Виртуальная выставка «Национальные орнаменты от века XIX к XXI веку»

30 августа 2023 г., среда

 К Году национальных культур и традиций в Татарстане.

Республика Татарстан – многонациональная и многоконфессиальная республика. На территории РТ сегодня проживают представители свыше 173 национальностей. Декоративно-прикладное искусство татар, русских, башкир, чувашей, удмуртов, марийцев, мордвы и других народов, проживающих в республике, радуют нас гармонией линий, яркостью окраски, немеркнущей красотой. У каждого народа есть свой стиль, свой колорит, свой орнамент, свой оригинальный подход к творчеству. Изо дня в день, из года в год, из века в век средства и приемы декоративно-прикладного искусства совершенствовались, приобретая новые яркие нотки, разнообразные формы, цветовые гаммы, узоры.

Человек всегда стремился к прекрасному. Видимо, это вечное влечение к красоте и сподвигло человека к художественному творчеству, которое формировало с древних времен развитие народа, его культуру и искусство. С чем можно сравнить чудные орнаменты, изображенные на женских и мужских одеждах, наличниках окон, дверей, ворот? С пышными садовыми цветами? Но их век короток – они отцветают и увядают. Творения рук человеческих не исчезает, оно сохраняется в веках, передается из поколения в поколение.

Прекрасные образцы орнаментов народов нашли яркое выражение в различных произведениях многовекового творчества. Это относится к ювелирному искусству, золотому шитью, кожаной мозаике, вышивке, резьбе по дереву, камню, развитие получили также ковроделие, войлоковаляние (в создании ковров – киез, войлочной обуви и головных уборов), обработка металла, плетение из лыка и камыша, кожаное теснение и аппликация.

С незапамятных времен, уходящих своими корнями в глубокую древность, различные ремесла, ювелирное искусство, золотое шитье вызывали восхищение людей. Поэтому, не случайно, многие великие мыслители и ученые утверждали, что красота цены не имеет. Многие изделия были исстари тайной отдельных мастеров, которые передавали ее по наследству своим ученикам. Умельцы берегли и развивали древнее мастерство, поэтому оно дошло до наших времен. В середине 19 века развитие традиционных ремесел достигло наиболее высокого уровня.

Слово «орнамент» произошло от латинского «ornamentum», что значит «украшение». Орнаментом называется узор, построенный на ритмичном чередовании каких-либо рисунков или линий в определенном порядке. Орнаменты народов имеют схожие черты, некий сплав природных и религиозных явлений. Орнамент – это символическое описание мира для каждого народа, он имеет смысловую и ритуальную нагрузку, что подтверждает его древнее происхождение.

Татарские орнаменты особенные, уникальные, они могут быть на различных изделиях: одежде, текстиле, керамике и деревянных поделках. Орнамент отображает традиции татарской мифологии, религии и фольклора.


Из фондов Национальной библиотеки РТ
 


Из фондов Национальной библиотеки РТ

 

В Татарстане наиболее крупным из художественных промыслов в XIX в. был ичижно-каляпушный промысел по производству декорированной мозаикой узорной кожаной обуви и золотошвейных головных уборов (калфаков и тюбетеек). Такой женский головной убор, как такыя, получивший распространение у приуральских татар и татар-мишарей, а также тюбетейки часто изготавливались и расшивались бисером и жемчугом.

 

 
Из фондов Национальной библиотеки РТ

Лучшей на рынке всей страны в конце XIX в. стала фирма Гайнутдина Сабитова с сыновьями, торговавшая произведенными на ее же фабриках тюбетейками, каляпушами и калфаками. Изделия фирмы Г. Сабитова были удостоины наград на промышленных выставках в России и за рубежом: золотой медали в Лондоне (1884 г.), серебряными медалями в Амстердаме (1883 г.), Казани (1886 г. и 1890 г.), Париже (1888 г.), Нижнем Новгороде (1896 г.). Среди производителей золотошвейных головных уборов была 2-й гильдии купеческая жена Х.М. Апакова, представившая изделия на Первой мануфактурной выставке в Казани в 1837 г.

