Ежегодно в сентябре отмечается Международный день грамотности. Отдел периодических изданий Национальной библиотеки подготовил по этому случаю виртуальную выставку.
Насколько просвещен и грамотен был народ Казанской губернии? Как была организована система образования в крае? На эти и другие вопросы дает ответы одна из местных газет начала XX века – «Казанская газета». Эта газета издавалась с ноября 1902 года по 1914 год, а в период с 1915 по 1917 гг. выходила под названием «Земская неделя». Газета, освещавшая различные стороны жизни края, периодически публиковала и любопытные материалы о состоянии народного образования Казанской губернии, подготовленные статистическим отделением губернской земской управы.
«Школа должна своих питомцев приобщить к современной культуре, т.е. сделать их способными, во-первых сколько-нибудь ясно и правильно понимать тот мир, среди которого им придется жить и, во-вторых, способными действовать в этом мире, хотя бы в роли самых заурядных, но все-таки более или менее сознательных участников общей работы…»
Нельзя говорить о поголовной грамотности простого народа. Для этого были причины, характерные для всей России и особенные для каждой местности. Главная причина – это постановка дела народного образования в целом. Школами были охвачены не все регионы страны, да и уровень школ, качество их обучения было неодинаковым. Чаще школа учила лишь читать и писать, не вооружая детей знаниями в области естественных и общественных наук. Определенный перелом в народном образовании наблюдается после учреждения земств. При земствах стали открываться народные училища. В начальных народных училищах обучались представители всех народностей, населяющих Казанскую губернию.
Базовым звеном народного образования, конечно, была школа. Обычный курс начальной школы в Казанской губернии был трехгодичным.
В обществе понимали , “что для того, чтобы школа была в состоянии оказывать такое культурное влияние на весь народ, она должна быть не только увеличена в числе, но и усовершенствована в своем образовательно-воспитывающем содержании... Да, только хорошая школа и книга посеют и возрастят в народной жизни начатки культуры, которые будут преемственно передаваться от поколения к поколению, укрепляться и расширяться при помощи безостановочно возрастающего в народе просвещения, и приобщать, наконец, народ к общей для всех мировой культуре”.
Неоднократно на страницах “Казанской газеты” поднимался вопрос о женском образовании, в частности , о необходимости обучения крестьянок. Народные женские школы в России явились логическим продолжением развития начальной школы. Они были призваны не только обучать, но и воспитывать женское население, укрепить связь населения со школами. Самое серьезное внимание обращалось в женских школах на три предмета: рукоделие, сельское хозяйство и элементарную гигиену.
“Большую охоту показываютъ наши деревенцы к обучению своих детей – мальчиков и девочек. Смело можно сказать, что здесь развивается всеобщее обучение, напр., в текущем году в школу ходят 26 мальчиков и 33 девочки, а жителей всего 88 дворов, и с бобыльками; и не заметно в деревне, кроме двух девочек, кто-бы из детей школьного возраста не учился в школе”.
С целью привлечения женского населения к образованию в отдельных уездах назначались премии заканчивающим курс девочкам. Например, в Соловском обществе Казанского уезда выдавали премии в размере 3 рублей. В 1904 году такие премии были выданы трем девочкам.
Со временем правительство стало поднимать вопрос о всеобщем народном образовании, хорошо понимая, что развитие промышленности прямым связано с уровнем образованности. По поекту всеобщего обучения Министерства народного просвещения, все дети 8-12 лет проходили курс обучения в организованных начальных школах. Радиус охвата каждой школы должен был составить не менее 3 верст. На одного учителя в школе полагалось не более 50 учеников.
Училось и взрослое население, для которого были открыты воскресные школы. Обучение было бесплатным, учебники не покупались. Учился не только город, но и деревня. В армию учителей вступали священники, врачи, фельдшеры и писари.
Школа выполнила только половину дела народного образования. Просвещение народу могут дать лишь хорошая школа, хорошая книга и библиотека вместе.
Список литературы
Дурные и хорошие стороны нашей деревни // Казанская газета. – 1909.- №46. – С. 9-10.
К вопросу о народном образовании // Казанская газета. – 1906.- №31. –С. 8-10.
К вопросу о реформе народных школ // Казанская газета. – 1906. - №50. –С. 1-2.
Народное образование в Казанском уезде // Казанская газета. – 1908.- №45. – С. 5-7.
Основы современной народной школы // Казанская газета. – 1912.- №47. –С. 1-2.
По поводу статьи «Основы современной народной школы» //Казанская газета. – 1912.- №50. –С. 1-2.
Сельское население и школа // Казанская газета. – 1908.- №50. –С. 6-7.
Сельское хозяйство и народная школа // Казанская газета. – 1906.- №26. –С. 8-10.