Испытай один раз полёт, и твои глаза навечно будут устремлены в небо. Однажды там побывав, на всю жизнь обречён тосковать о нём
Леонардо да Винчи
Авиационная промышленность – одна из стратегических отраслей, определяющих будущее страны. В республике собран накопленный годами значительный интеллектуальный, высокотехнологичный и инновационный потенциал – более 20 предприятий авиационного профиля. В их числе шесть компаний, производящих авиатехнику и комплектующие к винтокрылым машинам; более 15 отраслевых институтов, занимающихся разработкой и проектированием узлов, комплектующих и финишных изделий для авиапромышленности. В отрасли трудятся более 26 тысяч человек.
В Татарстане созданы центры компетенций в области авиастроения, активно развиваются самолёто- и вертолётостроение, двигателестроение, приборостроение, агрегатостроение. В авиаотрасли работают отраслевые НИИ, конструкторские бюро с опытным производством, серийные заводы со своими конструкторскими бюро, вспомогательные организации (снабжение, реализация продукции).
Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан // Татарстан. – 2022. – № 8. – С. 1
История становления отрасли уходит в 30-е годы прошлого столетия. В числе нескольких крупных городов, обеспечивающих нужды СССР в области авиации, была Казань. Учитывая выгодное географическое и демографическое положение, высокий научный потенциал, было принято решение о создании авиационного комплекса, включающего в себя учебные заведения по подготовке кадров для авиастроения – авиационный институт и авиатехникум, а также предприятия.
Столица Татарстана не только сохранила свой научный, производственный и кадровый ресурс, но и продолжает заниматься разработками, внедрением, производством авиационной продукции по современным мировым стандартам. Это самолёты, вертолёты, авиационные двигатели, радио- и электронные приборы, другие компоненты для авиационной и ракетной техники, а также современные пассажирские лайнеры, один из которых – борт № 1 для первого лица государства.
Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан
Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева (КНИТУ-КАИ) – главная кузница инженерных кадров. Среди выпускников вуза создатель знаменитого Су-27 Михаил Симонов, отец «Ансата» Валерий Карташов, «сверхсекретный» конструктор, разработавший межконтинентальные ракеты «Сатана» и «Энергия», Борис Губанов.
В 1930 году при физико-математическом факультете Казанского университета было создано аэродинамическое отделение, а в 1932 году оно выделилось в Казанский авиационный институт (далее – КАИ). Вначале в учебном заведении готовили специалистов по аэродинамике и самолетостроению, но затем перечень авиационных специальностей расширился, выпускники распределялись в различные сферы авиационной отрасли.
В послевоенные и пятидесятые годы КАИ прославился на всю страну студенческим конструкторским бюро СКБ-1, разрабатывая конструкции учебных планеров, один из них КАИ-12 «Приморец». Лидером и душой СКБ, а также инициатором создания планерной станции и аэроклуба стал Михаил Петрович Симонов, выпускник КАИ 1954 года. Впоследствии он стал генеральным конструктором ОКБ им. П. О. Сухого, под руководством которого было создано семейство боевых сверхманевременных самолетов Су-27, Су- 30, Су-33, Су-35.
Авиамодельная лаборатория КАИ подготовила 7 мастеров спорта международного класса по авиамодельному спорту, удостоена высшей награды в области авиамодельного спорта – диплома им. Ю. А. Гагарина. В 1967 году за большие заслуги в подготовке инженерных кадров и развитие научных исследований институт удостоен Ордена «Трудового Красного Знамени», 1973 – получает имя выдающегося советского авиаконструктора Туполева Андрея Николаевича, марте 1982 – награждается Орденом «Дружбы народов» в честь 50-летнего юбилея, а 7 октября 2009 – получает официальный статус национального исследовательского университета.
Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан
Казанский авиационно-технический колледж им. П. В. Дементьева (бывший Казанский авиационный техникум) – образован в 1932 году, статус колледжа получил в 2007 году. Колледжу присвоено имя дважды Героя Социалистического труда, министра авиационной промышленности СССР Петра Васильевича Дементьева.
Казанский авиационно-технический колледж им. П. В. Дементьева является лауреатом Национального конкурса «Лучшие колледжи Российской Федерации – 2021». Колледж готовит специалистов среднего звена по 20 специальностям: производство самолетов, производство авиадвигателей, радиолокационные установки, спецдвигатели, производство аппаратуры автоматики и телемеханики, авиаприборостроение и др.
Основу авиационной отрасли Казани составляют три выпускающих авиационную технику серийных завода – Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова (ранее ОАО «Казанское авиационное производственное объединение им. С. П. Горбунова», далее – КАПО им. С. П. Горбунова), АО «Казанский вертолетный завод» и АО «Казанское моторостроительное производственное объединение».
Цех сборки Казанского авиационного завода. Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан // Татарстан. – 2022. – № 8. – С. 19
Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова – одно из крупнейших предприятий авиационной промышленности Российской Федерации. История предприятия – это история авиации и авиационной промышленности страны, биография целой плеяды выдающихся российских ученых, конструкторов, организаторов производства, летчиков и многих тысяч рабочих и инженерно-технических работников.
В 1932 году в составе строившегося в Казани авиационного комбината «Казмашстрой» начали создавать завод, получивший название Завод № 124 им. Серго Орджоникидзе. Позднее, в октябре-ноябре 1941 года «Московский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова» был эвакуирован в Казань на территорию «Завода № 124», в декабре 1941 года приказом Наркомата авиапромышленности СССР предприятие переименовали в Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова. В 1938 году был построен на то время самый большой в мире 8-ми моторный пассажирский самолет АНТ-20бис «Максим Горький». До Великой Отечественной войны завод освоил выпуск боевых и пассажирских самолетов, таких как бомбардировщики ДБ-А конструкции В. Ф. Болховитинова, Пе-2 и Пе-8 конструкции В. М. Петлякова.
В последующие годы на КАПО им. С. П. Горбунова выпущены следующие модификации самолетов. Это Ту-4 – первый отечественный носитель ядерного заряда, Ту-16 – первый отечественный дальний реактивный бомбардировщик, Ту-104 – первый советский реактивный пассажирский самолет, Ил-62 – первый советский межконтинентальный пассажирский лайнер, на котором предпочитали передвигаться по миру лидеры многих стран, Ту-160 – стратегический ракетоносец «Белый лебедь», на десятилетия опередивший время.
В январе 2022 года произошло историческое событие. Вновь построенный Ту-160М совершил первый полет с аэродрома завода. Самолет поднялся на высоту 600 метров и выполнил несколько несложных маневров.
Описание изобретения к патенту № 2204507. Капот двигателя летательного аппарата.
Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан
Открытию Казанского вертолётного завода (далее – КВЗ) предшествовали следующие события. Приказом Народного Комиссариата авиационной промышленности СССР № 465 от 4 сентября 1940 года был создан ленинградский авиационный завод № 387 для производства легкомоторных самолётов По-2. В 1941 году завод эвакуировался в Казань с размещением на базе казанского завода обозных деталей № 169, который с 1940 г. производил агрегаты к самолётам И-15бис и нервюры к истребителям ЛАГГ-3. Во время Великой Отечественной войны на заводе в Казани наладили производство самолётов По-2. Самолёт был на 85% из дерева. По-2 поднимал до 350 кг боеприпасов, а за одну ночь мог совершить несколько боевых вылетов. Один такой самолёт сбрасывал боеприпасов больше, чем тяжелый бомбардировщик. За годы войны здесь изготовили более 11 тысяч легендарных бипланов для фронта – это каждый десятый боевой самолёт производства СССР.
