«Великий книжный путь» – это серия виртуальных выставок, каждая из которых посвящена одной книге, история создания которой так интересна, что заслуживает отдельного рассказа. И начнём мы эту серию с книги «Рукописи Пушкина. Автографы Пушкинского музея Императорского Александровского лицея», которая была издана в 1911 году тиражом всего 1000 экземпляров и в настоящее время является библиографической редкостью.
Оригинал бумажного издания «Рукописи Пушкина. Автографы Пушкинского музея Императорского Александровского лицея. Вып. 1 [и единств.]. СПб.: Издание Князя Олега Константиновича, 1911» бережно хранится в отделе основного книгохранения Национальной библиотеки Республики Татарстан. Книга представляет собой копии оригинальных рукописей Пушкина на отдельных листах, вложенных в оригинальную издательскую папку. Уникальное издание находится в прекрасном состоянии, сохранены все страницы текста, обложка и переплёт. Издание это очень необычное, в нём воссозданы все нюансы оригинальных рукописей Пушкина: фактура, размер и цвет бумаги, оттенок чернил, обрез листов.
Автор книги, а вернее, её создатель – князь Олег Константинович Романов. Он беззаветно любил творчество Пушкина, прожил очень короткую жизнь и оставил после себя этот замечательный труд, который и по сию пору восхищает не только литературных критиков, но и каждого, кому посчастливилось прикоснуться к этой редкой и удивительной книге.
Олег Константинович Романов родился 15 (27) ноября 1892 года в Санкт-Петербурге в Мраморном дворце. Правнук императора Николая I, внук Константина Николаевича Романова – великого князя, государственного и военного деятеля, адмирала и почётного члена Петербургской Академии наук, сын великого князя Константина Константиновича Романова, участника русско-турецкой войны 1877–1878 годов, президента Академии наук и к тому же поэта, который публиковал свои произведения под псевдонимом «К. Р.». Мать – Елизавета Августа Мария Агнесса (в России — великая княгиня Елизавета Маврикиевна). А крёстными родителями Олега стали императрица Мария Фёдоровна и цесаревич Николай Александрович, в будущем Государь Николай II.
Маленький князь очень рано стал проявлять интерес к искусству. Его увлекали музыка, живопись, литература. Мальчику дозволялось присутствовать на занятиях по литературе, которые проводил учитель его старших братьев – известный филолог, историк русской литературы и автор многочисленных научных трудов по русскому языку и литературе – профессор Николай Карлович Кульман. Именно здесь узнал Олег имена Пушкина и Гоголя, Аксакова и Тургенева. Няня Екатерина Фёдоровна Чернобурова придумала для него поэтическую игру – она называла первые стихотворные строки, а тот угадывал: «Папá? Пушкин? Майков?»
Несмотря на совсем юный возраст князю были присущи чувство собственного достоинства, рассудительность, честность с собой и другими. Вот первая запись в дневнике, который Олег начал вести в девять лет: «Я большой и потому имею мужество. Я тут отмечаю, сколько грехов я сделал за весь день… Отмечаю тут неправду точками, а когда нет неправды, отмечаю крестиками…». За два года в записной книжке, кроме точек и крестиков не появилось больше ни одной записи… И судя по количеству точек Олег сурово оценивал свои детские провинности.
Интерес к Лицею появился у князя Олега под влиянием А. С. Пушкина. В июне 1905 года князь Олег написал в дневнике: «Я так люблю книгу «Юношеские годы Пушкина», что мне представляется, что я также в Лицее. Я не понимаю, как можно перестать читать эту книгу. В этой книге моя душа».
18 (31) мая 1910 года князя официально зачислили в Александровский лицей (ко времени Олега Константиновича Лицей уже назывался не Царскосельским, а Александровским), став первым членом императорской фамилии, получившим в нём образование и поступившим до военной службы в высшее гражданское учебное заведение.
Профессор Борис Владимирович Никольский так вспоминал о нём: «Он готовился к экзамену с таким настроением, точно говел, а на экзамен шёл как на исповедь. Но чем труднее была работа, тем более радовал его успех, и после каждого удачного экзамена, счастливый побеждённою трудностью, он загорался решением преодолеть ещё большую». А когда братья спрашивали Олега о будущем поприще, он спокойно и с улыбкой отвечал: «Прежде всего, я хочу быть хорошим человеком». Незадолго до выпуска он написал в дневнике «Нет, прошло то время, когда можно было почивать на лаврах, ничего не знать, не делать нам, Князьям. Мы должны высоко нести свой стяг, должны оправдать в глазах народа свое происхождение». Олег Константинович Романов закончил Лицей в 1913 году и за успехи в учебе был удостоен серебряной медали. Но его ожидала еще одна, особенная награда. Выпускное сочинение «Феофан Прокопович как юрист» было удостоено Пушкинской медали, что особенно порадовало князя, так как Пушкинская медаль давалась не только за научные, но и литературные достоинства сочинения.
