к 125-летию казанского трамвая
Казанский трамвай является одним из старейших в России.
Своим названием трамвай обязан изобретателю-предпринимателю Джону ОʹТраму и происходит из двух английских слов – «вагон или тележка» и «дорога, путь». ОʹТрам сконструировал рельсовый путь в Лондоне для движения вагончиков вначале на конной, затем на паровой тяге. Дорогу прозвали «трамвуэй» – «дорога Трама». С этого времени слово «трамвай» вошло в обиход.
История появления железнодорожного транспорта на улицах Казани началась с середины 19 века. По мере роста и развития города потребность в удобных средствах массового передвижения возросла, заполняющие улицы Казани кареты, пролетки, «барабусы» (от искаженного татарского слова «барабыз» – идём), повозки с низкой вместимостью и скоростью передвижения не могли удовлетворить население. В это время интенсивно развиваются магистральные железные дороги, и у руководства города возникла идея их использования для внутригородского рельсового транспорта. Идею воплотить в жизнь взял на себя отставной инженер, штабс-капитан Петр Панаев. С 1870 года он начал прокладку рельсовой железной дороги, которая длилась в течение пяти лет.
Торжественное открытие казанской конно-железной дороги состоялось в октябре 1875 года. Был отслужен молебен, станция украшена цветами, фонарями, национальными флагами. Для поездок были закуплены 12 двухэтажных вагонов (конки), их везли две лошадки.
Из фондов Национальной библиотеки РТ: Шәһри Казан. – 2018. – 2 март (№22). – 8 б.
В период навигации вагоны были переполнены, и рядом бежала запасная лошадка, в народе прозванная «Петрушкой», которую впрягали в помощь основным лошадям перед въездом на гору. Отсюда и появилось народное название улицы – Петрушкин разъезд. В этом месте лошадке-пионеру общественного транспорта на конной тяге в 2014–2016 годах был установлен памятник из бронзы. Скульптор памятника – Равиль Габбасов.
Из фондов Национальной библиотеки РТ:
Республика Татарстан. – 2016. – 12 мая (№65). – С. 4
Рельсы и вагоны трамвая были привезены из Англии и Бельгии, а собраны в Казани. Владельцем их стало Бельгийское акционерное общество. Длина вагонов составляла 4-8 метров, а ширина – 1,8-2,3 метра. Они были полуоткрытого типа, двухэтажные, но с малой вместимостью.
Из фондов Национальной библиотеки РТ:
Республика Татарстан. – 2014. – 23 октября. – С.3
Склад для вагонов и амбар для постоя 200 лошадей появились на Петрушкином разъезде. Первые маршруты трамвая проходили с улицы Проломной до Волжских пристаней, от Проломной через Рыбную площадь по Георгиевской до Суконной слободы. С первых дней конки перевозили население в дневное время, а в дальнейшем стали ездить до девяти вечера. Трамвайные линии в дальнейшем были оснащены телеграфом и телефоном. До 1892 года цены за проезд на трамвае были довольно дорогие, поэтому ездили на нем преимущественно военные, управляющие и купцы, затем цены подешевели и стали доступными для менее платежеспособного населения Казани.
Трамваи-паровозы, которыми пытались заменить конки, не получили развития: они были очень дымные, шумные и небезопасные для пассажиров, это и стало предпосылкой для появления электрического трамвая.
Годом рождения казанского электрического трамвая стал 1899. Конка с этого года почти полностью перешла на электрическую тягу и стала трамваем, только участок линии от Петрушкина разъезда до Дальнего Устья до 1902 года оставался конкой.
В наше время трудно представить улицы города без трамвая, а в то время его появление стало диковинкой. Выход первого трамвая на линию переполошил мирное население. При виде вылетающих из-под колес-роликов электрических искр старушки отплевывались, крестились и шептали «с нами крёстная сила…». В 1899 году на Рыбнорядской площади успело случиться и первое столкновение трамвайных вагонов.
Казанский трамвай стал единственным в России двухэтажным электротранспортом: к моторным вагонам в целях экономии прицепили двухэтажные вагоны от конки. В 1902 году трамвайные вагоны начали отапливаться. С 1904 года на более нагруженных участках дорог стали прокладывать двухколейные линии.
В 1910 году была проложена трамвайная линия по Поперечно-Казанской улице (Кольцевой маршрут). Длина трамвайных путей в 1914 году составила сорок семь верст, по ним ездили пятьдесят восемь моторных и сорок пять прицепных вагонов. Вагоны возили пассажиров по разным маршрутам по Волжско-Проломной, Кольцевой, Грузинской, Воскресенской линиям.