По имеющимся статистическим данным, в конце XIX в. в Казани работало до двух тысяч мастеров, до 10 тысяч – в окрестных аулах. Объемы производства узорной обуви достигали до трех миллионов пар в год. Заказы выполнялись как на внутренний, так и внешний рынок. Изделия отправлялись на крупные ярмарки в Западную Европу, города Поволжья, Урала и Сибири и особенно в Среднюю Азию.

Яркий мир золота и серебра, камней-самоцветов привел к массовому распространению у народов Татарстана ювелирного ремесла.


Из фондов Национальной библиотеки РТ

Другим крупным ремеслом было кузнечное. В XIX в. мастера производили предметы бытового назначения, посуду, украшения для конской сбруи и упряжи и другие изделия, которые украшали несложными узорами.


Из фондов Национальной библиотеки РТ

Широкое распространение в городах и деревнях в XIX в. получила художественная резьба по дереву. Необычные узорные и точеные детали создавали мастера. Были и умельцы, создававшие музыкальные инструменты (скрипки) и оформлявшие их простейшим узором выемчатой или ногтевидной резьбы.

Повсеместное распространение получила домовая резьба, богатые образцы которой, относящиеся к XIX в., сохранились в оформлении домов городской знати (Татарские слободы гг. Казани, Касимова, Томска, Тобольска, Уфы, Чебоксар, Саранска, Йошкар-Олы, Ижевска и др.). Это двух- и трехэтажные дома, украшенные резным накладным узором, архитектурными деталями в виде колонок с ордерами, пилястрами, легкими верандами и галереями. В каждом городе были свои оригинальные узоры резьбы на наличниках окон, фронтонах фасадов, в оформлении ворот.


Из фондов Национальной библиотеки РТ

К народному творчеству, получившему развитие во всех формах ремесла (домашнее производство, кустарное ремесло и мануфактурного типа производство), надо отнести художественное ткачество, сложные по исполнению и чудно орнаментированные изделия. Не меньшее значение в обычной жизни получили вышивки, которые с распространением с 70-х гг. XIX в. европейской тамбурной машины приобретают характер ремесла, по заказам и на рынок создавались свадебные «казанские полотенца», скатерти, намазлыки, головные платки.

 
Из фондов Национальной библиотеки РТ

Самым почитаемым и священным цветом считается зеленый, знак особого отличия у всех мусульманских народов, символизирующий гармонию, молодость, единение с природой.


Из фондов Национальной библиотеки РТ

Непревзойденного мастерства достигли татарские мастера в советское время, особенно в ювелирном деле при орнаментации ювелирных украшений: литье, чеканка, гравировка, чернение, инкрустация самоцветами. Всему миру известен многообразный комплекс ювелирных украшений казанских татар с филигранными узорами, самоцветами, техникой бугорчатой скани, не встречаемой в искусстве других народов. Своеобразным видом творчества является искусство кожаной мозаики, которым татары удивляют и по сей день. Широкое распространение получило изготовление мягкой кожаной обуви – мозаичные женские ичиги с древнейшими орнаментальными мотивами. Орнамент кожаных изделий дошел до нашего времени от глубокой древности без особого изменения потому, что орнаментальное творчество не преследовалось исламом. Техника художественной обработки кожи и сегодня применяется в практике отдельных мастеров, которые выполняют изделия из эластичного сафьяна, например пестрые сапожки, панно и подушки, сумки и отделки к платью.

В культовых сооружениях – мечетях, прослеживается татарский архитектурный орнамент, который сложился еще во времена Золотой Орды и оказался на редкость консервативным в своих средствах.


Из фондов Национальной библиотеки РТ

Шамаиль имеется в каждой татарской семье. Это живописно-графическое произведение, связанное с духовной культурой. Тексты сур из Корана пишутся арабской вязью, которые дополняются орнаментальной композицией, вышиваются золотыми или серебряными нитями, либо бисером с изображением мечети. Баки Урманче в 1970 году сделал свой первый шамаиль, а достойным продолжателем древних традиций является член Союза художников России и Татарстана Назип Наккаш.


