В истории искусства есть имена, которые являют его уникальную страницу, или им суждено стать первопроходцами. Таким художником в искусстве Татарстана стала Гайша Абдрахмановна Рахманкулова – первая татарская профессиональная женщина-художник.
Гайша Рахманкулова. Казань, 1939 г. Из открытых источников https://dzen.ru/a/ZF3ZOEej8SbfcLtQ
Гайша Абдрахмановна Рахманкулова родилась 3 декабря 1913 года в деревне Кармаскалы Уфимского уезда Уфимской губернии. В 1924 году семья Рахманкуловых переезжает в Уфу, а в 1931 году – в Казань. В 1936 году Г.Рахманкулова поступает в Казанское художественное училище, которое заканчивает в 1941 году. Ее творческий путь начинается в годы Великой Отечественной войны. В 1942 году она стала членом Союза художников Татарской АССР.
С 1942 года Гайша Рахманкулова работает в Татарском художественном фонде (до 1953 года – «Татхудожник»). Ею были созданы произведения во многих жанрах. В творчестве Рахманкуловой обозначается два этапа. В послевоенный период до начала 1960-х годов она активно работает в области станковой живописи: портрета («Портрет матери», 1946; «Народная артистка ТАССР Г.Кайбицкая в роли Алтынчеч», 1947), бытовом («Юные натуралисты», 1950; «Студенты», 1952), пейзажа («Половодье», 1953; «В Ленинском садике», 1954; «Весна в городе», 1954),, натюрморта («Пионы», 1955).
Другой этап, который охватил вторую половину творчества художницы, связан с акварелью. В этом материале проявилась подлинная живописность мастера, вся её жизненная и творческая позиция.
В 1960-е годы художница увлекается акварелью. «Акварельная» стихия её творений началась с выставки работ эстонских и латышских акварелистов, экспонировавшейся в Музее изобразительных искусств в Казани в 1961 году: «Я была совершенно покорена этой выставкой… Я начала буквально с нуля… Из этой выставки я кое-что поняла, попробовала дома писать акварелью. В процессе работы открывались другие формы письма, а позже – колоссальные возможности акварели».
Из путешестия вокруг Европы, совершённого в 1962 году в составе группы татарских художников, художница привезла более шестидесяти акварельных листов с видами Греции, Турции, Италии, Франции, Англии, Дании, морских панорам Средиземного моря, Атлантического океана, которые позже составили целую выставку. Позднее появились циклы, связанные с поездками по Волге и Северному Кавказу, в которых ярко раскрылись индивидуальное своеобразие Г. А. Рахманкуловой.
В 1960–1970-е годы одно из центральных мест в ее творчестве занял образ Казани: памятнки старины и новые кварталы, кипучая жизнь большого города; интерьеры нарядной татарской избы; предметы народного творчества и особенно любимые художницей цветы. Она стала ведущим мастером акварели.
В 1980-е годы в жанре портрета Г.Рахманкулова создаёт циклы образов артистов казанских и гастролирующих театров. Среди портретов её галерии – писатели, поэты, композиторы, искусствоведы, художники; типажи людей деревни (серия «Кырлай»), строителей КамАЗа, нефтяников. Во всех гранях своего таланта мастер стремилась постичь суть вещей, их гармонию. Она тонко и остро чувствовала и природу, и людей.
Гайша Рахманкулова являлась участницей республиканских (с 1944 г.) и зональных («Большая Волга»), всероссийских и до 1976 года единственным татарским художником, чьи работы экспонировались на Всесоюзных выставках акварели в Москве (1972, 1975). В Казани многократно проводились персональные выставки художницы. Она участвовала при жизни в 85 выставках!
В 1974 году Г.А.Рахманкуловой присуждается почетное звание заслуженного деятеля искусств ТАССР; в 1984 году – народного художника ТАССР.
Гайша Рахманкулова умерла 3 мая 1991 года.
***
Представляем альбомы и книги из фонда отдела татарской и краеведческой литературы, повествующие о жизненном и творческом пути Гайши Рахманкуловой.
Альбом иллюстраций, изданный в 2013 году, который содержит репродукции её лучших картин. Автор-составитель данного альбома – Алледия Рахманкулова, дочь художника.
Гайша Рахманкулова: [альбом] / [авт.-сост. А. Д. Рахманкулова]. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2013. – 186 с: цв. ил.
В альбоме опубликованы воспоминания художника, открывающие читателю полную картину её биографии, отрывки из личного дневника, отзывы с персональных выставок Гайши Рахманкуловой, фотографии из семейного альбома.
Гайша Рахманкулова: альбом / под ред. А.Д. Рахманкуловой. – Казань, 2013. – С. 5.
Нельзя обойти вниманием одну из последних работ Гайши Рахманкуловой – «Портрет матери» (1991).
Гайша Рахманкулова: альбом / под ред. А.Д. Рахманкуловой. – Казань, 2013. – С. 48
***
К 100-летию со дня рождения Г. Рахманкуловой в 2014 году издан Каталог выставки произведений из коллекции Государственного музея изобразительных искусств РТ.
Гайша Рахманкулова. К 100-летию со дня рождения: каталог выставки (май 2014) / М-во культуры РТ, Гос. музей изобраз. искусств РТ; Нац. худож. галерея «Хазинэ»; [сост.: С.Е. Новикова, А.К. Сираиева, Д.Д. Хисамова; науч. ред. Д.Д. Хисамова]. – Казань: Заман, 2014. – 63 с.: цв. ил. – (Женщина в искусстве).
Каталог – результат многолетней исследовательской работы научных работников, посвященной жизни и творчеству выдающейся художницы. В этом каталоге публикуются картины, олицетворяющие разнообразие стилей и тем, затронутых Рахманкуловой в ее творчестве. Независимо от жанра или темы, каждая работа характеризуется безупречным качеством и глубоким выражением. Читатели, просматривая этот каталог, погрузятся в удивительный мир Гайши Рахманкуловой. Они будут свидетелями ее страсти к живописи, наблюдая, как она способна ловко сочетать цвета и создавать эффекты, которые захватывают воображение.
Каталог, посвященный творчеству Гайши Рахманкуловой, несомненно, станет незаменимым справочником для всех, кто интересуется искусством и красотой.
***
В 2022 году издан альбом-каталог «Искусство на кончике кисти. Живопись и акварель Гайши Рахманкуловой» – полное собрание произведений Гайши Рахманкуловой в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан. Это издание является данью уважения памяти художника, а также данью искренней признательности бескорыстному дару А.Д. Рахманкуловой. Коллекция стала значительным вкладом в сокровищницу национального искусства Татарстана.
Искусство на кончике кисти. Живопись и акварель Гайши Рахманкуловой: альбом-каталог / Министерство культуры Республики Татарстан, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан;
сост.: С.Е.Новикова, А.А.Гатина, Н.В. Архиреева. – Казань: Издательство Сергея Бузукина, 2022. – 227 с.: ил., портр.
Во вступительном слове к альбому-каталогу директор Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан Розалия Нургалеева раскрывает историю создания этого издания: «2021 году коллекция Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан пополнилась масштабным собранием акварельных листов и живописных картин (более пятисот произведений) Гайши Абдрахмановны Рахманкуловой, которые раскрывают богатейший пласт ее дарования, широкий диапазон ее творческих интересов. Этим великим даром музей обязан дочери художницы Алледии Денисовне Рахманкуловой, хранителю творческого наследия матери – на протяжении нескольких десятилетий она оставалась и пропагандистом творчества Гайши Рахманкуловой. Также в музей поступил значительный семейный архив, содержащий документы, фотографии, письма, наброски к работам. Все это послужит в дальнейшем широкому и пристальному изучению творчества мастера. В каждом из жанров, в которых работала художница - натюрморте, портрете, пейзаже, тематической картине, – Гайша Рахманкулова выразила свое трепетное и восторженное отношение к жизни, природе, людям. В ее произведениях с особой силой отразились основные качества таланта художника – высокая эмоциональность, музыкальность, присущее этому мастеру чувство цвета и ритма. Ее сельские и городские пейзажи, красочные интерьеры татарского деревенского дома, портреты деятелей культуры – актеров, писателей, музыкантов, а также простых и честных тружеников показывают мир, в котором живет человек, добрым, чистым, лишенным лицемерия и лжи».
Портрет дочери // Гайша Рахманкулова: альбом / под ред. А.Д.Рахманкуловой. – Казань, 2013. – С. 26.
Гайша Рахманкулова: каталог выставки (май 2014). – Казань, 2014. – 63 с. – На обл.
Библиография: