В мировой музыкальной культуре есть много памятных дат. Одна из них, Международный день музыки, ежегодно отмечается 1 октября. А 1 октября 1922 года поэт, переводчик, хореограф, музыкант Валентин Парнах с оркестром дал первый джазовый концерт в Москве. Именно с этого времени ведется отсчет летописи джаза в России.
Спустя столетие о джазе продолжают писать, говорить, спорить, и каждый концерт джазовой музыки становится событием и предметом обсуждения. Джаз – воплощение свободы, индивидуализма и уникальности. «Неважно, как эту музыку играли другие, важно, как ее сыграю я!» – так думает каждый джазмен, ощущая себя первопроходцем и экспериментатором.
Впервые Валентин Парнах услышал джазовые композиции в Париже. Он так сильно вдохновился джазовой музыкой, что решил познакомить российских слушателей с музыкальной экзотикой. Он первым в СССР употребил сам термин «джаз». Шумовой оркестр Парнаха именовался «Первый эксцентрический джаз-бэнд». Слово «джаз-бенд» он перевел как «оркестр-переполох».
В. Парнах. Фотография из открытых источников: https://jazz100.ru
Музыка, по мнению Парнаха, должна была быть аккомпанементом к пластическим движениям, отличным от классического балета. Возможно, по этой причине первоначально джаз прижился в театральной среде. На одном из концертов Валентина Парнаха присутствовал театральный режиссер Всеволод Мейерхольд и он предложил маэстро принять участие в спектакле «Великодушный рогоносец», и в течение трех лет оркестр сопровождал все спектакли Мейерхольда. Оркестр также иногда участвовал на карнавальных торжествах, городских праздничных концертах.
В 1922 году Валентин Парнах написал и опубликовал первые на русском языке теоретические заметки о джазе. Вместе со стихами и переводами эти статьи вошли в книгу «Валентин Парнах. Жирафовидный истукан», вышедшую в Москве в 2000 году. В 1990-е гг. в книге «Джазовые силуэты» историк и критик джаза Аркадий Петров опубликовал много ценных подробностей о «полумифическом» Парнахе со слов бывшего пианиста оркестра Евгения Габриловича. Записей парнаховского ансамбля не сохранилось, так как грамзапись в СССР появилась в 1927 году, когда коллектив уже распался.
Самую первую отечественную джазовую пластинку с двумя модными американскими мелодиями записал в Москве в 1928 году ансамбль «АМА-джаз» Александра Цфасмана. АМА (ассоциация московских авторов) была в годы НЭПа частным музыкальным издательством и стала спонсором ансамбля. Александр Цфасман – пианист, первый профессиональный джазовый музыкант с консерваторским образованием.
А. Цфасман. Фотография из открытых источников: https:// jazz100.ru
«АМА-джаз» с успехом выступал в саду «Эрмитаж», крупных кинотеатрах и ресторанах Москвы. Музыканты исполняли композиции самого Цфасмана, его аранжировки американских пьес и первые музыкальные опусы советских композиторов, писавших музыку в новом для них жанре. В первый же год своего существования ансамбль не только выпустил свою первую пластинку, но и записал первую в СССР радиопередачу о джазе. В 30-е годы оркестр Цфасмана стал Джаз-оркестром Всесоюзного радиокомитета. Оркестр Цфасмана просуществовал до 1946 года. Позже Цфасман возглавил симфоджаз эстрадного театра «Эрмитаж».
О жизни и творчестве Александра Цфасмана писали Г. Скороходов в книге «Звезды советской эстрады», автор одного из самых авторитетных изданий о джазе «Советский джаз» А. Баташов. В книге музыковеда А.Н. Голубева «Александр Цфасман. Корифей советского джаза» предстает живой образ основателя отечественного профессионального джаза, замечательного музыканта и человека. Наряду с освещением его творческой деятельности в качестве пианиста, композитора, руководителя оркестра, приводятся не опубликованные ранее интересные факты и события из его жизни, а также дискография его пластинок.
Национальная библиотека располагает записями на грампластинках с выступлениями Джаз-оркестра под управлением Александра Цфасмана:
Одновременно с оркестром Цфасмана в Москве, в Ленинграде в 1927 году начал концертную деятельность «Первый концертный джаз-бэнд» Леопольда Теплицкого.
Л. Теплицкий. Фотография из открытых источников: https://jazz100.ru
За год до этого Теплицкий был откомандирован в США знакомиться с музыкой для иллюстраций к немым фильмам. Несколько месяцев музыкант впитывал все ритмы новой музыки, учился у американских джазменов. По возвращении со стажировки он собрал свой оркестр из музыкантов-преподавателей Ленинградской консерватории и музыкантов симфонических оркестров. Заслуга Теплицкого в том, что впервые музыканты выступали в концертных залах с полноценной концертной программой. Хотя джаз-бенд Теплицкого просуществовал недолго, за непродолжительное время музыканты смогли познакомить ленинградских слушателей с современной американской танцевальной музыкой, бродвейскими мелодиями.
Судьба Теплицкого складывается драматично. После 1929 года его ждут арест по ложному доносу, десять лет лагерей, строительство Беломорско-Балтийского канала. После Теплицкий вынужден был поселиться в Карелии. Но музыкальное прошлое не было забыто, и Теплицкий организовал в Петрозаводске симфонический оркестр, преподавал в консерватории, писал музыку, вел радиопередачи. Имя первопроходца российского джаза Леопольда Яковлевича Теплицкого в 2004 году было присвоено Международному джазовому фестивалю «Звезды и мы» (фестиваль организован в 1986 году в Петрозаводске).
Первый советский профессиональный джаз 20-х годов делал свои шаги в не самой благоприятной обстановке. Слово «джаз» в период НЭПа музыкальные критики связывали с буржуазным образом жизни и не могли оценить по достоинству новое явление культуры. Поспособствовала этому и ресторанная эстрада с ее блатными песенками, хлынувшая потоком и называющая себя джазом.
В 1928 году в газете «Правда» появилась статья известного пролетарского писателя Максима Горького «О музыке толстых». Гневный памфлет обличал джазовую музыку. Писатель жил в ту пору в Италии на острове Капри, и вряд ли был знаком с настоящим джазом. Но высказывание Горького было подхвачено Российской ассоциацией пролетарских музыкантов (РАПМ), и долго еще джаз в нашей стране называли «музыкой толстых».
Несмотря на сложную атмосферу джаз в СССР продолжал развиваться. В 30-е годы слово «джаз» стало модным: почти все эстрадно-танцевальные оркестры назывались джазовыми. В 1929 году в Ленинграде дебютировал театрализованный оркестр «Теа-джаз», созданный певцом и популярным актером Леонидом Утесовым. На концертах этого оркестра многое было необычно для публики: музыканты играли, пели, танцевали, вели диалоги. Исполнялись джазовые обработки классики, театрализованные песни, музыка западных авторов и сочинения советских композиторов. Концерты были со сквозным сюжетом и персонажами как в театральных спектаклях.
Л. Утесов. Фотография из открытых источников: https://jazz100.ru
В 1934 году Утесов и его знаменитый оркестр приняли участие в съемках в джаз-комедии «Веселые ребята». Фильм, снятый режиссером Григорием Александровым с музыкой Исаака Дунаевского, Леонидом Утесовым и Любовью Орловой в главных ролях, оказался одним из самых любимых фильмов в СССР. Герой Утесова пел прекрасные песни, грубовато шутил, исполнял типично голливудские трюки, восхищавшие публику. Популярность Утесова стала невероятной.
