческому потенциалу театр широко известен как в самой Республике Татарстан, так и далеко за ее пределами по всей территории СНГ.

Сайт “Театральная Россия“на странице http://rosteatr.ru/theatre/361/index.html представил:
Татарский государственный театр драмы и комедии имени Карима Тинчурина
История
Создан в 1933 по инициативе К.Тинчурина как филиал Татарского государственного академического театра. Первый спектакль “Булат бабай семьясы“ (“Семья дедушки Булата“) по пьесе К.Тинчу-рина и К.Ниви состоялся в деревне Шали Пестречинского района ТАССР. Основу труппы составили артисты Академического театра. В 1939 переехал в Балтасинский райцентр Татарской АССР, где работал под названием Балтасинский государственный колхозно-совхозный театр ¦ 6. В 1944 вернулся в Казань. С 1979 - Татарский государственный театр драмы и комедии. В 1988 присвоено имя К.Тинчурина, театр вернулся в свое старое здание и стал стационарным. В разные годы руководителями были Р.Ишмуратов, Г.Ильясов, А.Мазитов, К.Тумашева (с 1956), Р.Тумашев (с 1963). С 1984 по 2002 театр возглавлял Р.Абульмамбетов, с 2003 - главный режиссер Р.Загидуллин. Отмечен премиями V Республиканского театрального фестиваля им. К.Тинчурина (1996, 1999), фестивалей “Туганлык“ в Уфе (2000), “Науруз“ в Казани (2002).
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International