Кустабаева Л. Мой Сайдаш

Источник: Шамов С.Ш. Салих Сайдашев. Драма жизни.- Казань: Татар. кн. изд-во, 2010.-255 с.

Моим он стал давно, еще с моего раннего детства. В Магнитогорске, когда мне было 5 лет, в доме появилось пианино. Большой красивый инструмент Ленинградской фабрики «Красный Октябрь».

Конечно, собрались родственники, наша семья - мать, отец и трое детей и семья маминой сестры - в таком же составе. Мой отец, инженер-металлург, ведущий специалист металлургического комбината по прокатному делу, был страстным любителем музыки. Из своих командировок он привозил пачками программки оперных спектаклей и филармонических концертов. А дома у нас была большая коллекция пластинок, где звучала популярная татарская и русская музыка того времени: Зифа Басырова и Клавдия Шульженко, Фахри Насретдинов и Иван Козловский...

Музыка в наших семьях звучала постоянно: и по радио, и с пластинок. Но в тот день в центре внимания был сверкающий черной полировкой инструмент. До этого игре на фортепиано никто не учился, хотя каждый старался подобрать на слух свою любимую мелодию. Самым ярким впечатлением для всех была игра моего дяди, которого, как и моего отца, звали Гали.

Гали Ибрагимов - художник по профессии - был талантливой личностью. Он прекрасно рисовал и был музыкантом-самоучкой. Его игра на мандолине была по-настоящему яркой и проникновенной. И когда он оказался за фортепиано, то полились мелодии, щедро украшенные мелизмами, тончайшими нюансами. Музыка глубоко проникла в душу. Кто мог, подпевал ему, а многие смахивали слезу со щеки. Вдруг он преобразился, выпрямился, вскинул голову, поднял руки и обрушил их на клавиатуру...

Инструмент в этот миг превратился в оркестр. Какое наитие, какое чутье вело его пальцы, которые смело попадали в нужные аккорды бравурного марша! Надо было видеть и слышать необыкновенное исполнение! Это был праздник. Праздник талантливой музыки и талантливого музыканта.

Вот тогда я услышала впервые имя Сайдаша и осознала, что это наш Сайдаш, моего отца и дяди, мамы и ее сестер и, конечно же, мой Сайдаш, который, как окружающий мир, как воздух, которым дышим, был, есть и будет всегда.

Позже, когда я училась в музыкальной школе, при каждой встрече родственников играла на пианино что-то новое из своей школьной программы. Гали абый всегда заказывал «Баркаролу» П.Чайковского. Ну а сам был верен своему репертуару - играл музыку Сайдашева, и всегда кульминацией был его знаменитый марш.

В связи с окончанием музыкального училища дядя преподнес мне роскошный подарок - огромную коробку с комплектом пластинок с полным собранием записей Федора Шаляпина. В этот комплект входила и брошюра-исследование о Шаляпине выдающегося искусствоведа Ираклия Андроникова.

Много лет спустя этот материал понадобился, когда в 1999 году мне заказали сценарий и режиссуру торжественного открытия в Казани памятника Федору Шаляпину. На это торжество прибыли из Москвы министр культуры России Владимир Егоров, Наина Ельцина, вице-премьер Валентина Матвиенко. И, самое главное, после моих многократных телефонных переговоров по приглашению из Америки прилетели внучка и правнучка великого певца.

Для открытия программы я пригласила известного музыковеда Святослава Бэлзу, выдающихся певцов Владислава Пьявко, Аскара Абдразякова, Михаила Казакова и многих других. Вопреки предположениям о дороговизне этих звезд, все они с огромным желанием прибыли работать бесплатно в Казань.

Участвовал в программе и Государственный симфонический оркестр под руководством Фуата Мансурова. И было символично, что наряду с мировой музыкальной классикой у подножия памятника в это солнечное августовское утро симфонический оркестр играл знаменитый «Вальс», а военный духовой оркестр с блеском исполнил «Марш Красной Армии» Салиха Сайдашева. Это было как освящение памятника оперному гению Шаляпину гениальными музыкальными творениями Сайдашева.

На площади перед памятником звучали на татарском языке стихи поэта Зульфата, которые я заказала ему специально для этого события. Это были очень удачные стихи, в них поэт раскрыл отношение татар к талантливому сыну волжской земли. Они заканчивались строками о том, что скоро гениальный Шаляпин будет приветствовать гениального Сайдашева. Речь шла о том, что в следующем 2000 году к 100-летию композитора в Казани будет воздвигнут памятник Салиху Сайдашеву.

Потомки Шаляпина увезли в Америку номер газеты «Шахри Казан», где были напечатаны стихи Зульфата, и как продолжение они появились уже в переводе на английский язык в американском издании.

Ну а в далеком 1964 году в Магнитогорске в тот вечер, когда родня собралась по случаю окончания мною музыкального училища, много говорили о Казани, о консерватории. Эта была наша общая мечта. Как всегда музицировали и, конечно, звучала прекрасная музыка Сайдашева.

Прошли годы. Магнитогорск сменился Казанью. Годы учебы в консерватории, работа...

То ли в Казани редко звучала музыка Сайдашева, то ли мне не доводилось слышать эту музыку в консерватории, на концертах в 60-70-е годы, но получилось так, что оживило детские впечатления исполнение знаменитого «Марша Красной Армии» симфоническим оркестром под управлением Натана Рахлина. Невозможно передать чувства, которые нахлынули на меня в зале. Чем-то родным повеяло от звучания оркестра. Да и фигура самого маэстро, его движения, руки слились для меня с родными образами отца и дяди. Невысокий, грузный Натан Рахлин взметал в небо оркестр, высекал из музыкантов живое, трепетное пламя музыки.

Поистине для таланта нет границ. Нет границ ни жанровых, ни национальных. Одним словом - талант. И будь в твоих руках крошечная гармошка или огромный оркестр, тебя поймут, полюбят и перед тобой снимут шляпу и на Востоке, и на Западе. В этом я убеждалась не раз.

Сайдашев помножил талант народа, его творчество на свой талант композитора и человека.

У каждой гениальной народной мелодии, конечно же, был свой автор, свой Сайдаш. Но время донесло до нас их творения, отшлифованные талантом многих поколений. И в этом, наверное, кроется феномен Сайдашева: он уловил, открыл для себя золотое сечение, попал в русло той золотой реки, которая создана веками и родник которой вечен, всегда свеж и упоителен.

Однажды, в очередной раз находясь в прославленном Камаловском театре на спектакле «Голубая шаль», я подумала: «Вот бы этот букет изумительной музыки исполнить в Ансамбле песни и танца». Соло, дуэты, мужской и женский хор, солист с хором, танцы, оркестровая музыка - просто море музыки!

В театре работают оркестр, целая плеяда прекрасных артистов, которые полюбились зрителям по спектаклям с музыкой Сайдашева, и именно по «Голубой шали». А когда Татарский драматический театр хотел еще более подчеркнуть величие музыки Сайдашева, приглашал в спектакли профессиональных певцов, таких, как Азат Аббасов, Ильгам Шакиров, Венера Танеева.

И когда в преддверии 90-летия со дня рождения Салиха Сайдашева я начала работать над программой, посвященной его творчеству, вспомнила об этой музыке, словно специально созданной для нашего ансамбля.

Да простит мне гениальный Карим Тинчурин, но я взяла на себя смелость перекроить некоторые сцены спектакля, чтобы получилась лаконичная и насыщенная музыкальная театрализованная композиция для исполнения в концертном варианте.

Но Сайдашев - это не только музыка к спектаклю, это целый мир. И я, честно скажу, открывала для себя этот мир в процессе работы.

Что ни мелодия - шедевр! Нет пустой музыки, все на вес золота.

Для подготовки оркестровых и хоровых партитур я пригласила замечательного музыканта, композитора и дирижера, знатока и ценителя музыки Сайдашева Азгара Абдуллина. Нас с ним связывала давняя творческая дружба. Он в свое время работал с оркестром Камаловского театра, исполнял музыку Сайдашева и был лично знаком с композитором.

По знанию природы народной музыки и творчества Сайдашева Азгару Ханифовичу равных не было и нет. И конечно, именно Aзгар Абдуллин, талантливейший и энциклопедически образованный человек, создал замечательные аранжировки музыки Сайдашева.

На репетициях оживали оркестровые партитуры «Вальса», «Шәрык биюе» («Восточного танца»; балетная сюита), увертюр Сайдашева, мелодии его песен и романсов. Солисты, хор и балет становились персонажами единого музыкального спектакля, наполненного живыми взаимоотношениями, диалогами, театральными мизансценами.
С большим энтузиазмом репетировал оркестр под управлением Рашида Мустафина. Сайдашев - это та родная стихия, где Рашид и его музыканты купались в волнах гениальной музыки. Прекрасная народная музыка легла в основу хоровых номеров « Ьаваларда йол-дыз» («Звезды в небе»), «Салкын чишмә» («Студеный ручей»), «Айхайлюк», «Карурман» («Дремучий лес»). Вошли в программу и популярные массовые песни «Без кабызган утлар» («Огни, зажженные нами»), «Дуслык турында җыр» («Песня о дружбе»), а для песни «Татарстан» по моему заказу были написаны новые стихи поэтом Зульфатом.

Талантливые стихи были написаны поэтом Ренатом Харисом для «Вальса» и «Марша Красной Армии» Сайдашева.

Хормейстер Венера Гараева, воспитанная с детства на подмостках Мензелинского театра, где работали ее родители и где, конечно, звучала вся театральная музыка Сайдашева, была пропитана его интонациями и, как все мы, всей душой отдавалась этой работе.

Я долго искала солистов, которые бы подошли и голосами, и сценической фактурой на партии Майсары и Булата. И в конце концов пригласила молодого преподавателя педагогического университета, а ныне заслуженного деятеля искусств республики Мулланура Габитова. Их дуэт «Голубая шаль» с солисткой ансамбля Флюзой Ялаловой был великолепен.

Балетмейстерам я поручила постановку хореографических номеров на музыку «Восточного танца», «Вальса» и танцевальной сцены из спектакля «Голубая шаль».
Хотелось сделать грандиозные танцевальные номера, по-новому возродить в них музыку Сайдашева. Для постановки народной сцены, как всегда, на помощь пригласили нашего репетитора, бывшего танцора ансамбля Мансура Гатиатуллина. А что касается «Вальса», то это особая история. Музыка «Вальса» всех завораживала, было желание сделать как можно лучше, но танца не получалось. И вот тогда я вспомнила, что у меня есть кассета с записью телепрограммы Святослава Бэлзы «Музыка в эфире», где балет Венской оперы исполняет «Императорский вальс» Штрауса в сопровождении оркестра под управлением Герберта фон Караяна. Пригласила балетмейстера домой и показала ей кассету. Так родился «Вальс». И, по-моему, он соответствует нашему представлению о настоящем сайдашевском вальсе.

Не могу не вспомнить в этой связи о замечательном мастере своего дела, педагоге-репетиторе, бывшей танцовщице оперного театра Жанне Сухановой. Под ее заинтересованным, требовательным взглядом, подкрепленным профессиональным тренажем, танцоры репетировали «Вальс» и «Восточный танец», доводя их до подлинного блеска.

Нужны были костюмы. Наш заведующий постановочной частью, в прошлом талантливый танцор ныне покойный Масхуд Минуллин буквально летал, доставая ткани, размещая заказы. И это при почти полном отсутствии денег. Мы с ним специально побывали в костюмерных Камаловского театра для изучения театральных костюмов.

Мастер-реквизитор Евгений Бабушкин, художник-модельер Лариса Чубукова трудились над эскизами, часто мне и самой приходилось делать наброски костюмов. Не было ни одного человека, который бы остался в стороне от этой большой работы, все увлеченно трудились, вкладывая всю душу в постановку программы.

Часто на репетициях нас переполняли эмоции, приводило в восторг море музыки Сайдашева.

Сначала эту программу я назвала «Мир Сайдаша», но позже, когда мы еще глубже постигли этот мир и отношение к нему слушателя и глубину сопричастности к этому миру каждого из нас, мне захотелось назвать программу коротко: «Сәйдәшем», что в переводе означает мой Сайдаш.

Председатель Республиканского фонда культуры, народный писатель Татарстана Тариф Ахунов предложил мне возглавить подготовку концерта мастеров искусств Татарстана к 90-летию Сайдашева для показа в Москве в Центральном концертном зале «Россия».

Меня назначили художественным руководителем, режиссером и автором сценария программы. Это еще более расширило границы моего замысла, позволило привлечь к работе Государственный симфонический оркестр РТ под управлением Рашида Скуратова, композитора Рената Еникеева, который делал аранжировки, а также звезд татарской эстрады и оперной сцены. Среди них Ильгам Шакиров, Айрат Арсланов, Зиля Сунгатуллина, Хайдар Бигичев, Вафира Гиззатуллина, Ренат Ибрагимов, Рафаиль Сахабиев, Мунир Якупов, Наджия Теркулова, Рахиля Мифтахова, Марат Ахметов, Флора Хасанова, Лариса Маслова, Рустем и Зульфира Абязовы.

Вел концерт талантливый артист и замечательный человек Ильдус Сафин. Кстати, это был первый концерт, на котором я обратилась к Ильдусу, так как неожиданно перед отъездом в Москву заболел Айрат Арсланов. И в дальнейшем Ильдус Сафин стал постоянным участником программы «Мой Сайдаш» и всех последующих программ ансамбля.

И, конечно, в этой программе огромную роль играла поэзия. Ни один татарский композитор не удостоился таких вдохновенных строк, как Салих Сайдашев. Это целое море стихов!

Мне пришлось перелопатить едва ли не всю татарскую поэзию, так как почти все поэты Татарстана излили в стихах свой восторг по отношению к музыке Сайдашева. Я убедилась, что ни один композитор не был так любим поэтами, как Салих Сайдашев.

Гениальные строки Хасана Туфана зазвучали эпиграфом ко всей программе. В сценарий я включила замечательные стихи Мусы Джалиля, Ильдара Юзеева, Махмута Хусаина, Наби Даули, Ислама Галлямова, Роберта Миннуллина, Рената Хариса, Клары Булатовой, Гарифа Ахунова, Равиля Файзуллина.

Выдающийся поэт Махмут Хусаин еще при жизни Сайдашева пророчески назвал его в стихах «лауреатом народной любви».

Народный писатель Гариф Ахунов дал название и своим стихам и концерту мастеров искусств Татарстана в Москве «Воздвигнем памятник Сайдашеву».

Концерт удался и, как потом говорили и писали в газетах, стал хорошим памятником Сайдашеву. В финале концерта на сцену вышли исполнители, весь цвет нашей культуры, артисты с большой буквы. Они аплодировали композитору, портрет которого находился на сцене, а многотысячная аудитория зала «Россия» стоя рукоплескала музыке Сайдашева. Никто не хотел уходить, аплодисменты звучали не умолкая. И когда после концерта к нам подходили люди разных национальностей, благодарили и говорили, что открыли для себя гения татарской музыки, я еще раз убедилась, что величие Сайдашева доходит до каждого, каждый сердцем воспринимает его музыку и для каждого это и его Сайдаш.

Эту программу мы показывали и в Казани в Театре оперы и балета на торжественном вечере, посвященном 90-летию композитора.

С огромным успехом прошел концерт, посвященный юбилею Сайдашева, под эгидой Союза композиторов России в Москве в Колонном зале. Я была режиссером и этого концерта. Тогда впервые прозвучало талантливое симфоническое произведение композитора Алмаза Монасыпова «Музыкальное приношение Сайдашеву», которым дирижировал автор. В зале плакали, когда звучала эта музыка, ее воспринимали как зеркало жизни Сайдашева. В ней поистине было все - Увертюра, Триумф, Трагедия, Прощание и огромная Любовь народа к своему талантливому сыну.

На этом концерте наряду с перечисленными звездами нашей эстрады выступил балалаечник Шаукат Амиров в дуэте с пианисткой Мунирой Хабибудлиной, которые исполнили «Фантазию» Александра Ключарева на темы мелодий Салиха Сайдашева. Прозвучала также композиция Рустема Абязова на стихи Рената Хариса «Звуки Сайдаша» в исполнении Георгия Ибушева и инструментального трио в составе Муниры Хабибудлиной, Люции Исмагиловой, Адели Ибушевой. Это ли не подтверждение любви каждого художника к гениальной музыке, к этому таланту и человеку?

Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан выступал с программой «Мой Сайдаш» в течение многих лет на самых разных площадках страны и за рубежом.

И когда, после работы над другими программами, мы вновь возвращались к Сайдашу, слушали его музыку, к горлу подступал комок, как будто возвращались к родной и близкой душе. Что-то есть завораживающее в музыке Сайдашева, что щемит сердце. Никто никогда не исполнял ее равнодушно.

До и после программы «Мой Сайдаш» было много других постановок, других гастролей, но к Сайдашу мы всегда возвращались с особой теплотой и нежностью. А когда для меня наступило трудное время, согревали воспоминания о концертах, гастролях, музыка Сайдашева давала веру в жизнь.

В год столетия Сайдашева меня пригласили возглавить один из казанских центров культуры и искусства, и мы решили дать новому центру имя «Сайдаш». Нас поддержал сын композитора - Альфред Салихович Сайдашев.

Первым большим событием в Культурном центре «Сайдаш» стал торжественный вечер-концерт мастеров искусств, посвященный 100-летию композитора Салиха Сайдашева. Музыка Сайдашева звучит здесь не умолкая.

Мы организовали клуб друзей Сайдаша. Он объединил людей разных профессий. Девиз клуба - «Талант и Человечность». Известных музыкантов и художников, литераторов и общественных деятелей, представителей науки и различных отраслей производства собрала вместе любовь к творчеству прославленного композитора.
Клуб друзей Сайдаша приглашает к себе всех, кто неравнодушен к любым проявлениям таланта и душа которых, как и душа Сайдаша, открыта людям.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International