Ученый-историк и писатель, академик Академии наук Республики Татарстан, профессор Казанского государственного университета, научный консультант Национальной библиотеки Республики Татарстан по тюрко-татарским и восточным рукописным книгам.
КРАТКИЙ ОЧЕРК НАУЧНОЙ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Изучение многовековой истории татарского народа в новейшее время неразрывно связано с именем академика АН Республики Татарстан Миркасыма Абдулахатовича Усманова (1934-2010 гг.). За 45 лет научно-исследовательской деятельности им создан ряд трудов, существенно обогативших как источниковую базу, так и разработку конкретно-исторических проблем истории, литературоведения и культуры народа на протяжении широкого исторического периода с XIII по начало ХХ века.
Жизненный путь М.А.Усманова отличается от биографий большинства его коллег-современников.
Он родился 31 мая 1934 г. в городе Кульджа (Западный Китай, провинция Синьцзян) в семье служащего. Корни рода Усмановых берут свое начало в старинном селе Большой Менгер современного Атнинского района Республики Татарстан. Еще в 20-е годы XIX в. его предки, как и многие другие соплеменники, страдающие от малоземелья, переселились на территорию современного Казахстана и занимались там земледелием, пчеловодством и торговлей. В 1917 г. во время великих социальных потрясений семья Усмановых временно, "до лучших времен", переселилась в г.Кульджу, который был концессией России. После революции, когда граница была закрыта, Усмановы остались жить в Китае, сохраняя, как и многие другие, сначала российское подданство, затем советское гражданство.
Начальное образование М.А.Усманов получил в Кульджинской татарской школе, куда он поступил в 1941 г., затем обучался в русской гимназии города. Хотя в качестве пособий при обучении использовались учебники, изданные в Казани и Москве, в учебном процессе татарской школы Кульджи были особенности, отсутствовавшие в советских школах. Учащиеся Кульджинской татарской школы одновременно овладевали навыками письма и чтения как на основе арабской графики, так и кириллицы. А это открывало путь к многочисленным арабографическим татарским изданиям дооктябрьского периода, сосредоточенным в школьной и частных библиотеках.
Жизнь в разноязычном регионе естественным образом содействовала овладению разными близкородственными тюркскими языками: казахским, уйгурским, киргизским, узбекским. Все это впоследствии оказало благотворное влияние на профессиональные занятия М.А.Усманова в качестве историка-источниковеда и в его переводческой деятельности. Например, татарский читатель впервые познакомился с творчеством всемирно известного писателя Чингиза Айтматова через переводы М.А.Усманова. Следует сказать еще и о том, что, будучи мальчиком и юношей, Миркасым каждый год выезжал с родителями в горы, окружавшие его родной город. Там он окунался в быт местных жителей, еще сохранявших «родимые пятна» общественно-социальных отношений, квалифицируемых в исторической науке как феодальные. Рыбалка на бурных горных реках, охота на горных козлов, маралов в глубоких ущельях и лесных чащобах, жизнь в юртах, участие в народных игрищах кочевников, скачки на лошадях - все это потом нашло отражение на страницах его первой книги «Киек сукмакларында» («На диких тропах». Записки охотника), опубликованной в 1966 г. в Казани. Эту публикацию можно считать своеобразным прощанием автора с яркими и незабываемыми страницами детской и юношеской жизни.
Впрочем, среди юношеских впечатлений были события и иного характера. Осенью 1944 г. местные жители Синьцзяна поднялись на национально-освободительную борьбу против прогнившего режима Гоминдана. В городе шли уличные бои. В результате в трех западных областях провинции Синьцзян появилось новое государственное образование - «Свободный (позже - Революционный) Восточный Туркестан». Это никем не признанное государство жило «суверенно» до 1951 г., а после победы коммунистической революции в Китае «по своей воле» вошло в состав КНР.
В 1944-1951 гг. широкое распространение среди местных жителей получили социалистические идеи. В начале 50-х гг. еще более усилилась тяга к возврату на родину и в 1955 г. семья Усмановых возвратилась в СССР (в Казахстан).
В 1955-1958 гг. М.А. Усманов работал в качестве рабочего в Сары-Булакском совхозе на сахарном заводе, районном комитете ДОСААФ Кировского района Талды-Курганской области и на Алма-Атинской киностудии. В этот же период, обучаясь в школе рабочей молодежи пос. Кирово Талды-Курганской области Казахстана, он получил аттестат зрелости советского образца.
