Виртуальная выставка «История педагогического образования Казанской губернии конца XIX начала XX века»

2 марта 2023 г., четверг

Отдел периодических изданий Национальной библиотеки РТ представляет виртуальную выставку, посвященную Году педагогов и наставников.

 Учителя во второй половине XIX – начале XX вв. были особой социально-профессиональной группой. В это время сложились определенные категории учителей средних и начальных учебных заведений (народные учителя), работавшие в начальных учебных заведениях (уездных (городских), приходских, земских училищах). Неразвитость педагогического образования в стране накладывала негативный отпечаток на развитие системы народного просвещения, включая Казанскую губернию.

      Большинство учителей, работавших в гимназиях Казанской губернии, имели высшее образование. Среди них встречались выпускники высших учебных заведений Казани. Нередко среди педагогов были выпускники Санкт-Петербургского, Московского, Юрьевского, Киевского императорских университетов, российских институтов.

Для получения звания учителя гимназии необходимо было пройти ряд проверок. Кандидат должен был дать два пробных урока или пройти преподавательскую стажировку.

    Развитие общества, изменения в сфере экономики, политической и социальной жизни страны требовали квалифицированных специалистов. Их образовательный и культурный уровень должен был соответствовать требованиям времени. Растущие потребности государства в квалифицированных специалистах ставили новые, более сложные задачи в области образования.

     В 1803 году были опубликованы «Предварительные правила народного просвещения», в 1804 – «Устав учебных заведений, подведомых университетам». Этими документами была оформлена новая система образования в составе четырех типов учебных заведений: приходское училище, уездное училище, гимназия и университет.

     5 ноября 1804 года были подписаны уставы и утвердительные грамоты Казанского и Харьковского университетов, а 14 февраля 1805 года Казанский университет – третий в России – открыл свои двери для студентов.

     Выбор места определился несколькими соображениями, прежде всего тем, что Казань была крупным губернским городом с населением в 30 тысяч жителей, имеющим учебные традиции. Здесь уже функционировали императорская гимназия, духовная академия, семинария, главное народное училище, частные пансионы, издавна сложившаяся система этно-конфессионального образования татар, структура которой включала 2 типа учебных заведений: мектеб, дававший начальное образование, и медресе, дававшее среднее или высшее образование.

По Уставу 1804 года в каждом губернском городе России должно было быть по крайней мере по одной гимназии, которые учреждались на базе главных народных училищ. Целью гимназий являлось «доставлять детям всех сословий, без различия званий и вероисповеданий, общее образование и вместе с тем служить подготовительным заведением для вступления в университеты и другие высшие специальные учебные заведения». На практике контингент учащихся гимназий был представлен в основном дворянством.

    Приходские училища, рассчитанные на мальчиков и девочек из «самых нижних состояний», уже не должны были готовить их к поступлению в уездные училища. Уездные училища, предназначенные для детей купцов, ремесленников, мещан и других податных сословий, стали самостоятельными трехклассными учебными заведениями.

     В 1786 году по распоряжению Императрицы Екатерины II в Казани было открыто главное народное училище с 4-х классным образованием. С закрытием мужской гимназии в 1788 году училище стало центром светского образования с подготовительным отделением и немецким языком. В 1835 году оно было преобразовано во вторую мужскую гимназию, а с 25 августа 1871 года стала 3-ей мужской гимназией.

    Гимназии, предназначенные для дворян и чиновников, сохранили преемственную связь с университетом. Они призваны были готовить к поступлению в университеты, а также выпускать в жизнь молодежь со знаниями, «приличными их состоянию».

Для женского образования был основан в 1841 году Родионовский институт, а чуть позже Мариинское женское училище, преобразованное в 1859 году в Мариинскую женскую гимназию.

В начале 1860-х гг. был сделан шаг вперед в становлении женского образования. 10 мая 1860 года было утверждено «Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения». По этому «Положению» женские училища могли быть двух разрядов. Училища 1 разряда имели шестилетний срок обучения, училища 2 разряда – трехлетний курс обучения с сокращенной программой. Женские училища предназначались для подготовки женщины как жены и матери и не ставили целью готовить женщину к общественной деятельности.

