Я вижу всех. Я вновь их вижу вместе.
Им Родина святая дорога,
Они летят с горячим грузом мести
Громить в бою жестокого врага.
Б. Ласкин
В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне мы вспоминаем советских женщин, они самоотверженно трудились не только в тылу, но и воевали на всех фронтах наравне с мужчинами. Сегодня речь о летчицах, которые невзирая на многочисленные трудности мужественно сражались с фашистами до полной победы.
В 1941 году с разрешения Генерального штаба Вооружённых сил СССР майор Марина Михайловна Раскова организовала три женских авиационных полка на территории Советского Союза. Одним из них был 46-й женский авиационный полк ночных бомбардировщиков под командованием Евдокии Давыдовны Бершанской. Полк состоял из 115 летчиц и начал свой освободительный военный путь 12 июня 1942 года с донских степей, продолжил на Северном Кавказе, Кубани, Таманском полуострове, Новороссийске, Крыму, Белоруссии, Польши и завершил его в Германии 5 мая 1945 года. Летчицы полка совершили 24 тысячи боевых вылетов, сбросили на врага более 3 миллионов килограммов бомб. Героическому полку было объявлено 22 благодарственные награды Приказом Верховного Главнокомандования СССР, 23 летчицам и штурманам авиационного полка присвоено звание Героев Советского Союза.
.jpg)
Раскова М.М. Из фондов Национальной библиотеки РТ [7]
До конца войны 46-й гвардейский полк оставался исключительно женским. Летали на У-2 (По-2). Этот маленький фанерный самолет в 1927 году изобрел советский авиаконструктор Николай Николаевич Поликарпов для учебных полетов. ПО-2 строили в Казани, самолет был переконструирован для военных условий, чтобы он смог нести по 100-150 килограммов бомб. На борту были оборудованы две отдельные открытые кабинки для пилота и штурмана. Связи с землёй, рации и пулемёта у бомбардировщика не было, как и автоматики, кроме двигателя, бомбы сбрасывались ручным способом. Преимуществом самолёта были лёгкое управление, маневренность, и для него не нужна была большая разгонная площадка для взлета в небо. Но он совершенно не годился для дневных вылетов из-за малой скорости, ПО-2 было легко сбить даже из обычного автомата. Сделанный из дерева, тихоходный, лёгкий самолётик очень забавлял немцев, которые придумывали обидные названия: «Кофемолка», «Швейная машинка», «Рус фанер» и др. Однако вскоре «Кофемолки» стали им сниться в кошмарных снах. Наступает вечер, сквозь небо, затянутое дымкой, начинают просвечивать первые звёзды. В небо поднимаются аэростаты, пошевеливая плавниками, расправляясь, как после спячки. Зенитчицы снимают чехлы с орудий. Ночные истребители, постепенно привыкая к темноте, уже сидят в кабинах самолётов.
.jpg)
Из фондов Национальной библиотеки РТ [11]
Ущерб, нанесённый ночными бомбёжками, заставил фашистов в корне изменить отношение к советским «этажеркам». Из воспоминаний ветеранов вермахта: «Эти самолёты не давали нам жить, мы не могли зажечь огонь ни в печке, ни в маленьком костре, экипажи По-2 тут же обнаруживали их и сбрасывали бомбы. Они находили нас постоянно, поэтому мы должны были всю ночь сидеть в траншеях, чтобы избежать потерь».
В августе 1943 года ночные бомбежки У-2 практически вывели из строя железнодорожный узел, в следствие чего пропускная способность сократилась в два раза. Обеспокоенные немцы вынуждены были полностью прекратить ночные перевозки.
«Ночными ведьмами» окрестили фашисты легендарных летчиц, советские солдаты храбрых девушек называли «наши ласточки». Прорываясь на низкой высоте к железнодорожным узлам, штабам, переправам, они вдребезги разносили стратегические объекты. За ночь иногда приходилось делать по 8-9 вылетов, не вылезая из машины по 9 часов. Механики, осматривающие самолёт, не верили, как эти милые «небесные создания» умудрялись за ночь подвесить до трех тонн бомб каждая.
.jpg)
«Ночные ведьмы». Из фондов Национальной библиотеки РТ [21]
Устаревший По-2 сбрасывал на головы гитлеровцев столько же боеприпасов, сколько самый современный на тот момент пикирующий бомбардировщик Пе-2. За счёт фанерно-перкалевой конструкции По-2 был практически незаметен для появившихся у немцев радаров.
Пе-2 и По-2 в годы войны делали в Казани на бывшем заводе обозных деталей (ныне «Вертолеты России – Казанский вертолетный завод»). Важным новшеством, разработанным в Казани, стал пламегаситель, который позволял в темноте не демаскировать машину и не слепить экипаж, а в темноте реагировать даже на искру из вражеского блиндажа.