Естественно, что М.А.Усманова тянула родина предков, старинный университетский город Казань. В 1958-1963 гг. он учился в Казанском государственном университете, сначала на отделении татарской филологии. После окончания III курса был переведен на историческое отделение историко-филологического факультета, где на кафедре истории СССР специализировался по источниковедению истории. В годы учебы в университете активно включился в студенческую научно-исследовательскую деятельность, участвовал в работе диалектологических и археологических экспедиций. За участие в выставке студенческих работ был награжден медалью ВДНХ.
После окончания учебы М.А.Усманов был оставлен при кафедре истории СССР. В 1964 - 1967 гг. учился в аспирантуре, в 1968 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Татарские нарративные источники XVII-XVIII вв. и их особенности». С 1967 г. преподавал на кафедре истории СССР. В 1981 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Жалованные акты Джучиева Улуса XIV-XVI вв.». С 1982 г. был профессором и заведующим кафедрой истории СССР досоветского периода. С 1989 г. заведовал кафедрой истории татарского народа, созданной им на вновь открытом факультете татарской филологии, истории и восточных языков. Одновременно с 1988 г. являлся руководителем также основанной им научно-исследовательской археографической лаборатории Казанского университета. В 1985-1991 гг. был проректором Казанского университета по учебной работе.
Преподавательская деятельность М.А.Усманова, наравне с чтением курсов лекций по традиционным дисциплинам, сопровождалась разработкой новых курсов по источниковедению истории народов Поволжья и Приуралья, старотатарской палеографии. В последние годы он читал специальный курс по истории древних тюркских народов и государств Евразии. С 1968 по 1985 гг. был руководителем специализации по истории Татарстана.
Основным направлением научно-исследовательской деятельности М.А.Усманова было изучение арабографических тюркоязычных письменных источников по истории и литературе тюркоязычных народов Поволжья и Приуралья XIII - начала ХХ веков. Особое место в научной деятельности М.А.Усманова занимали археографические изыскания - организация и проведение экспедиций по выявлению и сбору среди татарского населения памятников письменности на восточных языках и их изучение. По идее и инициативе М.А.Усманова в 1963 г. в Казанском университете была организована первая такая экспедиция, фактически восстановившая былые традиции Казанской школы ориенталистики в области собирания и изучения памятников письменности на восточных языках. С 1964 по 1989 гг. М.А.Усманов являлся научным руководителем и постоянным участником регулярно действующих археографических экспедиций КГУ, проводивших свои поиски во многих регионах страны. Их география простиралась от Костромы и Касимовского «края» в Подмосковье на западе и до Иркутской области на востоке, от Перми-Вятки на севере до Оренбурга и Астрахани на юге. С 1963 по 1986 гг. он ежегодно выезжал в «поле» и принимал непосредственное участие в сборе рукописей среди населения. В результате обследования более 850 татарских населенных пунктов в пяти бывших автономных республиках и пятнадцати областях Российской Федерации было выявлено и собрано более 9.000 (девяти тысяч) рукописей и около полутора тысяч редких старопечатных изданий на различных восточных языках. В результате этого почти двукратно обогатился восточный фонд Отдела рукописей и редких книг научной библиотеки Казанского университета. Археографическая экспедиция и по сей день успешно продолжает свою деятельность.
В собранных рукописях представлены тексты сочинений с VII века до середины ХХ столетия (от списков Корана до сочинений, созданных в последнем периоде функционирования арабской графики у татар). В жанровом плане представлены списки произведений по мусульманской юриспруденции, восточной филологии, истории ислама, агиографии, астрономии, математике, географии. Особую группу составляют рукописи по художественной литературе и фольклору, историческому краеведению и частным актам. Описанию процесса сбора рукописей среди населения, раскрытию их содержания посвящена книга ученого «По следам рукописей. Записки археографа» (Казань, 1984 и 1994 гг.), которая получила высокую оценку как в местной, так и центральной печати.