Конечно, деятельность оркестра Утесова была ближе к песенной эстраде, чем к собственно джазу, но такая форма концертов была понятна советской публике. Тем более для совместного творчества Утесов привлекал известных композиторов-песенников, таких как Исаак Дунаевский, братья Дмитрий и Даниил Покрасс, Константин Листов, Матвей Блантер. Песни, звучавшие в программах оркестра, становились необычайно популярными и всенародно любимыми. Человек театра, водевиля Леонид Утесов умело соединял театр с джазом, а джаз с театром. «Я не пою голосом – я пою сердцем», – эта фраза Утесова стала крылатой.
Известный историк джаза А. Баташев в своей книге «Советский джаз» пишет: «К середине 30-х годов в концертной практике Утесова были заложены основы жанра, построенного на отечественном музыкальном и поэтическом материале, синтезировавшего отдельные элементы зарубежных театрализованных представлений, эстрады и джаза».
Национальная библиотека располагает грамзаписями с выступлениями Джаз-оркестра под управлением Леонида Утесова:
В оркестре Леонида Утесова работали замечательные музыканты, впоследствии создавшие собственные оркестры. Одним из таких музыкантов был Яков Скоморовский. До 1930 года он не только играл в оркестре Утесова, но и считался его вторым художественным руководителем, а затем покинул оркестр и организовал Концертный джаз-ансамбль. Позже ансамбль Скоморовского вошел в штат Ленинградского радио и считался наиболее известным и самым джазовым в Ленинграде. С ним долгие годы сотрудничал композитор И. Дунаевский. Именно оркестр Скоморовского озвучивал кинофильмы «Цирк», «Волга-Волга», «Вратарь». В течение трех лет солисткой оркестра была Клавдия Шульженко.
С 1941 года Яков Скоморовский руководил джаз-оркестром в составе Центрального ансамбля Военно-морского флота и солировал на трубе. С 1944 по 1946 год руководил симфоджазом «Ансамбль пяти морей» и сам писал произведения для джаз-оркестра.
В Национальной библиотеке РТ есть запись композиции «Голубая ночь», которая звучит в исполнение джаз-оркестра Якова Скоморовского:
Еще один музыкант из школы оркестра Утесова – Николай Минх. Его джазовая история началась в Ленинграде в 1930 году. Он выступал как пианист в различных джаз-ансамблях, в том числе в «Ленинградской Джаз-Капелле». Там прозвучали его первые сочинения.
В 1931 году Минха пригласили в знаменитый Теа-джаз Утесова, где он играл на фортепиано, аккордеоне, делал джазовые аранжировки. В его аранжировках звучали такие популярные песни, как «Будьте здоровы!», «Лейся, песня», «Пароход», «Все хорошо, прекрасная маркиза».
В 1939 году Николай Минх становится руководителем джаз-оркестра Ленинградского радио. Работу прерывает война, Николай Минх ушел в ряды народного ополчения. После ранения и лечения в госпитале он становится музыкальным руководителем в Театре Балтийского флота. Его песни и оркестровые пьесы звучат в филармонии и в других концертах фронтовых бригад. Неоднократно во время блокады в Большом зале исполняются фрагменты из оперетты «Раскинулось море широко», написанной Минхом в 1942 году в соавторстве с композиторами Круцем и Витлиным. После войны снова был оркестр радио, а в середине 50-х Николай Минх получил приглашение возглавить оркестр Театра эстрады в Москве. В 60-е годы Минх занялся композиторской деятельностью, создавал музыкальные комедии и оперетты.
Грамзапись в исполнении Джаз-оркестра под управлением Николая Минха можно прослушать в музыкальном зале Национальной библиотеки РТ. В нее входят произведения: «Буду ждать тебя», «Небо», «Приходи» и др.:
Предвоенные годы 20 века полны событиями в развитии джазового исполнительства в СССР. В 1939 году был организован Госджаз – Государственный джаз-оркестр СССР под руководством Виктора Кнушевицкого. До начала Великой Отечественной войны оркестр выпустил 26 пластинок с композициями советских композиторов. Это был прообраз будущих эстрадно-симфонических оркестров. Для Госджаза, звучащего в основном на радио, писали композиторпы И. Дунаевский, Ю. Милютин, М. Блантер, А. Цфасман и др.
Одним из прославленных джаз-оркестров был коллектив из Белоруссии под управлением Эдди Рознера. Выдающийся трубач стал частью истории национальных джазовых культур Германии, Польши, Белоруссии и России. При его участии в начале 1940-х годов формировался самобытный советский джазовый стиль.
Э. Рознер. Фотография из открытых источников: https:// jazz100.ru
Оркестр с успехом гастролировал в Москве и Ленинграде. Эдди Рознер, которого в юности называли «белым Армстронгом», был талантливым артистом, умеющим завоевать публику своим обаянием и жизнерадостностью. В 1946 году с началом гонений на джаз оркестр был распущен, и Рознер решил вернуться в Польшу. Но ему инкриминировали измену родине и отправили в Магадан. С 1946 по 1953 гг. трубач-виртуоз провел в ГУЛАГе. Там он организовал оркестр из заключенных. После освобождения он вновь возглавил биг-бенд в Москве. Популярность оркестра была велика. В 1956 году на советский киноэкран вышла музыкальная кинокомедия Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». В этом фильме снялись музыканты оркестра Эдди Рознера. Барабанщик оркестра Борис Матвеев впервые в советском кино играет джазовое соло на барабанах.
В 1960-е годы в оркестре играли музыканты, которые затем составят славу российского джаза: Давид Голощекин, Константин Носов, Геннадий Гольштейн. Аранжировки для оркестра писали Виталий Долгов и Алексей Мажуков. Маэстро отслеживал тенденции мирового джаза и старался включать в программы лучшие образцы настоящей джазовой музыки.
Особая страница жизни советских джаз-оркестров – это годы Великой Отечественной войны. Уже в первый месяц войны были подготовлены программы, с которыми артисты выступали на вокзалах для уезжающих на фронт бойцов, позже выступления проходили в действующей армии, прифронтовой зоне, госпиталях. Во время войны многие артисты были и музыкантами и бойцами. Многие коллективы выезжали на фронт в составе больших концертных бригад. Среди них джаз-оркестры Леонида Утесова, Александра Цфасмана, Александра Варламова, Эдди Рознера, Исаака Дунаевского, Клавдии Шульженко.
После войны для джаза наступили тяжелые времена, о которых Утесов сказал: «Пришло время разгибания саксофонов…» В это время был распространен плакат «Сегодня ты играешь джаз, а завтра родину продашь». Инструментальный джаз был признан чуждым советскому искусству. Начались притеснения джазовых музыкантов. В 1948 году принято очередное постановление правительства «о тлетворном влиянии буржуазной музыки». Речь шла об опере Вано Мурадели «Великая дружба», которая не понравилась Сталину и была названа порочным антихудожественным произведением. Многие коллективы были распущены, большинство музыкантов переместились в рестораны и кинотеатры. Слово «джаз» ушло из названия коллективов. Теперь они назывались эстрадными оркестрами. До смерти Сталина джаз оставался искусством вредным и чуждым советской эстраде. Только с середины 1950-х годов стали возвращаться джаз-оркестры. Большим толчком к реабилитации и возвращению джаза стал Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве 1957 года.
Самое яркое имя в джазе середины 50-х гг. – Олег Лундстрем. Его оркестр возник и стал популярным в 30-е годы в Шанхае, самого Лундстрема называли «королем джаза Дальнего Востока». К советской публике он вышел в 1947 году, после приезда в Советский Союз. Сначала музыкантам разрешили приехать в Казань, чтобы организовать там джаз-оркестр Татарской АССР, но постановление ЦК ВКП(б) 1948 года объявило джаз вне закона. Лундстрем и другие музыканты играли в оркестре театра оперы и балета, оркестре кинематографа, выступали на сцене филармонии с популярными советскими песнями в джазовой обработке. В начале 50-х годов Олег Лундстрем изучал основы композиции в Казанской консерватории, где также читал теоретические дисциплины и руководил студенческим симфоническим оркестром. В 1955 году он вел цикл радиопередач, представляющих собой джазовые аранжировки сочинений ведущих татарских композиторов.