Из фондов Национальной библиотеки РТ

Традиционный костюм татарки- есть ценнейший памятник народного искусства. Как и у многих других народов, основу костюма составляет просторная рубаха туникообразного покроя, поверх платья камзол, съемные украшения, нарядный нагрудник, к которому пришивалась декоративная тесьма, куда крепились монеты и броши. Головные уборы женщин – калфаки, с красочной орнаментацией расшивались яркими нитями, а мужские тюбетейки были однотонные и расшитые шелковой нитью. Со временем узор тюбетеек изменился. К концу 19 – началу 20 века крупные цветочные букеты заменяются мелкими, менее выразительными букетиками, что позволяет им быть более дешевыми и доступными для широкого круга населения.

С влиянием эстетической концепции развития совершенствовались формы художественных изделий, более утонченным становился орнамент, особенно цветочно- растительный.

В настоящее время в декоративном искусстве наблюдается подъем, очень актуальным стало использование древних традиций в современной одежде и в оформлении интерьеров с использованием современных материалов и технологий. Особое развитие касается вышивки, ювелирного искусства, техники кожаной мозаики, изготовление кукол.

Яркой группой народов являются татары-кряшены, язык которых максимально близок к традиционному татарскому, однако, существенное различие – вера. Стиль одежды приближен к чувашским, марийским мотивам.


Из фондов Национальной библиотеки РТ

Красота старинных русских орнаментов завораживает, их замысловатые мотивы привлекают внимание и пробуждают бурную фантазию, делают богаче по смыслу то произведение, на котором они присутствуют. Это ювелирные украшения, гравированные поделки из металлов, росписи красками, резьба по дереву и камню, роспись икон, вышивок, украшений рукописей.


Балкон и окно светёлок в крестьянских домах. XIX век.
Из фондов Национальной библиотеки РТ

Язык узоров веками имел сакральное значение, знаменовал для людей их связь с природой, был способен передавать народную мудрость. Символическое значение было как в самих рисунках, так и в их чередовании, цвете, расположении, например, на одежде, головном уборе.

 
Сарафан косоклинный распашной, рубаха жениха с прямым вырезом. XIX век.

 


Из фондов Национальной библиотеки РТ

 Так, круги символизировали солнце, горизонтальная линия – воду или речку, крест обозначал защиту от зла и т.д. Зародившиеся еще во времена язычества узоры-символы сохранились и, получая новые значения, дошли до настоящего времени. Особенно, это относится к церковной утвари, выполненной из ценного металла и украшенной гравировкой. Интересны лампады, оклады икон и переплеты священных книг, металлические пластинки на одежде священнослужителей, куда искусно вплетены фигурки фантастических зверюшек и птиц.


Из фондов Национальной библиотеки РТ

 Современные мастера орнамента умело сочетают линейные с чеканными и рисованными орнаментами, например, украшение цоколей стен в интерьерах храмов, церквей. Основу орнаментов составляют растительные мотивы: различные завитки, спирали, цветы, листочки разной формы, куда красиво вплетены кресты, короны, звери и птицы.


Из фондов Национальной библиотеки РТ


Ожерелье-воротник. XIX век.
Из фондов Национальной библиотеки РТ

Искусство русской народной вышивки имеет глубокие корни. Орнаментальным знакам русской вышивки всегда приписывались магические свойства, свойства оберегов. Построенные в соответствии со строгой геометрией рисунка и законами симметрии узоры обладали, как считалось, большой силой и влиянием на человека. Они защищали самого человека, а также его жилище. Главное место среди предметов занимали полотенца, простыни, рубахи, передники, женские головные уборы, которые использовали по прямому назначению, а также для украшения избы. И сегодня во многих домах можно увидеть вышивки, которые сохраняют самобытную оригинальность, наивность и красоту. Полотенца вешаются вокруг образов, крестов, на венчальные повозки в деревнях во время свадеб и обрядовых праздников.


Дуги разной формы. Конец XIX начало XX века.
Из фондов Национальной библиотеки РТ

В русских вышитых узорах немало разнообразных влияний других народов, также как влияние русского творчества проявляется в образцах прикладного искусства сопредельных народов.

Процесс взаимосвязи, взаимообогащения и сохранения духовной сокровищницы различных народов Татарстана не случаен, поскольку он является логическим продолжением тесного сотрудничества во всех областях, в том числе и культуре.


