Виртуальная выставка «Репертуар русской оперы на казанской сцене»

11 апреля 2024 г., четверг

К юбилеям русских композиторов Михаила Глинки, Модеста Мусоргского, Николая Римского-Корсакова и 150-летию казанской оперы

Свою историю казанский театр ведет с конца 18 века, когда в 1791 году в Казани официально состоялись первые общедоступные театральные представления. Спектакли проходили в гимназическом театре в специально оборудованном зале на 400 мест.

Собственное здание театра было возведено в 1803 году благодаря деятельному и предприимчивому театральному антрепренеру из местных помещиков – Павлу Петровичу Есипову. На месте нынешнего здания театра он построил деревянное с колоннами, которое простояло 12 лет. Свою труппу Есипов составил из крепостных, а также вольнонаемных актеров. Музыкальным руководителем театра был Андрей Васильевич Новиков. Он не только дирижировал всеми музыкальными спектаклями, но и сам написал несколько опер.

В 1815 году здание театра сгорело. Его не стали реставрировать и просто разобрали. В 1835 построили новое здание – опять деревянное.

Пожар 1842 года уничтожил почти весь город, сведений о театральных зданиях тех лет почти не сохранилось. Спектакли шли в частных домах. В 1845 году началась закладка первого каменного здания театра. Новое красное кирпичное здание стояло на Театральной площади (нынешний сквер на Площади Свободы). Первые спектакли в здании театра зрители увидели в 1851 году. Открылся новый театр гастролями итальянской оперной труппы. Итальянцы дали в Казани шесть спектаклей, поставив пять опер. Репертуар был классический итальянский. Среди них большую популярность имела руководительница труппы Амалия Корбари.

К сожалению, оперные спектакли продолжались недолго, так как 14 декабря 1860 года здание театра сгорело после представления «Севильский цирюльник». От него остались только закопченные стены. Оперные представления продолжались в зале Дворянского собрания, но вскоре прекратились из-за неприспособленности помещения. Успех многократных выступлений итальянцев в Казани также выявил потребность в оперных постановках и стационарном русском музыкальном театре в нашем городе.

Здание Казанского городского театра XIX века: Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан // XXXIV Международный оперный фестиваль им. Ф. И. Шаляпина. – Казань, 2016

 

В истории театрального искусства есть личности, которые были настоящими пропагандистами театра и весь свой организаторский талант отдали служению искусству. Таковым был Петр Михайлович Медведев. Он появился в Казани в 1866 году, и в течение 20 лет его театральная деятельность была связана с нашим городом.

26 августа 1874 году впервые полностью артистами казанской оперной труппы была дана опера М. Глинки «Жизнь за царя», эта дата считается датой начала постоянных оперных сезонов в Казани.

Афиша. Фотография из открытых источников: https://kazan-opera.ru

 

В период медведевских оперных антреприз (1874–1887) в Казани шло 37 опер русских и зарубежных композиторов. Почти все 11 русских опер ставились в Казани впервые: «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Опричник» и «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Демон» А. Рубинштейна, «Рогнеда» А. Серова. Петр Михайлович принадлежал к числу немногих антрепренеров, чутко понимавших общественные задачи театра и свою личную ответственность как режиссера и руководителя. Он был настоящим «собирателем русской сцены», никому не известных актеров превращал в артистов с всероссийским именем. Так было с В. Давыдовым, П. Стрепетовой, М. Савиной, А. Ленским. В 1886 году П. Медведев покинул Казань.

Столь же преданным своему делу оказался и Михаил Матвеевич Бородай. Он довел число постановок до 20 опер в сезон. Бородай пополнил репертуар операми М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, А. Бородина, Э. Напарника, А. Серова. Он продолжил линию привлечения лучших певцов, таких как А. Круглов, И. Тартаков, О. Камионский. При Бородае поднялся и дирижерский уровень, во главе оркестра стоял талантливый дирижер И. Палицын.

Михаил Матвеевич широко практиковал «общедоступные» спектакли по сниженным ценам, предоставляя бесплатные места учащимся на утренние представления. Он несомненно уловил общий демократический подъем, свежую струю в общественной жизни России конца XIX века. Именно труппа Бородая впервые в Казани дала оперный вечер специально для рабочих – на открытии Народного дома при фабрике Алафузовых. К концу своей деятельности в 1901 году Бородай с труппой гастролировал в Москве. Качеством исполнения труппа поразила москвичей и заслужила высокую оценку театральной прессы.