Женщинам, окончившим гимназии, было запрещено поступать в университеты. Только на рубеже 1870-1880-х гг. их допустили в университеты на правах вольнослушателей. В 1870-е гг., с разрешения правительства, на частные средства были организованы Высшие женские курсы с университетской программой в Москве, Казани. Киеве и Петербурге. В 1876 году была учреждена Ксенинская женская гимназия.

Фундаментом системы образования стали начальные училища, служившие для предоставления начального образования будущим реалистам и гимназистам, а также церковноприходские школы – самое массовое и доступное учебное заведение.

Новые веяния, которые проникали и в общественную жизнь татар, потребовали качественных сдвигов в сторону изучения светских наук в татарских школах, практической подготовки подрастающего поколения к новым условиям жизни. Решение этой задачи стало основополагающим в реформе системы татарского образования, в создании более эффективных учебных заведений, которые, по сути, становятся светской национальной школой мусульманского сообщества края.

Одновременно в рамках реализации национальной политики Российского государства и планов миссионерства открывались начальные школы для крещеных татар и нерусского населения в целом. На основе системы, разработанной Н.И. Ильминским, была создана значительная сеть таких школ. С целью подготовки учителей для миссионерских школ в 1863 году в Казани была открыта центральная крещено-татарская школа, в 1872 году – инородческая учительская семинария. Кроме миссионерских школ, созданных для детей крещеных народностей, для татар-мусульман открывались школы другого типа – русско-татарские. Это были начальные школы, содержащиеся на средства казны, где наряду с обучением русской грамоте все общеобразовательные дисциплины велись на русском языке. В 1876 году для подготовки учителей для этих школ в Казани была открыта первая татарская учительская школа и Казанский учительский институт.

Рост числа начальных школ, особенно в 1860-1870-х гг., остро поставил вопрос о подготовке для них учителей. В 1870-х гг. правительство стало ограничивать открытие земских учительских семинарий и учительских школ. Вместо них создавались казенные учительские семинарии, в которых должны были воспитывать будущих учителей для народа в духе православия и «преданности престолу». В учительские семинарии с трехлетним курсом обучения принимались главным образом учащиеся, окончившие двухклассные училища. Сначала учительские семинарии были только мужскими, впоследствии стали открываться и женские. Учительская семинария по сравнению с гимназией и реальным училищем давала меньший объем общеобразовательных знаний, но положительной стороной ее была педагогическая подготовка учащихся. Первым попечителем семинарии был Алексей Гаврилович Осокин.

Учительские семинарии не могли удовлетворить потребности начальных школ в учителях, поэтому некоторое число учительниц начальных школ готовили женские гимназии с восьмым (педагогическим) классом; известное число учительниц выпускали семиклассные епархиальные училища.

Несмотря на половинчатые реформы правительства в отношении образования, в процессе развития буржуазных отношений Казань в XIX веке становится одним из крупных центров образования на восточной окраине Европейской России.

Высшее светское образование в Казани было представлено университетом, Ветеринарным институтом и Высшими женскими курсами. Высшее православное религиозное образование можно было получить в Казанской духовной академии.

В пореформенные годы в развитии народного образования в Казани произошли заметные сдвиги. Увеличилось число городских учебных заведений и количество учащихся. Система начального образования стала довольно сложной. В Казани функционировали начальные школы нескольких типов: казенные трехклассные, приходские двухклассные училища, земские начальные школы, церковно-приходские, русско-татарские, русские классы при медресе, татарские мектеб и медресе. Кроме этого, существовали воскресные школы и частные начальные училища.

Подготовка учителей для начальной школы проводилась в Казани в нескольких учебных заведениях: учительском институте, учительской семинарии, крещено-татарской учительской школе, татарской учительской школе. Учительницы получали подготовку в восьмых дополнительных педагогических классах женских гимназий, специальной земской школе, епархиальных педагогических классах женских гимназий, специальной земской школе, епархиальном женском училище и окружном женском духовном училище.