Салфетка: двухслойный крест
Из фондов Национальной библиотеки РТ

Народное искусство чувашей устойчиво развивается и обогащается опытом прошлого. Основными видами традиционного народного искусства чувашей были вышивка, ткачество, шитье монетами и бисером, так необходимые для изготовления и орнаментирования предметов одежды. Для повседневной утвари, обрядовой посуды и предметов домашнего обихода использовалась резьба по дереву, плетение и гнутение, что соответствовало земледельческому образу жизни и природным условиям чувашей.


Из фондов Национальной библиотеки РТ

Они повсеместно выращивали коноплю для холста и выделывали шерсть и кожу, мастера – резчики использовали липу, дуб. Необходимо знать, что в отличие от всех народов, в чувашской среде передача традиций издревле выполнялась только в рамках домашнего труда, от поколения к поколению, а не коллективно. Это привело к разрушению цельности традиционной системы народного искусства, творчество было слабо связано с верованиями, природой и народным костюмом. Была потеряна сакральность орнамента и костюма, поэтому вышивали женские нагрудные розетки на скатертях, шторах, мужских и девичьих рубахах. В 20 веке чувашская национальная вышивка фактически была одним из видов декоративно- прикладного искусства. И только в начале 21 века чувашские художественные промыслы вновь стали востребованными и начали развиваться в полную силу в результате изменений в экономике, заработали мастерские по чувашским украшениям, фабрики по вышиванию костюмов.

Одним из характерных признаков чувашского орнамента XX века стало сочетание белого, красного и черного цветов. Чувашская вышивка с древних времен являлась не простым украшением для одежды и предметом интерьера, а особым языком, состоящим из различных узоров. Чуваши особо выделялись филигранностью исполнения. Характерным для чувашской вышивки является преобладание орнаментов, имеющих геометрический характер.

 

 
Из фондов Национальной библиотеки РТ

Вышивка традиционно являлась главным способом орнаментации предметов костюма для всех народов, включая чувашей. Оригинальность чувашского вышитого орнамента основана на воспроизведении древнейших знаков- символов. Это стилизованные изображения Мироздания, Солнца, Древа жизни, Огня, Воды, Земли, человека, животных существ. Чуваши орнаментировали вышитыми узорами женские и мужские рубахи, передники, головные покрывала и повязки, старинные широкие пояса и поясные подвязки. Особое внимание было уделено украшению обрядовых предметов: торжественных халатов, покрывал невесты, свадебных и танцевальных платков, которые орнаментировались материалами растительного и животного происхождения. Это шелковые нити, бусы, бисер, монеты, бляшки, жетоны, раковины.

Приемами узорного ткачества орнаментировались рукава и подолы рубах, пояса, узорная тесьма. Чуваши ввиду близости к татарам и башкирам, перенимали их опыт изготовления узорчатых интерьеров тканей и холстов для нарядной одежды.

Необходимо отметить изготовление национальных кукол в традиционных «одежках» с потрясающей вышивкой и орнаментами на головных уборах и обуви.


Из фондов Национальной библиотеки РТ

Декоративно- прикладное искусство мордовского народа берет свое начало в глубокой древности. Веками формировавшийся образ мира мордвы отразился в присущих только ему орнаментальных композициях, мотивах и художественных принципах народного творчества. Народное искусство мордвы развивалось в быту, в единстве с трудом, с праздниками и обрядами. Орнаментальные мотивы использовались для украшения одежды, обуви, предметов быта, а также во внутреннем и внешнем убранстве дома. Художественный вкус народа формировался с учетом традиций финно- угорских народов и взаимодействия культур соседних народов, в первую очередь, русского. Однако сказывались и национальные особенности, нашли отражение религиозные верования, мифологизация окружающей жизни, поэтическое видение мира, знаковая система.