В 1951 году на КВЗ стартовало первое в стране серийное производство винтокрылой техники – а именно, вертолётов Ми-1. Производившийся на заводе с 1954 года Ми-4 стал первым поставляемым на экспорт отечественным вертолётом. В 1965 году предприятие приступило к изготовлению Ми-8 – самого массового и популярного из всех вертолётов семейства «Ми».
Описание изобретения к патенту № 2205775. Аэронавигационная светосигнальная система вертолёта. Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан
Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан
В 2007 году предприятие вошло в холдинг «Вертолёты России», а с 2008 года на заводе была запущена многомиллиардная программа модернизации. Большинство оборудования было заменено современными станками, благодаря чему объёмы продукции удалось увеличить в три раза. Здесь сконструирован и построен первый в новейшей российской истории легкий вертолёт «Ансат». Машина применяется для пассажирских и VIP-перевозок, доставки грузов, мониторинга окружающей среды. «Ансат» активно эксплуатируется в санитарной авиации.
Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан //
Казанские вертолёты: полёт продолжается / авт.-сост. А. А. Хлебников. – Казань, 2000. – 200 с.
Другой новинкой стал среднетяжелый многоцелевой вертолёт Ми-38. Машина приспособлена к работе в любых климатических условиях. Большая грузовая кабина, удобство погрузки-выгрузки, простота обслуживания и универсальность делают вертолёт незаменимым. Высокий уровень безопасности, огромный потенциал конструкции, широкий спектр модификаций и дополнительного оборудования.
Описание изобретения к патенту № 2253592. Фюзеляж вертолёта с дверью-трапом.
Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан
Заявка на изобретение № 2002132500. Способ повышения управляемости одновинтового вертолёта и вертолёт для его осуществления. Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан
На сегодняшний день Казанский вертолётный завод остается самым большим в мире производителем вертолётов среднего класса, которые эксплуатируются более чем в 100 странах мира. Выпускается широкий ряд модификаций вертолётов: транспортный, пассажирский, спасательный, десантно-транспортный и множество других. Выпускаемые в Казани модификации вертолётов Ми 8 – это техника нового поколения. Уникальные лётно-технические характеристики, самая современная авионика и специальное оборудование позволяют совершать полёты на больших высотах, в сложных метеоусловиях, в любое время суток, в автоматическом режиме. Наряду с вертолётами серии «Ми-8», серия «Ансат» составляет основу воздушного парка Национальной службы санитарной авиации (НАСС).
Казанское моторостроительное производственное объединение (далее – КМПО) ведёт свою историю с 1931 года, времени основания 16-го моторостроительного завода в Воронеже. В Казани стал строиться моторный завод № 27 лишь в 1937 году рядом с будущим КАПО им. С. П. Горбунова.
Уже в 1940 году согласно решению правительства на заводе планировали выпуск 300 двигателей М-105, созданных под руководством В. Я. Климова. Двигатель имел больший рабочий объём, чем предыдущие, увеличенную степень сжатия, двухскоростной центробежный нагнетатель, два выпускных клапана на каждый цилиндр. Двигатель производился в модификациях М-105Р, М-105РА, М-105П, М-105ПА. У двух последних двигателей, которые предназначались для истребителей, в развале цилиндров устанавливалась пушка, стреляющая через полый выходной вал редуктора.
Мотор М-11 имел форму пятиконечной звезды – это пятицилиндровый двигатель воздушного охлаждения мощностью 110 л/с, ресурсом 400 часов, весом 160 кг и расходом топлива 250 л/час. М-11 был одним из самых популярных авиамоторов на протяжении многих десятков лет. Потребность в них была велика – они устанавливались на знаменитые самолеты ПО-2 (У-2) конструкции Н. Н. Поликарпова, используемые для массовой подготовки пилотов, в сельском хозяйстве, для почтовой связи, в медицине, для пассажирских перевозок. Сегодня КМПО является одним из крупнейших в России предприятий по производству авиационных и газотурбинных двигателей, а также агрегатов на их основе.
