Надежда Андреевна Дурова бросила вызов своей судьбе и обществу – будучи дочерью городничего. Н. А. Дурова из маленького российского города Сарапула начала XIX века – все силы отдала освоению сугубо мужской профессии: около десяти лет служила в Российской императорской армии. За боевые заслуги и храбрость она была награждена Знаком отличия военного ордена Святого Георгия – высшей наградой того времени для солдат и унтер-офицеров – серебряным Георгиевским крестом. Вот как объясняет причину ухода в армию сама Надежда Андреевна: «Итак, я на воле! Свободна! Независима!.. Свобода! Драгоценный дар неба, неотъемлемо принадлежащий каждому человеку! Я умела взять ее, охранить от всех притязаний на будущее время, и отныне до могилы она будет и уделом моим и наградою!»
Н. А. Дурова обладала пылким и нетерпеливым характером, и в тоже время нежным и трепетным восприятием окружающего мира: «Сердце мое полно чувств, голова мыслей, планов, мечтаний, предположений; воображение мое рисует мне картины, блистающие всеми лучами и цветами, какие только есть в царстве природы и возможностей; какая жизнь, какая полная, радостная, деятельная жизнь!..». Яркие впечатления о службе в армии, исторических событиях и встречах с интересными людьми Надежда Андреевна записывает в своих дневниках, которые легли в основу ее первых произведений.
Спустя 30 лет, Надежда Андреевна Дурова становится популярным писателем, творчество которой высоко ценили А. С. Пушкин, В. Г. Белинский, Н. В. Гоголь. За сравнительно короткий срок с 1836 г. по 1840 г. она опубликовала десять повестей и один роман. Все произведения Н. А. Дурова издавала под фамилией Александров – тем именем, которое дал ей император Александр I и взял под свое покровительство; под этим же именем она служила в армии и вышла в отставку в чине Штабс-Ротмистра.
В Редком фонде Национальной Библиотеки РТ хранятся восемь произведений Н. А. Дуровой, которые были изданы при ее жизни в 1839-1840 гг., а четыре из них оцифрованы и доступны для онлайн чтения через электронный каталог НБ РТ (далее фото этих изданий будут дополнены QR-кодами к полным текстам).
Коллекция произведений Н. А. Дуровой из Редкого фонда НБ РТ
Наибольший успех выпал на долю автобиографических записок Н. А. Дуровой «Кавалерист-девица. Происшествие в России».
Отдельные главы записок впервые опубликовал А. С. Пушкин во втором номере своего журнала «Современник» в 1836 г., сопроводив их вступительной статьей и весьма лестными словами для начинающего писателя: «С неизъяснимым участием прочли мы признания женщины столь необыкновенной; с изумлением увидели, что нежные пальчики, некогда сжимавшие окровавленную рукоять уланской сабли, владеют пером быстрым, живописным и пламенным». Пушкин настойчиво подчеркивал оригинальность, самобытность и в то же время: «прелесть этого искреннего и небрежного рассказа».
В. Г. Белинский с восторгом отзывается об этом произведении: «Боже мой, что за чудный, что за дивный феномен нравственного мира героиня этих записок… Что за язык, что за слог у Девицы-Кавалериста!..» и находит записки «занимательными и увлекательными до невероятности».
Н. А. Дурова в своих записках стремится донести, прежде всего, свой взгляд на вещи и исторические события, свои впечатления и переживания. Точные, выразительные сравнения свидетельствуют о природном таланте автора, его жизненной наблюдательности, прекрасном владении словом. Свойственна Надежде Андреевне и самоирония, направленная одновременно и на окружающий мир, и на себя. Сатирический талант, ее способность замечать смешные стороны действительности уравновешивается в ней необъятной добротой сердца. С искренней любовью пишет Н. А. Дурова о людях, окружавших ее, с которыми она делит нелегкий воинский быт и славу в сраженьях. Все это свидетельствует о том, что в русскую литературу пришел новый талантливый писатель.