Костюм женщины – эрзянки.Конец XIX - начало XX века
Из фондов Национальной библиотеки РТ

Мордовские узоры, которыми украшали одежду, тесно связаны с религией мордовского народа. Узор всегда играет прикладную роль, он соответствует предмету, на который наносится. Преобладают растительные и животные орнаменты: цветущие ветви деревьев, яркое солнце, птицы, животные, в геометрии – ромбы, квадраты, треугольники, зигзаги, кресты. Особенность орнаментальных мотивов, узоров и знаков (тешкст- морд.) мордвы в том, что они находятся в тесном генетическом родстве с орнаментом, составляют его основу, на что указывает сплошь и рядом терминология мордовской вышивки. На национальной одежде есть узор, который так и называется – тешкс (букв.«Знак»). Сегодня эти знаки сообщают ценную информацию об этнической жизни и культуре мордвы в древности.

В связи с утратой многих традиционных видов народного искусства мордвы, традиционной одежды сегодня не просто различить мокшанскую и эрзянскую национальные одежды. Раньше можно было по вышивке на одежде определить из какой деревни любая женщина, какова ее территориальная принадлежность и связь с соплеменниками. Знаки на одежде защищали от опасности, от невидимых сил. На примере вышивки, резьбы по дереву на бытовых предметах, домовых украшениях прослеживается традиционный декор мордвы.


Костюм девочки-подростка. Середина XX века
Из фондов Национальной библиотеки РТ

Культ леса находит отражение в национальном костюме в виде различных узоров – знаков, вышитые родовые деревья на обрядовых полотенцах жениха и невесты, платках и лентах. Зооморфные мотивы, культ живой природы в орнаментах выстроен в одну цепочку.


Из фондов Национальной библиотеки РТ

Народное искусство мордвы и его орнаментальные мотивы и сегодня будоражат изысканностью форм, узоров и определенной строгостью цветовой гаммы рисунка традиционной вышивки женских рубах. В орнаментальных мотивах много общего с орнаментом одежды других финно-угорских народов, особенно марийцев.

Этнический образ удмуртов формировался под воздействием тюркского компонента, что привело их быть активными, как татары, вырабатывая свой собственный механизм сохранения своего культурного своеобразия. Декоративное искусство удмуртов тесно связано с бытом народа, своеобразием национального костюма, характером украшения жилища, с верованиями и преданиями. Удмурты делятся на несколько групп, каждой их которых характерен свой орнамент, однако категорически не отличающийся от основного образца.

Удмуртский орнамент связан с жизнью народа в замкнутой лесной гуще, он органично переплетается с творчеством. Практически все узоры и орнаменты выполнены красными или черными нитками, коричневыми или золотыми. Большое количество пестрых оттенков – это отражение жизни в лесах, недостаток света, который они воплощали в творчестве. При всем этом, орнамент удмуртов очень поэтичен, связан с религиозными представлениями народа, имеет мифологическое и декоративное содержание.

Главным мотивом удмуртских узоров является отражение природных процессов.

Удмуртская народная вышивка, имея сходство с вышивкой других народов, имеет свои примечательные черты, большая ее часть выполнена на холсте. Вышивкой украшали детскую, женскую и мужскую одежды. В конце 19 – 20 веке широко вошли в жизнь прекрасные полотенца, ковры, шторы на окна и полку с иконами. Рассматривая вышитые узоры, необходимо отметить, что мастерицы знали 20 различных швов вышивки. При вышивке использовались орнаменты: ромбы с отростками, треугольники, прямоугольники, крючки, зигзаги, геометризованные зооморфные и антропоморфные фигуры. Как и у других народов, особо богатой вышивкой отличалась свадебная одежда невесты. Одним из важных предметов женской одежды является нагрудник, называемый кабачи. Перед приездом жениха на нем вышивали звезды, ступенчатые линии, квадраты. Эта одежда охраняла от злого глаза и порчи.

На вышитых полотенцах обычно были простые геометрические фигуры: ромбы, треугольники, квадраты.


Фрагмент головного полотенца. XIX век
Из фондов Национальной библиотеки РТ

 Более поздний орнамент уже имеет и цветы и листья. Самый распространенный в вышивке силуэт – водоплавающая птица. Это связано с древним мифом, в котором поведали о птице, умеющей нырнуть на дно водоема и принести кусочек земли, из чего много веков назад возникла суша. Именно этот мотив обязательно присутствовал на рукавах свадебных рубах девушек.