          Из средних общеобразовательных учебных заведений Казани наибольший интерес вызывала история Первой мужской гимназии и Родионовского института благородных девиц.

Педагоги в любом развитом обществе составляют очень важную профессиональную группу, оказывающую огромное влияние на формирование идеологии, состояние культуры и социальной психологии общества, также опосредованно влияет и на важнейшие экономические, социальные и политические процессы.

История специального педагогического образования – это время со второй половины XVIII века до 1917 года. Однако, вплоть до середины XIX века цельной системы педагогического образования не существовало – были лишь учебные заведения, которые являлись педагогическими по факту – их выпускники становились учителями. Но все это имело небольшие масштабы – общая система народного образования в этот период тоже находилась в зачаточном состоянии.

В Казани в рассматриваемое время действовал ряд педагогических учебных заведений, сильно различающийся и по своим задачам, формам, методам обучения, составу учащихся, по той роли, которую они сыграли в развитии образования и культуры разных народов и социальных групп.

Казанский университет, разумеется, был педагогическим учебным заведением. Два его факультета – физико- математический и историко-филологический специально были предназначены для подготовки учителей средних учебных заведений, большинство учителей гимназий Поволжья и чиновников ведомства просвещения были выпускниками университета, многие воспитанники университета стали крупными педагогами (И.Я. Яковлев, Н.А. Бобровников, А.И. Анастасиев и др.).

Первые Казанские женские курсы были не вузом, а самодеятельной, очень скромной попыткой создать женский вуз. Они были призваны готовить учительниц для женских гимназий, но педагогические дисциплины там не преподавались, вопрос о педагогической практике не ставился. Вторые курсы были достаточно крупным и солидным вузом, правда, с очень короткой историей. На них преподавалась педагогика, многие выпускницы, действительно, работали учительницами.

Конечно, педагогическими учебными заведениями были две казанские женские гимназии, аналогичный им по программам Родионовский институт благородных девиц, две средних школы для девочек из духовного сословия – Казанское женское училище духовного ведомства и Казанское епархиальное училище. В старших классах этих учебных заведений девушек целенаправленно готовили к преподавательской деятельности, они изучали педагогику и дидактику, проходили практику. Множество выпускниц становилось учительницами городских и сельских начальных школ (в самой Казани к началу ХХ века учительницы – выпускницы женских гимназий составляли подавляющее большинство педагогического персонала городских начальных школ).

     Казанская татарская учительская школа сыграла очень важную роль в развитии общественного движения, культуры, образования татарского народа. В ней сформировались и реализовалась самостоятельная педагогическая система. В отличие от большинства педагогических учебных заведений, Татарская учительская школа очень серьезно и не раз была предметом специального изучения.

В составе учителей можно выделить четыре основные группы:

1. учителя-предметники и смотрители уездных училищ;

2. учителя рисования, черчения, чистописания уездных училищ;

3. учителя и инспектора городских училищ по Положению 1872 г.;

4. учителя и учительницы городских начальных школ.

К началу рассматриваемого периода в Казанской губернии было 12 уездных училищ со стандартными штатами из смотрителя и учителей русского языка, арифметики и геометрии, истории и географии, учителя чистописания, черчения, рисования. По уровню образования примерно две трети составляли выпускники гимназий, а треть – выпускники духовных семинарий. Со временем доля лиц со светским образованием увеличивалась.

Учителя рисования, черчения и чистописания существенно отличались от других уездных учителей и по образовательному и социальному составу. Лишь очень небольшое количество получило специальное художественное образование, больше половины сами закончили только уездные училища, а многие, вообще, были самоучками. Почти половина учителей были вольноотпущенниками, или детьми вольноотпущенников, остальные принадлежали к низам городского населения. Способности и умения помогли некоторым из уездных учителей стать известными художниками.