Портрет Надежды Дуровой в возрасте 14 лет (неизвестный художник) к книге «Записки Александрова (Дуровой): добавление к девице-кавалерист». — М., 1839
В 1839 г. Н. А. Дурова выпускает в Москве «Добавление к Девице-кавалерист» - 25 новелл в продолжение и завершение «Записок», которые представляют собой литературно обработанные зарисовки с натуры, освещающие взаимоотношения с товарищами по оружию, наиболее запомнившиеся ей эпизоды из походной и светской жизни.
Знаменитые «Записки кавалерист-девицы» неоднократно переиздавались. Фонды Национальной библиотеки хранят издания разных лет, начиная с 1839 года.
Дурова Н. А. Записки кавалерист-девицы: первое полное издание с иллюстрациями С. В. Юхлиной. — Елабуга: 2021 .— 483 c. : ил.
Последнее самое полное издание автобиографических записок Н. А. Дуровой вышло в 2021 году. Оно объединило все три части и дополнено специально созданными для этого издания иллюстрациями С. В. Юхлиной.
Дурова Н. А. Год жизни в Петербурге, или невыгоды третьего посещения. — СПб, 1938
В повести «Год жизни в Петербурге, или невыгоды третьего посещения» Н. А. Дурова описывает основные события своей литературной жизни: издание и распространение «Записок», встречи с А. С. Пушкиным. Образ великого поэта нарисован с большой любовью, теплотой и восторгом.
Дурова Н. А. Повести и рассказы: в 4 ч.— СПб,1839.
Работу над повестью «Игра судьбы, или Противузаконная любовь» (другое название «Елена Т-ская красавица») Н. А. Дурова начала еще в 1808 г. и во многом она была автобиографической, так как в ней нашли отражение многие черты замужней жизни писательницы. В этой повести она отстаивает равноправие женщины. От имени своей героини Н. А. Дурова бросает горький упрек обществу, которое во многом лишает женщину права самой распоряжаться своей судьбой, поставив ее в полную зависимость от мужа, не дав возможности получить достойного образования.
В повести «Граф Мавриций» проявилась способность Дуровой к глубокому психологическому анализу. В основе сюжета повести лежит реальный случай, произошедший в начале XVIII века с князем Осолинским, влюбившимся в простую крестьянку. «Граф Мавриций» - сентиментальная повесть о лживых и не искренних отношениях между мужчиной и женщиной, основанных на соблюдении лишь внешних приличий в отсутствии настоящих сильных чувств.
Портрет Александрова ( А.Н. Дуровой) к изданию Н. А. Дуровой Гудишки: в 4 ч.— СПб, 1839.
Самое крупное произведение Надежды Дуровой – роман «Гудишки» (в 4 частях) – выстроен по законам готических романов «ужасов и тайн» с фольклорными мотивами старинных литовских мифов и преданий. В основу сюжета положена легенда о происхождении 12 литовских деревень: все они имели одинаковое название «Гудишки».
Этот роман не переиздавался в России с 30-х гг. XIX века и вошел в «Избранные сочинения», изданные в 2018 году.
Дурова Н. А. Избранные сочинения. — Елабуга, 2018. — 479 с.
Повесть Н. А. Дуровой «Павильон» признавалась критиками одной из лучших произведений писательницы. Да и для нее самой это было одно из любимых ее сочинений. Автору удалось создать атмосферу таинственности, окружить героев ореолом загадочности. Описывая страшное происшествие, связанное со смертью, преступлением, страстью и любовью, Н. А. Дурова исследует тему разлада человека с миром и обществом, конфликт между чувством и долгом; критикует бездушные и формальные установки церкви.
Дурова Н. А. Нурмека. — Казань, 1997 .— 201с.
Повесть «Нурмека» является первой и единственной попыткой работы Н. А. Дуровой в жанре исторической повести. «Нурмека» имеет подзаголовок «Происшествие, случившееся в царствование Иоанна Васильевича Грозного, вскоре после покорения Казани». Публикация повести осложнялась цензурными затруднениями, которые были обусловлены остротой поднимающихся в повести вопросов, связанных с освободительной борьбой казанских татар против Ивана Грозного в XVI веке. Главным действующим героем повести становится татарская женщина Кизбек, которая не может смириться с властью русского царя в Казани. Она придумывает хитроумный план и решает выдать своего сына Селима за дочь Нурмеку и просит за нее «политический» калым – ключи от царства Казанского. Красота Нурмеки привлекает много соискателей ее руки. Кизбек предлагает женихам объединиться и захватить царский обоз. Таким образом, Н. А. Дурова восхваляет сметливый ум храброй Кизбек: «красавица скорее согласит умы и сердца всех действовать заодно … нежели доблестный воин…». Это попытка создания героического образа женского характера, гордого, свободолюбивого, страдающего от непонимания людьми ее устремлений, но, в то же время, властного, готового пойти ради освобождения своей родины на обман и даже преступление.