Орнаментами украшали предметы быта, посуду, жилье, и даже собственное тело. Удмуртские национальные орнаменты в 20 веке обогатились белорусско-украинскими растительными мотивами. Под влиянием русских соседей у них появилось теснение на бересте. Символы узоров и орнаментов, вышитые на костюмах, сообщали социальный статус, возраст, семейное положение.

Сегодня удмуртский орнамент стал традиционным украшением тканей, ковров, росписи, коллекции одежды можно встретить в зарубежных музеях.


Из фондов Национальной библиотеки РТ

Марийцы издавна знали приемы обработки глины, камня, металла, дерева и растительных материалов, кожи и тканей, о чем свидетельствуют найденные археологами фигурки животных и птиц, орнаментированная керамика, металлические украшения, различные орнаментированные пластинки.


Из фондов Национальной библиотеки РТ

Орнаментальные узоры наносили резцом или процарапывали острым предметом. Характерными элементами древнего костюма мари были и поясные пряжки, украшения в виде лапчатых металлических подвесок для кожаной обуви. Об эстетических вкусах мари свидетельствуют кошельки, украшенные тисненым орнаментом, металлическими бляшками, латунными игольницами и разными предметами бытового назначения. В 19-20 веках произошли перемены и декоративное искусство обогатилось благодаря развитию домашнего производства, усилению этнокультурных контактов с соседями. Яркое воплощение в изготовлении и декоре одежды получила вышивка, которая хорошо продумывалась по вопросу размещения на одежде женщины и мужчины. Вышивка имела симметричный и асимметричный вид в зависимости от группы марийцев, ее обычно строили по принципу вписанных многоугольников, ромбов, квадратов, крестов. Орнаментальность узора проявляется в равномерном заполнении декорируемой поверхности различными комбинациями геометрических мотивов в виде углов, крестов зигзагов. Довольно распространены и мотивы орнамента зооморфного происхождения с парными изображениями водоплавающих птиц. Цветовая гамма вышивки марийцев строится из цветов традиционных: красного, черного, зеленого, голубого, желтого и оранжевого. Позже появляются новые цвета, новые материалы (декоративная тесьма, серебряные монеты, мишура), которые дают возможность внести новую свежую струю в декор народного костюма. Широкое распространение получила заимствованная у русских вышивка «глади», где излюбленными растительными мотивами становятся вазоны, бутоны, ветви с цветами и листьями. Среди украшений выделяются праздничные шейные узорчатые цепочки, которые крепились на ажурную ленту с крестом. Узорное ткачество марийцев, по сравнению с ткачеством других народов Татарстана было развито слабее. Яркое своеобразие марийцев проявляется в обработке растительных материалов – лозы, лыка (в технике плетения), бересты. Декор бытовых предметов из коры и бересты сводился к узорному плетению и теснению, особенно были интересны мотивы розеточного и ромбического вида, которые являлись символами Солнца.

На современном этапе население продолжает заниматься корзиноплетением, резьбой по дереву с зооморфной стилизацией многих узоров. Широкое распространение получил растительный орнамент. Вновь возрождается производство сундуков с росписью.


Марийская девушка
Из фондов Национальной библиотеки РТ

Сложность этнической истории определила многообразие башкирского орнамента. В последние столетия башкирский декор испытал влияние восточнославянской художественной культуры. В различных видах народного творчества (ткачество, вышивка, резьбе по дереву, ювелирном искусстве и других) сложились свои орнаментальные системы.


Вышивка
Из фондов Национальной библиотеки РТ

Их особенности проявились в графике мотивов, композиционных построениях, колорите. Основное влияние на характер орнамента оказывала техника декора и материалы, которые при этом использовались. Характерной особенностью орнамента башкир является преобладание криволинейных, преимущественно растительных орнаментальных форм, которые использовались при декорировании сукна, войлока, кожи, металла. Орнаментация металла и животных по природе материалов роднит башкирское искусство с традициями южных скотоводов: казахов, киргизов и других. Одинаково украшались предметы кочевого быта: седла, верховая упряжь, колчаны, кумысная посуда. К древнетюркской орнаментальной традиции восходит вышивка в технике двойного тамбура на кисетах (янсык) и декоративных лентах для перетягивания постели (тушэк тарткы) – атрибут свадебной обрядности башкир. Основной мотив вышивки – завиток или «улитка». Орнамент у башкир всегда был очень разнообразен: цветы, листья, деревья, извилистые побеги, волнообразные бордюры стилизованные, почти абстрактные изображения. Узоры и их элементы имели название цветов или частей растений: мак, стебель, почка, дубовый лист, перец и т.д.