М.А.Усмановым проведена значительная работа по выявлению и введению в научный оборот письменных источников по истории и литературе татарского народа в архивах и библиотеках различных городов бывшего СССР (Казани, Алма-Аты, Киева, Москвы, Оренбурга, Санкт-Петербурга, Симферополя, Ташкента, Томска, Уфы и др.). По результатам научных изысканий им осуществлены и опубликованы фундаментальные исследования по источниковедению истории тюркоязычных народов Поволжья и Приуралья. Например, такие, как «Татарские исторические источники XVII-XVIII вв.» (Казань, 1972), «Жалованные акты Джучиева Улуса XIV-XVI вв.» (Казань, 1979). Богатство их источниковой базы и аргументированность выводов были должным образом оценены в отзывах и рецензиях, подготовленных учеными Казани, Москвы, Ленинграда, Баку, Тбилиси, Анкары и т.д.
Под руководством ученого и при его активном участии составлено и опубликовано собрание татарских документов времен Крестьянской войны 1773-1775 гг., вносящих существенный вклад в изучение истории народно-освободительного движения XVIII столетия. Малоизученные до того времени документы (всего 188 единиц), исходившие из лагеря повстанцев, представлены как в арабографическом оригинале, исполненные каллиграфически, так и в переводе на русский язык. В результате в научный оборот введен ценный комплекс первоисточников по истории многонациональной крестьянской войны под предводительством Е.И.Пугачева.
На основе малоизвестных первоисточников М.А.Усмановым изучены и по-новому освещены деятельность и наследие таких выдающихся татарских просветителей XIX- начала ХХ веков, как Шигабутдин Марджани, Хусаин Фаизханов, Ризаэтдин Фахретдин.
Творческая лаборатория ученого характеризовалась системностью в исследовании, целеустремленностью в поисках новых исторических источников, что подтверждается на примере обнаружения ряда ранее неизвестных или малоизвестных памятников. Так, долгое время в фольклористике считалось, что у татар в обиходе не было обрядовой песни «Яр-яр», характерной для ряда тюркоязычных народов СНГ. Однако, М.А.Усманов в результате целенаправленных поисков в течение десятилетий обнаружил несколько татарских списков этой песни среди населения Поволжья и Приуралья и познакомил научную и литературную общественность с несколькими вариантами памятника.
Текст эпического произведения «Туляк и Су-Слу» был обнаружен археографической экспедицией в 1969 году. До этого времени в распоряжении фольклористов Татарстана письменного текста этого средневекового дастана также не было. На основе этого списка, с привлечением и других версий, ученый предпринял развернутое исследование данного памятника.
В 1978-1979 гг., при редактировании и издании книги профессора Ленинградского университета Г.Тагирджанова, внимание М.А.Усманова привлекло сообщение о хранящемся в библиотеке Сената Ирана в Тегеране списке сочинения по фармакологии «Ат-тирйак ал-кабир» булгарского ученого начала XIII века Таджаддина ибн Йунуса ал-Булгари. Однако в то время, по ряду причин, не было возможности в получении копии этого ценного памятника. Лишь в конце 1996 года, в составе официальной делегации Республики Татарстан, ученый смог посетить Иран и при содействии президентов Республики Татарстан и Ирана получил копию с рукописи сочинения, а затем и издал текст отдельной книгой. Таким образом, ценнейший источник для изучения истории, культуры народов Волжской Булгарии домонгольского периода был введен в научный оборот.
В середине и третьей четверти прошлого столетия в СССР не только модно, но и обязательно было при каждом возможном и удобном случае критиковать, охаивать так называемый джадидизм, его идеологов, также представителей национально-освободительного движения в целом. Многие авторы увлекались, даже пользовались такими возможностями. М.А.Усманову удалось избежать таких «возможностей». У него не было потребности «исправлять» самого себя, тем более «прятать» прежние свои публикации, выступления или краснеть за них.
Пропагандируя достижения науки или же привлекая внимание широкой общественности к нерешенным вопросам истории, М.А.Усманов уделял должное внимание научно-популярным и публицистическим выступлениям на страницах периодической печати. Избранная часть подобных публикаций на татарском языке представлена в книге «От прошлого к будущему» (Казань, 1990).
Ученый проводил значительную работу по публикации на родном языке научно-популярных статей и книг по истории для юношества, в которых доходчиво рассказывал молодым читателям о прошлом и культуре своего народа. Таковы, например, книги «Таинственный балбал» (Казань, 1973), «Путешествие в страну гор и долин» (Казань, 1977). В 1984 г. обе книги были переизданы в одном томе.