Самолёт По-2 был снаряжён фугасными бомбами весом от 50 до 250 килограммов, а также ампулами с зажигательной смесью. Лётчицы за ночь выполняли до шести вылетов летом и до двенадцати долгими зимними вечерами и ночами. Рекорд поставил экипаж, осуществивший 18 вылетов. Ночные бомбардировщики Пе-2 и По-2 можно увидеть на выставке военной техники времен Великой Отечественной войны в Парке Победы города Казани.
Самые яркие страницы истории женского летного полка посвящены Магубе Сыртлановой и Ольге Санфировой.
Магуба Хусаиновна Сыртланова родилась 12 июля 1912 года в Уфимской губернии (ныне Республика Башкортостан). Окончила «татаро-башкирскую» семилетку. По некоторым источникам она Магуба Гусейновна, фамилию и отчество ей пришлось сменить, так как семья была зажиточная, купеческая, чтобы избежать репрессии, вынуждена была бежать в Среднюю Азию. Фамилию Сыртланова она взяла от дальних родственников, при рождении она была Рахманкулова.
Мечтать о небе Магуба начала ещё в юности. С 1932 года училась в Балашовской лётной школе, затем окончила Тбилисский аэроклуб и планерную школу.
.jpg)
Сыртланова М. Из фондов Национальной библиотеки РТ [16]
Магуба добровольно вступила в ряды Красной Армии в июле 1941 года. Писала рапорты с просьбой отправить её на фронт, получив отказ, писала снова. Генерал-полковник Константин Андреевич Вершинин, не выдержав её напора, капитулировал, и в декабре 1942 года Магуба получила направление в первый женский авиаполк, сформированный в начале того же года.
«Итого на 1 января 1945 года: общий налёт – 2 948 часов 30 минут. Дневной налёт – 1 788 часов 35 минут. Ночной налёт – 1 159 часов 55 минут. Боевой налёт: днем – 690 часов, ночью – 840 часов 15 минут. Сбросила 84 361 кг бомб, 110 пачек листовок, (использовала) 1 180 патронов ШКАС. Эффективность: вызвала 31 очаг пожаров, 80 сильных взрывов, уничтожила 1 прожектор противника», – из личной летной книжки гвардии лейтенанта М. Сыртлановой.
.jpg)
Из фондов Национальной библиотеки РТ [18]
Худощавая, среднего роста, с глубоко сидящими серыми глазами и крупным разлетом темных бровей, Магуба не производила впечатление героической женщины. И только те, кто летал с ней, знали, сколько силы воли и душевного обаяния у этой с виду обыкновенной женщины. Летая смело и спокойно, методично и хладнокровно, она никогда не теряла выдержку в самой трудной ситуации.
.jpg)
Сыртланова М. Из фондов Национальной библиотеки РТ [19]
Магубу Сыртланову считают родной и в Башкортостане, и в Татарстане, она единственная на две республики женщина, удостоенная высокого звания Героя Советского Союза.
Не менее важную роль в истории Великой Отечественной войны сыграла летчица Ольга Александровна Санфирова. Герой Советского Союза родилась 2 мая 1917 года в Самаре, которая была командиром эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка.
.jpg)
Санфирова О. Из фондов Национальной библиотеки РТ [21]
В школе родного города она получила семилетнее образование, продолжила в школе рабочей молодежи. В 1935 году Ольга с матерью переезжает в Коломну, устраивается на работу в машиностроительный завод и занимается в кружке парашютистов. В 1936-1937-х годах она переезжает в Москву и работает статисткой в Управлении санитарной авиации. Работа в сфере авиации повлияла на ее дальнейшую судьбу, Ольга захотела стать летчицей. Осенью 1937 года ее мечта начала сбываться – Ольгу Санфирову отправляют на учебу в авиационную школу города Батайска Ростовской области. Закончив лётную школу в 1940 году, она работала в Москве и Новосибирске летчиком и летчиком-инструктором.
.jpg)
Из фондов Национальной библиотеки РТ [13]
С началом Великой Отечественной войны по призыву ЦК ВЛКСМ Ольга Санфирова уходит на фронт. По окончании подготовительных курсов, командир женского авиационного полка Марина Раскова заметила: «Ольга Александровна Санфирова, 1917 г.р., татарка. Может ошибка?» «Никак нет, товарищ майор, всё правильно!», – ответила Ольга. Этот документ хранится в Центральном архиве Министерства обороны РФ.
