Материал подготовлен отделом рукописей и редких книг Национальной библиотеки РТ.
Константин Дмитриевич Ушинский – основоположник научной педагогики в России. «Ушинскому принадлежит честь открытия у нас того, что называется педагогической областью» – отмечал в 1896 г. его современник и биограф М. Л. Песковский.
Константин Дмитриевич Ушинский (1823-1870) родился в Туле, свое детство он провел вблизи г. Новгорода-Северского, в небольшом имении родителей. Окончив гимназию, Ушинский поступил в Московский университет на юридический факультет, который он блестяще закончил в 1844 году.
В 1846 году Ушинский стал преподавать в Ярославском юридическом лицее.
В 1855 году Константин Дмитриевич был назначен преподавателем словесности и законоведения Гатчинского сиротского института. Основным педагогическим требованием Ушинского, было требование непосредственного влияния личности педагога на ребенка. Он стал настаивать, чтобы центром и основой школы стал педагогический персонал. В библиотеке института Константин Дмитриевич обнаружил отличную коллекцию книг по педагогике и философии, собранную прежним инспектором института Е. Гугелем. Они были заперты в шкафу, и более двадцати лет к ним никто не притрагивался. Эти материалы настолько его вдохновили, что Ушинский написал статью под названием «О пользе педагогической литературы».
В 1859 г. он был назначен инспектором Смольного института, собрав в институте лучшие педагогические силы. В то время образование считалось «вредным» для женщин, но Ушинский считал иначе – он понимал важную роль женщины в семье и обществе. Его уроки пользовались огромной популярностью – родители и родственники учениц, чиновники и педагоги приходили в институт, чтобы послушать лекции, о которых говорил весь город.
В 1862 году Ушинский был направлен на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела. За это время он побывал в Швейцарии, Германии, Бельгии, во Франции, и Италии, в этих странах он посещал и изучал учебные заведения – женские школы, детские сады, приюты. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии».
За границей Константин Дмитриевич написал, задуманные уже давно, «Детский Мир» и «Родное слово». Это были первые в России учебники для начального обучения детей и первые массовые, общедоступные книги. Они расходились тиражами в десятки миллионов экземпляров.
Литературная деятельность великого русского педагога К. Д. Ушинского – одна из замечательных проявлений многогранности его таланта, но, особенно, он стал известен как детский писатель, автор рассказов и сказок.
Последний главный научный труд «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в свет в 1868 году, а через некоторое время вышел и второй том. К сожалению, третий том остался незавершённым. В этом фундаментальном труде изложены важнейшие результаты, добытые к тому времени наукой, знаний о природе человека, о закономерностях его физического и психического развития.
После возвращения в 1867 году в Россию, Ушинский прожил недолго: умер в 1870 году в возрасте 47 лет. Константин Дмитриевич за свою короткую жизнь сделал очень много. Он осуществил свою юношескую мечту, записанную им в дневнике: «Сделать как можно более пользы моему Отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности».
Константин Дмитриевич Ушинский – основоположник научной педагогики в России. «Ушинскому принадлежит честь открытия у нас того, что называется педагогической областью» – отмечал в 1896 г. его современник и биограф М. Л. Песковский.
Литература