Виртуальная выставка «Естественные науки на татарском языке»

13 июля 2022 г., среда

Материал подготовлен отделом рукописей и редких книг Национальной библиотеки РТ

Вторая половина XVIII – начало XIX веков – это наступление эпохи нового времени для татарской духовной культуры, когда  начинают проникать русские, западноевропейские идеи. Данное обстоятельство касается, прежде всего, естествознания Нового времени. Одним из важных результатов всего предшествующего развития татарской педагогической мысли является становление во второй половине XIX века татарского просветительского движения. Развитие светских тенденций сопровождалось интересом татарских просветителей к русской науке, стремлением овладеть современными естественнонаучными знаниями.

Каюм Насыри

Одним из первых новаторов реформистского течения является Каюм Насыри. Программы, учебные пособия по арифметике, геометрии, ботанике, земледелию, серия из 4 учебников по географии, куда вошли книги по географической терминологии, по географии Африки, Азии, Аравийского полуострова, также первая книга технохимического характера  составленные К.Насыри носят научный характер и характеризуют его как талантливого педагога, как методиста нового прогрессивного направления второй половины XIX века.

Насыри К. Луга и цветники. – Казань, 1894

В конце XIX века происходят существенные перемены в социально-экономической и культурно - идеологической жизни татар. Идет просмотр устоявшихся ценностей и поиски новых ориентиров развития нации. В процессе этих поисков формируется широкое общественное движение, направленное на реформы в сфере образования и получившее название джадидизм. Начинают издаваться учебники по многим учебным предметам, в том числе и по естественным наукам.

       Эпопея. – Казань, 1891

        Астрология. – Казань, 1896

Абзгильдин Ш. Путешествие по морскому дну. – Оренбург, 1909

Из-за требований жизни процесс модернизации системы образования охватил значительное количество медресе, а ряд из них стали европейского типа. Под впечатлением нового метода в течение нескольких лет преподаватели медресе постепенно заменили старые учебники новыми. Появились такие предметы как счет, алгебра, зоология, ботаника, химия, астрономия. В медресе разрабатывались собственные учебники, приспособленные к татарскому языку и условиям жизни в России.

Полный атлас животных. – Казань, 1916

Учебные пособия по естественным наукам, составленные педагогом Губайдуллой Буби, являются одними из первых в России. Они пользовались большим спросом, чем и объясняется их переиздание в последующие годы, вплоть до 1918 г.

       Файзи-Буби  Г. Тексты для чтения о науках. Казань, 1909

       Файзи - Буби Г. Малая география. – Казань, 1915

В создание учебников по естественным наукам внес большой вклад  Харис Файзи-Чистапули. В 1897-1902 годах он преподавал физику, географию в медресе «Хусаиния».

Харис Файзи-Чистапули

Его учебники стали очень популярными среди шакирдов, эти учебники он писал основываясь на учебные пособия на русском, турецком и французском языках. Понимая необходимость обновления содержания материала учебников, в предисловии к  «Учебнику географии» (1915) Х. Файзи-Чистапули писал: «Из года в год научные сведения увеличиваются, поэтому и учебник изменяется. Это издание учебника было дополнено новыми сведениями и рисунками»

Файзи-Чистапули Х. Учебник географии. – Казань, 1915

Одним из ученых, внесших большой вклад в преподавание и обновление методологии естественных наук, был Абдулла Шнаси (Абдулла Ибрагимов). С целью популяризации физических и естественнонаучных сведений он издает большое количеств книг и учебников, которые были переведены и изданы на башкирском, узбекском, таджикском языках.

       Шнаси А. Краткая химия. – Оренбург, 1912

После Октябрьской революции коренным образом изменились цели, задачи и содержание образования. Увеличение количества и наименований учебных пособий и учебников для татарской школы было обусловлено энергичной деятельностью передовых татарских педагогов, наличием опыта составления учебной литературы, учебных планов, программ для школ.

       Шакиров З. Иллюстрированная география. – Казань, 1917

Школьные учебники и научно-популярная литература по естествознанию для широкого круга читателей, которые издавались на рубеже веков и в первое десятилетие Советской власти в Татарстане способствовали дальнейшему совершенствованию методики преподавания естественных наук, дали новый толчок развитию научной мысли.

Апанаев А. Медоносные растения. – Казань, 1928

Если вас заинтересовала литература по естествознанию на татарском языке конца XIX и начала ХХ века, приглашаем посетить Национальную библиотеку и ознакомиться с выставкой, которую подготовили сотрудники отдела рукописей и редких книг.

Литература:

1. Абызгилдин Ш. Диңгез төбендә сәяхәт. – Оренбург, 1909. – 24 б.

2. Апанай Г. Баллы үсемлекләр. – Казан, Татарстан җир эшләре халык комиссариаты, 1928. – 40 б.

3. Китабе йолдызнамә. – Казан, Типо-литография Имп. Ун-та, 1896. – 48 б.

4. Мәлхәмә. – Казан: М. Иманколов нәшере, 1891. – 181 б.

5. Мөкәммәл хайванат атласы. – Казан: Матбагаи Кәримия, 1916. – 77 б.

6. Насыйри К. Гөлзар вә чәмәнзар, ягъни үләнлек вә чәчәклек. – Казан: Ун-т табгыханәсе, 1894. – 112 б.

7. Татарская энциклопедия: в 6 т. Т.6 / гл. ред. А.М. Мазгаров. –Казань: Ин-   т татар. энцикл., 2014. – 719 c.

8. Фәйзи-Буби Г. Кечек җәгърафия. – Казан: «Мәгариф» матбагасы, 1915. – 40 б.

9. Фәйзи-Буби  Г. Кыйраәте фәнния. – Казан: Үрнәк, 1909. – 62 б.

10. Фәйзи-Чистапули Х. Тәгълиме җәгърафия. – Казан: «Милләт» матбагасы, 1915. – 88 б.

11. Хаким Р.  Джадидизм (реформированный ислам). – Казань: [Институт истории АН РТ], 2010. – 207 с.

12. Шакиров З. Рәсемле җәгърафия. – Казан: Шәмсетдин Хөсәенов вәрәсәсе; Лит-Типография Т-во «Умидъ», 1917. – 80 б.

13. Шөнаси Г. Мохтәсар кимия. – Оренбург: «Вакыт» матбагасы, 1912. – 106 б.

 

 

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International