Учительский корпус формировался в соответствии с конкретными условиями того или иного города и политикой городских органов самоуправления. Предпочтение отдавалось девушкам, закончившим восьмые педагогические классы двух казанских гимназий и Родионовский институт благородных девиц. Вплоть до конца рассматриваемого периода именно они почти на 100% составляли вновь поступающий на службу контингент. Социальный состав учительниц определялся их образовательным уровнем и желанием работать именно в Казани. Среди учительниц мы видим и девушек из хороших дворянских семей и дочерей городских священников и купеческих дочек, есть и дочери казанских мещан.

Казанская губерния в деле народного образования имела несколько уровней – высшие и низшие учебные заведения по всей территории края.

Газеты и журналы Казанской губернии информировали о функционировании разных учебных заведений. На страницах научно-педагогического иллюстрированного журнала «Вестник образования и воспитания» (1914-1916 г.г.) освещались актуальные вопросы педагогической теории и практики. Журнал знакомил  с новыми течениями в педагогике и педагогической психологии. «Начальное обучение, приложение к журналу «Циркуляръ по Казанскому учебному округу» (1901-1916 г.г.) выходил ежемесячно. Здесь печатались краткие общедоступные статьи по начальному обучению и воспитанию, примерные уроки по предметам начального обучения с пояснительными примечаниями, педагогические курсы и съезды, биографические сведения о педагогах и школьных деятелях и т.д.


«Казанская газета» (1903-1916 г.г.), освещавшая различные стороны жизни края, периодически публиковала и любопытные материалы о состоянии педагогического образования Казанской губернии, подготовленные статистическим отделением губернской земской управы:

 Учительский персонал начальных училищ Лаишевского уезда за 1907 год состоял из 147 лиц. Из них законоучителей 55, учителей 29, учительниц 63. Увеличение числа учащих объясняется учреждениям в 1907 году новых должностей помощниц в некоторых училищах уезда.

 По своему образовательному цензу учители и учительницы распределяются следующим образом: 1) окончивших курс в специальных педагогических учебных заведениях 29; 2) в прогимназиях женских и гимназиях 29; 3) в епархиальных училищах 13; 4) получивших право преподавания по экзамену 20 и 5) без права преподавания 1.

Как видно из приведенных цифр, состав учащих Лаишевского уезда по образованию довольно разнообразен. Самый большой процент учащих из лиц с домашним или начальным образованием приобретших учительское звание по экзамену. Лиц со специально- педагогическим образованием сравнительно мало было.

Еще в 1906 году губернское земское собрание разработало ряд вопросов, клонящихся к широкому развитию в губернии низшего профессионального образования, путем открытия сети профессиональных школ и усовершенствования существующих. Было предположено, между прочим, в губернии 20-ть низших ремесленных школ с кузнечно-слесарным и столярным отделениями, приспособив курсы этих школ к потребностям сельскохозяйственного машиностроения, с организацией при них вечерних и воскресных занятий для взрослых по графическим искусствам и другим специальным предметам. Что бы пожелание его не осталось пустым звуком, тогда же было решено обязаться перед правительством оказывать пособие единовременно по 1000 руб. На оборудование и по 1000 руб. ежегодно на содержание каждой школы.

В январе 1907 года губернская земская управа, исполняя поручение собрания, возбудило перед правительством ходатайство о возможно скорейшем открытии в пределах губернии 20-ти низших профессиональных школ с кузнечно-слесарным и столярным отделениями, при чем были указаны следующие пункты, в которых открытие этих школ являлось бы наиболее желательны.                             

Все учащие Казанской губернии получали по должности определенные оклады жалованья. Скажем, сначала, об учащих в земских школах. Средняя годовая плата учащим по губернии, как показывают статистическая данная, равняется 246,2 рублей; средняя годовая плата учителям отдельно – 263,3 руб. и помощникам 197,5 руб.

Из всего сказанного следует, что материальное положение учащих в земских школах Казанской губерния оставляет желать многого. Оклады жалованья в большинство случаев не могут считаться обеспечивающими материальное благосостояние тружеников, особенно семейных; побочные же заработки их ничтожны. Справедливость требует, чтобы гонорар был более или менее пропорционален затрачиваемому труду, чего нельзя сказать про народного учителя.