В общей сложности профессором М.А.Усмановым опубликовано более 450 названий научных трудов, в том числе 11 книг (монографии, сборники). Совместно с зарубежными коллегами им опубликованы тексты татарских письменных источников в Венгрии и Германии. Кроме того, под его редакцией или с его обработкой вышли в свет более 30 книг других исследователей. Ряд статей им опубликован в научных журналах и сборниках, изданных в Германии, США, Тайване, Турции, Франции, Южной Корее и т.д.
Ученый принимал участие в работе многих региональных, всесоюзных и международных научных конференций и симпозиумов (Польша, Венгрия, Турция, США, ФРГ).
Под руководством М.А.Усманова на материале арабографических письменных источников защищен ряд кандидатских диссертаций. Из числа его учеников уже двое являются докторами наук, профессорами.
Будучи проректором Казанского университета, М.А.Усманов принимал активное участие в создании новых подразделений КГУ: научно-исследовательской археографической лаборатории по сбору, изучению и публикации письменных источников, нескольких историко-филологических кафедр на открытом в 1989 г. факультете татарской филологии, истории и восточных языков, также экологического факультета. Он принимал активное участие при создании базы для восстановления востоковедческих подразделений в Казанском университете и т.д. С его участием были налажены контакты КГУ с рядом университетов зарубежных стран (Венгрия, ФРГ, Китай, Турция).
М.А.Усманов был членом двух докторских и пяти кандидатских Советов - КГУ, Университета культуры, Института истории АНТ, Национальной библиотеки, Национального музея РТ. Он также являлся членом Археографической комиссии РАН, Союза писателей и редколлегии ряда журналов, в том числе и международного (Central Asian Survey, London). Академик М.А.Усманов входил в число учредителей Академии наук Республики Татарстан. Он также входил в состав оргкомитета по проведению XXXV Международного конгресса ориенталистов (Будапешт, 1997). В октябре 1997 г. Первый общероссийский организационный съезд востоковедов России избрал М.А.Усманова Президентом Общества востоковедов РАН на двухлетний срок. При его активном участии и научном руководстве в 1998-2000 гг. в Казани были организованы и проведены три международные конференции, посвященные источниковедению истории Джучиева Улуса (Золотой Орды), исторической географии Среднего Поволжья, возникновению и развитию городов в нашем регионе. Принимал активное участие в организации и проведении многоэтапной конференции «Великий Волжский путь». Он являлся членом республиканского оргкомитета по празднованию 1000-летия Казани.
Заслуженный деятель науки Татарстана, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, М.А.Усманов принимал участие в обновлении общественной жизни республики. С 1989 г. он был председателем фонда «Джиен», созданного с целью способствования возрождению и развитию татарского языка и культуры, где занимался издательской деятельностью. Например, в 1990 и 1991 гг. им осуществлены переиздания исторических трудов М.Г.Худякова, Карла Фукса, И.Гаспринского и ряда других авторов. В последние годы М.А. Усманов со своими учениками занимался изданием серии документальных сборников о выдающихся представителях татарской культуры.
До последних дней М.А.Усманов интенсивно продолжал исследовательскую и организационную работу в области выявления, изучения и издания письменных источников, справочных пособий по старотатарской печати, активно вовлекал в это дело сотрудников кафедры, археографической лаборатории и студенческую молодежь. Не останавливаясь на достигнутом, он постоянно расширял диапазон исследований, приступив к изучению истории отдельных татарских диаспор внутри и за пределами Российской империи до 1917 года.
C 1994 г. М.А.Усманов являлся научным консультантом Национальной библиотеки Республики Татарстан по тюрко-татарским и восточным рукописным книгам. Он внес значительный вклад в становление отдела редких книг и рукописей библиотеки, развитие научно-исследовательской и археографической деятельности данного отдела. С 2000 г. М.А.Усманов входил в Попечительский совет Национальной библиотеки РТ и в этом качестве содействовал повышению ее роли как научного, культурного и образовательного центра республики.
В дни завершения III курса отделения татарской филологии историко-филологического факультета КГУ. 31 мая 1961 года.
На международной конференции востоковедов ( ICANAS ). 1997 год, Будапешт.
С участниками международной конференции <Великий Волжский путь>, I этап, август, 2001 год. Слева доктор Уйно Пирью (Финляндия), в центре профессор доктор Иштван Вашари (Венгрия).
На международной конференции <Великий волжский путь>, II этап. Август, 2002 год, город Стокгольм.
Последнее обновление: 9 февраля 2021 г., 18:13
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Обнаружили ошибку?
Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER