Гиззат Б. Быть современником

Источник: Советская Татария.-1967.-17 сент.

Это произошло 50 лет тому назад, тревожной осенью 1917 года. Сгущались тучи народного гнева, вот-вот грянет буря. Демократическая молодежь чутко прислушивается к голосу приближающейся революции. В печати все чаще появляются сообщения о революционных выступлениях рабочих, волнениях среди крестьян. Вновь, как и а 1905 году, на страницах газет печатаются революционные песни, оригинальные и переводные, которые быстро подхватываются народом. В эти дни по-особому оживленно в татарской театральной труппе “Сайяр”. Труппа, известная своими демократическими убеждениями, внимательно следит за событиями, и не только следит, но и стремится идти в ногу со своим поднимающимся на борьбу народом. Об этом ярко свидетельствует постановка в августе 1917 года пьесы писателя . революционера Г. Кулахметова “Молодая жизнь”, написанной еще в 1908 году и до того запрещенной цензурой. В спектакле мощно прозвучала песня рабочих:

Cвободы мы добьемся,
Нам только объединиться!

Вскоре афиши, театра извещают о том, что 25 октября 1917 года “после тщательной подготовки поставлена будет драма, знаменитого русского писателя Максима Горького “Мещане”. Но в тот вечер в Казани началось вооруженное восстание, завершившееся победой революционного народа. А спектакль перенесли на другой день.

Таковы события, которые произошли осенью 1917 года в Казани на сцене татарского театра. Так наш театр встретил зарю человечества. А возглавили, вдохновили труппу на гражданский подвиг ее руководители Г. Кареев и талантливый драматург, режиссер и артист Карим Тинчурин.

К. Тинчурин в спектакле “Молодая жизнь” создал образ революционера, борца, идущего через трудности и лишения борьбы к большой цели - к освобождению народа.
Да, ему, студенту-вольнодумцу, в свое время изгнанному из медресе за участие в студенческих волнениях, идеи служения свободе понятны и близки с юношеских лет.
Выставив Тинчурина на улицу с ярлыкам “неблагонадежный”, власти надеялись сломить его волю к сопротивлению и к борьбе, но молодой писатель стремился к свету, к знаниям, готовил экзамен на аттестат зрелости, жадно читал, много и упорно писал.

Так появились первые пьесы, которые сразу заметили в национальном театре. Вскоре и его самого приняли в труппу в качестве актера и штатного драматурга, он становится одним из ведущих режиссеров. Работа в театре способствует быстрому освоению законов сцены, помогает ему создавать нужный репертуар.
Уже первые пьесы молодого драматурга обращают на себя внимание постановкой серьезных, жизненных проблем. Его волнуют, тревожат судьбы народные. Одну из своих ранних значительных пьес Тинчурин назвал “Первые цветы”, героями которой были молодые демократические интеллигенты. К первым цветам принадлежал и сам К. Тинчурин, принадлежал к тому поколению, которое разбудил 1905 год, и оно отдало всего себя народу. Этот путь и привел К. Тинчурина в революцию.

С революцией неразрывно связана вся дальнейшая жизнь Тинчурина. Революция ставит его на ответственные посты по руководству театральным искусством республики, по организации новых трупп, театральных учебных заведений. Нет в 20-30-х годах ни одного сколько-нибудь значительного мероприятия в этой области, чтобы в нем не участвовал К. Тинчурин. Почти сразу же после Октября, осенью 1918 года, после изгнания белочехов из Казани, ему поручают создание Татарской советской театральной труппы, которая благодаря усилиям ее руководителя становится главной творческой лабораторией современного репертуара.

Труппа, созданная 'К. Тинчуриным, и определила основное направление в развитии татарского театра этих лет, его своеобразие, его идейно-эстетические поиски. Главным в работе театра и драматургов в тот период К. Тинчурин совершенно справедливо считал создание высокоидейного “репертуара о современных событиях”. В начале 1919 года он писал: “Современный период татарского театра - интереснейший период в нашей работе. Сегодняшнее состояние татарского театра свидетельствует, что в недалеком будущем можно ожидать чрезвычайно полезных результатов. Только надо работать. Работать и работать! Выше поднимайте священное лучезарное знамя театра в уездах и селах”.

К. Тинчурин, как драматург, сам одним из первых создает пьесы о современных событиях. Такой является комедия “Попугай”, написанная сразу же после освобождения Казани от врагов, пьеса о позорном бегстве вслед за вооруженными палачами разного рода их прихвостней, пьеса о непобедимости народа. В эти годы К. Тинчурин- преимущественно сатирик. В сатирической комедии “Юсуф и Зулейха” он выводит на сцену отвратительные типы приспособленцев, карьеристов, пытающихся примазаться к революции, использовать ее в своих корыстных целях. В дальнейшем появляется комедия “Американец”, высмеивающая “бывших людей”, которые выдавали себя за национальных “деятелей”, а на деле верой и правдой служили денежному мешку. Причем главным действующим лицом комедии выведен советский студент - положительный герой, который, выдав себя за татарского ученого из Америки, проникает в среду этих людей и раскрывает все темные дела и замыслы незадачливых претендентов на руководство нацией. Еще более злую сатиру на подобного рода лжеспасителей зритель увидел в комедии “Без ветрил”, составившей веху в татарской драматургии. Поставленная впервые в дни десятой годовщины Октября, она прозвучала как отповедь внешним и внутренним врагам, тщетно мечтающим вернуть свою утраченную власть и привилегии.

К. Тинчурин - сторонник, реалистической комедии, комедии серьезных, больших идей, крупных образов. Поэтому его пьесы до сих пор можно увидеть в репертуаре театров, телевидения. А спектакль Академического театра “Без ветрил” недавно получил республиканскую премило имени Г. Тукая. Ти.нчурину принадлежит заслуга создания, точнее формирования и утверждения, в татарском театре, жанра музыкальной драмы, тесно связанной с народным музыкальным творчествам, которая впоследствии подготовила почву для создания национальной оперы: композиторы, актеры, режиссеры будущего музыкального театра свои первые шаги сделали в этих произведениях К. Тинчурина. Для выяснения художественных поисков драматурга характерны такие широко известные пьесы, как “Казанское полотенце”, “Голубая шаль”, “Рой”.
Вот уже многие годы не сходит со сцен театров “Голубая шаль” - песнь о любви и ненависти, песнь в защиту человеческого достоинства. Успех пьес К. Тинчурина, особенно “Голубой шали”, был настолько велик, что они беспрерывно, десятилетиями шли на сценах многочисленных татарских театров: Казанского, Астраханского, Оренбургского, Московского, в Башкирии... И что характерно: невиданная популярность его произведений не могла заслонить от настоящего художника важную истину. Остро чувствует, что “театр не успевает за современностью”, на сцене мало образов тех, кто сегодня строит новую жизнь. У Тинчурина слово не расходилось с делом: он уже работает над новой пьесой; часто вместе с композиторов С. Сайдашевым, подолгу засиживаясь в колхозах, собирает материал для новой работы. И здесь Тинчурин своеобразен: если другие писатели, рассказывавшие о бурных событиях деревни тогда и в последующие годы, останавливались преимущественно на картинах острых классовых битв и организации первых коллективных хозяйств, то Тинчурина интересовало другое: а как складываются взаимоотношения людей в новых условиях, как создается новый человек и новая жизнь, как формируется характер этого человека.

Художественное осознание и воплощение новой действительности, поэтизация труда - вот чем отличалась новая пьеса Тинчурина “На реке Кандре”, написанная в 1930 году. И еще что важно отметить: в центре всех событий пьесы Тинчурин вывел обаятельный образ коммуниста. Акбирдина, 25-тысячника. Спектакль “На реке Кандре” шел с музыкой композитора С. Сайдашева, также одухотворенного романтика новой жизни, и многие его песни были быстро подхвачены народом. А марш “Огни, которые мы зажгли” воспринят как марш строителей нового мира.

В пьесах “Жаворонок”, “Семья деда Булата”, “Стальное веретено”, написанных в соавторстве с другими писателями, К. Тинчурин остается художником, воспевающим новую действительность, ее самоотверженных героев. На его палитре появляются еще более яркие краски. Романтическое изображение современников, о котором писал профессор Г. Нигмати. характерно для последней из увидевших сцену пьес Тинчурина “Их было трое”, написанной в 1935 году. Драматург прослеживает здесь путь, который проходит героиня Гульшат от молодой колхозницы-ударницы до большого ученого. Здесь опять убежденность писателя в могучей силе раскрепощенного революцией человека, романтизация его духовного подвига. Драматургия К. Тинчурина последнего десятилетия развивается, как драматургия положительного героя. В преддверии 20-летия Октября К. Тинчурин все чаще возвращается к мысли о роли и значении Великой революции в жизни страны, о судьбах своего народа, о судьбах людей. Он упорно работает и завершает часть задуманной большой Эпопеи, в которой прослежен путь человека труда в революцию. Недавно опубликован новый документ - письмо Тинчурина младшему современнику, с которым судьба свела его в далекие времена в темных конторках купца-мироеда. Мальчик на побегушках, а в 1936 году директор средней школы, поздравлял старшего друга с 25-летним юбилеем его творческой деятельности. В ответ К. Тинчурин писал: “То, что принес нам Великий Октябрь, трудно переоценить и выразить словами. И огромное счастье наше в том, что нам выпала честь жить в великую эпоху, порожденную этой Революцией”.

Значительна роль К. Тинчурина в разработке теоретических проблем татарской драматургии и театра, в утверждении их идейно-эстетических принципов. К. Тинчурин, участник второго пленума (12-21 февраля 1933 года) оргкомитета Союза писателей СССР, выступает с большим докладам об итогах этого пленума, и наметил пути дальнейшего развития национального театра. Особо подчеркнул он значение для писателя мировоззренческих проблем, четкости идейных позиций: “Не освоив учения марксизма-ленинизма, невозможно творить на основе социалистического реализма”. К. Тинчурин глубоко понимал значение современности для развития советского искусства. Он неустанно повторял: “Советский драматург не должен забывать, что он - современник великого сегодня”.

Выступая с трибуны первого съезда писателей СССР, К. Тинчурин подчеркнул интернациональный характер советской литературы и искусства, говорил о мерах, которые призваны укреплять и расширять братские культурные связи между народами нашей страны. Многогранное творчество К. Тинчурина - драматурга, самобытного режиссера, талантливого актера, теоретика и театрального деятеля- наложило свой глубокий отпечаток на развитие всей татарской театральной культуры. Вот уже более 50 лет на сценах татарских театров и театров других народов непрерывно идут пьесы К. Тинчурина. Нет ни одного сезона, ни одной серьезной гастрольной поездки Академического театра, чтобы в его репертуаре не было пьесы К.Тинчурина. Драматургия Тинчурина, сочетающая высокую идейность, и народность с глубоким знанием законов сцены, и сегодня служит нашему делу. В преддверии 50-летия Октября перед взором вереницей проходят имена славных людей, которые защищали великую революцию, отдали ей весь свой талант и сердце. Среди них народ называет имя и Карима Тинчурина, с благодарностью отмечая его 80-летие.
Байян ГИЗЗАТ.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International