 В башкирской культуре очень было развито ковроткачество, орнамент из крупных медальонов на занавесях шаршау, техника и орнамент закладного тканья. Культурное взаимодействие башкир с другими народами позволило усовершенствовать и ткачество и вышивку. Особенность рисунка это ромбы с продолженными сторонами, косые кресты, восьмиконечные звезды. Мотив в виде парных завитков широко применялся почти во всех видах декора. Восьмиконечная звезда вошла в орнамент ковроткачества, вязания, различных вышивок.


Молодая башкирка в праздничном костюме. Убранство дома. Начало XX века.
Из фондов Национальной библиотеки РТ


Из фондов Национальной библиотеки РТ

На протяжении 20 века они применялись в декорировании оконных наличников – новейшей для башкирского искусства области. Многие особенности прикладного искусства определялись принадлежностью башкир к мусульманскому миру, однако язычество с его магическими представлениями оказало сильное влияние на содержание и формы орнамента. Изображение птиц, оленей, и коней, треугольных фигур и знаковых амулетов наблюдаем в аппликациях на обуви, в вышивках женской одежды, в резьбе на кумысных кадках и медовых батманах, в орнаментах на колчанах, налучьях, седлах.


Из фондов Национальной библиотеки РТ

(Мусульманский запрет на изображение одушевленных существ привел к преимуществу растительного и абстрактно-геометрического орнамента, однако орнамент дополнился текстами в арабской графике, изображениями звезд и месяца. На концах полотенец и кушаков узоры располагались горизонтальными рядами, на салфетках – крупной розеткой в центре, на скатертях – букетами по углам. Большие прямоугольные полотнища- скатерти, занавеси) имели узорную кайму. На молитвенных подстилках- ковриках (намазлык) орнамент образовывал арку, внутри которой оставался человек во время моления. Арка – это ниша в стене мечети. (фото) Налобные повязки вышивались в форме трапеции и располагались по центру, прикрывая лоб женщины под платком. Орнамент на одежде украшал полы и подол платья, ворот или воротник, грудку, карманы, концы рукавов, плечевые швы и проймы.

 
Из фондов Национальной библиотеки РТ

Орнаменты переснимали со старинных образцов или, видоизменяя их, создавали совершенно новую композицию. Эта практика помогла сохранить до сих пор узоры, которые были в 19 и 20 веках.

В современном обществе наблюдается растущий интерес каждого народа к своему прошлому, своим истокам. Мы все чувствуем, что чего-то не хватает особенного, которое осталось далеко, может быть в глубине времен, это и объясняет тягу к предметам и преданиям старины, интерес к истории, в конце концов к поиску своих корней.

Исторический обзор орнаментального искусства народов Татарстана ведет к сближению и духовному освоению огромного многообразия прекрасного, что является опорой современного движения вперед. Новые краски, новые материалы, умения мастеров делаются понятными огромному количеству людей и способствуют расширению художественной палитры искусства.

Сегодня нарастающий книжный бум свидетельствует о возросшем внимании читателей не только к науке и технике, но и истории развития и формирования культуры народов Татарстана.

Орнаменты ХХI века являются важным компонентом идентичности народов, сохраняют традиции, дают дорогу в будущее

В наши дни среди молодежи становится популярным возвращение к национальному колориту, что находит отражение не только в интересах, но и в повседневной одежде, становится трендом. Парни и девушки таким образом не только стремятся обозначить свою национальную принадлежность, но и отдать должное своим предкам, переняв у них все самое лучшее. Этнический орнамент в последние годы словно обрел второе дыхание.

На улицах городов у горожан частенько можно увидеть кожаные сумки с национальными узорами. Яркие орнаменты красочно смотрятся как на маленьких дамских сумочках, так и на мужских поясных сумках, на одежде с вышитым национальным узором.

В последнее время много разговоров о традиционном или этнографическом дизайне. Мастера, художники, дизайнеры и производители сувенирной продукции предлагают различные работы по национальным мотивам. Наиболее популярными стали образцы узоров из вышивки.

При подготовке виртуальной выставки были использованы книги и периодические издания из фондов Национальной библиотеки РТ, в том числе на языках народов Татарстана.

Список литературы:

  1. Асылларын җуймыйча, шәhәрне колачалап яшиләр // Туганайлар. – 2023. - №3. – Б. 5
  2. Ахметова Р. С. Сохраняя традиции, строим будущее // Кряшенское историческое обозрение. – 2022. - №1. – С. 135-139.
  3. Бизәкләрдә калган тарих // Түгәрәк уен. – 2013. - № 4. – Б. 42-46.
  4. Валеев Ф. Х. Татарский народный орнамент / Ф. Х. Валеев. – Казань, 2002. – 295 с.
  5. Валеева-Сулейманова Г. Ф. Народные художественные промыслы // Татарская энциклопедия. – Казань, 2008. – Т. 4. – С. 362-363.
  6. Валеева-Сулейманова Г. Ф. Процессы модернизации в татарском искусстве начала ХХ в. // Гасырлар авазы. – Эхо веков. – 2016. – №1-2. – С.77-85
  7. Гарипова, И. Ташкирмәндә Яфрак бәйрәме // Түгәрәк уен. – 2014. - №3. – Б. 28-34.
  8. Давлетшин Г. Булгарская письменность (Раннебулгарский и домонгольский периоды) // Гасырлар авазы. – Эхо веков. – 2008. – № 1. – С. 23-32
  9. Жачева Е. Чувашская вышивка : техника, приемы / Евгения Жачева; фот. Г. С. Самсоновой, В. С. Самсоновой, М. А. Костаревой. - Изд. 3-е, доп. и перераб. - Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2017. - 271 c.
  10. Кашапова С. Җиде буын әби-баба әманәте // Түгәрәк уен. – 2017. - №3. – Б. 20-25.
  11. Костюм народа – его культурный код // Наш дом Татарстан. – 2022. - №6. – С. 46-50.
  12. Лебедева С.Х. Удмуртская народная вышивка = Удмурт калык пужыятон ; Udmurt folk embroidery / С. Х. Лебедева; Национальный музей Удмуртской Республики им. Кузебая Герда ; [пер. на удм. яз. Р. С. Игнатьевой ; пер. на англ. яз. Д. И. Четвертных]. - Ижевск : Удмуртия, 2009. - 88 с.
  13. Мордва : очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа / под общ. ред. Н. П. Макаркиной ; [сост. С. С. Маркова]. - 2-е изд., доп. и перераб. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2012. - 719 с.
  14. Очерки русской народной культуры / РАН ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая ; [отв. ред. И. В. Власова]. - М. : Наука, 2009. - 787 с. :
  15. Сергеева Н. Татарская вышивка / Н. Сергеева. – Казань, 2005. – 47 с.
  16. Что имеем – храним // Наш дом Татарстан. – 2022. – № 2. – С. 58-64.
  17. Хамитбаева Н. Первая мануфактурная выставка в Казани // Гасырлар авазы. – Эхо веков. – 2008. – № 1. – С. 233-238
  18. Хатавов С. Туган җирем – Арыслан // Түгәрәк уен. – 2015. - № 1. – Б. 8-13.
  19. Хәлиева Р. Тел, лөгать, әдәп вә әхлак алмашып... // Түгәрәк уен. – 2017. - № 4. – Б. 32-36.
  20. Шайхлисламов А. Х. Роль мусульманского декоративно-прикладного искусства в становлении и развитии художественного образования татарского народа в Казанском крае (VIII-XV В. В.) // Казанский педагогический журнал. - 2008. - №12. – С. 113-119
  21. Языков много, родной – один // Наш дом Татарстан. – 2021. - № 4. – С. 12-22.
  22. Янбухтина А. Г. Декоративное искусство Башкортостана. XX век : от тамги до авангарда / А. Г. Янбухтина; [дизайнер И. Баскаков ; фот. Н. Галиев]. - Уфа : Китап, 2006. - 220, [3] с.

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International