Храбрая девушка свой фронтовой путь прошла от лётчика до командира эскадрильи, от Сталинграда до Польши, сделала 630 боевых вылетов и уничтожила много вражеской техники и военных объектов. Награждена орденами Ленина, Александра Невского, Красного Знамени, Великой Отечественной войны 1-й степени и медалью Золотой Звезды Героя Советского Союза посмертно. Ольга погибла в вылете ночью 13 декабря 1944 года. Она прыгнула из горящего самолета с парашютом и подорвалась на двух минах уже достигнув земли в Польше. Герой Советского Союза Ольга Санфирова похоронена в Гродно. В городах Гродно и Самаре в ее честь названы улицы. В Самаре поставлен памятник.
.jpg)
Памятник Санфировой О. в Самаре. Из фондов Национальной библиотеки РТ [21]
Капитан гвардии Ольга Санфирова служила в 46-м женском авиационном полку легких ночных бомбардировщиков с Магубой Сыртлановой, была с ней дружна. Магуба Гусейновна вспоминала ее как активную, целеустремленную и в тоже время очень нежную, романтичную и веселую девушку. Близкие фронтовые друзья называли ее Лейлой (в переводе с персидского языка переводится как «ночная красавица»), что девушке очень нравилось. Ольга-Лейла была кудрявой, темноволосой, черноглазой и стройной красавицей. Татарский писатель Шамиль Ракипов с 1965 года изучал жизнь летчицы Ольги Санфировой, прошел по ее «стопам», общался с десятками людей, близко ее знавших. В итоге по воспоминаниям выживших однополчанок и их родственников, он написал роман-дилогию – «Звездные ночи» (1973) и «О чем грустят кипарисы» (1976). В фондах Национальной библиотеки Республики Татарстан можно найти эти произведения: https://abis-neo.tatar.ru/pwb/?cq=cql.allIndexes%20all%20%22ракипов%20шамиль%22.
Одна их первых выпускниц Казанского авиационного института (1934 год) Александра Парвицкая вспоминала, что в годы её учёбы в институте был создан филиал аэроклуба, где студентов учили летать на самолётах Поликарпова У-2. Около 6000 девушек в 30-е годы получили свидетельства пилотов, это позволило сотням из них в годы войны стать военными лётчицами.
В авиаотряде гражданской авиации г. Казани до войны летали: Елена Малютина и Тамара Маилашвили, которые воевали на пикирующем бомбардировщике Пе-2. Все эти девушки, в том числе и первая лётчица Татарии Вера Тихомирова служили в 46-м женском истребительном полку.
Имена Евгении Жигуленко, Веры Тихомировой, Татьяны Костиной и других летчиц продолжают жить в наших сердцах и памяти – в шорохе ветра, каплях дождя, криках журавлей, проплывающих мимо облаках. Это наша история, которая даёт нам право на сегодняшний день и надежду на будущее…
К сожалению, мало информации об уроженке Елабужского района Татарии Татьяне Дмитриевне Костиной. Известно, что она была штурманом 46-го гвардейского ночного бомбардировочного Таманского полка. Лётчица принимала участие в битве за Белоруссию, Кавказ, Крым. Бомбила по военным объектам врага в Восточной Пруссии и Германии. За боевые заслуги на фронте награждена Орденом Красного знамени и Орденом Отечественной войны 2-й степени. В наградном листе Татьяны Костиной отмечено, что с января 1943 года произвела 402 боевых вылета, сбросила по фашистам 37 тонн бомб. С войны вернулась живой.
Пройдут годы, десятилетия, уйдут люди, поколения, но память о героизме советских людей, останется в сердцах потомков навсегда. Внучка прославленной лётчицы Магубы Сыртлановой Алина Брандукова пишет статьи из документальных источников о своей героической бабушке, которую знает только по фотографиям.
После войны Магуба Сыртланова жила в Казани, на улице Искра, с мужем и двумя дочками. Работала на заводе «Электроприбор» контролёром. В честь Магубы Сыртлановой названа улица в городе Казани и Гимназия № 52, в которой создан музей в честь выдающейся лётчицы. Во дворе гимназии установлен памятник. В Казанском кремле, в Музее-мемориале Великой Отечественной войны, также есть экспозиция, посвящённая этой героической женщине. Прожив всего 59 лет, она оставила яркий след в истории нашей страны.

Сыртланова М. Из фондов Национальной библиотеки РТ [16], [3]
Женщина и война... Глубоко чуждые друг другу понятия. Но судя по истории нашей страны множество женщин сражались во время Великой Отечественной войны за сохранение любимой Отчизны. Более 500 000 советских женщин-воинов внесли свой посильный вклад для приближения Победы над фашистскими захватчиками. Были в этих рядах и не знающие страха представительницы Советского Татарстана, чьи смелость и талант переплетаются с величием неба. Эти удивительные женщины, преодолевая преграды и стереотипы, стали символами силы духа и стремления к свободе. Их истории – это не просто воспоминания о прошлом, а вдохновение для будущих поколений. Мы гордимся боевыми подвигами наших земляков!
Материал подготовлен отделом периодических изданий
Использованная литература: