Н. Жиганов (Композиторы и музыковеды Советского Татарстана)

Источник: Композиторы и музыковеды Советского Татарстана.- Казань.- 1986.- С. 65- 71.

Выдающимися достижениями ознаменован почти полувековой творческий путь Героя Социалистического Труда, народного артиста СССР, лауреата Государственных премий СССР и ТАССР имени Г. Тукая, профессора Назиба Гаязовича Жиганова. Лучшие из его монументальных сочинений — опер, симфонических и вокальных произведений — вошли в золотой фонд национальной художественной культуры, вписаны красной строкой в летопись многонационального советского музыкального искусства.

Родился композитор 2(15) января 1911 г. в Уральске (ныне Казахская ССР) в рабочей семье. Рано потеряв родителей, он вместе со старшим братом Джалялом провел несколько лет в детских домах Уральска, Смоленска и других городов. В 1928 г. он приехал в Казань и поступил в музыкальный техникум. Проучившись два года, по комсомольской путевке едет в Москву и поступает на композиторское отделение Областного музыкального техникума.

Творческие успехи Назиба были столь убедительными (за годы учебы в техникуме были сочинены Сонатина и другие пьесы для фортепьяно, «Колхозная песня» на слова М. Садри, «Колыбельная» на слова Г. Тукая, обработки народных песен «Сабантуй», «Иркем» и др.), что после концертного исполнения Струнного квартета, представленного в качестве дипломной работы при окончании техникума, по предложению руководителя кафедры композиции Н. Я. Мясковского Жиганов был принят сразу на третий курс консерватории.

В консерваторские годы идейно-творческое формирование молодого композитора протекало еще более стремительно. Немалую роль в этом сыграло общение с такими крупными деятелями советской музыкальной культуры и замечательными педагогами, как «его руководитель по классу сочинения Г. И. Литинский, Б. М. Лятошинский (инструментовка), В. А. Цуккерман (музыкальная форма), Д.. Б. Кабалевский, В. И. Мурадели, Н. И. Пейко. Композитор и поныне вспоминает об этом с чувством гордости и огромной благодарности. Тесные узы связывали его также с татарскими музыкантами и литераторами, объединенными вокруг созданной в 1934 г. Татарской оперной студии при Московской консерватории — М. Джалилем, А. Файзи, Ж Музафаровым, Ф. Яруллиным и др.

Протекавшая в атмосфере всеобщего духовного подъема и творческой увлеченности композиторская деятельность Жиганова увенчалась тогда прекрасными результатами. Созданные в консерваторских классах первые крупные произведения ждала завидная судьба: Первая симфония была исполнена в 1938 г. на концерте, открывшем деятельность созданной тогда Татарской государственной филармонии; постановкой оперы «Качкын» на либретто А. Файзи (дипломная работа при окончании консерватории) 17 июня 1939 г. открылся Татарской государственный театр оперы и балета.

Энтузиаст музыкального театра, Жиганов в своих оперных и балетных партитурах предстает крупным мастером музыкально-сценической драматургии и подлинным певцом героико-патриотических устремлений народа в его прошлом и настоящем.

Заявив об этом уже в ранних исторических операх «Качкын», повествующей о борьбе крепостных татар под предводительством Пугачева, и «Ирек» (либретто 3. Сахрина), рисующей революционные события в Казанской губернии в канун Великого Октября, композитор последовательно развивал свои концепции в монументальных героико-легендарных операх «Алтынчеч» (либретто М. Джалиля) и «Тюляк» (либретто Н. Исанбета), получившей в поздней редакции название «Тюляк. и Су-.Слу», а также в двух балетах — «Зюгра» (либретто Ф. Гаскарова) и «Нжери» (либретто Н. Жигановой). Дополняют же этот ряд оперы, вдохновленные героикой современности. Это — «Ильдар» (либретто М. Джалиля, известная в поздней редакции под названием «Дорогой победы»), «Намус» (либретто А. Исхака по мотивам одноименного романа Г. Башировая), «Поэт» (либретто А. Файзи) и совершенно новая версия этого сюжета, запечатленная во вдохновенной опере-поэме «Джалнль», воссоздающей образ поэта-героя.

В этих произведениях, впечатляющих самобытностью музыкального стиля, мелодическим богатством, колоритностью гармонического языка и оркестровки, перед нами предстают герои национального эпоса Тугзак, Джик и Алтынчеч; Аембике, Су-Слу и Тюляк; спелые борцы против крепостников и самодержавия Райхана и Булат, Шамиль и Бибисара, Салим, Тариф и Хаят, наконец, наши современники — колхозники Ильдар и Сажида, Нафиса и Хай-дар, поэт-воин, Герой Советского Союза Муса Джалиль.
В каждой из опер рядом с эпизодами, овеянными патриотическим пафосом, находим сцены, насыщенные достигающим трагедийной силы драматизмом или проникнутые светлым лиризмом, а те и другие свободно сочетаются с разнохарактерными народно-бытовыми или живописно-фантастическими сценами.

Такая эмоционально-образная многоплановость порождает и другую характерную для Жиганова черту — своеобразный жанровый синтез, то есть сочетание в одном произведении элементов эпической (замедленные картинно-повествовательные эпизоды), лирико-психологической (любовно-лирические монологи или взрывчатые драматические кульминации), сказочно-фантастической (красочная звукопись, феерия волшебных превращений природы) и, наконец, историко-героической опер (массовые сцены народного гнева, протеста, восстании, быта).

Не менее существенным признаком оперно-симфонического мышления композитора является присущая ему склонность к динамичной остроконфликтной драматургии. Динамикой музыкально-драматургического развития обусловлено и характерное тематически взаимодополняющее соотношение сольных, хоровой и оркестровой партий, объединенных в единый со сценическим действием музыкально-театральный комплекс.

Плодотворность оперно-симфонической концепции Жиганова обусловила широкое признание его произведений не только в республике, но и далеко за ее пределами. Опера «Алтынчеч», удостоенная Государственной премии СССР в 1948 г., была с успехом поставлена в Уфе и Алма-Ате. Заслуженную известность завоевала опера- поэма «Джалиль», удостоенная Государственной премии ТАССР имени Г. Тукая: после казанской премьеры, показанной в дни Декады татарского искусства и литературы в Москве, опера увидела свет рампы Большого театра Союза ССР и Национального театра в Праге.

Талантливые постановки оперы «Джалиль» были восприняты общественностью и музыкальной прессой как крупный успех всей многонациональной оперы на ее трудных путях воссоздания на оперной сцене образа героя нашего времени. Это было признание, достойно увенчавшее настойчивый и напряженный многолетний труд композитора, труд, снискавший ему по праву имя энтузиаста советской оперы.

Столь же активным, насыщенным и масштабным предстает творчество Жиганова в другой излюбленной им сфере — в симфонической. И здесь, подобно операм и балетам, в каждой из симфонических партитур воссоздается богатый художественно-образный мир, проникнутый живым ощущением национальной поэзии, песенного фольклора, картин природы и народной жизни, близких мироощущению современного человека.

Большой творческой удачей явилось создание программной симфонической поэмы «Кырлай» по Тукаю. Она положила начало этой новой жанровой линии в национальном симфоническом творчестве. Значительным был и следующий симфонический опус—драматическая увертюра-поэма «Нафиса». Навеянная сюжетной коллизией оперы « Намус», она и построена на тематическом материале этой оперы. Если в «Кырлае» композитор сумел живо и действенно передать заложенную в народно-сказочном сюжете внутреннюю динамику противоборства сил добра и зла, то увертюра «Нафиса» привлекает своей психологической многогранностью и лирико-драматическим пафосом.

Обширно представлен в симфоническом творчестве Жиганова жанр сюиты. И здесь он создал ряд произведений, имеющих принципиально важное значение для формирования татарского симфонизма. К таковым относятся: Сюита на татарские темы, за создание которой композитор в 1950 г. был удостоен государственной премии СССР, «Симфонические новеллы» и «Симфонические песни». Творческая инициатива Жиганова в области такой, по нашему определению, фольклорно-тематической сюиты очень показательна. И прежде всего потому, что привлечение фольклорного материала он рассматривает как ответственейший для композитора акт сотворчества, требующий тончайшего чувства художественной меры I филигранного композиторского мастерства.

Однако, самое значительное, что характеризует творческую деятельность композитора в последние полтора десятилетия, это его решительный поворот к жанру симфонии, вызвавший в нем необыкновенный прилив созидательной энергии.

Вдохновляющее начало было положено созданием Второй симфонии «Сабантуй», за создание которой композитор в 1970 г. был удостоен Государственной премии СССР.
Названная именем национального празднества симфония «Сабантуй», подобно народному торжеству, с древних времен символизирующему поклонение земле, солнцу, труду, передает радостное ощущение жизни, веру в ее вечную красоту. Несомненно, определяющим для этого произведения остается, с одной стороны, верность уже завоеванному композитором опыту симфонического претворения народно-жанровых музыкальных элементов в их синтезе с классическими закономерностями гармонии, оркестровки и формы, с другой — искусное построение циклически-сквозной композиции, в многоплановом звучании которой воедино слиты проникновенный лиризм и эпическое повествование, напряженный драматизм и возвышенная героика, народная шутка и юмор.

После создания симфонии «Сабантуй» симфоническое творчество Жиганова разрастается с необыкновенной энергией и целеустремленностью. Начиная с Третьей «Лирической», исполненной в 1971 г., в нашей музыкальной жизни установилась славная традиция — в каждой программе Государственного симфонического оркестра Татгосфилармонии имени Г. Тукая, открывающей новый концертный сезон, звучит новая симфония маститого мастера.

В отведенных нам рамках нет возможности подробно охарактеризовав: все !6 симфоний (им, несомненно, буду- посвящены специальные исследования). Каждая из симфоний своеобразна как в концепционном и тематическом, так и в структурно-композиционном отношениях. Однако, когда объединяешь их в единое целое, перед мысленным взором предстает рожденная сердцем художника-гражданина симфоническая летопись. И тогда все симфонии воспринимаются как органично продолжающие эту летопись яркие я законченные главы: то в них оживает мудрость народных сказок, то живописуются пленительные в своей красоте волжские пейзажи, то развертываются картины противоборства добра и зла. И утверждается вера в человека, в его духовные силы.

Оставаясь верным своей прочно сложившейся жанрово-стилевой манере с ее ориентацией на классическую композиционно-образную структуру симфонического цикла, композитор в каждой своей партитуре как бы исподволь, доходчиво и просто вовлекает нас в задушевную, образно-яркую и музыкально-выразительную беседу о сегодняшних наших радостях и печалях, о волнующих сердце лирических раздумьях, заботах и тревогах. И не случайно прочной опорой в этом ему служат испытанные приемы циклизации разнохарактерных и разножанровых частей: широко претворяемое вариационное развитие тем; активное внедрение в симфоническую разработку образно-тематической полифонии; применение контрастных переломов, прерывающих динамичные подъемы в кульминационно-узловых моментах произведения; богатая в своих красочных находках оркестровка; логически ясные музыкально-конструктивные соотношения. Но самое главное состоит, конечно, в том, что все это подчинено господству яркой и красивой музыки, овеянной живым ощущением современности, оптимизмом и полнотой восприятия жизни.

Масштабы фундаментального вклада Жиганова в татарский симфонизм трудно переоценить. Это невозможно сделать еще и потому, что композитор и сегодня полон новых творческих замыслов, направленных на обогащение его симфонической палитры.

Можно с полным основанием сказать, что сильные и самобытные стороны творческой индивидуальности композитора, сконцентрированные в вершинных — оперных, балетных и симфонических — произведениях, со всей определенностью просвечивают и во множестве песен, романсов, хоров, инструментальных пьес, к созданию которых он обращается на протяжении всего творческого пути. Многие из этих произведений, такие, например, как кантата «Республика моя» (слова Н. Арсланова), мелодичные лирические песни «Вновь запахло сиренью» (слова А. Ерикеева), «Всегда так» (слова С. Хакима), «Родной земле» (слова 3. Нури), проникнутые высокими гражданскими мотивами песни «Народу русскому привет» (,слова А. Ерикееза), «С Лениным сердце говорит» (слова С. Хаиша), «В этом партийность моя» (слова А. Акдрицою), равно как и колоритные фортепьянные пьесы, сконцентрированные в таких сборниках, как «Матюшинские эскизы», «12 зарисовок» и др. завоевали широкую популярность и постоянно звучат в концертном и педагогическом репертуаре.

Как и многих советских художников, Жиганова постоянно занимает проблема соотношения национального и интернационального в музыке. Он постоянно подчеркивает: «Если национальная тема значительна и решена автором талантливо, если произведение написано современным языком, оно обязательно перешагнет границы своей республики, станет близким и понятным другим народам». Показательно, что в свете именно таких воззрений само композиторское творчество Жиганова часто служит поучительным примером. Так, в одной из своих статей Д. Д. Шостакович писал: «Не случайно, что общенародными становятся, как правило, те произведения, чьи авторы сумели приобщиться к достижениям музыкальных культур других народов, не потеряв при этом своей индивидуальности и национальной почвенности. Достаточно вспомнить, например, лучше сочинения азербайджанского композитора Кара Караева, особенно его балет «Тропою грома», или же оперу «Джалиль» татарского композитора Н. Жиганова».

Творческое горение, присущее личности Жиганова, распространяется на его большую и многогранную партийную, государственную, музыкально-общественную и педагогическую деятельность.

Выступив в 1940 г. одним из инициаторов создания в ТАССР композиторской организации, Жиганов почти четыре десятилетия возглавлял ее в качестве председателя правления. В 1948 г. на первом съезде композиторов СССР он был избран членом правления, а с 1962 и до настоящего времени является его секретарем. С момента основания Союза композиторов РСФСР в 1957 г. Жиганов избирается членом его правления.

Будучи одним из организаторов вновь открываемой в Казани консерватории в 1945 г. Жиганов остается и ныне ее бессменным ректором и профессором специального класса инструментовки, отдавая много энергии, творческого труда и душевных сил воспитанию молодых музыкантов.

Жиганов избирается депутатом Верховного Совета ТАССР VIII и IX созывов, Верховного Совета РСФСР II—V созывов, Верховного Совета СССР VII созыва. Будучи членом КПСС с 1944 г., он является с 1963 г. членом Татарского обкома КПСС. С 1952 г. входит в состав Республиканского Комитета борьбы за мир, с 1958 г. является членом Комитета по Государственным премиям ТАССР имени Г. Тукая, а с 1961 г. состоит членом и заместителем председателя секции литературы и искусства Комитета по Ленинским и Государственным премиям при Совете Министров СССР.

За свой полувековой плодотворный композиторский, педагогический и общественно-организаторский труд Назиб Гаязович, наряду с почетными званиями и премиями, награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знак Почета» и медалями.

Основные сочинения: оперы (даты постановок, все в Татарском государственном театре оперы и балета) — «Качкын» (Беглец; 1939), «Ирек» (Свобода; 1940), «Алтынчеч» (Золотоволосая; 1941), «Поэт» (1947), «Ильдар» (1942, 2-я ред.— Дорога победы, 1954), «Тюляк» (1945, 2-я ред.—Тюляк и Су-Слу, 1967), «Намус» (Честь, 1950), «Джалиль» (1957); б а л ет ы —«Фатых» (соч. 1943), «Зюгра» (1946), две легенды (Зюгра и Нжери; 1970); кантата — «Республика моя» (1960); для оркестра—15 симфоний (1937; 2-я — Сабантуй, 1968; 3-я — Лирическая, 1971; 4-я, 1973, 5-я, 1974; 6-я, 1975; 7-я, 1976; 8-я, 1977; 9-я, 1978; 10-я, 1979; 11-я, 1980; 12-я, 1981; 13-я, 1982; 14-я, 1983; 15-я, 1984; 16-я, 1985); симфоническая поэма «Кырлай» (1946); Сюита на татарские народные темы (1949), Симфонические новеллы (1964); Симфонические песни (1965); увертюра-поэма «Нафиса» (1952); фортепьянные пьесы, в том числе сборники «Пять пьес для фортепьяно», «Альбом фортепьянных пьес для детей», «Матюшинские эскизы», «12 зарисовок» и др.; песни, романсы, обработки народных песен — всего около 100.

Литература:
Я. Гиршман. Назиб Жиганов. М., 1955, 1975; О. Марченко. Назиб Гаязович Жиганов.— В кн.: Композиторы Советского Татарстана. Казань, 1957; Г. Литинский. Пути воспитания таланта.— «Советская музыка», 1971, № 1; Г. Касаткина. Современная тема в оперном творчестве Жиганова.— В кн.: Музыка и современность, вып. 9. М., 1975 и др.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International