Турбореактивный двигатель АМ-3 КМПО. Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан // Дегтярев Г. Л. Аэрокосмический комплекс Казани. – Казань, 2007
Система радиолокационного государственного опознавания всегда была одной из самых больших военных тайн в мире. Национальная система государственного опознавания является одним из важнейших атрибутов государственности.
Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан
НПО Радиоэлектроники им. Шимко часто называют самым секретным оборонным предприятием Казани, которое является основным производителем и поставщиком новейших средств радиолокационного опознавания и аппаратуры криптографического кодирования модернизированной системы Пароль, в том числе и в экспортном исполнении для национальных систем опознавания. Систему радиолокационного опознавания «свой-чужой» внедрял в Казани на весь СССР ее уроженец Ильдус Шайхульисламович Мостюков. Степень защиты аппаратуры сегодня такова, что расшифровать ее коды невозможно. За создание единой государственной общевойсковой системы радиолокационного обнаружения «Пароль» Мостюков был награжден Ленинской и Государственной премиями. 2 июля 1980 года Мостюков был удостоен звания Героя социалистического труда.
Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан
Описание изобретения к патенту № 2028732. Устройство для декодирования импульсно-временных сигналов. Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан
Описание изобретения к патенту № 2006969. Устройство для записи информации в регистр сдвига. Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан
Лётчики-испытатели – заключительное звено в цепи создания новейшей авиационной техники. От них напрямую зависит развитие отечественной авиации. Казанскому историку авиации, автору Ильдару Валееву, не один десяток лет своей жизни посвятившему работе в архивах, поиску уникальных фотоматериалов и общению с лётчиками-ветеранами, удалось показать галерею скромных и зачастую неизвестных широкой публике героев казанской авиации. В книге собрана история лётной жизни легендарного авиационного предприятия и лётчиков-испытателей.
Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан
Среди них: Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР Аржанов Николай Николаевич (1913–1976); Герой Советского Союза, лётчик-испытатель 1-го класса Байдуков Георгий Филиппович (1907–1994), принимал участие в испытаниях первых АНТ-42 (ТБ-7), Пе-2; Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР Веремей Борис Иванович (1935–2002), установил 22 мировых рекорда на Ту-160 и многие другие.
В масштабах всей страны авиастроение решает важнейшие национальные задачи как в экономическом, так и оборонном плане.
Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан //
Ватаным Татарстан. – 2024. – 23 февраль (№24)
Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан //
Аргументы недели. – 2024. – 28 февраля-5 марта (№ 8)
Источники:
1. Авиастроители расправляют крылья: [Раис РТ Р.Минниханов дал старт строительству новых корпусов Казанского авиазавода] // Республика Татарстан. – 2023. – 10 ноября (№ 152). – С.2
2. «Ансат» җайлырак очачак: [Казан вертолет заводына 80 ел] // Ватаным Татарстан. – 2020. – 26 август (№ 124). – Б. 2.
3. «Бар да бик яхшы!»: [В. В. Путинның Татарстанга сәфәре нәрсә белән истә калачак?] // Ватаным Татарстан. – 2024. – 23 февраль (№ 24). – С. 2.
4. Валеев И. А. Завод № 124; Завод № 22; КАПО им. С. П. Горбунова; Летчики-испытатели; Штурманы-испытатели; Перегонщики; Катастрофы / И. А. Валеев. – Казань: [ООО «Мастер-Граф»], 2015. – 115 с. : ил.
5. Вәлиева Э. Канатлы эш: [тагын ике елдан Казанда елына 10 «ТУ-214» очкычы ясый башларга ниятлиләр] / Э. Вәлиева // Ватаным Татарстан. – 2023. – 23 июнь (№ 88). – Б. 2.
