Подвижник просвещения Каюм Насыри: к 200-летию со дня рождения учёного, писателя и просветителя

Каюм Насыри (Габделькаюм Габденнасырович Насыров) родился 14 (2) февраля 1825 года в деревне Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии (ныне Зеленодольский район Республики Татарстан). Его отец – известный богослов и мастер каллиграфии Габденнасыр бин Хусейн, был преподавателем. Своё первоначальное образование будущий просветитель получил там. Позже отец отправил сына в Казань и в 1841–1855 годах Каюм Насыри обучался в Казанском медресе «Касимия, где освоил турецкий, арабский и персидский языки, основы мусульманской философии и права. Большой интерес проявлял молодой человек и к изучению русского языка.

Дом в Казани, где жил Каюм Насыри

После окончания медресе в 1855 году Каюм Насыри преподавал татарский язык в Казанском духовном училище, а затем в Казанской духовной семинарии. Параллельно обучался в Казанском университете в качестве вольного слушателя, где принимал активное участие в работе «Общества этнографии, истории и археологии». Многолетняя работа в духовном училище усилила его интерес к русскому языку и русской культуре. В итоге, Каюм Насыри в 1871 году открывает в Казани первую русско-татарскую школу. Однако его желание обучать русскому языку татарских детей встретило сопротивление со стороны традиционного татарского общества, не материально, не морально его не поддерживали, педагог содержал школу за свои средства. На него сыпались бесконечные угрозы и проверки. Спустя пять лет его школу закрыли по настоянию инспектора татарских школ Василия Радлова.

Во время преподавания в духовном училище Насыри начал собирать материалы по татарскому фольклору: загадки, пословицы, поговорки, песни и передавал эти материалы на рассмотрение Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. В награду за преданность своему делу был избран действительным членом этого Общества. Исследования, проведенные ученым в области этнографии и истории, с интересом слушали ученые во время заседаний этого общества.

Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Т. 13, вып. 5. – Казань, 1896

К.Насыри был прежде всего учёным-языковедом, начавшим разработку теоретических, грамматических, стилистических вопросов и методики преподавания татарского языка. Его первым печатным трудом был учебник «Нәхү китабы» («Синтаксис»), вышедший в свет в 1860 году. Позже он составил и издал «Әнмүзәҗ» – «Грамматику» татарского языка. Этот труд является первым опытом всестороннего изучения и исследования татарского языка и представляет собой особый этап в истории татарского языкознания. К.Насыри также издаёт учебники для начального обучения «Кавагыйде китабәт» («Правила правописания»), «Иршад әл әхба әли тәгълим әлифба» («Руководство по обучению азбуке»).

Насыри, К. Правила правописания. – Казань, 1892

К.Насыри поднял на новую высоту и татарскую лексикографию: он создал татарско-русский словарь (1878), полный русско-татарский словарь (1892). В 1895 году выходит в свет «Ләһҗәи татари» – первый толковый словарь татарского языка, изданный Каюмом Насыри. Это был полный для своего времени двухтомный толковый словарь татарского языка. Он содержал около десяти тысяч слов, словосочетаний и фразеологических выражений.

Насыри, К. Полный русско-татарский словарь, с дополнением из иностранных слов, употребляемых в русском языке как научные термины. – Казань, 1892

Насыри, К. Словарь татарского языка : часть первая. – Казань, 1895

Учёный также разработал основы методики обучения татар русскому языку, издал учебники «Кавагыйде кыйраәте русия» («Русское чтение»,1889), «Нәмунә яки әнмүзәҗ. Рус теленең уку кагыйдәләре вә дәхи сарыф вә нәхү кагыйдәләрен мөштәмил бер рисаләдер» («Трактат, содержащий в себе правила чтения, морфологии и синтаксиса русского языка», 1891).

Насыри, К. Трактат, содержащий в себе правила чтения, морфологии и синтаксиса русского языка. – Казань, 1891

К.Насыри создал первые учебники по математике – «Хисаплык» («Арифметика») и «Гыйлеме һәндәсә» («Геометрия»), одновременно разработал научную математическую терминологию на татарском языке. При этом обратил внимание на то, чтобы каждый термин был доступен и понятен школьному возрасту. Многие слова, введенные им в математику, прочно вошли в научный язык и поныне употребляются в школьных учебниках.

Насыри, К. Арифметика. – Казань, 1899

Насыри, К. Терминология по геометрии. – Казань, 1895

Учебник по географии «Җәгърафияи-кәбир» («Большая география») вышел в свет в трёх частях, описывал географическую особенность Африки, Азии, Аравийского полуострова.

Насыри, К. Большая география : Азия. – Казань, 1894

Насыри, К. Географическая терминология. – Казань,1890

Множество полезных сведений содержат его труды по ботанике и фармакологии. В книгах «Гөлзар вә чәмәнзар» («Цветы и травы»), «Хәвасе нәбатат» («Целебные травы») Каюм Насыри подробно описал свойства лекарственных растений, способы лечения ими.