Дурова Н. А. Серный ключ (Репринтное издание) — Елабуга, 1996 .— 32 с.
Этнографическая повесть «Серный ключ» была основана на мифологических верованиях марийского народа. Н. А. Дурова использовала рассказы и легенды, услышанные от черемисов (марийцев), живших в окрестностях Сарапула и Елабуги. Сюжетом повести стала несчастная любовь черемисской девушки Зеилы и сельского пастуха Дукмора, живущих в двух разных деревнях, разделенных между собой Серным ключом. Ему черемисы приписывают чудесные и лечебные свойства. В повести подробно рассказывается о нравах и обычаях черемисов.
«Сто русских литераторов»: в 3 т. — Санкт-Петербург, 1839-1845.
Повесть «Серный ключ» была впервые опубликована в 1 томе альманаха книгоиздателя А. Смирдина «Сто русских литераторов». Это было лучшее иллюстрированное издание того времени. Портреты писателей и иллюстрации к их сочинениям были отпечатаны в Лондоне в технике гравюры на стали по рисункам известных художников. В альманахе издавались ранее не публиковавшиеся произведения отечественных писателей, независимо от их известности. Поэтому в антологии представлены, наравне с А.С. Пушкиным, начинающие и неизвестные авторы. В итоге, По замыслу А.Ф. Смирдина, это издание должно было состоять из десяти томов, по десять писателей в каждом томе, но из-за разорения книгоиздателя вышли только первые три. Все три тома этой серии книг есть в фондах Национальной Библиотеки РТ.
Дурова Н. А. Ярчук: Собака-духовидец: в 2 ч.— Санкт-Петербург, 1840.
Повесть «Ярчук – собака-духовидец» была первой попыткой писательницы создать чисто фантастическое произведение, действие которого происходит в Богемии. Надежда Дурова была там в октябре 1813г. и восхищалась местной природой, пугающими дремучими лесами, и как ей казалось, хранящими в себе множество опасных для человека тайн. В основу сюжета положен образ собаки-ярчука, которая наделена способностью видеть духов и узнавать ведьм. Повесть эта подвергалась критике. Не все писателю удалось органически связать: мистические новеллы своеобразно переходят к авантюрно-приключенческому повествованию о разбойниках и цыганах с тайными отравлениями и страстной любовью. Основная идея произведения в гибельном влиянии цивилизации на мир людей, живущих в гармонии с природой. Н. А. Дурова с огромной симпатией рассказывает о четвероногих друзьях-собаках, любовь к которым она пронесла через всю свою жизнь.
Дурова Н. А. Угол.— Санкт-Петербург, 1840 .— 268 с.
Повесть Н. А. Дуровой «Угол» рассказывает о семейных тайнах, наполненных реалиями из жизни. В основе сюжета – возвышенная любовь и тайный неравный брак. В повести прослеживается неодобрение автором сословного и имущественного неравенства, светских и общественных предрассудков. Общая атмосфера произведения отличается мягким лиризмом, легкой иронией и добродушным юмором.
Дурова Н. А. Клад.— Санкт-Петербург, 1840 .— 289 с.
Повесть «Клад» - одно из самых таинственных произведений Н. А. Дуровой, в которой писательница ориентируется на традиции «разбойничьего» романа, переплетая приемы авантюрно-приключенческого, семейного романа и фантастику со сказочными мотивами. В основе повести - фольклорный образ легендарного разбойника Кудеяра, появившемся еще в XVI веке в южных и центральных губерниях России. Чувства и переживания героев описаны автором психологически достоверно, с добрым отношениям к людям разных национальностей. Н. А. Дурову, как писателя, в этой повести больше интересует человек вообще, во всей сложности его внутреннего мира, мельчайших оттенков психологических чувств. В «Кладе» проявляется и мастерство Н. А. Дуровой пейзажиста, умение дать прекрасное описание природы Прикамья, знакомой ей с детства.
Новелла «Оборотень» - одно из последних опубликованных произведений Н. А. Дуровой. В ней повествуется о счастливой судьбе семьи, глава которой обладал в юности проницательностью, психологической чуткостью, способностью на самопожертвование. В результате счастливого брака девушка с некрасивой внешностью превращается в красавицу.
Многие из перечисленных выше произведений были опубликованы в издании «Избранные сочинения кавалерист-девицы Н. А. Дуровой»
Дурова Н.А. Избранные сочинения кавалерист-девицы.— М., 1988 .— 575с.
«Автобиография» в несколько страниц была написана Н. А. Дуровой в 1860 году по просьбе редактора «Энциклопедического словаря, составленного русскими учеными и литераторами» М.Л. Михайлова.
В Национальной библиотеке хранится отдельно переизданное в 1996 г. репринтное издание «Автобиография. Переписка», включающее переписку Н. А. Дуровой с великим русским поэтом А. С. Пушкиным. В письмах полнее и ярче раскрываются характеры и стилистика общения людей того времени, а также история опубликования «Записок».
Дурова Н. А. Автобиография. Переписка ( Репринт.изд.) — Елабуга, 1996 .— 23 с.
«Рассказ татарина» - вставная новелла в «Записках кавалерист-девицы», в которой описывается романтическая и трагическая история любви Зухры и разбойника Хамитуллы, рассказанная Н. А. Дуровой старым татарином Якубом.
Перевод этого рассказа на татарский язык сделал Рабит Батулла (Батуллин Роберт Мухлисович) — татарский общественный деятель, театральный режиссер, педагог, писатель, драматург и публицист. Рассказ опубликован в газете «Мәдәни җомга» в двух номерах № 20 и № 21 за 2022год.
Дурова Н. Бер татар хатирәсе : [дәвамы, башы 20 нче санда. Хикәя] / ; тәрҗ. Р. Батулла // Мәдәни җомга : — 2022 .— 27 мая (№ 20) Б. 10 ; 3 июнь (№ 21) .— Б. 10.
Литературная одаренность позволила Н. А. Дуровой создать ряд интересных произведений. Попробовала она себя в разных жанрах, использовала традиции русского, марийского, польского, литовского и татарского фольклора. Ее герои сталкиваются с нравственным выбором в разных жизненных ситуациях.
В своем творчестве Н. А. Дурова удостоила большого внимания представителей мусульманского мира, т.к. большую часть своей жизни она прожила на территории, где татары составляли значительную часть местного населения. Писательница с большим уважением относилась к татарской культуре.
Последние 25 лет жизни Н. А. Дурова прожила в Елабуге, где купила себе дом на Московской улице. Дом сохранился до нашего времени. В 1993г он был восстановлен, в нем открыт музей Н. А. Дуровой. Вся Елабуга знала и уважала Надежду Андреевну, и все обращались к ней не иначе, как «ваше Высокоблагородие». Живость, решительность и вспыльчивость, при большой доброте и отзывчивости, до конца оставались отличительными чертами ее характера.
Значительным вкладом в изучение творческого наследия Н. А. Дуровой стала работа доктора филологических наук, профессора кафедры русской и зарубежной литературы Уральского федерального университета Е. Е. Приказчиковой "Дивный феномен нравственного мира": жизнь и творчество камской амазонки Надежды Дуровой», которая была опубликована в 2018 г. В книге исследуются спорные вопросы биографии Н. А. Дуровой и дается подробный анализ всех ее сочинений в сопоставлении с русскими и зарубежными литературными традициями того времени.
В 2016 г в серии «Великие исторические персоны» была опубликована книга А. И. Бегуновой «Надежда Дурова», которая ценна богатым фактографическим материалом и является результатом работы исследователя в музеях и архивах страны, содержит документы и раскрывает перед читателями ранее неизвестные страницы жизни и деятельности легендарной героини Отечественной войны 1812 года.
Библиография.
* * *
Материал подготовлен Отделом обслуживания пользователей Национальной библиотеки РТ.