Виртуальная выставка «Культура и традиции народов Поволжья XIX - начала XX веков»

20 февраля 2023 г., понедельник

Материал подготовлен отделом рукописей и редких книг Национальной
библиотеки РТ.

В целях сохранения и укрепления духовных ценностей, возрождения
исконных национальных традиций Указом Президента Республики Татарстан
2023 год объявлен в Республике Татарстан Годом национальных культур и
традиций.

Представленная, отделом рукописей и редких книг, электронная выставка
раскрывает особенности культур и традиций народов Поволжья на рубеже
XIX - начала XX веков и посвящена Году национальных культур и традиций.

Народы Поволжья периода XIX - начала XX веков имели свою древнюю
культуру и самобытные традиции. К народам Поволжья, в историческом
аспекте, относились: татары, русские, чуваши, башкиры, марийцы, мордва,
удмурты. Проживая на одной территории, они имели много общего в
истории, культуре, быте. Сохранить родной язык народам помогало
распространение устного народного творчества. Самобытность и любовь к
родному краю они отражали в своих ремеслах. Из поколения в поколение
народы передавали свои традиции и обычаи.

Казанские татары, мишари, кряшены - этнические группы в составе волго-
уральских татар. Казанские татары к концу XIX века имели развитую
экономику и культуру. Наряду с сельским хозяйством татары занимались
традиционными промыслами, основными из которых были кожевенное,
войлочное производство, а также ювелирное искусство.
В татарской культуре множество праздников и обычаев. Главными
праздниками являлись: Сабантуй, Нардуган, Новруз, Курбан-байрам, Ураза-
байрам, Рамадан. Татарские семьи в деревнях издавна жили в просторных срубных избах, окруженных широкими дворами и плотными заборами.
Внутри дома были встроенные лавки, полки, стулья. Постельные
принадлежности складывались в сундуки.
Татары и по сей день сохранили свои традиции и обычаи, любят свою семью
и уважают близких людей. Неудивительно, что татары ― счастливый народ!

Кряшены (крещеные татары) как этноконфессиональная группа в составе
татар, исповедовали православие. В культуре кряшен были сохранены
дохристианские традиции: обрядовые песни, гадания.

Самый многочисленный народ Поволжья периода XIX- начала XX веков
были русские. По вероисповеданию русские - православные христиане, но из
язычества им передались традиции праздновать масленицу, святки.
Соседство русских с иными народами наложили отпечаток на их
материальную культуру. Так, русские переняли некоторые элементы
традиционной культуры от татар и чувашей: местоположение печи (отступая
от задней стены в доме), некоторые блюда (салму, катык), некоторые
элементы одежды.
Все богатство и разнообразие культуры русского народа отражено в
народном изобразительном искусстве и в устном народном творчестве.
Народное изобразительное искусство было представлено резьбой по дереву,
росписью, вышивкой, плетением кружев. Устное народное творчество
включало в себя разновидности фольклора: сказки, песни, загадки,
поговорки.

Чувашский народ пронес через века свою культуру и традиции. Это
уникальный народ, который смог сохранить свою аутентичность. Этнографы
прошлого отмечали у чувашей открытое выражение лица, яркую и
подвижную мимику.
Чуваши селились в небольших деревнях и селах, которые располагались
вблизи рек и озер. Жилище чувашей представляло собой добротный дом из
дерева, для утепления которого применялись солома и глина. Традиционно в
семье одновременно жили три поколения.
Долгое время чуваши были язычниками, и в XIX веке чувашский народ
принял христианство. После христианизации языческие праздники
соотносились с православными. Обрядовые праздники у чуваш: Сурхури,
Саварни, Манкун были связаны с сельскохозяйственными работами.

Марийцы (черемисы) в XIX веке жили, в основном, в сельской местности. Их
духовная культура была связана с языческими верованиями и была
представлена в устном народном творчестве. Из поколения в поколение
передавались: сказки, предания, загадки, пословицы. Душа народа находила
отражение в песнях.
В доме за порядком следила старшая из женщин. В семьях всегда было много
детей, это считалось благословением семьи с небес. Называли ребенка по
имени того, кто первым войдет в дом после его рождения. Если пол не
совпадал, то имя давала мать. В одежде поволжские марийцы предпочитали
темно-синий цвет. В вышивке обязательно использовали мотивы-обереги.
Марийцы (черемисы) – уникальный народ. Его считают самым древним на
территории современной России. Это подтверждают исследования ДНК.


До конца XIX века башкиры вели полукочевой образ жизни, однако
постепенно стали оседлыми. Жилища у них были срубные (деревянные),
плетнёвые или саманные (глинобитные). Башкиры с особой тщательностью
подходили к украшению своих домов. В ремесленном мастерстве отличались
кузнецы и ювелиры. Из серебра производились подвески, бляшки, украшения
для женских нагрудников и головных уборов. Праздники у башкир
проходили пышно и торжественно. Значимым народным праздником являлся
Джиин, на котором было принято проводить ярмарки. Это был день для выгодных покупок и совершения сделок. Семейный быт башкир и их
народные праздники до конца XIX столетия были подвержены
патриархальным устоям.

Мордва – это гордые и гостеприимные люди. Мордовский народ (мокша и
эрзя) после крещения сохранил в своей культуре языческие традиции.
Предметами поклонения были солнце, гром, молния, ветер. Ряд старинных
ритуалов присутствовали при проведении свадебного торжества и на
похоронах. Творчество народа было отражено в песнях и сказках.

Удмурты (вотяки) – народ со своей многовековой культурой. Удмурты
занимались земледелием, охотой, рыболовством и бортничеством. Ведущее
место в прикладном искусстве занимали вышивка и узорное ткачество,
резьба по дереву, тиснение на бересте. В удмуртском фольклоре была
отражена народная мудрость.

Народы Поволжья на протяжении многих веков живут в добрососедских
отношениях, уважая культуры и традиции каждой национальности.
___________________
Литература
1. Архангельский, А. С. Мусульманская культура в Среднем Поволжьи.
– Казань : 1-я Государственная типография, 1922. – 21 с.
2. Материалы для этнографии России. – Казань, 1870 – Ч. 1 / сост. А. Ф.
Риттих. – Казань : Типография Императорского Казанского
университета, 1870. – X, II, 109 с. : ил.
3. Никольский, Н. В. Конспект по истории народностей Поволжья. –
Казань : Третья типография, 1919. – 88 с.
4. Воробьев, Н. И. Казанские татары. – Казань, 1925. – 34 с., 2 л. ил.
5. Ахмаров, Г. О языке и народности мишарей. – Казань : Типо -
литография Императорскаго Университета, 1903. – 73, [2] с.
6. Софийский, И. О киреметях крещенных татар Казанского края. –
Казань : Университетская типография, 1877. – 16 с.
7. Казанский Императорский университет. Общество археологии,
истории и этнографии Известия Общества археологии, истории и
этнографии при Императорском Казанском университете.– Казань :
Типография Императорского университета, 1878 – Т. 15, вып. 3. –
1899. – с. 241-360
8. Коялович, М. Историческая живучесть русского народа и ее
культурные особенности : Сказано в заседании Славянского
Благотворительного Общества 23 янв. 1883 г. – Санкт-Петербург :
Типография Ф. Елеонского и К., 1883. – 28 c.
9. Забылин, М. Русский народ : его обычаи,обряды, предания, суеверия
и поэзия. – Москва : Типография А. Гатцука, 1880. – 607, VIII c.
10. Милюков, П. Очерки по истории русской культуры. – Санкт-
Петербург: Ред. журн."Мир божий", 1904. – Ч. 2: Вера, творчество,
образование. – 4-е изд. – 1905. – [2], 402, VIII c.
11. Сбоев, В. Исследования об инородцах Казанской губернии. – Казань :
Типография университета, 1856. – 188 с.
12. Магнитский, В. К. Материалы к объяснению старой чувашской веры.
– Казань : Типография Императорского университета, 1881. – V, 267 с.
13. Золотницкий, Н. И. Названия родственных отношений у чуваш. –
Казань : Братства Святителя Гурия, 1871. – 16 с.
14. Фукс, А. Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии. –
Казань : Тип. Императорского Казанского университета, 1840. – 328 с.
15. Никольский, Н. В. История мари (черемис). – Казань : Первая Гос.
типография, 1920. – 180 c.
16. Образцы мордовской народной словесности : на эрзянском и
некоторые на мокшанском наречии. – Казань : Православное
миссионерское общество, 1882-1883. – Вып. 1 : Песни. – 1882. – 231 с.
17. Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков
Казанской и Вятской губерний. – Казань : Типография А. А.
Коковиной, 1880. – 190 с.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International