КАМАЗ — автогиганту 55

16 февраля 2024 г., пятница

«По масштабам и темпам строительства КАМАЗ не имеет себе равных в отечественной и мировой практике… Пройдут годы, все советские люди будут с гордостью вспоминать о трудовом подвиге на КАМЕ» — Л.И. Брежнев                                                                                                         

Могучий флагман советского машиностроения по производству большегрузных автомобилей Камский автомобильный завод сегодня развивается стремительно и уверенно смотрит в будущее. 

Совместными усилиями конструкторов ЗИЛа, МАЗа, Ярославского моторного и ряда других творческих коллективов была создана базовая модель автомобиля «КамАЗ». Ведущим в этой работе стал «ЗИЛ» – завод им. И.А. Лихачева, его специалистами был спроектирован новый завод и разработаны автомобили. Проектирование, изготовление и испытание опытных образцов автомобилей «КамАЗ» с 1969 по 1978 годы проходили на этом заводе. Начальник КБ завода В.А. Вязьмин так комментировал эти события: «Мы отдали камскому проекту свой конструкторский задел – автомобиль ЗИЛ-170. Мы считали крупной удачей, что работу приходится начинать не с нуля. Есть некая основа, из которой должно прорости конструкторское решение».


Из фондов Национальной библиотеки РТ

В конструкцию семейства марки «КамАЗ» были вложены достижения мировой инженерной мысли: компоновка с передней откидываемой кабиной повышенной комфортности, V-образный дизель и другое, что отвечало требованиям международных стандартов. Десятки ведущих специалистов трудились над разработкой современных конструкций агрегатов автомобиля, работниками ЗИЛа было получено и внедрено около 50 авторских свидетельств на промышленный образец машины. Наконец, в приложении к свидетельству на фотографии было предложено дизайнерское решение по внешнему облику КамАЗа. В те годы была установлена планка по выпуску большегрузов-автопоездов в год – 150 тысяч, дизелей – 250 тысяч. 

Цель сооружения грандиозного завода – вывести наше автомобилестроение на ведущее место в мире. Все участники проекта «КамАЗ» испытали творческую радость и работали энергично и вдохновенно!

Автомобильный конвейер. Из фондов Национальной библиотеки РТ

КамАЗ – это комплекс заводов по производству автомобилей и смежных предприятий в прилегающих районах республики. Было изучено 70 вариантов размещения комплекса, выбор пал на Набережные Челны, преимущества небольшого городка в то время были очевидны по географическому положению, наличию железнодорожных путей, судоходных рек Камы и Волги, воздушные мосты. Вопрос с обеспечением стройки всем необходимым был решен оперативно. 

КамАЗ был задуман как прообраз заводов будущего и как образец высшей производительности и культуры труда. Завод заставил ученых и инженеров искать лучшие марки стали и сплавов, новые полимеры, стекло, приборы, резинотехнические изделия, подшипники, топливо и смазочные материалы.

Начало стройки. Котлован для будущего завода. Из фондов Национальной библиотеки РТ

КамАЗ строила вся страна. Многонациональная гвардия ехала на стройку – русские, украинцы, белорусы, чуваши, башкиры, молдаване, грузины, эстонцы… в основном молодежь. Рабочие и специалисты, представители более чем 70 национальностей, прибыли на работу в Набережные Челны.

Приехали на стройку века. Из фондов Национальной библиотеки РТ

Все знали, что будет трудно, а привилегия только одна – когда-нибудь сказать своим детям: «Я строил КамАЗ». Создавались молодые семьи, появлялись дети, жизнь била ключом. Одновременно со строительством комплекса решались проблемы обеспечения жильем, детскими садами, современными учебными заведениями, медицинскими учреждениями, объектами культуры, спорта, отдыха и досуга. Большое тепличное хозяйство обеспечивало автоград свежими овощами и цветами. 

Они были первыми. Из фондов Национальной библиотеки РТ

В Набережных Челнах сегодня живут и работают люди, когда-то поставившие цель: создать завод и город будущего. Они знали, что комплекса такой высокой степени сложности и таких гигантских размеров, как КамАЗ, не возводил никто в мире. Знали и то, что строить они умеют и уверены, что осуществят все задуманное.

Чтобы захотеть остаться здесь жить и работать после строительства завода – надо полюбить город. Значит, город обязан быть красивым и удобным для жизни. С этой задачей справились архитекторы автограда.

Город Набережные Челны. Из фондов Национальной библиотеки РТ

В Набережные Челны часто приезжали певцы, поэты, музыканты и просто те, кто своими глазами хотел увидеть красоту города на Каме и величие автогиганта. Интересный факт: селекционер-цветовод из Батумского ботанического сада Академии наук Грузии вывела новый сорт темно-красной розы, цветущей круглый год. Покоренная подвигом строителей автогиганта, их волей и мужеством она дала цветку имя «КамАЗ».

Демографического взрыва ожидали, но не такой силы, наблюдался стремительный рост бракосочетаний и рождаемости. Так, в 1973 году в городе зарегистрировали 5003 новорожденных, а в следующем 6741. Сегодня население Набережных Челнов составляет более полумиллиона жителей.

Свадебный эскорт. Из фондов Национальной библиотеки РТ

Рожденные на «КАМАЗе». Из фондов Национальной библиотеки РТ

Благодаря КамАЗу в Прикамье был создан промышленный и научный центр, не имеющий себе равных, а также развитая инфраструктура пригородной сельскохозяйственной зоны. Одновременно в разных районах страны строили десятки крупных предприятий- «спутников» комплекса, которым предстояло снабжать завод комплектующими изделиями и узлами.  Всего в контакте с автогигантом работало около 300 заводов и комбинатов.

Роль автогиганта на Каме для всей страны трудно переоценить, для республики он имеет историческое значение. Пока возводился завод, руководители страны и республики постоянно держали руки на пульсе стройки. 

Машина КамАЗ получилась быстроходной, несмотря на габариты, она легко вписалась в общий режим движения транспорта. Грузоподъемность одиночной машины – восемь тонн! Несмотря на разные модификации, основная – тягач для автопоезда с грузом 16-20 тонн. 

Главный конструктор Ярославского моторного завода Георгий Чернышов, которому поручили возглавить работу над созданием дизеля для КамАЗа, гарантировал работу двигателя, обеспечивающую автомобилю пробег до 350 тысяч километров без капитального ремонта, но и это не предел. Проходимость машины оказалась достаточно высокая, вседорожная.

Председатель одной из американских фирм, изготовляющей заказы для Камского комплекса Джон Шмидт высказал свое мнение: «Это надежная, производительная, и, что немаловажно! – красивая машина с мощным двигателем и удобной кабиной… Будет несомненно одной из лучших машин этого класса в мире. Не боюсь предсказать ему хорошие перспективы для экспорта». Предсказание оказалось верным, КамАЗы разъезжают по дорогам более чем 80 стран, бренд известен во все мире.

КамАЗ – это комплекс заводов, объединение предприятий, ядро которого составляют шесть серебристых громадин-заводов: ремонтно-инструментальный, литейный, дизельный, прессово-рамный, кузнечный и автосборочный. В составе комплекса административный, инженерный и лабораторный корпуса, а также крупный учебный центр.

И все же машины машинами, но решающее слово говорят люди, мощный коллектив автозавода, союз рабочих, инженеров, конструкторов. Вся страна помогала готовить кадры. За год до пуска комплекса несколько тысяч рабочих и специалистов учились на курсах и стажировались на родственных предприятиях всей страны. Ведь недаром говорится: мало набрать виртуозов-скрипачей, нужно, чтобы они стали оркестром.

Первый Генеральный директор «КамАЗа» Л.Б. Васильев. Из фондов Национальной библиотеки РТ

Сегодня КамАЗ – наше национальное богатство. Он обладает огромным производственно-экономическим потенциалом. Это комплекс предприятий с исключительно высокой производительностью труда.

Сборочный цех. Из фондов Национальной библиотеки РТ

Хроника строительства

В полдень 16 февраля 1976 года Камский комплекс заводов начал действовать в пусконаладочном режиме, с главного сборочного конвейера сошел первый автомобиль. В конце года вошла в строй первая очередь комплекса. С тех пор выпущено более 2,3 млн автомобилей и около 2,8 млн двигателей.

Первый «КАМАЗ». Из фондов Национальной библиотеки РТ

В октябре 1977 года досрочно выполнен первый годовой план – 22 тысячи машин, в августе 1978 с конвейера сошел 50-тысячный грузовик, а в июне 1979 с главного конвейера сошла машина под номером 100 тысяч, в апреле 1980 – 150-тысячная.