Помимо учёбы князь Олег занимался литературным творчеством, писал стихи и прозаические произведения, продолжал занятия музыкой и живописью, а так же планировал написать биографию своего деда, великого князя Константина Николаевича, который был для него образцом государственного деятеля.
Незадолго до столетнего юбилея, который Лицей готовился отмечать в 1911 году, Владимир Иванович Саитов, член-корреспондент Академии наук и почитатель Пушкина, переслал молодому князю автограф любимого ими обоими поэта. Князь Олег ответил дарителю: «Не знаю, как выразить Вам мою радость, восторг и самую горячую благодарность за Ваш неоценимый подарок. Он удесятеряет мою любовь к Пушкину и придает мне еще большее рвение в моих занятиях литературой…».
Олег Константинович не мог остаться в стороне от столь значимого для всех лицеистов события и решил ко дню торжества предпринять факсимильное издание рукописей Пушкина, находящихся в общественных хранилищах и у частных лиц. Причем издать их с максимальной точностью со всеми особенностями оригиналов. «По плану, выработанному Князем Олегом Константиновичем при содействии специалистов, издание пушкинских рукописей, носящее общее заглавие «Рукописи Пушкина», должно было давать воспроизведение рукописей по отдельным хранилищам. В первую очередь было поставлено издание рукописей, собранных в Пушкинском музее Императорского Александровского Лицея. Эти рукописи предполагалось воспроизвести в трех выпусках: в первом — стихотворные тексты, во втором — проза, в третьем — письма и документы. Во вторую очередь подлежали воспроизведению рукописи Румянцевского музея. В 1911 г. вышел только первый выпуск первой очереди — воспроизведение рукописей стихотворений поэта из Лицейского собрания. По этому выпуску можно судить, каким изыскано образцовым должно было быть издание Князя. Оно удовлетворяет самым строгим требованиям и самым тонким вкусам» (Павел Елисеевич Щеголев – пушкинист, историк литературы).
В книгу вошли 17 лицейских стихотворений Пушкина, хранившихся как реликвия в Александровском лицее.
В содержании книги, около каждого произведения присутствуют примечания князя с уточнением оттенков чернил и описанием не воспроизведенных на фотографиях запятых, точек и каждой черточки рукописей Пушкина.
Издание было выполнено с большой любовью и по последнему слову полиграфии того времени, с сохранением всех особенностей рукописных подлинников. Книга предоставляет читателю уникальную возможность познакомиться с почерком великого поэта, проследить за его творческим замыслом, увидеть, как из под пера поэта возникали знаменитые стихотворные строки.
Практическую работу по подготовке издания провели известные пушкинисты П. Е. Щеголев и В. И. Саитов. «Считаю долгом выразить признательность В. И. Саитову, П. Е. Щеголеву, Н. К. Кульману и лицеистам LXVIII курса П. П. Малевскому-Малевичу и И. П. Митрофанову, советами и помощью которых я пользовался» – отметил свою признательность князь.
«На редкость тщательно выполненное издание потребовало от издателя самого напряженного и пристального внимания: с величайшей заботливостью он следил за неуклонной верностью воспроизведений подлинников. Казалось бы, цинкографическое воспроизведение рукописей не требует особенного присмотра в силу своего автоматизма, но Князь Олег
Константинович правил корректуры оттисков с клише и внёс немало поправок: оказалось, фотография не везде принимала точки и чёрточки пожелтевших от времени рукописей, – и Князь с изощрённым вниманием отмечал эти отступления. Когда все было практически готово и издание должно было выйти в свет Князь Олег Константинович заметил недочеты и остановил распространение издания до перепечатки листов с погрешностями…» (П. Е. Щеголев).
Переплёт книги был выполнен в переплетной мастерской Михаила Давидовича Улемана. Его мастерская была основана в 1897 году в Петербурге и располагалась в доме № 46 по Екатерининскому каналу. С того же года Улеман начал исполнять заказы на переплет книг для Императорской Публичной библиотеки. Переплетное заведение Улемана получало в начале ХX века заказы от Министерства императорского двора.
Высочайшим качеством полиграфического исполнения издание обязано «Товариществу Р. Голике и А. Вильборг» – лучшему полиграфическому предприятию, которое процветало в Санкт-Петербурге до революции. Издательское товарищество «Р. Р. Голике и А. И. Вильборг» было основано в 1902 году путём объединения типографии и литографии Р. Р. Голике с цинкографией и хромолитографией А. И. Вильборга. Полиграфическая продукция товарищества неоднократно удостаивалась высших наград на отечественных и зарубежных выставках: в Дрездене (1909), Турине (1911), в Петербурге (1912). Товарищество процветало вплоть до 1917 года, его называли «купелью санкт-петербургской школы книжной графики». Фирме удалось привлечь к работе художников объединения «Мир искусства». Это позволило «Голике и Вильборг» издавать книги высочайшего полиграфического уровня.
Именно использование техники цинкографии позволило с кропотливой точностью передать все нюансы рукописей великого поэта. Строчки текста рельефны и у читателя создается впечатление, что они прикасаются не к копии, а к написанному пером тексту. Цинкография – старинный метод печати, который использовался для создания изображений на металлических пластинах. Это фотомеханический процесс, предназначенный для изготовления типографских клише и печати с них полутоновых изображений методом высокой печати. Такое название эта технология получила из-за того, что в качестве материала для оттисков чаще всего использовался цинк.
Используя самые передовые технологии и лучшее оборудование, Голике и Вильборг удостоились права носить официальное звание «Поставщиков двора Его Императорского Величества». Сейчас все антикварные книги, изданные товариществом Голике и Вильборг, считаются редкими, и многие издания имеют историческую и коллекционную ценность. Например, издание «Евгений Онегин» с иллюстрациями художницы Е. Самокиш-Судковской по праву считается одним из лучших за всю историю издания книги.
Празднование столетия Императорского Александровского лицея перенесли на 7 января 1912 года. Торжественное собрание в тот день почтила своим присутствием августейшая семья: Государь-император Николай II, императрица Александра Фёдоровна, вдовствующая императрица Мария Фёдоровна.
Из воспоминаний князя Гавриила Константиновича Романова, брата Олега: «Государь обходил здание Лицея, и когда он пришёл в класс Олега, последний преподнёс ему изданные им рукописи стихотворений Пушкина. При этом Олег очень волновался».
Первый (и, к сожалению, единственный) выпуск увидел свет тиражом в 1000 экземпляров. Около ста экземпляров было разослано членам Императорского дома, сотрудникам и знакомым, 890 экземпляров князь пожертвовал Лицею, выразив желание, чтобы продажа была сосредоточена в учебном заведении и все полученные средства поступили в фонд Лицея.
Издание получило признание не только в академических кругах, но и в прессе. Например, газета «Русская мысль» писала: «Издание дает прямо эстетическое наслаждение, и первое, что думаешь, любуясь им, это – что надо его иметь в лучших русских средних школах. В самом деле, не знаю лучшего способа приблизить учеников к Пушкину, как показывая им эти тетради и листочки его автографов».
А вот рецензия Николая Осиповича Лернера, опубликованная в журнале «Современникъ» (Кн. VII 1912 год): «Развившееся и усложнившееся в наше время изучение Пушкина заставляет исследователей обращаться к его бумагам, имеющим огромное значение для издателей, биографов и комментаторов. Никакое описание не в состоянии заменить непосредственное знакомство с подлинниками… Издатель вознамерился, судя по титульной странице его альбома, дать полное воспроизведение всех дошедших до нас рукописей Пушкина, мало сказать, воспроизведение текста – а полную имитацию рукописей, с передачей цвета и формата бумаги, оттенка чернил, каким он представляется в настоящее время… Начатое кн. Олегом Константиновичем предприятие, особенно при внимательном отношении издателя к делу, так велико, что, признаемся, – трудно верится, что оно будет доведено до конца. Во всяком случае, изучающие Пушкина должны быть благодарны издателю за один его благой почин…»
По окончании Лицея Олег Константинович был зачислен в лейб-гвардии Гусарский полк, и уже через год принял участие в военных действиях (20 июля 1914 г. Германия объявила войну России). В 1914 году Олег Константинович, словно предвидя свой недолгий век, оставил в дневнике запись: «Боже! Как мне хочется работать во благо России... сделать много добра Родине, не запятнать своего имени и быть во всех отношениях тем, кем должен быть русский князь». «Моя жизнь – не удовольствие, не развлечение, а крест».
Корнет Олег Константинович погиб в начале Первой мировой войны, не дожив полутора месяцев до 22 лет. В сентябре 1914-го под Вильно князь Олег, при атаке вражеского разъезда, был смертельно ранен. Олег Константинович Романов стал вторым после Сергея Максимилиановича Романовского членом Российского императорского дома, отдавшим жизнь в результате ранения на поле боя, единственным членом Российского императорского дома, погибшим на фронте Первой мировой войны. 29 сентября (12 октября) 1914 г. князь Олег скончался от заражения крови. Похоронен в имении Осташево Московской губернии.
Анатолий Федорович Кони (известный юрист, судья, литератор и общественный деятель) вспоминал: «Я вижу перед собою, с той отчетливостью, которая свойственна скорби, князя Олега Константиновича в походной боевой форме, с его милым лицом и мягким, устремленным задумчиво вдаль взором «говорящих» глаз, – сердечно прощающегося со мною 23 июля, в день его отъезда в действующую армию… Нас соединяла любовь к Пушкину, к которому он относился восторженно, проницательно и трудолюбиво. В Пушкине, рукописи которого были начаты им с таким успехом, – для него олицетворялось все, чем сильна, своеобразна, дорога и по праву может быть горда Россия. И когда эта Россия позвала Олега Константиновича на брань, он отдал ей все силы и помышления, сознавая, что есть исторические минуты, когда родина, видоизменяя слова Писания, должна сказать: Да оставит человек отца и матерь свою и прилепится ко мне. В его душе, так понимавшей и знавшей Пушкина, не мог не прозвучать завет «старицы-пророчицы» молодому витязю: Уберися честно ранами, Ты омойся алой кровию…».
Император Николай II принял решение увековечить память геройски погибшего родственника. В честь него была учреждена медаль для учеников Александровского лицея, Виленское реальное училище получило его имя, 1-я рота Полоцкого кадетского корпуса стала именоваться «ротой Его Высочества Князя Олега Константиновича».
Мать Олега, великая княгиня Елизавета Маврикиевна, подарила Лицею 1000 рублей. Проценты с этого вклада должны были идти на изготовление Лицеем ежегодно одной серебряной «Медали князя Олега Константиновича» — за лучшее сочинение по отечественной литературе, написанное воспитанником Лицея. На медали под изображением князя в лицейском мундире и дат жизни «1892 -1914» надпись: «Светлой памяти лицеиста Олега Константиновича». На оборотной стороне вычеканен лицейский девиз «Для общей пользы», лицейский герб и слова князя: «Жизнь – не удовольствие, не развлечение, а крест. Олег».
После гибели Олега Константиновича П. Е. Щеголев писал о неосуществленном замысле князя: «Издание рукописей Пушкина является молитвенной данью культу Пушкина. Своим возникновением и укреплением культ этот обязан и личным вкусом Князя Олега Константиновича, и традициями его семьи, и той культурной атмосфере, среди которой вырастал молодой Князь. Пребывание в Лицее, освященном памятью Пушкина, дало новое возбуждение пушкинианским стремлениям Князя… Будь выполнен до конца этот замысел, мы имели бы монументальное издание факсимиле подлинных рукописей поэта. Важное значение такого «корпуса» для пушкинских изучений не требует объяснений... Для пушкиноведов, не имеющих в своем распоряжении даже простого описания всех рукописей Пушкина, такое издание было бы неоцененным подспорьем, которое мощно помогло бы делу установления пушкинского текста в окончательной форме».
Рукописи князя Олега – вместе с перепиской, дневником и другими материалами – хранятся в Институте русской литературы (Пушкинском доме) Российской академии наук.
На следующий год после смерти родными и друзьями князя была издана книга «Князь Олег», посвященная памяти Олега Константиновича Романова. Репринтное издание книги сохраняется в отделе основного книгохранения Национальной библиотеки Республики Татарстан:
Князь Олег / предисл. и примеч. протоиерея Игоря Цветкова. – репринт. воспр. изд. 1915 г. – Казань : ТОО «Стар», 1995. – 208 с.: ил. – (Отечество зовет).
С электронным вариантом книги «Рукописи Пушкина. Автографы Пушкинского музея Императорского Александровского лицея» вы можете ознакомиться на сайте РГБ.
Ссылка на книгу в НЭБ: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_004732418/
В тексте использованы иллюстрации и фотографии из фондов Национальной библиотеки РТ и открытых источников сети Интернет.
Использованные источники:
https://ru-oldrussia.livejournal.com/125841.html
https://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/knaz-pushkinist_26
https://proza.ru/2015/02/07/388
https://db.rgub.ru/classics/l/lerner_n_o/text_1912_rukopisi_pushkina_oldorfo.shtml
https://bid.northauction.ru/auction/297-78/lot-1235-в-переплете/
https://bse.slovaronline.com/51483-TSINKOGRAFIYA
https://www.chitalnya.ru/work/1802857/
Виртуальная выставка подготовлена сотрудниками отдела основного книгохранения Национальной библиотеки Республики Татарстан.