Виртуальная выставка к 130-летию со дня рождения писателя, литературоведа и критика Али Рахима

10 октября 2022 г., понедельник

Материал подготовлен отделом рукописей и редких книг Национальной библиотеки РТ.

Али Рахим – один из видных представителей молодых реформаторов в движении татарского возрождения первой четверти ХХ века. Тему судьбы нации он связал с надеждами и чаяниями татар периода демократических преобразований. Его научная деятельность стала крепким фундаментом для формирования истории татарской литературы как науки, развития истории культуры тюрко-татар, фольклористики, философской мысли.

Татарский писатель и поэт, автор романов, повестей и рассказов, историк, переводчик Али Рахим (Габдрахимов Мухамметгали Мухамметшакирович, 1892–1943) родился 4 ноября 1892 года в Казани в семье купца II гильдии. В медресе «Мухаммадия» получил мусульманское образование, также обучался по-русски. Окончил Казанское торговое училище (1913), Московский торговый институт (1917). Самостоятельно изучал арабский, персидский, турецкий языки. После 1917 года жил в Казани. Преподавал татарскую литературу на военно-политических курсах (1920-21), в Восточной академии (1921-22), в Восточном педагогическом институте (1922-30) – историю татарской литературы и фольклора. С 1934 года занимает должность научного консультанта Отдела рукописей научной библиотеки Казанского университета. В 1936-1938 годы служит в Казанском государственном банке.

Уже первая серьезная публикация молодого Али, появившаяся в 1909 году – переложенный с русского и адаптированный для шакирдов медресе учебник по географии «Җир йөзе» («Земная поверхность», 1909) – ярко продемонстрировала его желание служить просвещению, возрождению татарской нации. В таком ракурсе учебник был оценен драматургом Г. Камалом.

Начиная с 1913 году Али активно занимается литературным творчеством, становится одним из идеологов нового журнала «Аң» («Сознание»). В 1913 году Г. Рахим публикует в журнале рассказы «Алатау буйларында» («На побережье Алатау»), «Битлек» («Маска»), «Серле сарай» («Таинственный дворец»), «Яз әкиятләре» («Сказки весны») и другие.  В 1913-1915 годы в журнале «Аң» («Сознание») были опубликованы рассказы для взрослых «Галия», «Исемсез хикәя» («Безымянный рассказ»), «Сабирҗан хәзрәт» («Сабиржан хазрат»).

В 1913-1915 в журнале «Ак юл» («Белый путь») под псевдонимом «Бикчантай угылы» он опубликовал рассказы и сказки для детей, которые позже вошли в учебник для начальных клас­сов и в 1923 году были изданы отдельной книгой «Кызыл гөлләр» («Красные цветы»). В 20-е годы вместе с Г. Шарафом издал около 50 книг под названием «Балалар күңеле» («Детский мир»). А.Рахим создает первые научно-познавательные рассказы и сказки для детей «Шурале» (1915), «Убыр» (1915), «Камыр-батыр» (1918), «Елан мөгезе» («Змеиный рог», 1919), «Чирле чебеш» («Хворый цыпленок», 1919), «Алты аяклы айгыр» («Шестиногий жеребец», 1919), «Алдар таз» («Хитрец-пройдоха», 1919); сказки-новеллу «Габдерәшит бабай» («Дед Абдрашит», 1921).

Рахим – автор комедий «Дача кайгысы» («Дачная проблема», 1914) и «Җанвар» («Животное», 1919), в которых в иронической форме описана жизнь татар, ба­ев, повести о жизни дореволюционных татар, интелли­генции «Идел» («Волга», 1921), рассказов. Оставил замечательные стихотворения «Күке» («Кукушка»), «Ноктюрн», «Сонет», «Романс», «Кичке җыр» («Вечерняя песня») и лиро-эпические произведения «Көрәш» («Битва»), «Баллада», «Төш» («Сон») и другие.

С этого времени он становится популярным прозаиком, а рассказы, поистине оригинальные и необычные для татарской литературы начала ХХ в. В них предстали новые модели художественной картины мира, светская философия, глубокий психологизм.

В первой четверти ХХ века вносит большой вклад в становление науки истории татарской литературы и фольклористики. В 1913-14 годах издаются аналитические статьи писателя, которые показали его как знатока европейско-русских научных школ «Тукай – халык шагыйре» («Тукаев – народный поэт», 1913), «Халык әдәбиятына бер караш» («Взгляд на народную литературу», 1915) и другие. После 1917 г. публикуются объемные статьи, рассматривающие творчество Г. Ибрагимова, Х.Такташа, Г.Губайдуллина, К. Насыри в контексте мирового литературоведения.

Большинство научных трудов А. Рахима были опубликованы в 1920-е годы, когда он являлся членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, Научного общества татароведения, организованного при Академическом центре Татнаркомпроса, Общества изучения Татарстана. В них он выступает профессиональным фольклористом, теоретиком и историком литературы, этнографом и краеведом.

Среди наследия, оставленного Г.Рахимом, самое ценное, безусловно, «Татар әдәбияты тарихы» («История татарской литературы», 1923 – 1927), изданная совместно с Г.Губайдуллиным. Изучая историю тюркских народов, фольклор, многочисленные источники, труд, написанный с описанием древних рукописей, предполагает исследование истории национального искусства с оригинальных рукописей Орхон-Енисея. В 1922 – 1923 годах были изданы вторая и третья части «Истории татарской литературы». В 1924 году вышла первая часть, в 1925 году – вторая публикация, сокращенная под названием «эпоха феодализма».

Г. Рахим – одна из жертв первого поколения большевистских репрессий конца 1920-х-начала 1930-х годов. В мае 1931 года он был арестован и приговорен к пяти годам лишения свободы. Несмотря на досрочное освобождение за добросовестный труд, в 1938 году он вновь был арестован и провел в тюрьме до 1940 года. Умер 3 марта 1943 года, от болезни в результате душевных и физических страданий, полученных в изгнании. Реабилитирован в 1958 году

Он был одним из лидеров татарского возрождения первой трети ХХ в. Оставил после себя богатое художественное и научное наследие.

Литература

1. Д.Ф. Загидуллина. Размышления о роли личностей в татарском возрождении первой четверти ХХ века: Гали Рахим // Из истории и культуры народов Среднего Поволжья. 2020. №10. Т.1 – 45 с.

2. Азизова-Хөснетдинова Г.Г. Гали Рәхим – әдәбият тарихчысы. – Казан, 2005. – 160 б.

3. Вəлиди Җ. Матбугат дөньясында // Безнең юл. 1924. № 4–5. Б.228 – 230.

4.  Гали Рәхим: Сайланма әсәрләр / төз.: М.И. Ибраһимов, А.М. Гайнетдинов. – Казан: Ихлас, 2018. – 560 б.

5. Гали Рәхим: тарихи-документаль, әдәби һәм биографик җыентык. – Казан: Җыен, 2008. – 480 б.

6. Рәхим Г. Җылан мөгезе. Чирле чебеш. – Казан: Мәгариф, 1919. – 16 б.

7. Рәхим Г. Алты аяклы айгыр. Алдар таз. – Казан: Мәгариф, 1919. – 15 б.

8. Рәхим Г. Габдерәшид бабай. – Казан: Мәгариф,1921. – 22 б.

9. Рәхим Г. Җанвар. –  Казан: Алга, 1919. – 52 б.

10. Рәхим Г. Халык әдәбиятыбызга бер караш (җырлар). – Казан: Гасыр, 1915. – 80 б.

11. Насыйри К. Каюм Насыйриның моңарчы басылмаган әсәрләре / төз.: Г.Рәхим. – Казан: Татарстан дәүләт нәшрияты, 1926. – 135 б.

12. Рәхим Г. Беренче тюркология корылтае һәм аның тикшергән мәсьәләләре. – Казан: Татарстан халык мәгариф комиссариаты, 1926. – 95 б.

13. Рәхим Г. Татар әдәбияты тарихы: борынгы дәвер. – Казан: Татарстан җөмһүриятенең дәүләт нәшрияты, 1922. – 240 б.

14. Рахим А. История татарской литературы: период феодализма. – Казань: Татарстан матбугат һәм нәшрият комбинаты, 1925. – 310 б.

 

 

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International