100 лет татарстанского кинематографа. История становления «Татаркино»

19 ноября 2024 г., вторник

«Кино» в переводе с греческого означает «движение», «двигаюсь». За годы своего существования этот вид искусства преодолел огромный путь: от немого к звуковому, от чёрно-белого к цветному, от плёнки к цифровому формату. Кино впитало традиции всех известных до него искусств и при этом выработало собственную систему выразительных средств, свой язык.

Ведущей организацией по вопросам развития кинематографа в Республике Татарстан является Государственное бюджетное учреждение культуры «Татаркино», 100-летие которого отмечается в 2024 году.

Кинопроцесс в Республике Татарстан ведёт свой отчет с первого сеанса в Казани в 1897 году по современный период, обладает своими специфическими особенностями и культурными традициями.

До 2016 года единственной монографией, посвящённой кинематографу нашего региона была книга Игоря Николаевича Алексеева «Рубежи кинодокументалистов Татарии», изданная в 1974 году. В книге показывается организация кинопроизводства в Татарской АССР с 1920-х по 1970-е годы.

В 2016 году увидела свет книга члена Союза кинематографистов России, члена Гильдии киноведов и кинокритиков России Елены Петровны Алексеевой «Казань. Кинематограф. Из века в век (1897–2014)». Впервые обобщается материал, сделанный на основе анализа разнообразных источников, ранее не использованных в научном обороте, и более одной тысячи иллюстраций.

Советский период истории кино в Казани рассматривается в контексте социально-политических особенностей времени, подробно исследуется становление татарстанского советского кино. Особое внимание уделяется становлению национальных кадров профессиональных кинематографистов.

Официально свою деятельность «Таткино» начинает 13 февраля 1924 года. Приоритеты работы были закреплены в Уставе: «Акционерное общество кинематографическое объединение «Таткино» учреждается с целью обслуживания культурных запросов рабочих, красноармейцев и крестьян через кино». Отмечалось, что население республики нуждалось в фильмах с титрами на татарском языке. Предполагалось наладить съёмку кинохроники, объединить прокат и эксплуатацию кинотеатров в Казани и на всей территории республики.

С 1 октября 1924 года «Таткино» стало чисто «государственным учреждением».

В Казани «Таткино» принадлежали восемь кинотеатров. Усилиями Татарского кинематографического объединения «Таткино» в течении полугода был открыт первый «Татарский национальный кинотеатр», впоследствии переименованный в «Чаткы», и стало налаживаться производство национальных фильмов. «Таткино» потребовалось немало усилий для организации этого кинотеатра, рассчитанного на 400 мест, который стал работать уже с сентября 1924 года. Здесь демонстрировались кинофильмы с титрами на татарском языке, которые изготавливались в кинолаборатории «Таткино». Эти фильмы демонстрировались не только в республике, но и за её пределами – в регионах, где проживало татарское население. Если же по какой-то причине не было титров на татарском языке, то в кинотеатре работал «специальный глашатай-переводчик». Директором первого в республике кинотеатра стал Заки Баязедский (настоящая фамилия Валиев) – первый татарский актёр кино, режиссёр и театральный актёр.

В 1924 году «Таткино» организовало первые хроникально-документальные киносъёмки. «Только за летний период было отснято более 800 метров кинохроники местной жизни, в том числе такие ленты, как «Похороны красных лётчиков тов. Бычкова и Чигвинцева», «Манёвры пожарного депо», «Инсценировка гражданской войны», «Октябрьская годовщина в Казани», «Приезд тов. Луначарского в Казань» и некоторые другие». (Алексеев И. Н. Рубежи кинодокументалистов Татарии. – Казань : Татарское книжное издательство, 1974. – С. 44.)

Первым художественным фильмом из жизни татар, снятым в Казани, стал фильм «Булат - Батыр».

В 1926 году «Таткино», «ощущая острую потребность в разработке художественно-бытового сценария из татарской жизни», объявляет «конкурс на 2 сценария: из жизни и быта татар со времён феодализма, завоевания и до настоящего времени». Победителем стал молодой партийный работник из Агрыза Абдрахман Шакиров. По его заявке известный кинодраматург Натан Зархи написал сценарий фильма «Булат-Батыр», режиссёром которого стал Юрий Тарич.

В качестве ассистента режиссёра работал будущий татарский кинорежиссёр-документалист Каюм Поздняков.

Премьера фильма состоялась в феврале 1928 года в главном кинотеатре Казани «Электра». В казанском кинотеатре «Чаткы» «Булат-Батыр» демонстрировался в течение года. Фильм анонсировался как «грандиозный исторический боевик из жизни поволжских повстанческих татарских отрядов (качкыннар)».

В 1928 году казанское кинопроизводство уходит в Акционерное общество «Востоккино», которое объединяло Казахстан, Крым, Башкирию и другие национальные регионы. В первый год работы на долю татарского отделения выпало производство двух картин – сатирической комедии «Комета» – о мулле, за деньги обещавшем предотвратить конец света (фильм не сохранился), и документальная лента «Татарстан. Страна четырёх рек», приуроченная к 10-летию ТАССР (1930 г.). «Комета» (второе название – «Пучина») – немой фильм, поставленный в 1929 году режиссёром и актёром Валерием Инкижиновым по мотивам пьесы татарского писателя Ахмета Рахманкулова «Пучина» («Омут»). На широкие экраны фильм вышел летом 1930 года.

Татарским писателем Ахметом Рахманкуловым были написаны пьесы «Чингизхан» («Чыңгызхан», 1914), серия драм: «Пропасть» («Упкын», 1925), «Волны подо льдом» («Су астында дулкын», 1926), «Когда всколыхнулся мир» («Җиhан тетрәгәндә», 1926), «Чёрные тени» («Кара күләгәләр», 1931) и др. Его пьесы ставились не только на татарской сцене, но с успехом шли и в русских театрах, по его киносценариям были сняты художественные фильмы. В своё время Нил Юзеев в труде «Художественная красота и мастерство» («Сәнгатьчә матурлык һәм осталык») писал: «…наверно, уже пора изучить творчество А. Рахманкулова и определить его место в истории татарской литературы». После репрессий творчество Рахманкулова оказалось забытым на многие годы, архив, содержащий его произведения и документы, был утерян.

Со времени организации Татарского отделения «Союзкинохроники» начинается организованное и систематическое кинопроизводство. Было выпущено 50 документальных фильмов и около 100 сюжетов для всесоюзного экрана.

Важной вехой в развитии документального кинематографа в Республике Татарстан стал документальный фильм «Татарстан. Страна четырёх рек», снятый в 1930 году. Съёмки фильма начались в августе 1929 года и проводились как в Казани, так и в её окрестностях: на Волге, в деревне Атня Арского кантона. Для ускорения работы над фильмом в республику были посланы две экспедиции, в одной из которых в качестве ассистента режиссёра и уполномоченного правления «Востоккино» работал Каюм Поздняков. В марте 1930 года картина была закончена производством и выпущена в прокат. Музыку написал татарский композитор Салих Сайдашев. Это был первый документальный кинофильм о республике, вызвавший бурную реакцию зрителей. Фильм полон замечательными пейзажными съёмками, впечатляют виды рек Волги, Камы, Белой, Вятки. Первый общественный просмотр состоялся на московском заводе «Красный богатырь», среди рабочих которого было много татар. Фильм состоял из шести частей, в каждой из которых были созданы художественно-документальные образы, наглядно демонстрирующие достижения республики в первое десятилетие её существования: жизнь и быт городских и деревенских жителей Татарстана, религиозные обряды как мусульманские, так и христианские, хроника гражданской войны, Первый съезд Советов Татарии, образование Татарской АССР, первые пятилетки в Татарстане. Авторы сделали акцент на образах людей, внёсших вклад в становление республики: Мулланура Вахитова, Саида Игалиева. Этот фильм стал определённой ступенью в осмыслении этнических и межкультурных факторов, влияющих на развитие общества и политико-экономических отношений в республиках Поволжья.

Предлагаемые две статьи московского историка кино Рашита Янгирова рассказывают о первопроходцах кино.

Одним из важнейших направлений работы «Таткино» была организация кинопоказов в деревнях. Появились первые кинопередвижки – так называли портативные киноустановки для демонстрации фильмов в небольших помещениях, не оборудованных стационарными кинопроекторами. В начале 1925 года в ТАССР работали две кинопередвижки, к середине года их количество возросло до шести, с начала 1926 года было уже одиннадцать. В основном они обслуживали сельские местности Арского, Мамадышского, Елабужского и Свияжского кантонов.

«Кинофильмы в деревнях демонстрировались прямо на улице. Даже во время небольших дождей киномеханик с аппаратами находился в помещении, а зрители стояли на улице, т.к. из-за многочисленной аудитории не было никакой возможности демонстрировать в помещении. Первые кинофильмы в то время были немыми, и киномеханик не только демонстрировал кино, но и читал надписи, давал разъяснения по ходу фильма, чтобы зрители лучше воспринимали происходящее на экране. Перед фильмом, до наступления сумерек проводили 1,5 часовую лекцию и рассказывали сюжет картины». Во второй половине 1920-х годов визиты кинопередвижек всё чаще оказывались направленными на реализацию конкретных практических задач.

За несколько лет в республике была создана мощная база для дальнейшего развития кинематографа, которое с тех пор не прекращалось. Ныне правопреемником «Таткино» является Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Татарстан (ГБУК РТ) «Татаркино». Основные направления деятельности сегодня – фильмопроизводство, кинопрокат и кинопоказ, организация фестивалей, творческих встреч с кинодеятелями, а также расширение культурного сотрудничества с регионами России и зарубежными странами.

Список использованных источников:

Алексеева Е. П. Казань. Кинематограф. Из века в век (1897–2014 гг.) / Е. П. Алексеева ; Министерство культуры РТ, Фонд поддержки развития культуры при Президенте РТ. – Казань : Центр инновационных технологий, 2016.­ – 426 с.

Алексеев И. Н. Рубежи кинодокументалистов Татарии. – Казань : Татарское книжное издательство, 1974. – 97 с.

Дубин А. Чурсина говорит… по-татарски // Советская Татария. – 1973. –12 апреля.

Ерунов Б. Валет десятой музы // Советская Татария. – 1987. ­– 24 марта.

Краев А. Кинотеатры Татарии // Красная Татария. –1938. – 23 ноября.

Миннуллина Ф. Х. История татарского кино : «киносценарий» «Комета» и её анализ на страницах периодической печати» : о творчестве писателя А. Рахманкулова в контексте татарской периодической печати. 1930 г. // Казанская наука. – 2021. – № 6. – С. 24-26.

Мухамедьяров Г. З. С киновыставкой по деревням ТР // Сборник здравоохранения ТССР : апр. 1929 г. № 2 / ред. кол. : К. Х. Магдеев и др. – Казань, 1929. – С. 99-103.

Татария в период Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) : сборник документов и материалов. – Казань : Татарское книжное издательство, 1963. – 360 с.

Янгиров Р. Первый призыв // Советская Татария. – 1987. – 27 авг.

Янгиров Р. Экран рассказывает о Татарстане // Советская Татария. – 1986. – 14 мая.

 

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International