Насыри, К. Цветы и травы. – Казань, 1903

Книга «Сәнаигы галфания» («Искусство гальванизации») является первым учебником на татарском языке по технологии обработки металлов.

Насыри, К. Искусство гальванизации. – Казань, 1900

Кроме этого, учёный составил и издал учебники по земледелию «Зирагать гыйлеме» («Земледелие»), кулинарии «Иршад әл-әтбиха» («Наставления повару»), по анатомии и гигиене «Мәнафигъ әгъза вә кануне сыйххәт» («Функция органов тела и правила гигиены») и другие.

Насыри, К. Функции органов тела и правила гигиены. – Казань, 1893

В 1871 году Каюм Насыри начал издавать настольный ежедневный календарь на татарском языке, впервые используя слово «календарь». Издаются календари до 1897 года с периодичностью один раз в год. Всего вышло 24 календаря. По сути, эти календари были одними из первых энциклопедий.

Насыри, К. Календарь. На 1892 год. Год льва. – Казань, 1891

Трудом всей жизни Каюма Насыри можно назвать объемистый том его своеобразных проповедей и наставлений «Фәвакиһел җөләса фил әдәбият» («Плоды собеседований»), вышедший в 1884 году в университетской типографии. Он посвящен вопросам науки, нравственности, фольклора, литературы, музыки.

 Особое место в его трудах занимают вопросы воспитания детей. Этой проблеме посвящены такие его произведения, как «Китабет-тәрбия» («Книга о воспитании»), «Балаларга тәгьлим бирмәк» («Обучение детей»), «Әхлак рисаләсе» («Трактат о нравственности»). В них рассматриваются проблемы нравственности и этики, уделяется внимание воспитанию таких качеств личности, как гуманизм, уважение к старшим, доброта.

Насыри, К. Трактат о нравственности. – Казань, 1901

Сочинение Каюма Насыри «Гакаид рисаләсе» («Трактат о вере») является одним из первых попыток составить учебное пособие по мусульманскому вероучению на татарском языке. Первое издание книги увидело свет в 1867 году, а второе вышло позже под названием «Гакаиде исламия».

Насыри, К. Трактат о вере. – Казань, 1882

Значительна заслуга Каюма Насыри в развитии татарской литературы. Он переводил на татарский язык произведения с других языков, сам писал художественные произведения. Писатель тщетно отбирал повести, рассказы, изданные на турецком, арабском, персидском языках, переводил на татарский. В 1872 году Насыри заканчивает обработку знаменитой арабской сказочной повести «Әбүгалисина» («Авиценна»), очень популярной среди татар. Прототипом главного героя этой повести является известный ученый Али-Ибн-Сина (Авиценна) – философ и медик, живший в начале XI столетия. Из-за множества арабских и персидских слов, повесть была затруднена для чтения простого народа. И Каюм Насыри поставил своей задачей упростить понимание текста для широких народных масс.

Насыри, К. Авиценна. – Казань, 1900

Перу К.Насыри принадлежит, также повесть «Әфсанәи Гөлрух вә Камәрҗан» («Повесть о Гульрухе и Камарджане», 1896), несколько сборников рассказов, новелл, басен, стихов, сказок: «Кырык вәзир кыйссасы» (« Повесть о сорока везирях»), «Кырык бакча» («Сорок садов»), «Кабуснамә» («Кабуснаме»), «Җәваһирел хикәят» («Лучшие рассказы»).

Кабуснаме / пер. К.Насыри. – Казань, 1898

Почерк Каюма Насыри был очень красив. Все свои произведения он переписывал собственноручно, как первоклассный каллиграф. Каждое произведение он сшивал очень аккуратно.

Каюм Насыри мечтал об издании татарской газеты «Таң йолдызы» («Утренняя звезда»), но царское правительство не дало разрешения на издание газеты.

Будучи страстным поборником просвещения, Каюм Насыри хотел построить в родной деревне школу. В последний год жизни все свои заработанные деньги он отдал на строительство новой мечети на своей малой родине. Умер он 20 августа 1902 года в Казани. К сожалению, не успел дожить даже до начала строительства своей мечети, она уже была построена без него. Просветитель был похоронен шакирдами медресе «Мухаммадия» на кладбище Новотатарской слободы города Казани.

Каюм Насыйри внёс бесценный вклад в создание светского образования своего народа, явился одним из первых новаторов реформистского течения и целью всей своей жизни видел распространение среди татарского населения науки и знания, культуры.

Выставка подготовлена сотрудниками отдела рукописей и редких книг.

 

 

 

 

 

Последнее обновление: 14 февраля 2025 г., 16:53

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International