6. Время летать: история авиации Татарстана с 1910 по 2002 гг. / текст, ил.: Р. А. Ибрагимов, Р. Г. Вениаминов, Б. Г. Ерунов. – Казань: ПИК, 2003. – 208 с.: ил. – 80-летию Гражданской авиации России – посвящается.
7. Гарифуллина Ч. Ансат кына очсын: [Казан вертолет заводында чыгарыла торган «Ансат вертолеты тур.»] // Ватаным Татарстан. – 2021. – 20 ноябрь (№ 169). – Б. 1, 2.
8. Годы и события из жизни института (1932–2021 гг.): краткая летопись / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева – КАИ»; авт.-сост.: И. А. Дружинина, Г. И. Канчурина, Е. Е. Кизима; под ред. Ю. Ф. Гортышова. - Казань: Издательство КНИТУ-КАИ, 2022. – 109, [2] с.: фот., портр.
9. Голованов, А. И. Механика бесшарнирных винтов вертолета: [монография] / А. И. Голованов, В. И. Митряйкин, В. А. Шувалов; Казан. фед. ун-т. – Казань: [Казанский ун-т], 2015. – 259 с.: ил., табл. – Библиогр.: с. 243–259.
10. Гыйлаҗиева Д. Очу гына түгел: [Казанда узган машина төзелеше оешмалары координацион советының Х утырышы тур.] // Ватаным Татарстан. – 2022. – 6 август (№ 113). – Б. 2.
11. Дегтярев Г. Л. Аэрокосмический комплекс Казани / Г. Л. Дегтярев, М. С. Сафариев, А. А. Хлебников. – Казань: Вертолет, 2007. – 271 с. – Библиогр.: с. 268-269.
12. Ильдус Шайхульисламович Мостюков. Генеральный конструктор системы «свой-чужой»: [иллюстрированный рассказ, основанный на воспоминаниях Героя Социалистического Труда И. Ш. Мостюкова, родных, друзей, коллег] / под общ. ред. И. Савельева ; фот.: Д. Карпов [и др.]. – Казань: ООО «Дизайн-центр А1», 2021. – 287 с.: портр., фот. – (Гордость Татарстана).
13. Казанские вертолеты: полет продолжается / авт.-сост. А. А. Хлебников; худож. М. Галиев, А. Файзуллин; фот.: М. Г. Аюпов [и др.]. – Казань: Вертолет, 2000. – 200 c.: цв. фотоил., портр. – Библиогр.: с. 200. – К юбилею Казанского вертолетного завода. 1940-2000 (60 лет).
14. Колесов Н. Российское вертолетостроение: работа в 2021-м году: [одна из наиболее известных и динамичных программ Вертолетов России – это легкий двухдвигательный многоцелевой вертолет «Ансат», серийно производимый на Казанском вертолетном заводе] // Крылья родины. – 2022. – № 1-2. – С.16-20.
15. Кондрева О. Новые версии: [Казанский вертолетный завод представил свои разработки на МАКС – 2019] // Российская газета. – 2019. – 28 августа–3 сентября (№ 191). – С. 16.
16. Крылья Татарстана [Электронный ресурс]: // Татарстан – Республика достижений: [сайт], 2024. – URL: https://tatarstan.top/achievement/krylya-tatarstana/ (дата обращения: 12.04.2024).
17. Леонов В. Авиапром Татарстана – без ложной скромности: [21 февраля 2024 года президент России Владимир Путин начал визит в Татарстан с посещения Казанского Авиационного завода имени С.П. Горбунова (КАЗ), который является филиалом ПАО «Туполев»] // Аргументы недели. – 2024. – 28 февраля–5 марта (№ 8). – С. 4.
18. Мороз С. П. Конструкция двигателя вертолета АНСАТ-У и его летная эксплуатация: учеб. метод. пособие для летного состава / С. П. Мороз, С. А. Михайлов А. А. Носов; КГТУ им. А. Н. Туполева; Ин-т авиацион. техники и технологий; под ред. С. А. Михайлова. – Казань: Казан. гос. технич. ун-т, 2010 – 135 с.: ил. – (Учебно-тренировочный вертолет первоначального обучения АНСАТ-У). – Библиогр.: с. 130.
19. Патенты России [Электронный ресурс]: описания изобрет.: ретрофонд, 1994-1995 / Рос. Агентство по пат. и товар. знакам. – М.: ФИПС, 2001. – 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
20. Патенты России [Электрон.ресурс]: описания изобрет., 5/2003 / Рос. Агентство по пат. и товар. знакам. – М.: ФИПС, 2003. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
21. Патенты России [Электрон.ресурс]: описания изобрет., 7/2003 / Рос. Агентство по пат.и товар. знакам. – М.: ФИПС, 2003. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
22. Патенты России [Электроный ресурс]: описания изобрет., 6/2004 / Рос. Агентство по пат. и товар. знакам. – М.: ФИПС, 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
23. Патенты России [Электронный ресурс]: офиц. бюл.: Изобретения. Полез. модели (с полн. описаниями изобрет. к пат., 16/2005: 10.06.05 / Федер. служба по интеллектуал. собственности, пат. и товар. знакам. – М.: ФИПС, 2005. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
24. Сабиров Ә.Үзебезнең ТУ-214. Ышанычлы һәм куркынычсыз: [Казанда ясалган «ТУ-214» очкычлары турында] / Ә. Сабиров // Татарстан. – 2023. – № 7. – Б. 4-7.
25. Сёмина К. Открывающие небо: [в цехе сборки Казанского авиационного завода] // Татарстан. – 2022. – № 8. – С. 14-19.
26. Сидоров Михаил. Оружие Победы по имени По-2 / М. Сидоров. – [Казань]: [Идел-Пресс], [2015]. – 151 с.: + [16] с. ил. – Библиогр.: с. 149. – На тит. л. в подзагл.: Посвящается боевым соратникам – воинам 2-й воздушной армии и труженикам Казанского авиационного завода № 387.
27. Федоров И. И. Комплекс конструктивных составляющих и метод предварительного определения массы фюзеляжа вертолета: проектирование летательных аппаратов // Известия высших учебных заведений. Авиационная техника. – 2021. – № 4. – С.188-194.
28. Филиппов П.Крылья для Родины: какие самые известные самолеты собирали в Казани: [Ту-160 «Белый лебедь», ИЛ- 62 «Баклажан», ТУ-104 «Змей Горыныч»] // Аргументы и факты + прилож. «Регион». – 2023. – 22-28 марта (№ 12). – С. 4 (приложение).
29. Хакимуллина Р.В Казани свой первый полет совершил еще один модернизированный Ту-160М: [в Казани, с аэродрома казанского авиационного завода – впервые поднят новейший Ту-160 М – самый тяжелый боевой самолет в мире!] // Комсомольская правда. – 2022. – 21 декабря (№ 98-с). – С. 1.
30. Шафеев Р. Г.Система опознавания «свой-чужой»: учебное пособие по системе государственного опознавания / Р. Г. Шафеев; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский техническийуниверситет им. А. Н. Туполева-КАИ» ; Институт радиоэлектроники и телекоммуникаций; Научно-производственное объединение «Радиоэлектроника» им. В. И. Шимко ; Казанский электротехнический завод ; под общ. ред. А. С. Белова. – Казань: Издательство Академии наук РТ, 2019. – 163 с.: ил., табл. – Библиогр.: с. 143.
31. Яркие события и выдающиеся имена в девяностолетней истории колледжа : материалы студенческой научно-практической конференции «Я – будущий специалист авиационной промышленности», посвященной 90-летию КАТК имени П. В. Дементьева / Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Казанский авиационно-технический колледж имени П. В. Дементьева»; под ред. В. В. Халуевой. – Казань: Школа, 2022. – 79 с.