 Один из «боевых» вопросов того времени – это народное образование. С образованием связано благополучие и счастье народное: «ученье свет» оно просвещает человека, освещает его жизнь, исправляет нравы и отношения, может доставить ему удобства и довольство.

 «Педагогическое искусство, как и всякое другое, приобретается долголетним опытом. Вполне понятно, что уход учащих после многих лет практики, вынужденный материальной необеспеченностью, должен быт особенно ощутителен для дела народного образования, так как с их уходом школа лишается наиболее опытных руководителей, замена которых не менее опытными является довольно затруднительной. Кроме того, человек обеспеченный и, вследствие этого, спокойно взирающий на будущее, внимательнее относится к своему делу, отчего несомненно повышается и продуктивность его труда; и, наконец, само собою разумеется, что лучше оплачиваемый труд привлечет к себе и соответствующие силы.» (Казанская газета 1908 г. – №4. – С.3).

    Вопрос о продолжительности учительской практики вообще и в частности о продолжительности и постоянстве службы преподавателей на определенных местах, в данных училищах, как известно, имеет огромное значение: во 1-х, для каждого практического педагога помимо талантливости, призвания и любви к деятельности, необходимы педагогический такт и опытность в применении рациональных методов и приемов преподавания, а то и другое приобретаются путем практики; во 2-х, педагогический авторитет школьного преподавателя и тесная нравственная связь между ним и учащимися установляется не вдруг, а постепенно; наконец, в 3-х, сфера просветительного влияния педагога  расширяется и переходит за пределы школьного мирка лишь тогда, когда личность его, педагога, как общественного деятеля, вполне определяется и когда он приобретает доверие и расположение окружающего населения, а для всего этого требуется время, и время продолжительное.

Из истории Казанской губернии мы ясно видим, как развитие педагогического образования сыграла выдающуюся роль в просвещении народов России.

 

Библиография:

  1. Из жизни начальной школы // Начальное обучение. – 1911. –  №3. – С. 82– 90.
  2. История Казани в документах и материалах. XIX век. Книга 4 Образование: высшее, среднее, начальное / научный редактор И. К. Загидуллин; ответственный редактор и автор предисловия Н. С. Хатимбаева; автор-составитель И. К. Загидуллин, Л. М. Свердлова, Л. Ф. Байбулатова [и др.]. – 2012. – 784 с. – Библиогр.: с. 780-783.
  3. Исхакова Р. Р. Педагогическое образование в Казанской губернии в середине XIX – начале XX веков / Р. Р. Исхакова; Институт среднего профессионального образования Российской академии образования. – Казань: Новое знание, 2001. – 279 с.
  4. К вопросу о материальном положении учащих в народных школах // Казанская газета. – 1908. –  №4. – С. 3 – 4.
  5. Наша начальная школа   // Казанская газета. – 1908. –  №6. – С. 3 – 4.
  6. Народное образование в Лаишевском уезде // Казанская газета. – 1908. – №41. – с. 3 – 5.
  7. Паравина М. Н. Подбор педагогических кадров в гимназиях Казанской губернии в дореволюционный период /М. Н.  Паравина // Дискуссия. – 2016. – №5(68). – С. 139– 145.
  8. Профессиональное образование в Казанской губернии // Казанская газета. –  1908. –  №1. – С. 3 –5.
  9. Сайфуллов Р. Р. Трудовая повседневность народных учителей Российской империи во второй половине XIX-начале XXвв. (на материалах Казанской губернии) // Историческая этнология. –  2018 . – №1.  – С. 149 – 155.
  10. Суходоев, Н. С.  Начальное образование в городах Казанской губернии во второй половине XIX-начале ХХ вв.: специальность 07.00.02-Отечественная история: автореферат диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Казань, 2002. – 23 с.  – На правах рукописи.
  11. Шарафутдинов З. Т.    История педагогики Татарстана: учебное пособие для педагогических учебных заведений / З. Т. Шарафутдинов, Я. И. Ханбиков; Казанский государственный педагогический университет. – Казань: Казанский государственный педагогический университет, 1998. –  307 с.

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International