Накануне февральской революции у Бельгийского акционерного общества закончился срок эксплуатации казанского трамвая, и он перешел на городское самоуправление. Во времена гражданской войны казанский трамвай перевозил воинские части и военные грузы по веткам, проложенным к артиллерийским казармам на Арском поле, к вокзалу, в Суконную и Адмиралтейскую слободы. В 1917 году на основании декрета Второго съезда Советов электротранспорт перешел в собственность народа и в ведение Коммунального хозяйства Казани. В сентябре 1918 года, после захвата Казани белогвардейцами, трамвайное хозяйство пришло в упадок. Легкие рельсовые пути, которые остались еще со времен конки, вагоны с маломощными моторами, старый трамвайный парк – все требовало восстановления.
К концу 20-х годов трамваи начали заменяться на отечественные, Николаевского и Мытищинского заводов. Казанский трамвай смог начать работу после разрухи гражданской войны только в 1922 году. В 1924 году было создано объединение «Управление крупными предприятиями общественного пользования» (УОП), которое в дальнейшем переименовалось в «Эльводтрам». В мирное время с 1925 года началось восстановление трамвайных путей, воздушных сетей и подвижного состава, расширение работы трамвая. В 1928 году на городских линиях работали 48 трамвайных вагонов. В эти годы на один вагон ежедневно проходилось не менее 1000 человек.
21 декабря 1926 года Президиумом Казанского городского совета было выпущено «Обязательное постановление о правилах пользования казанским Городским Трамваем» на русском языке и арабице. В них прописывались права и обязанности пассажиров в вагоне.
В начале 30-х годов Казань была охвачена четырьмя маршрутами: от Дальнего устья до Суконной слободы, от Кремля до Второй горы, с поля Ершова до Жиркомбината и от железнодорожного вокзала до улицы Касаткина.
Из фондов Национальной библиотеки РТ:
Казанские ведомости. – 2015. – 24 ноября. – С. 4
С 1933 года городской трамвай состоял в ведении Горсовета. К 1936 году трамвайные пути стали двухколейные, велась работа по расширению маршрутов, была налажена работа диспетчерской службы, обновлены вагоны, уделялось внимание на повышение качества обслуживания пассажиров, оборудованы мастерские для ремонта подвижного состава, началось строительство нового трамвайного парка и проведен капитальный ремонт трамвайных путей. Протяженность трамвайных путей в эти годы составляла 52,8 километров, пассажиров возили 86 вагонов. Питание трамваев током осуществляла преимущественно ртутная подстанция, но уже к 1936 году закончилось строительство новой электрической подстанции мощностью в 2400 киловатт для обеспечения нормального электроснабжения.
Из фондов Национальной библиотеки РТ:
100 лет Казанскому трамваю / составитель И. Клепацкий. – Казань, 1999. – С. 34
В 1940 году трамвай Казани перевез 76,1 миллионов человек. К началу 1941 года число вагонов увеличилось до 159, протяженность путей составляла 70,6 километров.
С началом Великой Отечественной войны темпы развития трамвайного хозяйства снизились, сотни работников ушли защищать родину от захватчиков. В годы войны электротранспорт становится почти единственным средством передвижения в городе и оказывает посильную помощь фронту – на трамвае перевозились раненые и необходимые военные грузы.
В послевоенные и годы первых пятилеток отмечается бурное развитие казанского трамвая. Городской транспорт начал набирать силу и перестраиваться на мирное время. В 1948 году Управление казанского городского трамвая переименовано в городское трамвайно-троллейбусное управление исполкома Казанского городского Совета депутатов трудящихся. В 1949 году в город начали поступать вагоны Усть-Катаевского и Рижского вагоностроительных заводов.
Из фондов Национальной библиотеки РТ:
100 лет Казанскому трамваю / составитель И. Клепацкий. – Казань, 1999. – С. 42
В 1950 году исполкомом Казанского городского Совета депутатов трудящихся было принято решение о введении в действие Правил пользования трамваем. В Правилах был прописан порядок входа и выхода, оплата проезда и багажа, ответственность пассажира. В 1957 году МВД Татарской АССР утвердило постановлением Совета Министров Татарской АССР от 26 апреля «Правила движения по улицам и дорогам Татарской АССР», они были изданы в Татарском книжном издательстве для безопасности населения. В издание вошли и правила перевозки пассажиров в трамваях. С 1957 года вводятся проездные билеты.
В 1958 году линии протянулись на 206 километров, жителей города перевозили 212 трамвайных вагонов. С 1960 года было введено обслуживание без кондуктора в трамваях. Пассажиры сами покупали билет, бросая монеты в кассу. Обновился станочный парк в мастерских депо, были введены в эксплуатацию механические мойки вагонов.
К 1962 году вагонный парк увеличился на 13 процентов, в городе 9 трамвайных маршрутов. Трамвайно-троллейбусное управление имело 7 различных трамваев – от более древних до современных для того времени – рижских и ленинградских заводов. Протяженность трамвайных линий составляла 75 километров. В 1966-м году в городе была образована диспетчерская служба.
В 1974 году к 75-летию казанского трамвая у здания депо № 2 трамвайного управления открылся необычный музей – довоенный вагон № 24. В музее показан 75-летний путь вагона, на котором работал вагоновожатым в 1933-37 годы Герой СССР Иван Константинович Кабушкин.
Из фондов Национальной библиотеки РТ:
100 лет Казанскому трамваю / составитель И. Клепацкий. – Казань, 1999. – С. 37
В 1977 году длина трамвайных линий Казани достигла 115 километров, по ним ежедневно курсировало 280 трамваев, перевозилось около миллиона пассажиров. Водителями трамваев работали преимущественно женщины. С июня 1978 года вводится бескассовое обслуживание пассажиров: в вагонах устанавливаются компостеры для погашения талонов за проезд. Получило развитие и парковое хозяйство. Современным в эти годы было трамвайное депо № 1, названное родоначальником трамвайного движения в Казани.
Из фондов Национальной библиотеки РТ:
100 лет Казанскому трамваю / составитель И. Клепацкий. – Казань, 1999. – С.45
В 1985 году для удобства горожан в наиболее загруженные утренние и вечерние часы пик на трамвайных линиях появляются первые трехвагонные составы. В 1989 году центр Казани с городскими окраинами связывают 16 маршрутов.
В 1994 году действовало уже 17 трамвайных маршрутов общей протяженностью 165 километров. Заново было введено кондукторное обслуживание пассажиров. В 1996 году в Казани насчитывалось три трамвайных депо с 412 вагонами. В эти годы трудности с восстановлением трамвайных путей, нуждающихся в ремонте, но у города не хватало средств на их полную реконструкцию. К концу 90-х годов в городе стало 19 трамвайных маршрутов.
Из фондов Национальной библиотеки РТ:
100 лет Казанскому трамваю / составитель И. Клепацкий. – Казань, 1999. – С.40
К 2002 году 3 трамвайных депо охватывают 23 трамвайных маршрута, на линии выходят 300 вагонов. В связи с низким пассажиропотоком с 2005 года в центре города демонтировали железнодорожные рельсы, трамваи ходить перестали.
В 2013-20 годах в Казани идет строительство самой длинной в России скоростной линии протяженностью 34 километра, проходящей от железнодорожного вокзала через проспекты Ямашева и Победы до микрорайона Солнечный город.
Открытие первой очереди Большого казанского кольца на участке улицы М. Булатова до улицы Борисковская протяженностью 800 метров прошла 29 августа 2020 года, была приурочена ко Дню города Казани и Республики Татарстан. Дороге присвоили название Магистраль 100-летия ТАССР. Мэр города Ильсур Метшин отметил, что исполнилась мечта его предшественников на протяжении 50 лет: еще в генеральном плане города 1969 года была заложена эта линия. Он назвал эту линию дорогой жизни и эпохальным событием для жителей города.
Из фондов Национальной библиотеки РТ:
Комсомольская правда. – 2020. – 1 сентября (№ 98). – С. 4
Современную трамвайную систему Казани обслуживает предприятие «Метроэлектротранс». Трамвайные вагоны постепенно были обновлены, оборудованы автоинформаторами, объявления на которых ведутся на русском, татарском и английском языках.
С 2022 года изменена маршрутная сеть, ее длина стала больше на 69 %, увеличилось количество трамвайных вагонов. До 2024 года на маршрутах были задействованы кондукторы, оплатить проезд пассажиры могли за наличный расчёт и через валидаторы, действовали проездные и льготные электронные транспортные карты. С 2024 года кондукторское обслуживание заменили электронные терминалы. В настоящее время оплата за проезд составляет 42 рубля наличными, 38 рублей транспортной и банковской картами.
Расширение трамвайных маршрутов позволило увеличить пассажиропоток более чем на 30 тысяч человек. Магистраль «100-летие ТАССР» проходит через 6 районов города, это обеспечивает беспересадочный подвоз жителей в центр города, к месту учебы и работы, спортивным, культурным объектам, а также к станциям метро. Развитие трамвайных путей сделало наш город еще более комфортным.
За 125 лет своего развития казанский трамвай стал более совершенным, экологически чистым видом городского транспорта, популярным и востребованным среди жителей столицы республики.
Виртуальная выставка подготовлена отделом периодических изданий
Список использованной литературы
Последнее обновление: 27 декабря 2024 г., 12:52