Виртуальная выставка «Мудрость в слове обретая»

15 мая 2023 г., понедельник

2023 год Всемирный конгресс татар объявил Годом дастанов. Традиция татарского дастана очень глубока – это жанр, который удачно сочетает и литературу, и исторические источники.  Дастан – крупный эпический жанр в фольклоре тюркоязычных народов, в том числе татар.  Дастаны татарского народа являются не просто старинными рукописями устно-поэтического творчества, но и определенным звеном в развитии литературы и фольклора.

Тюркские народы издавна связывали общие исторические условия, проживание на сопредельных территориях, языковая общность. В период Золотой Орды отношения между тюркскими народами еще более укрепились, и взаимный обмен культурно-духовными ценностями воспринимался как одно из следствий этих связей.‎ Это особенно ярко выражено в фольклоре. Наличие большого количества вариантов дастанов, относящихся к золотоордынскому периоду, свидетельствует о взаимосвязи тюркских народов.  «Дафтар-и ‎Чингиз-наме» – произведение на основе исторических и фольклорных сочинений периодов Золотой Орды. Некоторые списки главы из «Чингиз-наме», ‎посвященные Тамерлану хранятся в фондах нашей библиотеки.‎

Повествования из «Чингизнаме». – Список XVIII века

В фольклор имя Тамерлана вошло уже при его жизни и дошло до наших ‎дней. ‎Тамерлан вошел в историю как очень противоречивая личность. Если для ‎народов Средней Азии он стал объединителем раздробленного государства в ‎единую империю, то для людей захваченных им территорий он был ‎разрушителем.‎ Но как бы его не воспринимали народы, в первую очередь, он вошел в ‎историю как великий полководец, государственный деятель, известный ‎человек своей эпохи.

Глава книги, излагающая дастан о роде Чингиз хана и Тамерлана. – Казань, ‎‎1882‎

Среди героических дастанов есть великолепное произведение, известное ‎под ‎названием «Кахарман Катил». Он был распространен среди татар в рукописной форме, а с наступлением ‎периода активного книгопечатания – в виде книг.

Созданная в дастане эпическая картина отражает крупные исторические события и большие идеологические воззрения. Велика вероятность того, что популярность у татар дастана «Кахарман Катил», повествующего о героических приключениях ‎исламских войск, была ‎непосредственно связана с идеей пропаганды и укрепления ислама.‎

Сказание о Кахарман Катиле. – Казань, 1911

«Благородный юноша» («Бүз егет») – популярный любовно-романтический дастан татарского народного творчества. Устные варианты дастана были широко распространены на территориях компактного проживания различных этнографических групп татар. Рукописный вариант «Благородного юноши» написан на старотатарском языке с заметными элементами мишарского диалекта и казахского языка.

Благородный юноша. – Список 1878 года

Стиль произведения близок к народно-песенным традициям, что способствовало его широкой популярности среди многих тюркских народов

В Казани дастан  ‎«Благородный юноша»‎ впервые был издан в 1874 году (вариант А.Курмаши). Впоследствии он с незначительными изменениями неоднократно переиздавался

‎«Тахир и Зухра», «Сайфульмулюк» и другие дастаны с ‎любовной тематикой – вечные произведения, посвященные описанию ‎чистой, целомудренной любви молодых‎. Через образы безвременно погибших молодых людей татарский народ ‎описал свое представление о храбрости, преданности, целомудренных ‎чувствах и красоте, которые соответствовали ‎‎ его идеалу.‎

Кысса-и Сайфульмулюк. – Казань, 1894

Наряду с другими эпическими произведениями дастан «Тахир и Зухра» у ‎татар был принят как образец литературного произведения, ‎переписывался, ходил по рукам. Многочисленные варианты дастана – ‎прекрасные образцы, обогащающие жанр дастана, подчеркивающие, что ‎это памятник, опирающийся на эпические традиции‎.

Кысса  о Тахире и Зухре. – Список конца XIX века

Кысса о Тахире и Зухре. – Казань, 1917‎

Дастанное наследие татарского народа – огромное. Изучение и популяризация дастанов один из возможных путей возрождения интереса татар к родному языку и культуре. Вышепредставленные и  другие экземпляры рукописных и книгопечатных дастанов, также баитов и мунаджатов, хранящихся в фондах  отдела рукописей и редких книг, представлены на выставке в классическом зале Национальной библиотеки Республики Татарстан.

Список использованной литературы:

Абилов Ш. Дастаннар // Татар әдәбияты тарихы. 6 томда, 1 том. Казан: Татар. кит. нәшр., 1984

Бүз егет. – 1878 ел күчермәсе

Каһарман Катил хикәясе. – Казан: Шәмсетдин Хөсәенов вәрәсәләре, 1911. – 270-388 б.

Кыйссаи Сәйфелмөлек. – Казан: Шәмсетдин Хөсәен угълының вәрәсәләре, 1894. – 72 б.

Кыйссаи Таһир илә Зөһрә. – Казан: Матбагаи Кәримия, 1917. – 64 б‎.

Мухаметзянова Л. Татарский эпос: книжные дастаны. – Казань: ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова АН РТ, 2014. – 380 с.

Таһир-Зөһрә кыйссасы. – ХIХ гасыр ахыры күчермәсе

Хусайнова Г. Взаимовлияние фольклора и литературы в татарских романтических дастанах: автореф. диссерт. канд. филол. наук: 10.01.09. – Казань, 2022. – 27 с.

‎«Чыңгызнамә»дән хикәятләр. – XVIII гасыр күчермәсе

Һәза китабе фаслы дастане нәсле Чыңгыз хан вә Аксак Тимер нәселендән ‎бәян идәр. – Казан, 1888. – 45 б.

 

 

 

 

 

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International