Маслова Л.В. Произведения Салиха Сайдашева - неотъемлемая часть нашей культуры

Источник: Шамов С.Ш. Салих Сайдашев. Драма жизни.- Казань: Татар. кн. изд-во, 2010.-255 с.

Сайдашев - это татарский Верди! Рохлин

Музыка Салиха Сайдашева окружала меня с детства. Моя прабабушка Минсылу ханум часто напевала вполголоса его песни -грустные, задушевные и проникновенные. Она пела и потихоньку вытирала слезы, а я, шестилетняя девочка, слушала ее затаив дыхание. Так я впервые познакомилась с мелодиями великого татарского композитора Салиха Сайдашева.

В школьные и студенческие годы я глубже изучила многогранное творчество композитора, его огромное влияние на развитие татарской музыкальной культуры XX века.
Произведения Салиха Сайдашева стали неотъемлемой частью нашей культуры. Его музыка звучит повсюду, почти в каждой татарской семье, входит в репертуар многих артистов, причем разных национальностей, музыкальных коллективов, театров и т.д. В своем творчестве композитор отражает необъятный внутренний мир человека - мечтательный, страдающий, протестующий, передает его сокровенные мысли и чувства.

Когда я работала в Государственном симфоническом оркестре (1975-1977 гг.), музыка Сайдашева часто звучала на концертах этого коллектива. Помню, как оркестр под управлением выдающегося дирижера Натана Рахлина исполнял знаменитый «Марш Советской Армии».

Натан Григорьевич трактовал это произведение как серьезное симфоническое сочинение: каждая нота была осмысленной, никакой суетливости и заигранности, середина звучала наполнение, призывно. Особенно эффектным был финал марша, его кульминация. Здесь маэстро ускорял темп, что придавало исполнению большую воодушевленность и масштабность. Глаза дирижера при этом буквально «вылезали из орбит», и мы как завороженные подчинялись его властным и мягким рукам, понимая, что на сцене происходит что-то великое...

Я неоднократно слышала от Н.Г.Рахлина высказывания о том, что Салих Сайдашев - это татарский Верди и что Сайдашев, как и Верди, был великим мелодистом.
Салих Сайдашев не писал специально для виолончели, но его музыка естественно и выразительно звучит на этом благородном инструменте, обладающем широким диапазоном, способном передавать самые тонкие оттенки настроений - от драматических до трепетных, волнительных, поэтому я сделала переложения для виолончели и фортепиано некоторых сочинений выдающегося мастера, которые украшают и обогащают мои концертные программы. Такие произведения, как «Ария Фариды», «Эх, весело на посиделках!», «Песня любви», «Песня Майсары», «Жаворонок» («Тургай»), «Кара урман», «Дуэт Батыржана и Гульюзум», вальс из драмы «Наемщик», вошли в мой репертуар во второй половине 70-х годов, в начале моей концертной деятельности. Фрагменты из балета «Гуль-нара» и «Мелодия» восстановлены мною перед юбилеем композитора в начале 1990 года. В это же время известный музыкант нашей республики Владимир Серебряков предложил для виолончели и симфонического оркестра «Танец» из драмы «Наемщик», который я исполнила в Москве в Центральном концертном зале «Россия» с Государственным симфоническим оркестром Рерпублики Татарстан под управлением Рашида Скуратова.

В период подготовки к 90-летию С.3.Сайдашева музыканты, родственники и почитатели его таланта проделали огромную работу по восстановлению архива композитора. В результате были обнаружены утерянные и неизвестные ранее сочинения. Некоторые из них вошли в мой репертуар - «Мелодия» и фрагменты из балета «Гуль-нара».
«Мелодию для скрипки и фортепиано» в записи на магнитофонной пленке обнаружила родственница композитора Д.З.Ахме-рова, но ноты этого сочинения не сохранились, поэтому Дильбар Замалеевна обратилась ко мне и пианисту Марату Сиразетдинову с просьбой записать нотный текст. Мы с радостью согласились и быстро сделали ее «реставрацию». Таким образом, вдохнули новую жизнь в эту полную неизъяснимой грусти миниатюру. Теперь она часто звучит со сцены. Кроме меня «Мелодию» исполняют и другие виолончелисты.

Другая история связана с «Гульнарой». В 1990 г. внучка Салиха Сайдашева Альфия (профессиональная пианистка) предложила мне исполнить несколько отрывков из только что обнаруженного клавира «Гульнара» С.Сайдашева. Клавир находился в архиве Гая Тагиро-ва, бывшего балетмейстера Татарского театра оперы и балета, автора либретто «Гульнары» (1948 г.). Г.Х.Тагиров передал клавир сыну композитора, А.С.Сайдашеву, накануне юбилея его отца.

С.Сайдашев написал этот балет в 1948 году на сюжет из истории Волжской Булгарии XII-XIII веков. Балет «Гульнара» так и не был поставлен, но, видимо, Татарский театр оперы и балета все же планировал его постановку... Бывшая балерина театра дочь Сары Садыковой А.Г.Айдарская на мой вопрос: «Что Вы можете вспомнить о новом балете Сайдашева, были ли репетиции, примерка костюмов?» ответила, что никаких приготовлений не было, но в 1949 году ей предлагали исполнить главную партию Гульнары из одноименного балета.

Произошло это таким образом. В 1948г. С.Садыкову сократили в оперном театре и она, оставшись без работы, вынуждена была уехать в Среднюю Азию, где ее знали, помнили. Молодой балерине Альфии Айдарской было тяжело и тоскливо одной без мамы, и в 1949 году она подает заявление об уходе из театра, чтобы поехать к матери, быть рядом с ней. Балетмейстер Г.Х.Тагиров не подписывает ее заявление и всячески уговаривает балерину остаться, не уезжать из Казани. Он говорит, что будет ставить балет Сайдашева «Гульнара»,и обещает Альфии в нем главную партию*. Этот эпизод А.Г.Айдарская описывает в своей книге «Память сердца» (Казань: Татар, кн. изд-во, 2002).

Альфия Сайдашева исполнила мне на фортепиано весь балет, и я не заметила, как прошло время. Колоритные восточные интонации нанизывались одна за другой в сочные гроздья - томные, нежные, пламенные, задорные, изящно-грациозные... Мы с ней выбрали три номера и переложили для виолончели и фортепиано - «Дуэт Усма-на и Гульнары», «Гульнара» и «Танец пленниц». Фрагменты из балета «Гульнара» и «Мелодию» мы записали с А.Сайдашевой на радио Татарстана в 1992 году.
Я часто исполняю эти сочинения на своих концертах. Публика принимает их восторженно, с большим интересом и вниманием. Особенно памятным было мое выступление в 2001 году в Казанском научном центре Российской академии наук для гостей и участников церемонии присуждения Международной премии им.Завойского.

На концерте присутствовали ученые со всего мира - США, Германии, Франции, Англии, Японии, многие из которых были истинными ценителями классической музыки. Наряду с известными сочинениями И.С.Баха, Ф.Шуберта, П.Чайковского я исполнила фрагменты из балета «Гульнара» С.Сайдашева.

Публика тепло реагировала на каждую сыгранную пьесу, но самыми горячими аплодисментами были удостоены именно произведения Салиха Сайдашева.

После концерта ко мне подходили слушатели с выражением благодарности и восторга от концерта, а немецкий ученый Уве Айхофф сказал, что татарская музыка покорила всех своей свежестью, новизной и искренностью.

...Проходят годы. Сейчас уже XXI век, меняются стили, течения в искусстве, целые эпохи. А музыка Салиха Сайдашева до сих пор согревает наши сердца, помогает в трудные минуты. Его чудесные светлые мелодии наполняют нас ощущением радости жизни, оптимизмом, чувством прекрасного и доброго.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International