В 1956 году Лундстрем переезжает в Москву, где был создан Концертный эстрадный оркестр, в который вошли практически все музыканты, с которыми он играл в Шанхае. Следующие 50 лет Оркестр под управлением Олега Лундстрема гастролировал по городам Советского Союза и за пределами СССР, в том числе выступали на фестивалях в Варшаве, Праге, Вашингтоне и Санта-Барбаре. Оркестр записал несколько пластинок в сотрудничестве с аранжировщиком и композитором Виталием Долговым. Оркестр Лундстрема, ведя активную гастрольно-концертную деятельность, считался со вкусами широкой аудитории, воспринимавшей джаз как развлекательное, песенное искусство. Поэтому в коллективе работали не только джазовые музыканты, но и эстрадные певцы, такие как Майя Кристалинская, Валерий Ободзинский, Алла Пугачева, Ирина Отиева. Программа оркестра состояла из классических джазовых пьес и произведений, написанных как самим маэстро, так и участниками его коллектива. Лундстрем сотрудничал со многими талантливыми музыкантами, составившими впоследствии цвет российского джаза – это Игорь Якушенко, Анатолий Кролл, Георгий Гаранян, Игорь Бутман и многие другие. В конце жизни Олег Лундстрем попал в Книгу рекордов Гиннеса за самое долгое (65 лет) руководство одним коллективом.
Национальная библиотека располагает записями на грампластинках с выступлениями Оркестра под управлением Олега Лундстрема:
«Оттепель» в культурной политике 60-х годов коснулась и джаза: его реабилитировали и разрешили. Сам Никита Хрущев в 1962 году посетил концерт гастролирующего в СССР американского биг-бенда Бенни Гудмена. Появились джазовые фестивали, новые оркестры, в крупных городах возникли джазовые клубы. Впервые музыканты отправились с гастролями за рубеж.
Композитор Юрий Саульский назвал свой оркестр «ВИО-66». В нем участвовали будущие звезды: саксофонист Алексей Козлов (руководитель ансамбля «Арсенал», заложившего основы отечественного джаз-рока), пианист Игорь Бриль (автор «Практического курса джазовой импровизации» для пианистов) и Юрий Чугунов (автор первого джазового учебника «Гармония в джазе»). Солисткой оркестра некоторое время была певица Валентина Толкунова.
Ю. Саульский. Фотография из открытых источников: https:// jazz100.ru
Лучших музыкантов со всей страны собрал оркестр пианиста, композитора и аранжировщика Анатолия Кролла. В течение 20 лет Кролл возглавлял оркестр «Современник» (бывший оркестр Эдди Рознера). Здесь начинала свой творческий путь певица Лариса Долина. Оркестр Кролла принял участие в создании фильма Шахназарова «Мы из джаза», в котором маэстро выступил композитором, а Долина исполнила вокальные женские партии.
В Ленинграде был знаменит джаз-оркестр Иосифа Вайнштейна, в котором лидерами и солистами были саксофонист Геннадий Гольштейн и трубач Константин Носов. К концу 1960-х гг. оркестр считался самым свинговым биг-бендом в России.
Национальная библиотека располагает грамзаписями с выступлениями Джаз-оркестра под руководством Иосифа Вайнштейна:
В 70-е годы Ленинград нередко становился стартовой площадкой для музыкантов, здесь дали первые концерты Леонид Чижик, трио Вячеслава Ганелина, ансамбль «Аллегро». Триумфально шествовал ансамбль «Ленинградский диксиленд», на сцене джаз-клуба заявили о себе молодые исполнители – Давид Голощекин и Олег Куценко.
С 1978 года в городе проводятся «Осенние ритмы» – один из крупнейших фестивалей в стране.