После М. Бородая «хозяином» оперного театра в течение многих лет был известный театральный предприниматель, актер, режиссер Н. Собольщиков-Самарин. Новый антрепренер добился у городских властей денег на ремонт, обновил труппу, сменил все художественное руководство. Репертуар пополнился новыми произведениями, к исполнению ведущих партий приглашались известные певцы, в том числе зарубежные. На казанской сцене выступали выдающиеся певцы: А. Боначич, И. Тартаков, А. Давыдов, М. Максаков, Н. Фигнер, Ю. Закржевский, Э. Боброва-Пфейфер, А. Ухтомская-Баронелли, Е. Кадмина. За дирижёрским пультом стояли У. Авранек, В. Сук, И. Палицын, дирижировавшие впоследствии в Большом и Мариинском театрах.

После Собольщикова и до 1918 года в Казани сменились несколько крупных антреприз и «товариществ». Так, с 1909 года хозяином театра был Н. Кручинин, в 1913 году пришел В. Образцов, а с 1916 по 1918 годы – М.  Степанов.

В августе 1919 года при невыясненных обстоятельствах здание Казанского городского театра сгорело дотла. Оперной труппе было предоставлено помещение Красноармейского дворца (бывшего Нового театра), где спектакли продолжались вплоть до осени 1922 года. К 1924 году актеры оперной труппы перешли в другие оперные театры. Часть артистов начали преподавать в различных учебных заведениях, некоторые пели в музыкальных спектаклях татарского драматического театра.

В 1930-е годы создается оперная студия молодежи республики, которую решено было обучить в Московской консерватории. Ставились две задачи: открыть в Казани оперный театр для регулярных постановок оперных и балетных спектаклей классического и современного репертуара и создать на этой базе татарский музыкальный театр.

В 1934 году постановлением правительства ТАССР в Казани был создан Татарский государственный оперный театр. Своего здания у театра не было, и спектакли шли на сценах других театров. Возведение здания началось в 1936 году по проекту московского архитектора Скворцова. В дальнейшем казанский архитектор Исмагил Гайнутдинов внес в проект коррективы.

10 февраля 1941 году в связи с организацией при Татарском государственном оперном театре балетного коллектива Совет Народных Комиссаров Татарской АССР принял постановление об изменении названия театра. Он стал называться театром оперы и балета.

В связи с начавшейся Великой Отечественной войной строительство нового большого здания театра затянулось на 20 лет и было завершено с использованием труда немецких военнопленных только к середине 1950-х годов. 28 сентября 1956 года новое здание театра на площади Свободы было торжественно открыто оперой Н. Жиганова «Алтынчеч». В этом же году театру было присвоено имя Героя Советского Союза Мусы Джалиля. В 1988 году театру было присвоено звание «Академический».

Татарский академический государственный театр оперы и балета им. Мусы Джалиля Фотография из открытых источников: https: // kazan-opera.ru

 

Сегодня Татарский академический государственный театр оперы и балета им. Мусы Джалиля (далее – Татарский театр оперы и балета, ТАГТОиБ им. М. Джалиля) является местом проведения крупного Международного оперного фестиваля имени Федора Шаляпина, который проходит в Казани с 1982 года и является старейшим фестивалем оперного искусства в России. Он был основан по инициативе директора Татарского театра оперы и балета Рауфаля Мухаметзянова, в 1985 году получил статус всероссийского, а в 1991 – международного.

За эти годы в спектаклях и концертах фестиваля участвовали звезды оперы: Ирина Архипова, Мария Биешу, Ирина Богачева, Анатолий Кочерга, Ильдар Абдразаков, Хибла Герзмава, Дмитрий Хворостовский, Ольга Бородина, Михаил Казаков, Альбина Шагимуратова, Елена Образцова, Рене Папе, Владимир Маторин и другие; дирижеры: Михаил Плетнев, Валерий Гергиев, Марко Боэми…

Фестиваль послужил поводом для открытия в Казани в 1999 году памятника Ф. И. Шаляпину. Названный именем великого певца, фестиваль ежегодно проходит в феврале – месяце рождения Федора Шаляпина.  

Казань – родина великого Шаляпина. Здесь он впервые познакомился с оперной музыкой в Казанском городском театре и вступил на театральные подмостки. В течение десяти лет Федор Шаляпин пел на казанской театральной сцене. За это время он выступил в четырнадцати спектаклях. В двадцатипятилетний юбилей казанской оперы (1899 г.) Ф. Шаляпин спел партию Ивана Сусанина в опере «Жизнь за царя». Исполнение партии Бориса Годунова в опере М. Мусоргского Шаляпину принесло славу.

Ф. Шаляпин в роли Ивана Сусанина в опере М. Глинки «Жизнь за царя. Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан // XXX Международный оперный фестиваль имени Ф. И. Шаляпина. – Казань, 2012

 


Ф. Шаляпин в роли Бориса Годунова в опере М. Мусоргского «Борис Годунов». Фотография из открытых источников: https://www.bibliotekar.ru

 

В афишу Международного оперного фестиваля имени Федора Шаляпина включаются постановки Татарского театра оперы и балета из репертуара знаменитого баса, главные партии в которых исполняют приглашенные мастера – известные певцы, дирижеры, представляющие театры России.

Нынешний XLII Международный оперный фестиваль имени Ф. И. Шаляпина был посвящен 150-летему юбилею казанской оперы и композиторам-юбилярам 2024 года – в этом году исполняется 220 лет со дня рождения основоположника русской оперы Михаила Ивановича Глинки (1804-1857), 185 лет со дня рождения выдающегося русского композитора Модеста Петровича Мусоргского (1839-1881) и 180 лет со дня рождения композитора, педагога, дирижера Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844-1908).

 

Михаил Иванович Глинка

Михаила Ивановича Глинку называют основоположником национальной композиторской школы. Его оперные шедевры занимают в музыкальном театре России большое отдельное место. На творческом наследии этого композитора учились и Модест Мусоргский, и Николай Римский-Корсаков, и многие другие русские композиторы.

Идею создания оперы о подвиге Ивана Сусанина подал Михаилу Глинке Василий Жуковский, который дружил с композитором. Удивительно и то, что Михаил Иванович при создании оперы отошел от канонов. Он сначала сочинял музыку, а потом к ней уже создавался текст. Это было очень сложно. С такой задачей смог справиться барон Георг фон Розен. Самолично Николай I распорядился назвать оперу «Жизнь за царя», потому что «за царя надо жить, а не умирать». Прослушав оперу, он выразил свое восхищение постановкой и подарил автору бриллиантовый перстень.

Афиша. Фотография из открытых источников: https://gorkiy.tatmuseum.ru

 

В редакции оперы советского периода Иван Сусанин становится передовым крестьянином, который защищает страну Советов, а Ваня превращается в комсомольца. Финальный гимн звучит так: «Славься, славься, советский строй». В 1939 году по указу Иосифа Сталина оперу переименовывают из «Жизнь за царя» в «Иван Сусанин», и под таким названием она звучала в оперных театрах СССР.

На сцене Татарского театра оперы и балета опера шла в 1951 и 1967 гг. Из постановок этих лет интересен Иван Сусанин в исполнении певца В. Жарова, который подкупал гармоничностью своих образов. Его ария Сусанина трогала за душу, отмечали современники. Ф. Виноградову также удалось создать запоминающий образ Сусанина. Хороший актер с басом полного диапазона, обладающий высокой культурой и чувством стиля.

На XLII Международном оперном фестивале имени Ф. И. Шаляпина спектакль прошел под названием «Жизнь за царя». Режиссер-постановщик Юрий Александров уточняет, что «тема подвига, самопожертвования очень важна сегодня. Это демонстрируют наши ребята на спецоперации». Опера на казанской сцене звучала два дня. 2 и 3 февраля 2024 года оркестром театра дирижировали известные мастера Валерий Гергиев и Андрей Аниханов. Партию Ивана Сусанина исполнял Михаил Казаков. Гульнора Гатина и Светлана Москаленко пели партию Антонины, Кирилл Белов и Нурлан Бекмухамбетов – Богдана Собинина, а солистка Мариинского театра Екатерина Сергеева – партию Вани.

 

Модест Петрович Мусоргский

Модест Петрович Мусоргский талантливый русский композитор и величайший художник-трагик, член «Могучей кучки». Опера «Борис Годунов» для Мусоргского была итогом почти десятилетнего кропотливого труда над произведением, который положил начало «высокого расцвета его могучего, самобытного таланта, подарившего русской культуре многие гениальные творения». 150-лет тому назад состоялась премьера этой оперы, которую композитор назвал «Народной музыкальной драмой». На сцене Татарского театра оперы и балета первая ее постановка осуществилась в 1963 году. Спектакль создавался на основе первой редакции оперы Мусоргского, которая заканчивалась смертью царя Бориса. «Таких редакций оперные театры в те годы не осуществляли. Музыкальная часть постановки отличалась высоким уровнем, отлично звучал оркестр, был найден хороший темпо-ритм, все вокальные партии были тщательно отделаны», отмечает музыковед Г. Кантор в исследовательском очерке «Казань-музыка-ХХ век».

Афиша. Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан // Хайдар Бигичев: альбом. – Казань, 2019

 

В 1980 году Татарским театром оперы и балета была осуществлена вторая постановка «Бориса Годунова», а с 1982 года опера стала обязательным спектаклем Международного оперного фестиваля им. Ф. И. Шаляпина. Сейчас она звучит на сцене театра 13 февраля, в день рождения выдающегося баса. До 2006 года спектакль открывал фестиваль.

Образ царя Бориса в разные годы создавали на оперной сцене Казани артисты: М. Пантюшин, Ю. Борисенко, Н. Шопша, М. Кит, В. Ванеев, М. Светлов-Крутиков, А. Кочерга, А. Тихомиров, М. Казаков.

Ю. Борисенко в роли царя Бориса в опере М. Мусоргского «Борис Годунов». Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан // XXX Международный оперный фестиваль имени Ф. И. Шаляпина. – Казань, 2012

 

Партию царя Бориса пел и талантливый певец Алексей Тихомиров. «Партию Бориса Годунова я исполняю давно. Начинал делать роль на уроках Галины Вишневской. Это незабываемые уроки. Галина Павловна была очень требовательна прежде всего к естественному исполнению, к органичному проживанию роли. Я понял, что над ролью нужно продолжать работать даже если работа завершена. Над Борисом я с удовольствием заново работаю перед каждым новым спектаклем. Стараюсь не повторяться, искать новые горизонты», – отмечает актер.

А. Тихомиров в роли царя Бориса в опере М. Мусоргского «Борис Годунов».  Фотография из открытых источников: https://kazan.aif.ru
 

Михаил Казаков – «самый молодой Годунов в мире». Как и Федор Шаляпин, с двадцати пяти лет он поет Бориса в народной драме Мусоргского.

Михаил Казаков в роли Бориса в опере М. Мусоргского «Борис Годунов». Фотография из открытых источников: https://tatar.inform.ru
 

В разные годы на казанской сцене выступали в роли Пимена – Е. Бородин, Ю. Галявинский, А. Тихомиров; Шуйского – А. Аббасов, В. Кудряшов, О. Мачин; Варлаама – В. Жарков, Е. Федотов; Юродивого – Ю. Петров, Н. Бекмухамбетов; Марины – М. Булатова, К. Вязникова, Л. Андреева; Самозванца – А. Аббасов, Х. Бигичев, И. Ишбуляков и др. В 1980 году опера шла в постановке режиссера В. Дмитрова и дирижера В. Куценко. Бориса Годунова исполнял Ю. Борисенко, князя Шуйского – А. Аббасов, Марию Мнишек – К. Румянцева, Самозванца – Х. Бигичев. Наивысшей точкой успеха была сцена у фонтана. Исполнение Х. Бигичева завораживало зал, зритель верил ему и в восторге рукоплескал.

Х. Бигичев в роли Самозванца в опере М. Мусоргского «Борис Годунов». Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан // Хайдар Бигичев: альбом. – Казань, 2019

 

13 февраля 2024 на оперной сцене ТАГТОиБ им. М. Джалиля перед спектаклем «Борис Годунов» была вручена первая Республиканская Шаляпинская премия. Она была учреждена в 2023 году «для молодых артистов за достижения в области музыкального искусства с вручением на конкурсной основе раз в два года». Обладателями этой премии стали бас Татарского театра оперы и балета Ирек Фаттахов и певец Айдар Сулейманов.

В 2023 году Мариинский театр привез в Казань оперу Модеста Мусоргского «Хованщина». В репертуаре Мариинки «Хованщина» появилась в 1911 году благодаря Ф. Шаляпину, который стал ее первым режиссером и исполнителем партии Досифея. Постановка прошла в рамках XLI Международного оперного фестиваля имени Федора Шаляпина. Перед казанским зрителем «Хованщина» предстала в постановке Л. Баратова (новая сценическая версия Ю. Александрова) и сценографии Ф. Федоровского. Дирижировал оркестром Валерий Гергиев. Партии исполняли: Иван Хованский – М. Петренко, Андрей Хованский – С. Скороходов, князь Голицын – Е. Акимов, Досифей – В. Ванеев, Марфа – Ю. Маточкина.

 

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков русский композитор, создавший самобытный музыкальный театр, великий сказочник в русской опере, талантливый педагог, крупный дирижер, член «Могучей кучки». Его творческая деятельность стала целой эпохой в истории отечественной музыки.

В сорок лет у Римского-Корсакова проявляется выдающийся талант оперного композитора. Всего им было создано пятнадцать опер, среди которых «Майская ночь», «Снегурочка», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста». Премьерные постановки опер на казанской сцене состоялись: «Майская ночь» в 1952 году, «Снегурочка» 1953, 1987, «Моцарт и Сальери» 1978, «Царская невеста» 1900, 1942, 1961, 1985, 2019. Последняя собирает аншлаги и по сей день.

В 1953 году казанскому зрителю представили «Снегурочку» в постановке режиссера А. Асанина и дирижера И. Шерман. Она отличалась цельностью, полнотой и мягкостью вокально-оркестрового звучания. Сценографию оперы осуществил П. Сперанский. Партию Снегурочки пела Т. Утропина, выпускница Московской консерватории. Она исполняла в Казани все лирико-колоратурные партии оперного репертуара театра: Снегурочки, Марфы, Антониды и др. Две молодые солистки, Г. Сайфуллина и З. Хисматуллина, воплощали страстную и пылкую Купаву. Марьям Рахманкулова пела партию Весны. Партию Бируча исполнил Усман Альмеев.

М. Рахманкулова в роли Весны в опере Н. Римского-Косакова «Снегурочка». Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан // Хәйруллина З. Марьям Рахманкулова. – Казань, 1957



У. Альмеев в роли Бируча в опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан // Альмеев У. Г. Годы и песни: воспоминания. – Казань, 2018

 

«Снегурочка» шла в Казани до конца 1950-х годов и почти на 30 лет исчезла из репертуара театра. Эта опера положила начало расширению русского классического репертуара Татарского театра оперы и балета. В 1987 году «Снегурочку» поставили режиссер В. Раку. В этом спектакле приняли участие как казанские исполнители, так и приглашенные солисты. В разные годы партии пели: Снегурочка – Т. Черкасова, З. Сунгатуллина; Лель – Н. Романова, Л. Мамедова, И. Монастырова, О. Вакарева; Царь Берендей – В. Бондарев, С. Каданцев, Н. Глазков; Мизгирь – И. Жуков, И. Денисов и др.

На оперной сцене Казани всегда с большим аншлагом идет постановка оперы Н. Римского-Корсакова «Царская невеста». Все главные персонажи произведения – реальные люди из российской истории. В основу оперы положен малоизвестный в истории эпизод третий женитьбы царя Ивана Грозного. В годы Великой Отечественной войны с конца 1942 года в Казани шли четыре оперы, среди них «Царская невеста». Спектакль проходил с аншлагом.

Запоминающейся была роль Грязного в исполнении Николая Сидорова (1894-1969), обладателя драматического баритона, артиста с ярким актерским темпераментом и выразительной сценической внешностью, работавшего в казанском оперном театре с 1947 по 1950 годы.

В группе меццо-сопрано в Татарском театре оперы и балета в 1950-1960 годах классический русский репертуар исполняла Ольга Логинова, которая всегда создавала цельные и многогранные оперные образы. Логиновой создан и исполнен образ Любаши в «Царской невесте». Образ Любаши также воплотили на сцене Татарского театра оперы и балета А. Мурко, Т. Ерастова, М. Булатова, Г. Ластовка, И. Макарова, Е. Сергеева. В 80-е годы партии в «Царской невесте» исполняли любимец казанской публики свердловчанин Ю. Горбунов, москвичка И. Журина, казанец Ю. Борисенко и другие артисты, в том числе артисты хора с дирижером В. Васильевым.

М. Булатова в роли Любаши в опере Н. Римского-Корсакова «Царская невеста». Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан // Сайфуллина Г. Р. Счастье сцены: личность и судьба Муниры Булатовой. – Казань, 1995

 

Образ Грязного на подмостках ТАГТОиБ им. М. Джалиля создавали В. Тюменцев, В. Черноморцев, В. Алексеев, С. Трифонов. Партию Марфы исполняли – З. Сунгатуллина, Л. Башкирова, С. Смирнова, Т. Богачева, Г. Гатина, В. Протасова. Роль Василия Собакина пели Ю. Борисенко, М. Казаков.

Опера «Царская невеста» идет на казанской сцене по сей день. Наш зритель получает удовольствие от замечательной музыки и отличного исполнения партий мастерами вокального искусства.

Виртуальная выставка подготовлена отделом искусств.

 

Литература

  1. Ахметов Р. Борис Годунов: [13.02.14 г. в театре им. Джалиля играли оперу «Борис Годунов» Мусоргского] / Р. Ахметов // Звезда Поволжья. – 2014. – 20-26 февраля (№ 6).
     
  2.  Хайдар Бигичев: [альбом]: воспоминания, интервью, очерки, письма / сост. З. Сахабиева (Бигичева). – Казань: Татарское книжное издательство, 2019. ­– 278, [1] с.
     
  3. Буланов С. Первый народный артист: [к 150-летию Ф. И. Шаляпина. В статьи есть высказывание заслуженного артиста РТ Алексея Тихомирова] / С. Буланов // Музыкальная жизнь. – 2023. – № 2. – С. 68-70.
     
  4. Венера Ганеева: признание в любви: [альбом]. – [Казань, 20--?] (типография «Печатный двор»). – 15 с.: ил., цв. ил., портр.
     
  5. Гольцман С. В. Федор Иванович Шаляпин в Казани / С. В. Гольцман. – 2-е изд., перераб. и доп. – Казань, 2002. – 319 с.: фотоил., портр. (Казань и казанцы). – (История в событиях и лицах).
     
  6. Зиннатуллина Я. Треть века из жизни казанской оперы: [в Казани завершился XXXI Международный оперный фестиваль имени Ф. Шаляпина] / Я. Зиннатуллина // Татарстан. – 2013. – № 3. – С.74–76.
     
  7. Кантор Г. М. Казань – музыка – ХХ век: исследовательские очерки / Г. М. Кантор. – Казань: Титул-Казань, 2007. – 424 с.
     
  8. Шафика Кутдусова: [воспоминания, статьи, повесть] = Шәфыйка Котдусова: [истәлекләр, мәкаләләр, повесть] / Фонд поддержки развития культуры при Президенте РТ; [сост. Ф. Т. Арсланова, М. Г. Габитов; науч. ред. М. Н. Нигмедзянов]. – Казань: Ихлас, 2015. – 254 с., 20 л. фотоил.
     
  9. Мирханова А. Эхо Шаляпинского. Классика по-русски и не только: [о Международном оперном фестивале имени Ф. И. Шаляпина.] / А. Мирханова // Казань. – 2023. – № 4. – С. 82-87.
     
  10. Нерозникова Н. «День открытия театра будет большим праздником культуры нашего народа»: [о первых годах деятельности Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля] / Н. Нерозникова // Гасырлар авазы = Эхо веков. – 2012. – № 1-2. – С.77-81.
     
  11. Сайфуллина Г. Р. Счастье сцены: личность и судьба Муниры Булатовой / Г. Р. Сайфуллина. – Казань, 1995. – 149, [3] c.: фот.
     
  12. Салихова Л. И. Организация Татарского государственного оперного театра и первые годы его деятельности (1938-1941) / Л. И. Салихова // Филология и культура. – 2012. – № 1 (27). – С.171-177.
     
  13. Свет далекой звезды: статьи, воспоминания, размышления / М-во культуры РФ, Казан. гос. консерватория (академия) им. Н. Г. Жиганова; [сост.-ред. А. И. Заппарова]. – Казань, 2014. – 122 с., [16] л.: фотопортр. К 100-летию со дня рождения Ниаза Курамшевича Даутова.
     
  14. Сәхәбиев, Рафаэль. Җырдан – җырга: иҗат портретлары, хатирәләр, әңгәмәләр, багышламалар / Р. Ә. Сәхәбиев. – Казан: Милли китап: Идел-Пресс: Җыен, 2011. – 127 б.
     
  15. Таймасов Н. Пристанище души: [к 100-летию со дня рождения народной артистки России и Республики Татарстан, солистки Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля Зулейхи Хисматуллиной.] / Н. Таймасов // Казань. – 2022. – № 10. – С. 85 – 89.
     
  16. Татарский академический театр оперы и балета имени Мусы Джалиля / под общей редакцией Г. М. Кантора. – Казань, 1994. – 144 с., [20] л. фотоил.
     
  17. Татарский государственный театр оперы и балета им. Мусы Джалиля. – Казань: Изд-во М-ва культуры ТАССР, 1957. – 88с.: ил. – (Декада татарского искусства и литературы в Москве).
     
  18. Файзулаева М. П. Татарский театр оперы и балета им. Мусы Джалиля – центр высокого академического искусства: [о премьерных спектаклях театра за 2010-2013 гг.] / М. П. Файзулаева // Культура. Образование. Время. – 2013. – № 1. – С.9–20.
     
  19. Хаиров А. Даром только птички поют! : [к 150-летию Ф. И. Шаляпина. В статье есть воспоминания дочери Ирины, отрывки из писем Ф. Шаляпина.] / А. Хаиров // Казань. – 2023. – № 2. – С. 70-81.
     
  20. Хәйруллина З. Марьям Рахманкулова. – Казан: Таткнигоиздат, 1957. – 42б.: портр., рәс.
     
  21. XXV Международный оперный фестиваль имени Ф. И. Шаляпина. 68 сезон: программа, 6–18 февраля 2007 г. / Министерство культуры Республики Татарстан, Татарский академический государственный театр оперы и балета имени М. Джалиля при поддержке Правительства Республики Татарстан и мэрии г. Казани. – Казань, 2007. – [16] c.: цв. фотоил., портр.
     
  22. XXX Международный оперный фестиваль имени Ф. И. Шаляпина. [73-й сезон] программа, 1–17 февраля 2012 г.: [буклет] / Министерство культуры Республики Татарстан, Татарский академический театр оперы и балета им. М. Джалиля при поддержке Президента Республики Татарстан; [сост.:  Ж. Мельникова, Р. Такташ. – Казань, 2012 (Типография «Печатный двор»). – 105 c.: цв. ил.
     
  23. XXXI Международный оперный фестиваль имени Федора Ивановича Шаляпина. 74-й сезон: программа, 1–16 февраля 2013 г. / Министерство культуры Республики Татарстан, Татарский академический государственный театр оперы и балета имени М. Джалиля. – Казань, 2013. – 38 c.: цв. фотоил., портр.
     
  24. XXXIII Международный оперный фестиваль имени Ф. И. Шаляпина. [76-й сезон] 1–17 февраля 2015: программа, 1–17 февраля 2015 г.: к 140-летию Казанской оперы: [буклет] / Министерство культуры Республики Татарстан, Татарский академический государственный театр оперы и балета им. М. Джалиля; ред.-сост. Ж. Мельникова. – Казань, 2015. – 59 c.: цв. ил., портр.
     
  25. XXXIV Международный оперный фестиваль имени Ф. И. Шаляпина. [77-й сезон] программа, 1–20 февраля 2016 г.: [буклет] / Министерство культуры Республики Татарстан, Татарский академический государственный театр оперы и балета имени М. Джалиля; ред.-сост. Ж. Мельникова. – Казань, 2016. – 45 c.: цв. ил., портр.
     
  26. XXXV Международный оперный фестиваль имени Ф. И. Шаляпина. [78-й сезон] программа, 1–20 февраля 2017 г. / Министерство культуры Республики Татарстан, Татарский академический государственный театр оперы и балета имени М. Джалиля при поддержке Президента Республики Татарстан. – Казань, 2017. – 52 c.: цв. фотоил., портр. – Шаляпинскому фестивалю 35 лет
     
  27. XXXVI Международный оперный фестиваль имени Ф. И. Шаляпина. [79-й сезон] программа, 1–22 февраля 2018 г.: [буклет] / Министерство культуры Республики Татарстан, Татарский академический государственный театр оперы и балета им. М. Джалиля; [сост. Ж. Мельникова, Е. Остроумова]. – Казань, 2018. – 42 c.: цв. ил., портр. – К 145-летию со дня рождения Фёдора Ивановича Шаляпина.
     
  28. XXXVIII Международный оперный фестиваль имени Ф. И. Шаляпина. [81-й сезон] [программа], 31 января–23 февраля 2020 / Министерство культуры Республики Татарстан; Татарский академический государственный театр оперы и балета им. М. Джалиля; При поддержке Президента Республики Татарстан. – Казань: Печатный двор, [2020]. – 43 с.

 

 

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International