Высокие темпы освоения производственных мощностей КамАЗа, рост объема выпускаемой продукции, необходимость наращивания темпов создания новых модификаций машин связаны прежде всего с необходимостью совершенствования проектно-конструкторской деятельности. Поэтому специалисты управления главного конструктора КамАЗа решили создать систему автоматизации проектирования (САПР), увязывающую все программные средства в единую организационно-техническую структуру. Поэтапное создание и внедрение элементов САПР позволило, не разрушая ее единства, оперативно внедрять наиболее актуальные задачи и уже на ранней стадии получать определенный экономический эффект. Проще говоря, САПР – это система «человек-машина», позволяющая взаимодействовать конструктору с вычислительной техникой, во-вторых, это средство коллективного пользования. И как результат – достаточно высокая производительность для решения больших задач доводки автомобилей КамАЗ до технического совершенства в любой модели. В конечном итоге начинает развиваться техническая база комплекса и совершенствуются знания специалистов в области вычислительной техники.

В феврале 1983 года создается производственная фирма «Камазавтоцентр», которая обеспечивает все машины гарантийным обслуживанием и поставляет запасные части на весь период жизни грузовика. Оценка и анализ надежности и эффективности использования автомобилей КамАЗ показали, что на заводе ведется большая работа по конструктивно-технологическому совершенствованию своих автомобилей, качество изготовления и эксплуатации из года в год заметно улучшается.

Автомобили КамАЗ, как известно, широко используются при перевозках самых различных грузов, в том числе зерна с токов на хлебоприемные предприятия: обладая большой грузоподъемностью и возможностью работы в составе автопоездов, они позволяют ускорить перевозку зерна, сократить его потери, получить значительный хозяйственный эффект. В связи с этим конструкторские решения повысили универсальность бортовой платформы машин, увеличили приспособляемость к перевозке сыпучих грузов. К примеру, в 1986 году КамАЗы перевезли 60% урожая страны. Повышение работоспособности двигателей, уплотнительных прокладок, обладающих эластичными свойствами, дают возможность длительной эксплуатации автомобилей. Рядом с плакатами «Страна – КамАЗу!» появились «КамАЗ – стране!»

1987 год примечателен тем, что было создано производство микролитражных автомобилей «Ока», которые служили некоторое время любителям экономичных машин. 

Капиталовложения государства на строительство комплекса были очень большими, однако уже за первые десять лет работы страна получила от эксплуатации КамАЗов более 8 млрд рублей транспортной прибыли на конец 1988 года.

17 июля 1988 года была создана заводская гоночная команда КАМАЗ-мастер – многократный победитель различных ралли в самых разных странах мира. 

Легендарные гонки. Из фондов Национальной библиотеки РТ

Команда многократно выигрывала легендарный ралли-марафон «Дакар» в разных странах мира, проходила тысячи километров сложнейших трасс и в упорнейшей борьбе до последней секунды одерживала победы! Победы эти общие, силы вкладывали и механики, и конструкторы, и менеджеры, весь коллектив заводского комплекса. В Набережных Челнах построен научно-технический центр команды, именно там создаются уникальные автомобили для гонок в экстремальных условиях бездорожья. Бросается в глаза то, что в отличие от обычных грузовиков, у гоночного не шесть, а четыре колеса. Инженерам удалось изрядно потрудиться над машиной: двигатель мощностью 1150 л.с. разгоняет этого десятитонного монстра до 10 км/час за 6 секунд, максимальная скорость составляет 165 км/час. Андрей Каргин, Эдуард Николаев, Дмитрий Сотников, Антон Шибалов, Айрат Мардеев – гонщики-профессионалы, прославившие «КамАЗ» на весь мир!

В 90-е годы производственное объединение «КамАЗ» было преобразовано в акционерное общество, а позднее в 1996 году решением акционеров в ОАО «КАМАЗ».

Камский комплекс продолжал завоевывать все новые вершины в автомобилестроении, разрабатывал новые модели, модернизировал имеющиеся марки машин. Все удачно складывалось, но 14 апреля 1993 года на заводе двигателей произошел пожар, который в несколько минут охватил все предприятие. Беспощадный огонь уничтожил не только весь корпус завода, но и сложнейшее технологическое оборудование. Пожар потушат только 21 апреля, восемь дней и ночей пожарные будут бороться с огнем. Последствия пожара окажутся ужасными как для КАМАЗА, так и для всей страны. Эксперты посчитали, что ущерб сопоставим с аварией на Чернобыльской АЭС. Двигатели – это сердце машин, поэтому с первых же дней после пожара работа пошла в двух направлениях – восстановление мощностей по выпуску 100 тысяч двигателей и скорейшее создание силовых агрегатов на основе самого современного технологического оборудования.

Правительство страны и республики в самые короткие сроки оказало финансовую и техническую поддержку заводу, что позволило камазовцам восстановить предприятие в короткие сроки, к концу года завод двигателей возобновил выпуск продукции полностью.

Это был поистине патриотический порыв рабочих и специалистов, это было их очередное испытание на прочность, им все удалось. И в 1996 году был создан опытный образец самосвала КАМАЗ-6520 – базовый автомобиль нового семейства.

В соответствии с разработанной конструкторской документацией завод построил и провел дорожные испытания следующих автомобилей: бортовые машины и самосвалы (одиночные и тягачи для работы в составе автопоездов: КамАЗ-5320, КамАЗ-53201, КамАЗ-53202, КамАЗ-53203, КамАЗ-5510, КамАЗ-55102, все колесные формулы 6Х4; седельные тягачи (колесной формулы 6х4) для работы в составе автопоездов: КамАЗ-5410, КамАЗ-54101, КамАЗ-54102; бортовые полноприводные (6х6) автомобили-тягачи для работы в составе автопоездов: КамАЗ-4310, КамАЗ-43101, КамАЗ-43102, КамАЗ-43103, КамАЗ-43104; полноприводные седельные тягачи (6х6) для работы в составе автопоездов КамАЗ-4410. Перечисленные автомобили имели различные колесные базы, кабины как со спальными местами, так и без них, силовые агрегаты с дизелями различной мощности: 180, 210 и 260 л.с. И как результат, насчитывалось 9 модификаций транспортных автомобилей колесной формулы (6х4) и 4 модификации полноприводных (6х6) машин.

Автогигант продолжает движение вперед, развивается и совершенствуется, применяя все новые и новые конструкторские решения. В декабре 2000 года прошла презентация нового автобуса НеФАЗ-52199 на базе шасси КамАЗ-5297. А в 2003 году состоялась презентация нового серийного городского развозного автомобиля КамАЗ-4308. 

Презентация нового автобуса НеФАЗ-52199. Из фондов Национальной библиотеки РТ

Результаты работы радуют коллектив и всю страну: в 2004 году с конвейера сошел 1700000-й автомобиль. С 2005 по 2010 годы было открыто несколько совместных предприятий КамАЗа с немецкими автоконцернами, состоялся запуск российско-казахстанского предприятия, заключили договора с американскими фирмами, в 2010 году в Индии состоялось открытие совместного предприятия «КамАЗ Вектра Моторз Лимитед».

2011 год стал для концерна знаковым – ОАО «КамАЗ» подтвердило уровень «Пять звезд» в конкурсе Европейского фонда менеджмента качества по модели EFQM «Признанное совершенство», а с конвейера сошел двухмиллионный грузовик.

Из фондов Национальной библиотеки

В декабре 2013 года начался серийный выпуск магистрального тягача КамАЗ-5490, флагман нового модельного ряда завода. Совместные предприятия содействуют новым производствам по усовершенствованию машин, в частности, австрийская фирма по производству гидравлических и телескопических цилиндров.

В 2015 году запущено производство еще двух новых моделей грузовиков, а также электробусов на шасси с газовыми двигателями, также прошли первые тестовые испытания беспилотника, разработанного совместно с ОАО «Вист групп» и Cognitive Technologies. Чуть позже на выставке «КОМТРАНС-2015» завод представил концепт революционной кабины КамАЗ-2020.

В рамках Московского международного автосалона состоялась презентация городской транспортной системы с использованием беспилотных автобусов, в разработке которой принимает участие ПАО «КамАЗ». Автогигант стал первым среди отечественных производителей, кто освоил и представил на отечественный рынок уникальную модель пассажирского транспорта – электробус КамАЗ-6282, заряжаемый от станции ультрабыстрой подзарядки в течение 8-12 минут (лимит 70 часов).

Пассажирский транспорт – электробус «КамАЗ-6282». Из фондов Национальной библиотеки РТ

В 2018 году «КамАЗ» впервые выходит на рынок столицы страны с транспортом на электрической тяге, выполняет контракт на поставку 100 электробусов и 31 зарядной станции. В это время продолжается активная работа на рынке Узбекистана, регистрируется совместное предприятие с корпорациями Китая на производство индустриальных дизельных двигателей объемом более 17 литров мощностью от 520 до 2000 кВт.

2018 год оказался очень эффективным, значимым в плане технологического развития. «КамАЗ» стал собственником крупного холдинга по производству автокомпонентов – АО «Объединенные автомобильные технологии», в состав которого входит 12 производств, расположенных в пяти субъектах РФ: Владимирской, Самарской, Рязанской, Пензенской и Ульяновской областях. Численность работающих более 10 тысяч человек, прибыль составляет более 18 млрд рублей, приобретение является стратегически важным в интересах всей автомобильной отрасли страны.

2020 год позволил продвижению первой в России промышленной 5G-зоне частной сети LTE на территории «КамАЗа» при поддержке правительства РТ ПАО «МТС» и Еricsson. Эта технология радиодоступа позволили оптимизировать многие процессы и повысить конкурентоспособность предприятия. Кроме того, холдинг получил патент на электрический беспилотный грузовой автомобиль без кабины для водителя – Челнок. На «КамАЗе» разработан мобильный накрышный модуль автономного управления автомобилем.

Новая конструкторская разработка КАМАЗа – карьерный самосвал КАМАЗ-65805, длина его 12 метров, грузоподъемность 60 тонн, а потому не зря присвоили машине греческое имя «Атлант». Самосвал создан целенаправленно для выполнения работ в карьерах, для перевозки скальных и рудных пород.

В 2021 году выведены на рынок новые модели машин поколения К5 и самый большой российский карьерный самосвал КамАЗ-65807 полной массой 95 тонн грузоподъемностью 65 тонн с мощностью двигателя 550 л.с., который является лучшим среди собратьев. Также сочлененный низкопольный электробус (гармошка) и троллейбус КамАЗ-65825 с увеличенным до 20 км автономным ходом, которые вышли на столичные маршруты. Инженеры комплекса начали разработку автотехники, работающей на водороде, в результате появился первый водоробус КамАЗ-6290, затем появился уникальный беспилотный самосвал КамАЗ-6559 («Юпитер 30) и семейство легкого коммерческого транспорта «Компас».

2022 год еще выше поднял планку сотрудничества ПАО «КамАЗ» в области развития легкового транспорта и отечественного электрического автомобиля. 23 ноября «КамАЗ» и правительство Москвы запустили производство автомобилей «Москвич».

Инженерная мысль и современные конструкторские решения специалистов позволили создать суперавтомобиль – полностью беспилотный горный самосвал «Робокоп»: кабина без салона, без окон, без дверей, без места для оператора. 

Фото из открытых источников: https://kamaz.ru/press/media/robokop-v-razreze-kak-ustroen-noveyshiy-robot-samosval-kamaz/

В 2023 году «КАМАЗ» показал самые лучшие результаты по продажам грузовых автомобилей на отечественном рынке – 28,2 тыс. машин, опередив многих конкурентов. Кроме того, маркетплейс Wildberries решил использовать беспилотные автомобили для доставки товаров в 2024 году, пять таких авто уже курсировали по трассе М-11 «Нева» в 2023. Кроме того, лизинговая компания «КАМАЗ» передала восемь грузовиков КАМАЗ-КОМПАС компании «АФС» в Москве, которая занимается доставкой лекарственных средств по всей России.

На будущее определены дальнейшие цели по совершенствованию качества продукции и услуг, деятельности компании в отношении перспективных авто К5, которые отвечают требованиям потребителей. Научно-технологический центр комплекса развивается по самым разным инновационным направлениям, особенно привлекла внимание многих инженеров-машиностроителей разработка главного технолога Сергея Кузнецова «Инженер будущего» – это суперчеловек, связанный с супертехнологиями.

Генеральный директор «КАМАЗа» Сергей Когогин – грамотный руководитель современного комплекса, который видит цель и стремится к ее выполнению, лидер, способный на многое, умеет решать невыполнимые задачи, быть доверительным в отношениях с рабочими, лично садиться за руль тяжелой машины и тестировать ее на трассе.

Генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин. Из фондов Национальной библиотеки РТ

В октябре 2024 года столица Татарстана примет Межгосударственный саммит БРИКС, который откроет новые возможности для развития и продвижения экономики, культуры, спорта. Республика активно готовится к этому масштабному событию. Представители стран-участниц посетят автогигант «КАМАЗ», продукция которого давно известна во всем мире. Неподдельный интерес вызывают беспилотные роботизированные горные самосвалы, позволяющие перевозить из карьеров скальные породы. Особое внимание к предприятиям угольной промышленности, готовых предоставить свои площадки для тестирования и эксплуатации машин серии «КАМАЗ».

За все годы своего существования «КАМАЗ» придерживался стратегии всесторонней заботы о членах коллектива как внутри холдинга, так и за пределами, здесь всегда было правильное отношение к человеку, забота по всем направлениям, что заложено в коллективном договоре социально ответственного предприятия. Поддержка творческих способностей коллектива, любовь к музыке, чтению, участие в различных конкурсах было и остается актуальным и сегодня. В этом один из главных залогов успешного продвижения вперед! 

Концерт симфонического оркестра под управлением Валерия Гергиева в цехе между двумя сборочными конвейерами. Из фондов Национальной библиотеки РТ

При подготовке виртуальной выставки были использованы книги и периодические издания из фондов Национальной библиотеки РТ.

Список литературы:

  1. 50 лет заботы о человеке: [о социальной политике предприятия КАМАЗ, о создании кадрового звена] // KAMAZ. – 2019. –  № 4. – С. 4 -9. 
  2. Авдонькин Ф. Н. и др. Надежность и эффективность автомобилей КамАЗ // Автомобильная промышленность. – 1986. – № 5. –  С. 21-22.
  3. Азаматов Р. А., Лавренченко В. Н. Опыт создания и внедрения элементов САПР на КамАЗе // Автомобильная промышленность. –  1984. – № 6. – С. 3-4.
  4. Барун В. Н. Ступени: записки главного конструктора / В. Н. Барун. – Набережные Челны, 1997. – 112 с.
  5. Белоконкина Т. Попасть в хорошие руки: [о подведении итогов конкурса наставников на автомобильном заводе] // Вести КАМАЗА. – 2024. – 26 января. – С. 4.
  6. Как рождался КАМАЗ // Аргументы и Факты +приложение Регион. – 2020. – 22-28 января (№ 4). – С. 9.
  7. КАМАЗ – 25: фотоальбом / под редакцией Э. В. Балашова, фото А. А. Мошина. – Москва: КАМАЗ, 1994. – 232 с.: фото.
  8. «Отцы Магнитку строили, а мы – КАМАЗ!»: [об истории строительства автозавода в Набережных Челнах] // Республика Татарстан. – 2018. – 24 мая (№ 72). – С.15.
  9. Парамонова Т. Новый год – новые цели: [на КАМАЗе подписан приказ № 1, в котором определяются цели совершенствования деятельности компании в 2024 году] // Вести КАМАЗА. – 2024. – 19 января (№ 2). –  С. 2.
  10. По следам победителей. «КАМАЗ – мастер» вновь покорил «Дакар» в Латинской Америке // Огонёк. – 2014. – № 3, 27 января. – С. 22-23.
  11. Правильное отношение к человеку: [социальная работа ПАО «КАМАЗ»] // KAMAZ. – 2020. – № 1. – С. 24-29.
  12. Ралли-Рейд: [о ралли-марафоне «Дакар», в котором участвует команда КАМАЗ-мастер] // Юный эрудит. – 2022. – № 2. – С. 32.
  13. Рябинин М. Над горевшим заводом поднимался столб черного дыма: [о пожаре на заводе двигателей КАМАЗа 14.04.1993 г.] // Татарстан. – 2020. – № 4. – С. 38-39.
  14. Сафина С. А. Первенец КАМАЗа: люди, события / С. А. Сафина. – Казань: Идел-Пресс, 2007. – 191 с.
  15. Ткаченко Ю. А. и др. КАМАЗы: [история автомобиля КАМАЗ] // Автомобильная промышленность. – 2016. – № 8. – С. 19-21.
  16. Товарищ КАМАЗ: альбом / составитель А. Богатко, фото Г. Колосова. – Москва: Плакат, 1979. – 256 с.
  17. Шишкина Н. А. КАМАЗ Дизель: страницы биографии / Н. А. Шишкина. – Набережные Челны: Граф и К, 2002. – 208 с.: фото.
  18. ПАО «КАМАЗ»: сайт. – Набережные челны, 1999. – URL: https://kamaz.ru/press/media/robokop-v-razreze-kak-ustroen-noveyshiy-robot-samosval-kamaz/ (дата обращения: 08.02.2024).

 

 

 

 

 

 

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International