В музыкальном зале Национальной библиотеки можно послушать коллаж «Джаз – ансамбли Ленинграда» в исполнении саксофона Д. Голощекина, О. Куценко, джаз-ансамбля «Невская восьмерка» и инструментального ансамбля под руководством Николая Калинчева:
В период 1964-2009 гг. в Москве работал легендарный джаз-клуб «Синяя птица», который открыл имена представителей джазовых музыкантов прошедших лет и современного поколения звёзд отечественного джаза (братья Александр и Дмитрий Бриль, Анна Бутурлина, Яков Окунь, Роман Мирошниченко и другие).
В 70-80-е годы получили известность «джазовое трио «Ганелин-Тарасов-Чекасин» (ГТЧ), джазовый квартет из Азербайджана «Гая», Государственный эстрадный оркестр Армении под управлением Константина Орбеляна, грузинские вокально-инструментальные ансамбли «Орэра» и «Джаз-Хорал», ансамбль «Мелодия» под управлением Георгия Гараняна.
Для 90-х годов характерно снижения интереса к джазу, а уже к началу 2000 годов новый всплеск увлечения джазовой музыкой. Сегодня российский джаз живет и развивается. Джазовые музыканты показывают свое искусство в филармонических концертных залах, джаз-клубах. Развитию джаза способствуют и ежегодно проводимые многочисленные фестивали джазовой музыки.
Музыканты-мэтры джаза, прошедшие великолепную школу советского джаза, становятся наставниками и педагогами для подрастающего поколения джазменов. В России сложилось несколько джазовых школ. В консерваториях и музыкальных училищах существуют эстрадно-джазовые отделения.
Известный российский пианист Игорь Бриль воспитал целое поколение джазменов, которые представляют современный джаз: Иван Фармаковский, Леонид Пташка, Константин Горбатенко, Александр Беккер, Владимир Нестеренко, Евгений Лебедев, Евгений Сивцов.
Виртуоз и автор сольных концертов пианист Даниил Крамер организовал серию просветительских концертов «Джаз с Даниилом Крамером», открыл класс джазовой импровизации в Московской консерватории и организовал систему джазовых абонементов и фестивалей в академических концертных залах. Любителям джаза он известен и как ведущий программы «Джем-5» на телеканале «Культура».
Д. Крамер. Фотография из открытых источников: https:// jazz100.ru
В 1990-2000 гг. в российском джазе появились музыканты, которые не только успешно гастролировали за рубежом, но и реализовывали новые проекты, приглашая ярких зарубежных исполнителей в Россию. Это признанные в международном джазовом сообществе российские музыканты Игорь Бутман, Олег Киреев, Леонид Винцкевич, Лев Кушнир, Аркадий Овруцкий, Андрей Кондаков.
Для джазового сообщества Игорь Бутман – не просто саксофонист, но и продюсер, который представляет более 10 ежегодных джазовых фестивалей по всей России, руководитель звукозаписывающей компании, педагог, создавший Академию джаза. Наконец, Игорь Бутман – руководитель Московского джазового оркестра, самого популярного в России биг-бенда.
И. Бутман. Фотография из открытых источников: https:// jazz100.ru
Бутман учился и работал с такими легендарными мастерами джаза, как Геннадий Гольштейн, Давид Голощекин, Олег Лундстрем. Его учениками можно считать талантливых джазменов Олега Аккуратова, Петра Востокова и Вадима Эйленкрига.
Подводя столетний итог, можно с уверенностью сказать, что у джаза в России есть своя ниша, свои знатоки, и поклонники. Издаются книги, есть интернет-портал журнала «Джаз.Ру», в Интернете можно послушать практически любую музыку, джаз записывают на электронные носители и виниловые пластинки, джаз звучит и на ТВ-канале «Культура». Не перечесть всех джазовых фестивалей, в больших городах есть эстрадно-джазовые оркестры и джаз-клубы, где звучит джаз всевозможных стилей и направлений в исполнении замечательных местных музыкантов и зарубежных прославленных джазменов. Джаз жив и востребован!
Источники: